Нужно ли понимать писателя?

Знаете, почему «Черный квадрат» Малевича стал популярным?
Потому, что каждый мог его интерпретировать по-своему. Один видел в квадрате космос, другой – конец искусства, третий – написанные миллионы страниц…

Мне невыносимо читать опусы, изобилующие советами и указаниями, как надо мыслить и жить. У меня своя жизнь с ошибками, радостями и проблемами. На нее не наложишь жизнь чужую, с ее проблемами и способами их решения. Я как-то писал, что мудрые мысли хороши тем, что помогают оправдать прошлые ошибки. От новых они не защищают. Решение принимает подсознание. Наша логика спит, когда мы говорим, что любим, ненавидим или сейчас съедим кусок торта.

Когда художник водит кистью по холсту, а писатель барабанит по клавишам, то сознание отдыхает. Оно включается, когда подсчитывается число строк или стоимость красок. Мазки на холсте и слова на экране возникают вне рационального мышления. Ты можешь составить сто планов книги или картины, но после первого мазка или предложения начинается таинство, в котором нет аристотелевской логики и устоявшихся правил.

Не спрашивайте художника, что он хотел сказать картиной. Он скажет, что галерейщик объяснит лучше. А фиолетовый мазок в углу – это случайно получилось. Он колер подбирал, мазнул и решил оставить. Почему так решил, сам не знает. Отошел метра на два, посмотрел и понял, что так интереснее.

У писателей еще сложнее. Вообще-то он хотел рассказать историю любви, рассказанную попутчицей в электричке, а почему читатели увидели в рассказе критику правительства и историю Древнего Рима – это уже на их совести.

Замечательно, когда в картинах и текстах каждый видит свое. Значит, подсознание мастеров нашло нечто, что затронуло, заставило подумать. Никто не стал лучше – это невозможно для картины и книги. Но если сердце забилось чаще, ты улыбнулся или загрустил, то значит, художник работал не зря. Что-то легло в твое подсознание, и, может, когда оно будет принимать важное решение, то выберет не окольные пути, а дорогу, где мы станем чуть счастливее.


Рецензии
"Почему так решил, сам не знает. Отошел метра на два, посмотрел и понял, что
так интереснее."

Если присмотреться, то на одну чашу весов он кидает "как правильно и точнее", а на другую "как интереснее". Это творческая удача, когда на весах действительно что-то есть и они приходят в равновесие. Чаще бывает на левую чашу (поближе к "сердцу") всякой хрени накидают, а на правую - "черный квадрат" и "статус". Правая чаша падает и - шарах читателю по башке. Он и балдеет сразу от такого творчества... :)))
Об этом http://www.proza.ru/2017/09/13/792

Александр Васильевич Гринь   09.03.2019 11:28     Заявить о нарушении
хорошее сравнение!

Владимир Дараган   09.03.2019 18:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.