Недостатки субъективного идеализма

          Идеализм – мировоззрение, при котором первичным элементом действительности является дух, сознание, разум. Он противопоставляется материализму, который признаёт первичность материи и производность сознания. Идеализм имеет два основных направления – объективный и субъективный. При объективном идеализме первоначалом признаётся духовная сущность, не зависящая от сознания и воли человека (Бог, мировой разум и т.д.). Субъективный идеализм признаёт реальным лишь сознание человека, которое формирует всю окружающую действительность. К нему близок принцип cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую»), сформулированный Р. Декартом, который усомнился в реальности всего окружающего и нашёл лишь неоспоримое доказательство собственного существования: чтобы думать, надо, безусловно, существовать.
          Что же находится за рамками собственного существования? Сторонники субъективного идеализма утверждают, что всё остальное – некая иллюзия, порождаемая субъективным разумом. Так, с блокированием органов чувств искажается или даже пропадает пространство. С отключением сознания (что происходит, к примеру, во сне) исчезает и время. Таким образом, окружающая действительность для субъекта значительно меняется при изменении состояния его сознания. Всё это говорит – или может говорить – о непостоянности окружающего, его сильной зависимости от состояния психики человека, а значит и производности, вторичности.
          С другой стороны, существуют вопросы, которые субъективный идеализм, на наш взгляд, объяснить не может.
1. Предполагая индивидуальное сознание как первооснову, необходимо назвать саму индивидуальность. Кто является субъектом, чьё сознание моделирует окружающий мир? В этой ситуации можно предположить только два варианта: или это некий человек, или это «я сам». Первый вариант разрешить невозможно: носителем первичного сознания может быть любой субъект, и определить его – абсолютно невыполнимая задача. Более того, наделение кого-то постороннего свойствами генератора реальности мало чем отличается от объективного идеализма, где эту роль обычно выполняет Бог. Допустимым остаётся только вариант «я сам». При этом приходится признать иллюзорность (фиктивность, нереальность) окружающих людей, в том числе близких, приятелей, собеседников. Впрочем, настоящей проблемой это будет только в том случае, если кто-то из них тоже субъективный идеалист. В этом случае спор, чьё сознание реальней, будет очень долгим. Другими словами, по-настоящему общего мировоззрения среди сторонников субъективного идеализма быть не может, мировоззрение каждого из них будет уникальным («первично лишь моё сознание»), а истинность его в связи с этим будет стремиться к нолю.
2. В рамках субъективного идеализма крайне затруднено объяснение объективных закономерностей. Открыты тысячи физических, исторических и иных законов, которыми занимаются любые науки вообще. Такие законы безотказно действуют во времени и пространстве. Так, любое вещество состоит из конкретных атомов; общность языков народов связана с историей их расселения; эволюция организмов подтверждается морфологическими, эмбриональными, палеонтологическими доказательствами. Об этих закономерностях субъект может даже не догадываться, а владея знаниями о них, наоборот, будет способен сознательно улучшить качество жизни. Достаточно вспомнить, что дала человечеству добыча огня.
          Кроме того, закономерна и общность восприятия людьми окружающей действительности. Двое, десять, тысяча человек с нормальным восприятием цвета одинаково назовут цвет ручки (зелёная) и сопоставят его с другим предметом (зелёным деревом). В концертном зале все одинаково воспринимают песню артиста, что свидетельствует об идентичном восприятии людьми звуковых волн. Вообще, утверждение о разном восприятии действительности людьми трудно соотнести с общностью генетики, строения организма: в связи с чем два тождественных по строению организма должны по-разному реагировать на изменения физической среды?
3. Наконец, даже если безапелляционно допустить первичность собственного сознания, а также то, что всё вокруг, со всеми открытыми и неоткрытыми своими закономерностями, – продукт его искусной работы, остаётся неясным, как такое сознание соотносится с волей лица – генератора действительности. Помимо того, что сознание человека утаивает для него же самого знания об окружающем, и того, что человек не может усилием ума изменить физические константы, произвольно определять поведение собеседника или поднять камень лишь усилием мысли, сознание (будучи генератором реальности) периодически организует не вполне желательные события в жизни человека, которых бы он явно не хотел.  Наличие желаний, чувств наподобие тревоги, разочарования, страха, счастья, а также нежелательных событий говорит о том, что человек не только не может произвольно изменить окружающий мир (что было бы логично для субъекта – генератора реальности), но и не всегда контролирует собственную жизнь: его воля не всегда совпадает с его же собственным сознанием. Поэтому возникает вопрос: что есть сознание, не зависящее от воли? Некий инородный элемент, посторонняя сила, мало чем отличающаяся от «высших сил», посылающих людям испытания, наказания и вознаграждения.
          Таким образом, идея субъективного идеализма содержит внутреннее противоречие, разрешение которого невозможно без введения постороннего генератора действительности, что превращает эту философию в другую разновидность идеализма – объективный. По сути, идеализм не может не носить религиозный оттенок, поскольку всегда должен предполагать наличие внешнего для воли человека первоначала – будь то Бог, мировой разум или же собственное неконтролируемое сознание.


Рецензии
Полностью согласен по всем пунктам - недостаток на недостатке, а сама концепция еще и частично находится "в сферическом вакууме".

Мое любимое, как говорится:"...Сторонники субъективного идеализма утверждают, что всё остальное – некая иллюзия, порождаемая субъективным разумом. Так, с блокированием органов чувств искажается или даже пропадает пространство. С отключением сознания (что происходит, к примеру, во сне) исчезает и время..." Сразу, сходу и немного с конца - время никогда и никуда не исчезает в силу того, что во сне мы стареем и в конечном счете (но не обязательно именно во сне) мы умираем. Сама смерть говорит нам, что что-то уже в этой концепции нарушено, ведь иначе человек был бы Богом, что рассмотрено автором в пункте 3.Далее, оттого, что мы закроем глаза и станем глухими, пространство вокруг нас не исчезнет. Это легко проверяется хотя бы тем, что при перемещении в закрытой комнате с предметами человек будет на них натыкаться не зависимо от того, слышит он их или нет, видит или нет, чувствует боль или нет или даже все вместе и сразу. За пределы комнаты он так и не попадет, чтобы он не делал (Или, возможно, мне тут скажут, что и комната иллюзорна, ну так вы в ней и помрете в итоге, не имея выхода, т.е., всего-навсего, энергия перейдёт в другое состояние, а плоть разложится). Ну, тогда так - если мы опыт с отключением всех чувств проделаем максимально долго, то, потом, допустим, лет через двадцать, придя в себя, мы обнаружим, что мир жестоко изменился и мы в нем ничего не понимаем. Вот и доказательство, что материя первична.

Мир нас никогда не ждет и нещадно бьет в щи, хотим мы того или нет и управлять этим мы не в состоянии, что опять же рассмотрено в пункте 3. Также нельзя забывать тот факт, что все, что связано с религией, так или иначе опирается на сверхъестественное, а оно, в свою очередь, порождается (порождалось изначально) малыми знаниями о мире, вере в Бога как такового, ведь это гораздо проще, чем самому что-то делать при низком психическом здоровье (это даже не осуждение, а просто факт работы человеческой психики) и даже в корыстных целях (в средние века считалось, что Земля - центр мира. Если ты не согласен с официальной церковью, то тебя сожгут).

Другое дело, что познать саму суть любой вещи до конца, на всех уровнях понимания и осознания невозможно для человека, ведь, например, рабочий стол для нас - это именно совокупность знаний о нем как о предмете, решающим конкретную задачу и, в целом, под это определение может подойти очень много таких столов - сделанных по-разному, из разных сортов дерева или других материалов, с разными габаритами, весом, цветом, блеском, покрытием, функционалом, эстетикой и т.д. Но в объективной реальности (максимально еще понятной для человека на данный момент развития физики и химии) это набор атомов, соединенных вместе, который поглощает такой-то спектр, отражает такой-то (это его цвет). Вот и все. Это Мы называем такой набор атомов столом, поскольку мозг стремится к упорядоченности и простоте конструкций. Более того, задумываясь, например, о смысле жизни, мы размышляем в рамках своих же конструкций и мировоззрения, никогда и ни при каких обстоятельствах не выходя за эти конструкции и мировоззрения, а они, в свою очередь - продукт обработки наших органов чувств и психики. И вот где-то на этом месте становится очевидно, что материя все же первична и довлеет над нами, не наоборот. Мы - не центр Вселенной, а сейчас не средние века. Мы - точка, в безграничном, можно даже сказать ужасающе безумном в своих размерах, пространстве. Мы взращены в тепличных условиях нашей Земли, хотя менее чем в ста километрах над нами начинается, выражаясь литературным и ненаучным языком, безграничная пустота, познание которой выдернет нас наконец из цепких лап безобразных религий.

С автором полностью согласен, как уже и говорил, ставлю "зеленую".

P.S. Ах да, напоследок вспомнил срач, который не утихает уже примерно лет 100, а именно сколько кадров в секунду способен видеть человек. Даже многие образованные люди в силу каких-то своих умозаключений и наблюдений до сих пор отстаивают точку зрения, что 24 кадра - это максимум (или 30, тут уже зависит от того, кто во что верит. Опять же, ВЕРИТ). Любые доводы, что ну вот вы возьмите и запустите какую-нибудь игру в 30 кадров в секунду, а потом в 60, благо все современные мониторы выдают не меньше 60-ти кадров в секунду. И, как говорится, почувствуйте разницу - было все довольно резко, а становится очень плавно. Простейший способ - ролики на ютуб как таковые - уже лет пять можно публиковать в 60 кадров в секунду. Но нет, все равно до потери пульса спорят, что 24 кадра, хоть тресни. Ну это уже так, накипело :)

С уважением, твой друг Иван.

Александрович Иван   03.09.2018 18:20     Заявить о нарушении
Время никуда не исчезает объективно, но во сне или другом подобном состоянии так лишь может показаться самому спящему - и за это последнее суждение обычно цепляются идеалисты. Хотя должно быть очевидно, что имеет место просто особое состояние психики, сознания.
Познать вещь до конца - вот тоже вопрос, который не факт, что будет разрешён до конца) Люди уже очень далеко продвинулись в изучении квантового мира и дальнего космоса, но на главные вопросы ещё нет ответов: какова граница пространства, откуда всё произошло, какова элементарная единица материи и как она соотносится с вакуумом, да и то же самое время, какова его суть. И вот здесь, мне кажется, ещё есть место религии. Пока истина не установлена, место её занимает вера. Был ли акт творения? И те же вопросы с раем и адом. Вообще, думаю иногда выложить текст про религию, но как-то не доходят руки)
Спасибо за содержательный отзыв, и про эти кадры... Если говорят про зомбирующий "25-ый кадр", почему же воспринимается всего 24? Как будто у нас недостаёт зомбированых людей) А серьёзно, 60 кадров правда выглядит более плавно.

С пожеланием творческих успехов,

Альдер Ан   04.09.2018 18:21   Заявить о нарушении