Человек театра Лев Самойлович Бакст 1866-1924

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Лев Самойлович Бакст, художник эпохи модерна, человек театра — одна из наиболее ярких фигур блистательного художественного мира начала ХХ века.
Лев Бакст (Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) родился 8 февраля 1866 года в Гродно, в семье небогатого буржуа, не слишком успешно занимавшегося торговлей. Вскоре семья переехала в Петербург. Самые яркие впечатления детства — книги и театр.
А еще — квартира деда на Невском проспекте, полная старинных красивых вещей из другой «волшебной» жизни: старший Бакст, эксклюзивный и очень дорогой портной, светский человек, большую часть жизни проведший в Париже, пытался и в России сохранить шик французского быта.
В старших классах гимназии романтичный и честолюбивый мальчик неожиданно для всех решает стать художником и поступает вольнослушателем в Академию художеств. Но четыре года обучения дают ему лишь основы технических, профессиональных навыков вместе с уверенностью в том, что академическое искусство лишено всякой актуальности и интереса.
С 1889 подписывал свои работы под эффектным псевдонимом "Бакст" (от Бакстер – фамилии бабки по материнской линии).
Среди прочего Бакст создает в эти годы альбом «15 литографий русских художников».
Наиболее содержателен и совершенен в техническом отношении портрет Левитана.
Бакст рисовал Левитана за год до его смерти, когда тот прибыл в 1899 году в Петербург на открытие первой выставки «Мира искусства».
Полный творческих замыслов, художник был безнадежно болен.
Бакст всеми силами старался передать его эмоциональную нервную натуру. Для этого он усиливает светотеневые контрасты, делает беспокойным силуэт.
Потом была книжная и журнальная работа, участия в выставках, творческие поездки в Италию, Францию, Испанию.
Все это давало опыт, знания и связи, но определить свой путь позволило сближение с группой творческой молодежи, сплотившейся вокруг Александра Бенуа. Это были ставшие широко известными К. Сомов, Д. Философов, С. Дягилев, В. Нувель,
Е. Лансере, М. Добужинский.
Очень быстро эта группа из кружка по самообразованию превратилась в самое значительное художественное объединение России начала ХХ века - «Мир искусства».

Бакст, наряду с А. Бенуа стал одним из организаторов и наиболее деятельных членов объединения, принимая участие во всех творческих проектах «мирискусников»: устройстве крупных международных выставок, популяризации современного искусства, издании литературно-художественного журнала «Мир искусства» (утонченный и изысканный образ журнала - во многом его заслуга) и, конечно, театрально-декорационной деятельности.
Параллельно он занимался педагогической деятельностью, и ученики частной художественной школы (среди них и М. Шагал) не только очень ценили Льва Самойловича как преподавателя, но и любили.
Побывав вместе с В.А.Серовым в Греции (1907), Бакст создал ряд пейзажей, а также знаменитое панно "Древний ужас" ((Terror Antiquus 1908), где античность представлена в ее пугающем облике.
В этой картине отразились впечатления Бакста, связанные с его поездкой в Грецию. Это было путешествие не только в пространстве, но и во времени: художник увидел места, где рождались мифы о богах и героях, где создавались знаменитые поэмы Гомера. Но не только Греция вдохновила мастера, немалую роль, несомненно, сыграла и популярная тогда легенда о гибели Атлантиды.
Резкий светящийся зигзаг молнии, словно некое грозное знамение, разрезает небосвод на огромном, почти квадратном полотне картины. Взбунтовавшаяся морская стихия стремительно поглощает скалистый архипелаг. Среди статуй и архитектурных сооружений в панике мечутся маленькие беспомощные фигурки людей. И над всем этим ужасом, миром, проваливающимся в бездну, в центре полотна, возвышается статуя архаической Афродиты с синим голубем в руке, как символ вечности и нетленности красоты.
Своими художественными приемами картина вызывает ассоциации с театральной декорацией, и это не случайно: Бакст много и успешно работал в театре, оформлял спектакли, что определенно повлияло и на его панно «Древний ужас», которое было подарено Русскому музею сыном живописца в 1965 году.
В 1910 году  Бакст поселился в Париже. Накануне отъезда из России он развелся с женой - Любовью Пав¬ловной Гриценко (дочерью П. М. Третьякова и вдовой художника Н. Н. Гриценко), ради брака с которой в 1903 году  принял христианство. Вернувшись после развода в иудаизм, Бакст навлек на себя нападки черносотенной прессы. После 1910 года, работая в Европе и Америке, в России он бывает лишь наездами.
Посещение Петербурга в конце 1912 года окончилось скандалом: ему предписано в 24 часа покинуть столицу как еврею, не имеющему права на жительство.
Ходатайство о предоставлении вида на жительство (октябрь 1913), поддержанное великой княгиней Марией Павловной, было отклонено императором (февраль 1914). «Облетевший все газеты случай с Бакстом... характерный показатель, до какой степени у нас еще мало ценят искусство, художников и вообще талантливых людей», — сетовал хроникер журнала «Аполлон».
«Увы, в Петербурге я не гожусь, — писал С. Маковскому художник в 1913 году после того, как император отказал в прошении на получение права на жительство. - Это был позор для страны, которую я изо всех сил пытался прославить в целом мире».
В мае 1914 года, усилиями друзей, членов Академии художеств, Бакст был избран ее действительным членом и получил право жить в Петербурге, но этим уже не воспользовался и уехал в Париж.
В Париже о Баксте заговорили еще в мае 1909 после его первой большой работы для парижского театра Шатле - оформление балета "Клеопатра".
Уже первая постановка Бакста - "Клеопатра" (1909) произвела на зрителей огромное впечатление.
Многоцветная красочность увлекала зрителя. Как писал А. Бенуа, "на этом странном (гранитно-розовом и мрачно-фиолетовом), действительно южном, горячем и душном фоне так богато загорались пурпуры костюмов, блистало золото, чернели парики, так грозно надвигались... испещренные письменами носилки Клеопатры. На этом суровом твердом фоне такими искристыми, нежными и кошачьими казались пляски тоненьких египтянок и такими мощными - плавные движения бронзовых мускулистых египтян".
Эскиз костюма "Бегущая Клеопатра" для Иды Рубинштейн из балета "Клеопатра" 1909 года, Париж. Маленькая акварель 30x20 см стала наиболее воспроизводимой работой Бакста, начиная с открыток, обложек каталогов и заканчивая крупноформатными афишами.
Лев Бакст, 1908 год - эскиз к костюму Клеопатры для Иды Рубинштейн в балете Дягилева "Ночь Клеопатры". Изначально костюм предназначался для роли Саломеи в пьесе Оскара Уайлда, но этот спектакль был запрещен к показу в России, Станиславский и Мейерхольд разрешения на постановку не получили, а в постановке Евреинова он дошел до генеральной репетиции, но по распоряжению Синода был запрещен к показу за несколько часов до премьеры.
Чувство стиля, владение сценическим пространством, богатство палитры, в "Клеопатре" принесла Баксту славу, какой не знал до него ни один декоратор. 
В декорации к "Шехерезаде" (1910), напротив, краски буйствуют в изображении - тяжелых изумрудно-зеленых драпировок, устилающего пол кроваво-красного ковра и таинственного синего сумрака в глубине сцены.
В эскизах к костюмам Бакст создал свой собственный законченный стиль. Он изображал фигуры в движении, очень активном, энергичном. От этого волосы разметываются в стороны, легкие ткани одежд развиваются... Декоративное
искусство Льва Бакста было высшей точкой "Русских сезонов" в Париже.
После оформления балета «Шехерезада», показанного во Франции в 1910 году во
время «Русских сезонов» Дягилева, началась европейская слава Бакста.
Друг и коллега Бакста Пабло Пикассо, как свидетельствовал Стравинский, считал «Шехерезаду» шедевром, она была единственной балетной постановкой, которой он восхищался.
С тех пор непревзойденная манера оформления театральных спектаклей, которую художник показывает не только в Париже, но и в Лондоне, в Риме, безоговорочно принимается критикой.
Бакст стал центральной фигурой среди художников знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева, которые стали целой эпохой балетного искусства. «Восточные феерии» («Клеопатра», «Саломея», «Шехерезада», «Жар-птица») вызывали фурор у публики и театральной критики: «Париж опьянен Бакстом», «Это много роскошнее и красочнее, чем можно себе представить», — писали газеты. 
Успех Бакста, необычайная продуманность и декоративность костюмов, побудили владельцев домов мод обратиться к нему с заказами на эскизы костюмов. Началась совместная работа Бакста с тогдашним диктатором мод Полем Пуаре.
Для России такая сфера приложения художественного таланта была еще непривычна, публика удивлялась по поводу его "странного" и "малопонятного" интереса к обыденным вещам - одежде. Но Бакст серьезно подходил к созданию моделей.
Костюм для него означал нечто большее, чем просто необходимый предмет.
И в прошлые времена, и в современности костюм, - говорил он, - "это утонченная и одухотворенная форма целого периода цивилизации". Поскольку дома моделей обслуживали лишь определенный, весьма узкий круг лиц, то изысканная необычайность, даже экстравагантность модели считалась необходимым ее качеством.

Бакст выполнил рисунки для циклов костюмов в "восточном", "индийском", "античном" стилях. Бакст чувствовал себя не ремесленником-портным, но художником, наделяющим свои творения собственной жизнью, скрытым смыслом, особым языком, пробуждающим ассоциации и воспоминания.
В театре Бакст (наряду с А. Бенуа) — неоспоримый лидер. Он придерживался принципов исторической достоверности действия, единства и цельности сценического образа и особенно — его заостренной эмоциональности. Непременное требование — высокий профессионализм каждого из участников спектакля.
Живописность — основное выразительное средство Бакста-декоратора. Созданные им костюмы своим кроем, формой, цветом содействуют выявлению сценического движения, сущности образа каждого персонажа.

Итак, Париж признает Бакста «арбитром элегантности» и хорошего вкуса, он член французского музыкального общества, Осеннего салона и Королевской академии в Брюсселе, в 1914 году удостоен ордена Почетного легиона, правда он постоянно скучает по родине, мечтает вернуться в Петербург.
Но начинается первая мировая война, потом гражданская, массовая эмиграция, и надежды на светлое будущее уходят, уступая место болезням и творческим кризисам.
 
После Первой мировой войны Бакст переезжает в Америку, но через несколько лет возвращается во Францию уже всемирно обласканным и знаменитым.
Истинной же наградой он считал общение и дружбу с величайшими художниками, философами, поэтами и писателями, музыкантами хореографами и актерами.
Он оставил немало портретов близких или интересных ему людей — С. Дягилева,
А. Бенуа, А. Белого, К. Дебюсси, М. Балакирева, А. Павлова, А. Дункан,
В. Нижинского, И. Рубинштейн...
Зинаида Гиппиус. Портрет графический, выполненный на бумаге.
Художник использовал карандаш, использовал сангину. Более того, лист бумаги склеенный.
Изначально это был набросок, который Бакст позже закончил. Зинаида Николаевна имела совершенно удивительную фигуру и дивные ноги. Показать ее длинные, бесконечные ноги Бакст смог только подклеив еще немного бумаги.
Портрет изначально рассматривался как скандальный и неприличный из-за костюма, в который была одета Зинаида Гиппиус.
Это костюм маленького лорда Фаунтлерой, героя повести, написанной англо-американской писательницей Френсис Бернет в 1886 году, которая была переведена на 17 иностранных языков, включая русский.
Героем повести является семилетний американец, бывший убежденным республиканцем, который волею судеб оказался в Англии. Более того, даже узнав, что по рождению он является лордом, герой ведет демократично и дружелюбно со всеми.
Этот золотоволосый мальчик появился перед читателями и перед своим дедушкой-лордом в черном бархатном костюме, в коротких панталонах, в рубахе с кружевным жабо, и эта мода потом подвижных мальчиков всего конца Х1Х века.
Уже то, что Зинаида Николаевна примеряет на себя подобный костюм, который ей чрезвычайно шел, содержало в себе элемент иронии и провокации.
Портрет Зинаиды Гиппиус работы Бакста поступил в Третьяковскую галерею в 20-м году.
В 20 веке в странах Европы и Азии состоялось около 30 персональных выставок произведений Льва Бакста, неизменно имевших большой успех.
Его работы находятся в самых знаменитых музейных собраниях мира, во многих престижных частных коллекциях.
Широкая эрудиция, острое чувство времени, неуемное воображение, дар колориста, музыкальность и огромное трудолюбие позволили художнику создать истинные шедевры театрального искусства. Деликатный, изящный и обаятельный, он был широко эрудирован в вопросах искусства, свободно владел тремя европейскими языками.
 
В нем не было снобизма и самоуверенности, множество людей вспоминали о нем как об очень искреннем и доброжелательном человеке. Популярность, бесконечная напряженная работа, сроки, договоры, постоянные поездки тяготили, его мечта — тихая семейная жизнь рядом с женой и любимым сыном, работа в саду, где он собрал богатую и интересную коллекцию растений.
В 1924 году художника, находившегося в расцвете творческих сил, настиг апоплексический удар, случившегося во время работы над балетом «Истар» (музыка Венсана д'Энди) для труппы Иды Рубинштейн, а его работу продолжил сын Андрей Бакст.
Сын Бакста и дочери П. Третьякова — Андрей Львович Бакст (1907—1972), театральный художник, с 1928 г. жил и работал в Париже.
Умер Леон Бакст 27 декабря в больнице Риэль-Мальмезона через 5 месяцев и похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.
Оно было одним из основных мест захоронения русской эмиграции до Сент-Женевьев-де-Буа (начали регулярно хоронить в этом месте с 1929 г.).

Произведения Леона Бакста можно посмотреть на сайтах:                https://www.wikiart.org/ru/leon-bakst  и                https://gallerix.ru/storeroom/1498823822/
http://delaemvmeste.by/belorusskie-hudozhniki/leon-bakst/


Рецензии
Читал и читаю очерки Валерия Койфмана, узнаю новое о любимых художниках, приобретаю новых любимых художников.
Для очерков Валерия характерна информативность, доброжелательность и чистота языка, читать их одна из моих немногих хороших привычек... Живопись навсегда!
Спасибо.

Лео Киготь   11.11.2018 10:15     Заявить о нарушении