Церковь и охрана природы

Борис Родоман

РОССИЙСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ, ЦЕРКОВЬ
И ОХРАНА ПРИРОДЫ

        У проекта экологической специализации России, превращения большей части страны в природные парки и заповедники  – блистательные идеологические перспективы. Мифам о величии, уникальности, особой духовности России и об её мессианской роли экологическая программа не противоречит; напротив, она даёт им дополнительную пищу. Либералы-западники, национал-патриоты, неоимперцы-евразийцы, экологисты-неоязычники и даже православные идеологи могли бы обрести в экологической концепции свои ниши.
        Чаемый либералами демократичный надгосударственный мировой рынок мог бы открыть для себя и востребовать российский экологический продукт. Для этого нужна мощная реклама, но на то и капитализм, который они так любят.
        Русские националисты должны бы радоваться  тому, что от обилия природных заповедников и парков условия жизни русского этноса станут здоровее, приток трудовых иммигрантов уменьшится, процесс дерусификации страны замедлится, остатки деревни в качестве колыбели народа, его корней и почвы, лучше сохранятся, а вся Россия станет ВЕЛИКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕРЖАВОЙ. Это ли не прекрасно?
        Неоевразийцам так же должна быть приятна основанная на экологии возможность сохранения величия и целостности многоэтничной России как «особой цивилизации». Большим природоохранным потенциалом  обладает «неоязычество» – попытки возродить (скорее всего, в игровой форме)  дохристианскую этническую религию, которая в значительной мере была  повседневной практической экологией и фенологией. 
        Русская Православная церковь могла бы внушить своей пастве, что Бог хранил и готовил Россию для экологической миссии. Он уготовил ей роль Второго Ноева ковчега в эпоху глобального грязного потопа. Согласование православия с экологической доктриной – задача не более сложная, чем провозглашения святой Варвары-великомученицы небесной покровительницей ракетных войск, а Ильи-пророка – воздушно-десантных. Православные могли бы взять пример у более шустрых католиков, которые давно назначили патроном экологии Франциска Ассизского, отличавшегося бережным отношением ко всем живым существам, даже вшам на своём теле.
        Едва ли не самым почитаемым православным деятелем считается Сергий Радонежский. Он, по преданию, знал язык зверей и птиц и, как свидетельствует известнейшая картинка из его жития, договорился с медведем, хозяином леса, дабы тот не препятствовал ему основать монашескую обитель. Так почему бы не провозгласить Преподобного покровителем экологии?

Из опубликованных текстов Б.Б. Родомана. Подробнее см. «Экологическая специализация России» на «Проза.ру».

Подготовлено для «Проза.ру» 30 апреля 2017 г.
Пропало и опубликовано вторично 31 августа 2018 г.


Рецензии