Отец и сын

1. Блаженный

Мой отец был блаженным. Сейчас таких экзотических экземпляров почти не осталось. Их и раньше-то были единицы. Вот знаменитый Василий Блаженный, на могиле которого храм воздвигнут на Красной площади, был профи – ходил голый, бил палкой по церквям, и целовал дома грешников и проституток. Это было его призвание, если хотите, работа – устраивать зрелища, играть на публику, демонстрировать свою позицию. Отец никогда ни во что не играл. Он был блаженный не по призванию, а по естеству.



2. Сын

Вероятно, в жизни предыдущей
Я зарезал и отца, и мать,               
Если в этой – Боже присносущий! –
Так позорно осужден страдать.               
Гумилёв «К синей звезде».
               
Помню в армии я, 19-летний мальчишка, впервые ощутил на себе то «позорное страдание». Тогда же решил, что на мне лежит чей-то тайный неотомщённый грех, чьё-то проклятие. С этим позором мне предстояло жить долгие годы, жить, искупая чей-то смертный грех. Было страшно и душно, и одиноко, и больно. И обидно от осознания того, что я участвую в некоей потусторонней акции возмездия, смысла и цели которой я не понимаю. Но однажды я решил во всём разобраться по-взрослому.

Для начала я исследовал свою душную осточертевшую мне камеру, в которую засадили меня силы небесные, но ничего, кроме крошечного, своевольного беса, там не обнаружил. Тогда я выглянул через маленькое окошко в мир. Через решётку на меня смотрела ТАЙНА. Она была непроницаема и величественна, и дух захватывало от величия мира. И я понял, что ответы все там, то есть, сам мир таил в себе тайну. Никакого отдельного бога и отдельного зла – всё внутри структуры мира, частичкой которой я являюсь.
 
И я принял вызов, не рассуждая – интуиция влекла меня! Для начала… я отрубил голову Отцу небесному и подергал за хвост Сатану. Мой Эдипов комплекс созрел и достиг тогда абсолютного пика вершины: я убивал Отца небесного и насиловал Матерь-жизнь. Нет, не из праздного любопытства я творил беззаконие. Я хотел очиститься от всего того, что таил в себе тысячелетний человеческий опыт. Любой. Мне нужно было очиститься до полного нуля, стерилизовать себя, прокипятить, выморозить. Мне нужно было создать ПУСТОТУ.

Я молил Создателя: Боже, укрепи меня в моём неверии! Я чувствовал, что основной вопрос таится где-то там, в глубине тысячелетий. Какие-то там нестыковки в отношениях Бога и Человека. Уж больно безрадостны были те отношения. Тяжестью и мракобесием тянуло из прошлого. Я знал, что только так, только с нуля, начав не со «Слова, которое Бог», но с дожизненного Хаоса и только из первородной глины можно слепить своё мироощущение и вырваться из того тупика, в котором я пребывал.

Уничтожая прошлое, не принимая на веру ни одну «непреложную истину», я всё открывал сам. Странное дело, но отрицание и тотальный нигилизм, который я практиковал, дали обратный эффект: одиночество моё перестало быть кромешным, и, чем дальше, тем сильней, я ощущал чьё-то родственное дыхание. Чьё-то сердце билось рядом, чья-то Вечная Душа прильнула ко мне…



3. Отец

Отец «болел» эхололией. Он повторял окончания фраз собеседника, будто соглашаясь с ним. В споре это особенно доставало меня. Впрочем, меня в нём доставало практически всё.

Всю свою жизнь отец писал философский труд. Писал обо всём: о зарождении жизни, о космосе, о реальности Духа, о государственном устройстве. До сих пор у меня хранятся два чемодана его рукописей. Читать это невозможно, выкинуть – рука не поднимается.

Да, он был стопроцентный, натуральный графоман. Но удивительно не это. Вспоминая наши шумные баталии, где мы, два сумасшедших, пытались в споре родить истину, я теперь понимаю: у отца был космический мозг и абсолютное чутьё к подлинности. Как всякого юродивого, его осеняло знание. Путь к знанию его не волновал.

Говорить он не умел, путал слова, понятия; логик из него был никакой, но речь его была образна и музыкальна. И среди всей этой бестолковой и эмоциональной музыки, пробивались вдруг фразы-прозрения, на которые я тогда не обращал внимания.
Но что-то осело во мне. Больше того, эти фразы-наставления стали толчком для начала моего поиска истины.

-Каждый должен нести свой крест! – сказал я однажды расхожую фразу.

-…свой крест, – повторил отец, посмотрел на меня невидящим взглядом и неожиданно взорвался эмоциональной тирадой: – Чушь! Глупость! К чертям этот крест, не для того нам жизнь дана!

Воспроизвести музыкально-эмоциональную речь отца невозможно. Поэтому я попытаюсь донести хотя бы смысл сказанного. Нести свой крест, это значит – смириться со своим положением. Бог терпел и нам велел. Да, терпел на кресте муку нечеловеческую, (а куда деваться!) но не терпел, ни лжи фарисеев, ни темноты разума, ни покорности народа своего, поэтому и восстал! («Бил палкой» лживые церкви, дружил с проститутками и грешниками). Однако отец не любил и восстания.

-Я выпью за мещанина! – не раз повторял он свой любимый тост, – Мещанин понятие вечное, и всё, что творится на земле, – творится во имя мещанина. Человек рождён не для подвига, не для страдания, не для того, чтобы тащить свой крест на свою Голгофу. Он рождён землю возделывать, детей растить – для слияния с природой и космосом, с вечной музыкой мироздания.

-А как же Христос? – спросил я. – Он ворвался как огненная комета в жизнь мещанина, в его быт. Его революционные лозунги: «Кто не со Мной, тот против Меня», его наезды на богатых, дружба с нищими и отверженными, жертвенность!.. и потом, как следствие, потоки крови, нарушение всех общечеловеческих норм: «Брат пойдет на брата, сын – на отца». Это ли не вселенская Революция? Восстание Духа против Жизни!

Отец не читал Евангелия. Так уж случилось. Он вообще мало читал. Его представления о Христе были идеальными. Поэтому и не знал он, какое абсолютное заглавное значение христиане придавали кресту. Крест символизировал всё: подлую нашу жизнь, позорную смерть Сына Человеческого. И впоследствии он стал абсолютной святыней: им крестили младенцев, отпевали усопших, таскали под сердцем всю жизнь. Всё «цивилизованное человечество» превратилось в «крестоносцев».

-Христос не был революционером, он – воплощённый Дух. Загадка на все времена! Но я разгадал его тайну… Дух – реален, материя – фикция! – В этом месте отец всегда заводился, никого уже не слышал, он пророчествовал потомкам. – Христос аннигилировал! Его плоть взорвалась, освобождая дух и предвещая новую эпоху – эру Человека! ЧЕЛО ВЕК. – Отец указывал сначала на свой высокий лоб, а потом устремлял пророческий перст к небесам. – Понятно? – Я любовался им...

-С взрыва началась материя, взрывом и закончится! – пророчествовал он далее. – Материя временна, Дух вечен! Христос и есть воплощённый Дух, – он показал новый путь человечеству. Но мы его не поняли, поэтому и тащим крест свой, то есть живём в предыстории. История же начнется с новым тысячелетием.

Отец никакого креста не тащил. Он просто жил и радовался этому. А рядом я, весь такой страдающий от «бремени мудрости», придавленный собственным крестом, выговаривал ему:

-Ты… ты же блаженный, Идиот! Ты же не замечаешь вокруг ничего! Чему ты радуешься? Тебе неведомо, что «во многой мудрости много печали». Только Дурак радуется, что солнце светит, помидор – красный.

А отец действительно радовался. Всему. Новому дню, нашим спорам, даже неистовым моим обвинениям: «Ты хоть и революционер, однако, хорошо, что ты мне возражаешь. Это неправильно, когда сын соглашается с отцом». Он будто приветствовал мой «Эдипов комплекс», созвучный пророчеству Христа: «И восстанут дети на родителей и умертвят их». Отец был мудрец. Он хлебнул своей жизни полной ложкой. Безотцовщина при живом отце деспотичная мать, потом фронт, потом приговор к расстрелу.



4. Война

Вообще-то отец был везунчик. Убогость и спасала его. Я думаю, пристроиться к Христу за пазуху – наша семейная традиция. На фронт он попал не сразу. После десятилетки его направили на ускоренные курсы командиров в зенитно-артиллерийское училище. Так что начало войны, когда вчерашних школьников, сжигали как спички целыми коробками – он не застал. Повезло.

9 месяцев он учился на командира. Потом воевал – подбил 8 самолетов. Отец был совершенно невоенным человеком. Органически не мог приказывать. Он спрашивал, просил, но никогда не приказывал. Поэтому и остался лейтенантом. Однако зенитку знал, как свои пять пальцев, и большой был придумщик. Однажды остановил атаку немцев, ударив из зениток по пехоте. Был представлен к ордену, но... схлопотал выговор за использование НЗ.

-Запас они пожалели! А куда мне было деваться, когда пехота разбежалась, оголив передок. Я с пистолетом за каждым гонялся, одного остановлю, другой смылся. Ночь, темно, страшно! А у нас зенитки, с ними так просто не смоешься, – сиди, жди, когда тебя немец голыми руками возьмёт. Я и пристрелял край леса, откуда немец утром попёр. Мы как застрочили из двух стволов! Зенитка же вроде пулемета стреляет, только снарядами. Немцы в панике – новое оружие русские изобрели! 

Шесть смертей его миновало. Заговорённый был. То есть шесть реальных смертей, когда он, например, покидает позицию, а на место, где он только что стоял, падает бомба, и расчёт гибнет. Его даже приговор к расстрелу спас от реальной погибели. Пока он сидел в тюрьме, группировка, куда входила и его часть, была уничтожена полностью. Но до этой смерти должно было случиться ещё две…

Рассказываю всё по порядку, как мне это отец рассказал. Эту историю я знал наизусть. Как День Победы, мы с отцом выпьем, и я его пытаю, что да как. По сто раз одну и ту же историю слушал. Если отец что-то забывал или путался, я ему сам подсказывал…

В 1944 году после освобождения Риги наступило временное затишье. Делать им было абсолютно нечего. Сплошная маята. На передовой думаешь, когда же в тыл; в тылу – рвёшься на передовую.

-Тут мой солдат прибегает, кричит: «Усы, там спирт нашли, целую цистерну! Соседи уже гуляют!». Во взводе у меня  были одни «старики», лет по 30 – 40 и многие относились ко мне по-отечески. Поэтому, когда начальства рядом нет, называли меня Усы. Тогда, чтобы взрослее казаться, я усы знатные отпустил. –  В общем, приволокли канистру спирта. Я говорю: «Первым я попробую». Попробовал – спирт как спирт…

Когда уже все напились, кто-то, слышу, голосит: «У соседей солдат помер!». А мои сидят, осоловелые – ничего не понимают. И у меня всё закружилось, поплыло… Очнулся – в мертвецкой. Холодно, на полках трупы лежат. И я среди них. А у меня такое чувство – ни за что не помру! Стал о космосе думать, то есть ни о чём, в неведомых мирах растворяюсь… хорошо вдруг, тепло стало, я и уснул как младенец…
   
Просыпаюсь уже в палате. На всех койках потравленные бойцы. Рассказывают, что спирт этот оказался не этиловый, а технический, у него формула другая – яд, короче. Немцы его нарочно оставляли, что бы диверсию учинить. Изучила немчура пристрастия русского человека. Солдат отравилось – не сосчитать. В армии паника. До Москвы, говорят, дело дошло. Особисты по батареям шустрят.

Я, довольный, что выкарабкался из этой заварухи, возвращаюсь в часть, и тут – на тебе! – оружие сдать, вы арестованы. Арестовали только двоих. Меня и командира соседнего взвода старшину Воротникова. Короче, только мы двое из младшего комсостава выжили. На нас всё и повесили. Будто мы вдвоём эту грандиозную попойку устроили. Ясное дело, искали козлов отпущения, а нас двоих – все видели! – вместе с трупами в машину загрузили. На мёртвых всё и списали.

Устроили в части показательный суд. В каком-то рижском клубе, полный зал народу – со всего Ленинградского фронта офицеров нагнали. Зачитали наши «грехи» – преступная халатность, повлекшая массовую гибель в условиях военного времени. А это стопроцентно – расстрельная статья. Для проформы спросили, есть ли дополнения к суду.

И тут встаёт наш комбат и подаёт обвинителю рапорт. И гул стоит в зале, мол, нашли крайних. Это тебе не 41 год, когда всё «тройка» решала. Здесь боевые офицеры сидят, без пяти минут победители, а им «лапшу на уши» вешают. Обвинитель вынужден был зачитать: «Заслуги перед родиной. У бывшего лейтенанта, командира зенитного взвода Цыганова – сбито 8 самолетов противника; у бывшего старшины Воротникова – 6». Суд удаляется на совещание…

А я тебе так скажу, 8 самолетов сбить – совсем немало! И это только официально доказанных. Когда Мессера или Фокке-Вульфа завалил, и рухнул он в доступном месте, посылаешь туда бойца, чтобы номер самолета приволок. А там таких шустрых хватало – как бой закончится, бегут наперегонки. Стреляют-то все, а кто попал – одному богу известно. Так что 8 номеров добыть – это тебе не шуточки.

Долго они совещались. Не знаю, может, с Москвой связывались. Выходят, наконец: «Встать, суд идёт!». Председатель суда зачитывает приговор: «За преступную халатность, повлекшую за собой массовую гибель личного состава части в условиях военного времени, приговорить бывшего лейтенанта, командира зенитного взвода Цыганова и бывшего старшину Воротникова – к расстрелу».



5. Тюрьма

Отца не расстреляли. Заменили Голгофу 10-ю годами. Там же, в зале суда, после непродолжительной паузы. То есть сначала прочитали приговор к расстрелу, потом пауза, потом: «Учитывая заслуги перед родиной, заменить 10 годами лишения свободы». Эта пауза – момент истины – волновала меня больше всего.

-Что ты почувствовал в тот момент, что? – приставал я к отцу.

-Я такую лёгкость почувствовал, невесомость… казалось, по воде бы пошёл как Христос… и всё увидел как бы со стороны. Я же не верил, не мог осознать, что это со мной… всё это было так неожиданно, какая-то чудовищная ошибка произошла. А потом, когда нам расстрел сроком заменили, я старшине говорю: «Чушь всё это и глупость. Нас обязательно отпустят. Разберутся во всём – и отпустят». Воротников только кивал. Он был необычайно подавлен. А на меня какая-то бодрость напала… чуть не веселье.

Самое удивительное, что так и вышло. Дело пересмотрели и через 9 месяцев их освободили. Закончилась война, и их отпустили. А пока они сидели в тюрьме, часть их была полностью уничтожена в Курляндском котле. Там, говорил отец, воевало много власовцев, а они как звери шли до конца.

То, что намерения командования были серьёзными, сомнений не было, –  после суда кинули их в темницу к настоящим убийцам, ожидающим расстрела. То есть по сценарию их должны были расстрелять однозначно. И если бы не рапорт, поданный публично, не избежать им расправы. И местечко в камере смертников им было заготовлено, и стенка припасена.

Там сидел один власовец в немецкой форме – мрачный мужик, не проронивший ни единого слова. Ещё какой-то чумовой мужичонка бегал из угла в угол камеры всю ночь и бормотал что-то себе под нос. Третий же подсел к ним и стал подробно и нудно рассказывать свое «дело», в котором всё напутали, оговорили,  и что это не он казнил партизан. Когда рано утром (расстреливали по утрам) дверь в камеру распахнулась, и их первыми вызвали на выход, он со слезами полез прощаться…

Отца же со старшиной перевели в рижскую тюрьму. Жил я там как сыр в масле, – рассказывал отец. – Воротников до войны был первоклассный повар в ресторане. Его поваром и определили. Помощником он взял меня. В первую же смену на обеде у нас не хватило одной пайки. Воротников вышел к зэкам с двумя мисками баланды и пайками хлеба.

-Вот, – говорит, – у нас две наши пайки осталось. Одну мы отдаём.

Зэки – народ серьёзный. Провели собственное расследование. Оказалось, что один шустрый малый дважды пообедал. Расправа была молниеносной и жестокой. Всей камерой мужика сложили (ноги к голове), подняли к потолку и уронили. Убийцей была вся камера, а значит – никто. Продуманность и жестокость казни состояла в том, что жертва не успевала раскрыться и падала на цементный пол, ломая копчик. После такой казни зэк или умирал в муках, или оставался инвалидом на всю жизнь.

А потом я сам такую головокружительную карьеру сделал, – говорил отец, – стал начальником КВЧ – Культурно-воспитательной части. Это была гражданская должность. Я заведовал библиотекой, почтой, кино. Участвовал в конкурсе на лучший проект памятника Воину-освободителю в Риге.

Единственное, что я не понял из его рассказов – где сидел отец всё это время. Раньше я не предавал этому значения, а сейчас – и спросить не у кого. Сначала он сидел в тюрьме, это понятно, а потом?.. То, что он описывал:  – начальник КВЧ, кино, «вольняшки» – больше походило на зону, но зона, выходило, была в самой Риге? А такое разве возможно? Впрочем, война ещё не закончилась, и селили их, очевидно, где придётся…



6. Мы равны Богу

Мой отец, умножая познания, не умножал скорбь. Он блаженствовал. Я же, напротив, – скорбел. С приходом сознания, мировая скорбь обрушилась на меня, и я ощутил невыносимую боль в сердцевине себя. Боль однажды вошла и не отпускала потом долгие годы. Я был нанизан на неё как на стержень, и тогда только учился смиряться с её присутствием. С приходом сознания – страдает душа, а у отца душа не страдала! И я не мог этого понять.

-Как ты живешь? Разве так жить можно? Чему ты всё время радуешься?

А отец улыбался изнутри своего блаженства. Он производил впечатление человека без «царя в голове», чем и запутывал окружающих…

Высшие силы, Бог были для него нечто вроде семьи. Только от него я услышал самую крамольную мысль во все времена: МЫ РАВНЫ БОГУ. И эта мысль мыслей перевернула моё сознание, открыла мне абсолютно иной – простой и ясный – взгляд на самую тёмную и запутанную проблему человечества. В конечном итоге это определило и мой Путь.

«Бог – это чудо»; «Бог – это любовь»; «Бога нет»; «Бог – умер» – ничего из этих общепринятых оценок – от раболепия до полного отрицания – отец не воспринимал. Но – полноценную с Богом общность он принимал как нечто абсолютно естественное. Его равенство с Богом не было гордыней. Его равенство с высшими силами было понимание мироздания не как холодного, чуждого человеку пространства, а как дома. Отец в этом мире не чувствовал себя гостем, он жил у себя, и Бог ему был приятель. Быть может, это родство с Богом, отраженное на его лице застенчивой полуулыбкой, так волновало меня?



7. Человек

Для него и мир не был жестоким, и с человеками он вёл себя просто – на равных. Даже в тюрьме, общаясь с уголовными авторитетами и «шестерками», он оставался самим собой – человеком. В тюрьме, где ты всегда на виду, как ни крути, суть твоя рано или поздно проявится. Отец же был открыт и чист как ребёнок, а такое не сыграешь. Когда после девяти месяцев отсидки его выпустили, зэки устроили ему настоящую овацию. Из окон кричали: «Усы! Ты – Человек!».

В тюрьме он был «начальничком» – начальником Культурно-воспитательной части. Среди блатных такая должность считалась сучьей и, естественно, презиралась. Случилась у него с ворами такая история. Однажды, во время просмотра фильма блатные почистили аптеку и продовольственный склад. Никого не поймали, но кино запретили для всех. Поскольку отец был главою этого «ведомства», недовольство блатарей вылилось непосредственно на него. Более того, его, разносившего почту (это тоже входило в его обязанности), заволокли в камеру и устроили проверку «на вшивость». Типа, а не стукачок ли ты, приятель?

Блатные просто так ничего не говорят. Если обвинение предъявлено – расправа не замедлит себя ждать, но пока они только прощупывали его. Блатные – тонкие психологи. Как поведет себя  этот малый? Выдержит, – повезло, заёрзает – жди беды. Ему же нечего было скрывать, и он им сказал просто: «Хорошо, кино вы будете смотреть, но и вы должны мне обещать, что воровства не повторится».

Он говорил так, будто от него что-то зависело. С другой стороны, это был единственно верный шаг в его положении. Его отпустили, сказав на прощание: «Обманешь, – где хочешь, найдём». Что ему оставалось делать? Слово надо было держать… уж что-что, а такие вещи быстро доходят. Он пошёл к начальнику тюрьмы. Как уж он убедил начальника, я не знаю, очевидно, откровенным рассказом о своём тупиковом положении, но кино разрешили под его «личную ответственность».

Он вернулся к ворам и сказал, что своё слово сдержал. Кино вы смотреть будете. А вот сдержите ли вы своё? То есть в столь двусмысленной ситуации отец повел себя просто по-человечески, и всё встало на свои места. Слово сдержали и они. Воровство, по крайней мере, во время сеансов, прекратилось. Отец рассказывал, что блатари лично провели работу среди зэков: на сеансе, чтоб никаких вылазок!

Как там всё было на самом деле, я не могу себе представить. Такие вещи нужно пережить самому. Единственно, что я понял сейчас, – отец был девственно чист. Этот двадцатилетний командир огневого взвода, прошедший ужас самой страшной войны, краснел от мата. В тюрьме женский персонал из вольняшек нарочно матерились при нём. И, видя, как он заливается краской стыда, – беззлобно веселились: «Ой, ну совсем ты мальчишечка…». А ещё его всегда волновала нравственная сторона вопроса. Там сидели  разные типы и среди прочих настоящие душегубы. У одного такого отец спросил в лоб:

-Неужели ты людей убивал?
-Ты знаешь, Усы, тебе я скажу… было дело. Но поверь мне, я это сделал вынужденно.

Отец верил и сопереживал ему. Его волновали нравственные муки убийцы, которых очевидно и в помине не было. Все эти рассказы для меня, не знакомого с изнанкой жизни, походили тогда на красивую сказку. Теперь же, когда та изнанка вывернулась к нам лицом, и мы узнали ту правду жизни, начинаешь понимать, каково было двадцатидвухлетнему мальчишке играть в те страшные игры. Но понимаешь и другое. Отца будто оберегал кто-то.

Из тюрьмы (зоны) он написал матери – майору медицинской службы, фронтовому хирургу и коммунистке – письмо, в котором изложил суть своего «дела». Удивительно то, что, несмотря на жёсткую цензуру военного времени, обязательную перлюстрацию, – письмо дошло не вымаранное. И моя бабка записалась на приём к генералиссимусу. Её принял какой-то чин из администрации Сталина. Бабка сказала, мол, если я, коммунистка, воспитала такого недостойного сына, то, исключайте меня из партии и судите. Если нет, то разбирайтесь по существу, а не ищите крайнего.

Разобрались. Отца со старшиной отпустили. И это тоже похоже на сказку. Слушая теперь о том беспределе, творимом властями, трудно во всё это поверить. Однако всё так и было. Отца не амнистировали, а именно оправдали. И он вернулся к мирной жизни.



8. Жизнь как чудо

Сказка продолжалась: вернулся солдат… из тюряги.

-Я толстый из тюрьмы вышел, – рассказывал отец. – В тюрьме латыши меня салом  подкармливали. Я их портреты рисовал, – вот и кормили. Пришёл сытый зэк и… поступил в МИПИДИ (Московский институт прикладного и декоративного искусства) на курс блистательного Дейнеки. Этот институт просуществовал столько, сколько отец учился в нём. Их курс был первым и стал последним. Впоследствии институт влился в Мухинское училище в Ленинграде.

На четвёртом курсе отец написал картину «Стасов среди русских художников», выставленную на первой Всесоюзной выставке, проходившей в Третьяковской галерее. На той выставке, ставшей легендарной, был представлен весь цвет советской живописи того времени. Картину неожиданно выдвинули на соискание Сталинской премии. Однако так же неожиданно и «задвинули», узнав, что картина написана студентом. Тем не менее, отец был принят художественной элитой.

Женился по любви на самой красивой девушке. Не жизнь, а сказка. Из ужаса войны, расстрела, тюрьмы попасть в рай мирной жизни, да не просто попасть – въехать на белом коне в святая святых – ИСКУССТВО, да еще с красавицей женой! Так не бывает. Началось испытание реализмом…



9. Без «царя в голове»

Отец «порхал» в иных мирах всегда. И в детстве, и на фронте, и в зале суда, когда ему зачитывали смертный приговор, и в тюрьме. А уж в мирной жизни, где всё так удачно складывалось, его «порхания» стали особенно заметны. Естественно нашлись трезвые люди, которых эта «божья птаха» стала раздражать. И первыми среди «трезвых», естественно, оказались его близкие друзья-однокашники. Простить ему той выставки в Третьяковке они не смогли…

Однажды они устроили ему форменную обструкцию. Приехав (припорхав в белом костюмчике) в Калинин (Тверь) расписывать театр – (роспись театра была его дипломной работой, которая называлась: «Вручение Сталиным ордена Ленина Калинину») – отец встретил со стороны соратников молчаливую неприязнь к себе. Всё это оказалось сговором, но тогда, не понимая причины, отец сильно расстроился. Для него это стало неожиданным и тяжелейшим ударом. Но моральный удар завершился ещё и ударом физическим. Зачинщик заговора ударил его по щеке. Отец же подставил другую…

Всё это я узнал на поминках отца. Этот человек, всю жизнь носивший в себе «тяжесть содеянного», сразу же после похорон совершено неожиданно для всех и, очевидно, для себя самого, сказал:

-А ведь Юрку я тогда ударил…

Сказал, как выдохнул. Он будто освободился от тяжести, которая угнетала его всю жизнь. Отец мне рассказывал про этот «инцидент», ставший для всех друзей-однокашников и для него самого – поворотным. Рассказал обо всём, кроме пощёчины. Очевидно, он жалел меня, боялся, что я не пойму его, знал – такого я не приму никогда. Все ребята, участники «заговора», извинились перед ним. Не сразу, но – извинились все. Кроме него. У него же осталось неприятие отца, впоследствии сменившееся непониманием.

Отца всю жизнь не за того принимали. То, что для всех было главной целью и составляло смысл жизни: карьера, создание семьи, творчество, деньги, для отца было не стоящим внимания, жизненной необходимостью. Но ТАК НЕ БЫВАЕТ!  Ещё это порхание по жизни божьей птахой. Ещё в лице его светилась какая-то «божественная крамола», будто он знал что-то такое, что другим недоступно. Ещё он всё время провоцировал окружающих на раскрытие себя – «соблазнял» своей податливостью, мягкостью – перед ним раскрывались. Его ничего не стоило обмануть, оскорбить. В общем – загадка. Самое простое объяснение, приходившее на ум, – у мужика нет «царя в голове», он просто такой, сказочник, не от мира сего. Людей, его окружавших, это волновало, непонятное – всегда волнует.

Однажды, году в пятидесятом в ресторане с друзьями отец, предварительно сделав многозначительную паузу, сказал вдруг: «А я знаю, кто убил Кирова!». Голос у него был звучный, зенитчик, однако. Друзья-художники, к тому ж фронтовики, народ сообразительный – подхватили папашку под белы ручки и к выходу. Сталин ещё был жив.

Интересное наблюдение я сделал тогда: отца любили евреи. Не просто любили – обожали. Те самые деловые, практичные люди, не только не замечали «странностей» отца, но всячески выказывали радость и старались что-нибудь сделать для него. Среди них были и директора магазинов, и главврач больницы, и даже главный гинеколог Москвы. Отец тогда занимал крутую должность – главный художник Художественного Фонда Москвы. Поэтому, круг его общения был довольно широк.

Я не раз был свидетель того, как Канович, директор Художественного салона на Петровке, увидев отца, буквально расцветал и лез целоваться, и снабжал его «чем мог». Мог Канович многое. Это была их обычная жизнь, в которую отец не вписывался. Именно это – абсолютное неприятие «земных благ», по-моему, их так восхищало. А главный гинеколог Москвы просто стал другом семьи. И никогда никто не просил взамен ничего. Да и не стал бы отец ничего делать, он существовал в другом измерении, и в этом измерении не было «понятий», а были лишь Ценности.  Он и себя не «благоустроил». Находясь во главе ведомства, где всё и вся распределялось: заказы, мастерские, и прочие блага, мастерскую имел на отшибе, заказы выполнял, какие попадутся.

Создавалось впечатление, что умные практичные евреи его не только понимали, но и принимали за своего. С нашими ребятами всё было сложнее. Они пытались понять, но не могли. Его «главный обидчик» всю жизнь потом, до самой смерти отца, был рядом, помогал. Он и на эту крутую должность его пристроил, типа «свой человек», к тому же такой податливый, всегда пригодится. И однажды по пьянке попрекнул этим, мол, как тебя выдвинул, так и задвинуть могу. Реакция мягкого и податливого отца была молниеносной и бешеной: «А пошёл ты!.. со своей должностью».

Этот умный, чёткий, властный, педантичный человек всю жизнь вглядывался в отца, в глубину его неведомого мира, пытаясь разгадать тайну, но так и не смог. Отец «упорхал» в свои миры, оставив его в вечном недоумении.



10. Святой

Прожив уже приличный отрезок жизни, я сделал одно (довольно, впрочем, банальное) наблюдение, – чем больше проповедуют добро и милосердие, тем меньше его творят. Я просто открыл для себя существующую века истину: «Не проси награды за добродетель, ибо добродетель есть сама награда».

У меня был перед глазами постоянный пример – мой Отец. Вот у кого понятие веры и милосердия было настолько органичны, что говорить об этом всё равно, что говорить о воздухе и воде, которая даёт нам жизнь. Во всяком случае, сам Отец не только не говорил, но и помыслить не мог о своём каком-то уникальном милосердии и какой-нибудь особенной вере. Свою уникальность он видел в глобальном вопросе.

-Я открыл реальность Духа! – оповещал он случайных слушателей и в их лице, естественно, весь мир.

Я не мог это слышать и начинал заводиться. По жизни отец меня постоянно и сильно раздражал. А когда он вещал такое, меня клинило, и я нёс во все тяжкие. Меня бесили его вериги «глашатая истины», юродство отца доводило до исступления. Но о добре и милосердии мы никогда не говорили. И о любви не говорили. Вот о самом отце мне говорили: «Ты даже не представляешь, какой у тебя отец! Это ж святой человек…». Ага! – думал я. – Пожили бы вы с этим святым! Вы посидите с ним, выпьете за его счёт, послушаете байки о реальности Духа – и по домам. А мне каждое утро, каждую секунду приходилось ощущать на себе его святость. Порою мне хотелось прибить его…

Когда отец лежал в гробу – он был так потрясающе красив! Черты лица его разгладились, и проявилось какое-то величественное, абсолютное, божественное спокойствие. Я подумал тогда, какое парадоксальное явление я наблюдаю – одухотворенный труп. Почему, если душа отлетела, в лице его столько одухотворенности?  И ещё подумалось, надо было снять маску с лица – это было бы удивительное произведение. А какая-то женщина сзади меня воскликнула: «святой!». И я, сорокалетний мужик, плакал отчаянно, жутко при этом стесняясь своих слёз.

Я всю жизнь чувствовал в себе отца, и беспощадно вытравливал его из себя. Его юродство жило во мне, и я с ним отчаянно боролся. И ещё я не мог понять, отчего, семя, кинутое святым Отцом, произвело столь страшные всходы. Дочь – дьявольское порождение, и сын – упавший в бездну порока. Святой Дух породил чудовища?

Для меня Отец остался самым значимым и непонятным явлением в моей жизни. Он меня не просто волновал, но своим порханием и неопределённостью позиции доводил до исступления. Он разрывал меня! Каждое мгновение нашего союза я испытывал к нему полярные чувства: от презрения и ненависти до восхищения и любви.

У всех народов, во все времена только две фигуры управляли государством (стаей, сообществом) – вождь и жрец. Вождь (царь) это понятно – в стае должен быть вожак. Но жрец – это уже человеческое изобретение. Жрец являлся связующим звеном между жизнью реальной и потусторонней. Это был ещё и главный идеолог, и главный сказочник.  И это давало ему абсолютную власть, даже над вождями. Так вот, Отец в моей жизни и явился для меня тем жрецом-сказочником…

Привет Тебе, божий человек!


Рецензии
Тогда же решил, что на мне лежит чей-то тайный неотомщённый грех, чьё-то проклятие. С этим позором мне предстояло жить долгие годы, жить, искупая чей-то смертный грех. Было страшно и душно, и одиноко, и больно. И обидно от осознания того, что я участвую в некоей потусторонней акции возмездия, смысла и цели которой я не понимаю.
-----------------------------------------------
Не совсем понимаю, откуда у тебя возникло такое "решение"?
Это ты этих "кармистов-даоистов-сансаристов-буддистов" начитался?

///////////////////////////////////////////////
Я хотел очиститься от всего того, что таил в себе тысячелетний человеческий опыт. Любой.
-----------------------------------------------
Это правильный метод. =Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их=
Весь этот опыт не даёт ничего иного, кроме "оскомины". В Библии говорится так: =отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина=

///////////////////////////////////////////////
Мне нужно было очиститься до полного нуля, стерилизовать себя, прокипятить, выморозить. Мне нужно было создать ПУСТОТУ.
-----------------------------------------------
Тебе не кажется, что синонимом "ПУСТОТЫ" является "СВОБОДА"?
В её истинном смысле, а не в смысле выбора искушений из "подготовленного" тысячелетним человеческим опытом МЕНЮ. И не в смысле "впендюрить" в это меню нечто такое-этакое, чего в нём ещё не было, типа оригинальненькое, чтобы попасть в книгурекордовгиннеса или ещё как-нить "войти в историю" этого самого чилавечиского опыта.
Понимаю, что прозвучит для тебя банально, но ПУСТОТА - это и есть "отказ от греха" в его истинном смысле. 😊

///////////////////////////////////////////////
Я чувствовал, что основной вопрос таится где-то там, в глубине тысячелетий. Какие-то там нестыковки в отношениях Бога и Человека.
-----------------------------------------------
😊 Супер. Ты для меня просто образец формулирования главного "другими словами". Искренность - это такое качество, которое неизбежно подвигает к Истине. Не сочти за лесть, это от души...
Про эти "нестыковки" очень хороша "Книга Иова".
А нестыковки начались как написано в Бытии:
=Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.=
==================================
Смысл "вкушения", желания ведания доброго и лукавого - не в обретении "знания", а в утилизации доверенной свободы в "лукавстве" и "самооправдании" - дуальности сознания, диалектическом оправдании погони за искушениями.
----------------------
Я не прячусь, я тут голый... Это не я, это жена... Это не я, это =змей обольстил меня=
----------------------
Так что плоды были обычными, хотя "наука" в них сокрыта...
Но эту "науку" никак не раскусят "яко бози", и продолжают лукавить и оправдывать суету-сует, называя это гордо - «диалектика» - двигаясь "по спирали" одних и тех же граблей к смерти цивилизации своей, никак не "уведают", что цена лукавства и оправданий - разрушение цивилизации - =прах ты и в прах возвратишься.=
И =боги, и сыны Всевышнего=, не стыковались в отношениях с Богом и стали =КАК боги, ведающие доброе и лукавое=.
Вот так, сотворённые богами и со-творцами, стали "КАК бози" и об-КАК-ались, сожрали не ведая, что едят - и обгадили рай :)
"Человек разумный" будет разрушать Гармонию ради гламурности? "Чилавек понтовый" - имя твоё, соврименик падшего Адама.

///////////////////////////////////////////////
одиночество моё перестало быть кромешным, и, чем дальше, тем сильней, я ощущал чьё-то родственное дыхание. Чьё-то сердце билось рядом, чья-то Вечная Душа прильнула ко мне…
-----------------------------------------------
И как этой Душе не ответить любовью? Ведь ты ощутил Его Любовь?
Ощутил... Иначе не назвал бы родственной... прильнула... Это и есть - составляющие "благодати".

///////////////////////////////////////////////
Говорить он не умел, путал слова, понятия; логик из него был никакой, но речь его была образна и музыкальна.
-----------------------------------------------
Это "типично" для уст самого Духа Истины. Человеческая логика - заезженная колея мышления - тут только вредит. Пустота - помогает :)

///////////////////////////////////////////////
но не терпел, ни лжи фарисеев, ни темноты разума, ни покорности народа своего, поэтому и восстал!
-----------------------------------------------
Да! Так вот "нести свой крест" - это и есть участие ТВОЁ, уникальное, твой пазл в ВОССТАНИИ. В этом смысл слов Иисуса. И если ты не лицемеришь, то пойдёшь ради восстания на свою Голгофу, отдашь жизнь повторяя =Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят.=
Ты-то ВЕДАЕШЬ Истину, а Она не продаётся и не изменяется "диалектически"... =И делили одежды Его, бросая жребий.=
Посмотри "Твой собственный крест" http://proza.ru/2019/07/04/893 - это истинные православные притчи.

Ваня Сталкер   11.08.2019 21:59     Заявить о нарушении
-Христос не был революционером, он – воплощённый Дух. Загадка на все времена! Но я разгадал его тайну… Дух – реален, материя – фикция! – В этом месте отец всегда заводился, никого уже не слышал, он пророчествовал потомкам. – Христос аннигилировал! Его плоть взорвалась, освобождая дух и предвещая новую эпоху – эру Человека! ЧЕЛО ВЕК. – Отец указывал сначала на свой высокий лоб, а потом устремлял пророческий перст к небесам. – Понятно?
-----------------------------------------------
Понятно. И не только отцу твоему :)
"Он не был революционером, как Цезарь, например, а был восставшим; он не был разрушителем государства, он старался поднять самого себя. Поэтому он и считал самым важным «быть мудрым, как змий», что, собственно, имеет тот же смысл, как и – в этом именно случае – «воздайте кесарю кесарево». Ведь он не вел либеральной или политической борьбы с существующим правительством, а хотел – не обращая внимания на это правительство – идти своим собственным путем. Для него были совершенно безразличны и правительство, и враги правительства, ибо то, чего он желал, не понимали ни правительство, ни враги его, и ему оставалось только держать их подальше от себя «змеиной мудростью». Но, хотя он не был ни народным агитатором, ни демагогом, ни революционером, все же он был, как и каждый христианин первых времен христианства, восставшим, он возвысился над всем, что правительство и его противники считали возвышенным, и освободился от всего, что связывало тех; и в то же время он разрушал жизненные источники всего языческого мира, без которых современное ему государство должно было захиреть именно потому, что он не признавал непосредственной целью разрушение настоящего, он был смертельным врагом этого настоящего и его действительным разрушителем: ОН ЗАМУРОВЫВАЛ ЕГО ТЕМ, ЧТО, НЕ ОБРАЩАЯ НА НЕГО ВНИМАНИЯ, ВОЗДВИГАЛ СВОЙ ХРАМ, ...". -Макс Штирнер. "Единственный и его собственность".
Википедрия пишет про Макса: "...немецкий философ, близкий к левым гегельянцам. Считается основателем философии индивидуалистического анархизма. Предвосхитил идеи нигилизма, экзистенциализма и постмодернизма." Вот уж воистину =Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?=
=========================
"Его плоть взорвалась, освобождая дух и предвещая новую эпоху – эру Человека!" -Да. теперь я понял твой смысл "аннигиляции". Можно называть и так, дело в смысле слов, а не в названии...
А вот слова К.С. Льюиса, написавшего "Хроники Нарнии":
"Какое же изменение внес Он в среду человечества? В чем оно состоит?
В превращении человека в сына Божьего, существа сотворенного – в существо рожденное: в превращении временной биологической жизни во вневременную духовную жизнь.
Христос пришел в этот мир и стал человеком для того, чтобы распространить среди других людей ту высшую форму жизни, которая присуща Ему Самому... Вы, конечно, можете выразить ту же идею иными путями. Вы можете сказать, что Христос умер за наши грехи. Или что Отец простил нас, благодаря тому, что Христос совершил за нас то, что надлежало сделать нам самим. Либо что мы омыты кровью Агнца. Вы можете сказать, что Христос победил смерть. И все это верно. Примите ту из этих формулировок, которая вам больше по душе. Но только не начинайте при этом ссориться с другими из-за того, что они отдали предпочтение другой.
...
Если вы согласны продолжать беседу в том же духе, то есть опираясь на знакомое нам понятие эволюции, то согласно христианской точке зрения НОВЫЙ ШАГ УЖЕ СДЕЛАН. Он действительно нов по-новому. Это не эволюция от людей мозговитых к еще более мозговитым; это изменение – в совершенно другом направлении…
...
Когда был сделан новый шаг, обстоятельства изменились: теперь, отступив назад, мы теряем награду, которая (в самом строгом смысле слова) бесценна и безгранична, потому что сейчас наступил критический момент. Век за веком Бог направлял природу к той точке, где она обретает способность производить такие существа, которые смогут, если захотят, перешагнуть за ее пределы, чтобы обратиться в «богов». Позволят ли они, чтобы их взяли из среды природы? В некотором смысле этот процесс подобен критическому моменту родов. До тех пор, пока мы не поднимемся и не пойдем вслед за Христом, мы будем оставаться в составе материальной природы, все еще будем находиться во чреве нашей великой матери. Ее беременность длится долго, она – болезненна и исполнена волнений, но она уже достигла своей критической точки. Великий момент наступил. Все готово. Доктор прибыл. Но пройдут ли роды благополучно? Нельзя забывать, что от обычных они отличаются в одном очень важном отношении. ПРИ ОБЫЧНЫХ РОДАХ РЕБЕНОК ЛИШЕН ПРАВА ВЫБОРА. В ДАННОМ СЛУЧАЕ ТАКОЙ ВЫБОР ЕСТЬ.
(=Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.= прим. В.С.)
Интересно, что сделал бы обыкновенный ребенок, если бы мог выбирать? Возможно, он предпочел бы остаться в темноте и тепле, в безопасности материнского чрева. Ему, безусловно, казалось бы, что, оставаясь там, он обеспечивает себе безопасность. И в этом была бы его роковая ошибка: ведь если бы он остался во чреве, то неизбежно бы погиб.
" -конец цитат из Льюиса.
Именно взрыв, разлом в эволюции сознания и есть явление Иисуса.

///////////////////////////////////////////////
Он будто приветствовал мой «Эдипов комплекс», созвучный пророчеству Христа: «И восстанут дети на родителей и умертвят их».
-----------------------------------------------
=Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.=
Вот опять, ты принимаешь буквальное понимание. Посмотри на символическое: Главное в этом "кусочке" -=и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.= Это опять же о "кресте", о верности Имени Его в той буре страстей, которая губит очередную цивилизацию...
И в "приветствовании" твоего отца видно как раз отношение Духа к "революции" происходящей в твоём сознании...
Он-то уже спасся, а тебе ещё предстоит...

Я тоже любуюсь твоим отцом. Тебе удаётся передать его Дух...
///////////////////////////////////////////////
Высшие силы, Бог были для него нечто вроде семьи. Только от него я услышал самую крамольную мысль во все времена: МЫ РАВНЫ БОГУ.
-----------------------------------------------
А говоришь читал Библию... :)
=Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы;= -Псалтирь 81:6
Но при "условии":=Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.= а иначе:=Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.= и в "результате": =вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей=
Посмотри: "Ибо, как говорят Василий Великий и преподобный авва Дорофей, трояким образом можем мы угодить Богу:
-или благоугождением Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба;
-или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам,
-или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына."
Отец твой находился в "состоянии сына".

///////////////////////////////////////////////
Я просто открыл для себя существующую века истину: «Не проси награды за добродетель, ибо добродетель есть сама награда».
-----------------------------------------------
Состояние сына.

///////////////////////////////////////////////
А какая-то женщина сзади меня воскликнула: «святой!»
-----------------------------------------------
К.С. Льюис:
"У нас принято говорить: «Я никогда не стремился стать святым. Мне просто хотелось быть порядочным человеком».
Нам даже кажется, что это свидетельствует о нашем смирении.
Но это – трагическая ошибка.
Конечно же, мы не хотели и никогда не просили, чтобы нас превращали в нечто совершенное. Но дело не в наших желаниях, а в тех намерениях, которые имел Он, когда создавал нас.
Как можем мы знать, что Он намеревается сделать из нас?
Вы замечаете, что Он уже превратил нас во что-то, сильно отличающееся от того, чем мы были. Давным-давно, прежде нашего рождения, когда мы еще находились в материнском чреве, мы прошли через различные стадии развития. Сначала видом своим мы напоминали растения, затем – рыб, и только на последней стадии мы стали походить на человеческих младенцев.
И если бы мы могли осознавать те ранние стадии, то, вполне возможно, удовлетворились бы таким вот бытием в виде растения или рыбы, и не захотели бы превращаться в младенцев.
Но все это время у Него был особый план относительно нас, и Он твердо намеревался выполнить его до конца.
То же самое происходит и сейчас, только на более высоком уровне. Нас, допускаю, вполне удовлетворит, если мы останемся так называемыми обыкновенными людьми; но Он твердо намерен привести в исполнение совершенно другой план.
Отказ от участия в этом плане диктует не смирение, а лень и трусость.
Подчинение ему свидетельствует не о тщеславии или мании величия, а о покорности."
"да будет воля Твоя, а не моя" - такая вот "покорность", противостоящая всему "сему миру".

///////////////////////////////////////////////
И ещё я не мог понять, отчего, семя, кинутое святым Отцом, произвело столь страшные всходы.
-----------------------------------------------
Ты опять забыл о Свободе. Только Дух Святый не "забывает", ибо Он сотворил Её.
Даже судя по одному этому тексту, ты не такой уж и пропащий 😊
Дар любить - хорошо сказал...

///////////////////////////////////////////////
Так вот, Отец в моей жизни и являлся для меня тем жрецом-сказочником.
-----------------------------------------------
У меня даже мысли не возникло как-то связать твоего отца с "серым кардиналом". Просто серый кардинал, в моей интерпретации, это обязательно лукавство.
Судя по описанию, он был самым естественным, настоящим святым, которым предстоит стать всем нам НЕИЗБЕЖНО.

Обнимаю.

Ваня Сталкер   11.08.2019 22:00   Заявить о нарушении
У меня даже мысли не возникло как-то связать твоего отца с "серым кардиналом". Просто серый кардинал, в моей интерпретации, это обязательно лукавство.

да там "серый кардинал" не из той оперы))
почистил

Гарри Цыганов   12.08.2019 11:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.