Пенсионная реформа. Как правильно её сделать?

назад http://www.proza.ru/2018/07/09/86

Пенсионная реформа. Как правильно её сделать?

В предыдущей статье я разобрал все доводы проправительственных экспертов в пользу пенсионной реформы и блаполучно их опроверг
Но есть всё-таки фактор, хоть и единственный, который действительно приводит к необходимости пересмотра возраста выхода на пенсию – это увеличение (или уменьшение) средней продолжительности жизни (далее СПЖ)
(и причём не по всей стране в среднем его желательно вычислять, а по регионам. Потому что эта величина очень сильно зависит от региона, так как от этого зависят климат, а самое главное – экологические условия жизни, причём размах этого показателя достигает 80,05 (Республика Игнушетия)- 63,13 (Республика Тыва)= 16,92, что составляет 16,92/71,39=0,237=23,7 % от общероссийского показателя, по состоянию на 2015 г. http://www.statdata.ru/spg_reg_rf)
поскольку это вызывает увеличение так называемого среднего времени доживания, то есть длительности периода времени от момента выхода на пенсию до момента смерти. Поскольку уже само это обстоятельство приводит к тому, что базу исчисления пенсионных выплат (то есть накопленный данным гражданином пенсионный капитал) при определении ежегодных выплат придётся делить на всё большее и большее количество лет, что привело бы, при отсутствии других факторов изменения пенсионных выплат, к уменьшению ежегодных выплат. Поэтому разумно, в связи с увеличением среднего (а еще лучше – средневзвешенного, то есть с учётом плотности распределения этой случайной величины) времени доживания пересматривать (в данном случае в большую сторону) и возраст выхода на пенсию.

Но в связи с этим вопрос: почему при фактическом увеличении средней продолжительности жизни (СПЖ) за период с 1959 г. (когда была введена пенсионная система в СССР и установлен действующий (пока) сегодня возраст выхода на пенсию (далее ПВ)) по 2017 г. с 67,6  до 72,7 года, т.е. на 5,1 года, ПВ предлагается увеличить на 5 лет? Казалось бы, логично, но вся эта логика разрушается тем, что в течение вышеуказанного периода были периоды, и довольно длительные
(а именно 1964-1970, 1974-1980, 1987-1994, 1998-2003),
когда СПЖ падала и довольно существенно. Так, в период 1987-1994 (за 7 лет) она упала на 6,2 года (то есть скорость падения 6,2/7=0,89 года/год), а в период 1998-2003 (за 5 лет) – на 2,4 года (то есть скорость падения 2,4 /5=0,48 года/год) Но при этом возраст выхода на пенсию не уменьшался. (что было бы разумно, т.к. среднее время доживания (СВД) уменьшалось)

А отсюда следует, что в течение этих периодов ПФ съэкономил на пенсионных выплатах. А значит, на это надо сделать поправку (в сторону уменьшения) и при определении увеличения СВД для 2018 г. И эта поправка должна быть тем больше, чем больше суммарная экономия ПФ в течение всех периодов спада СПЖ. Эту экономию довольно сложно определить, скажем лишь, что суммарная продолжительность периодов спада СПЖ за период 1959-2016 гг составила 2+6+6+7+5=26 лет, что составляет 26/(116-59)=0,456=45,6 % от длительности всего периода действия пенсионной системы. А отсюда следует, что ПВ должен быть увеличен (за этот же период) не на 5 лет, а ориентировочно на 5*(1-0,456)= 2,72 года.
Кроме того, разумно, в связи с постоянным изменением СПЖ, пересматривать ПВ ежегодно.(как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, если СВЖ вдруг уменьшился)

В связи с этим возникает новый вопрос: правильно ли назначать ежегодное увеличение ПВ всем плательщикам пенсионных взносов одинаково? Ведь, чем больше длительность периода уплаты ими пенсионных взносов, тем большую часть пенсионного капитала, необходимого для выхода на пенсию, на данный момент они внесли. Поэтому разумно, чтобы изменение ПВ (в большую сторону) для данного плательщика в ПФ было меньше, чем для другого плательщика, который уплачивал взносы в течение меньшего периода. (ведь он, 2-ой плательщик, внёс на данный момент меньшую долю пенсионного капитала, необходимого для выхода не пенсию.

Стоп, но разве есть в законе о пенсионном обеспечении такое понятие? Нет, в нём есть лишь ПВ, поэтому пенсия назначается сразу после достижения ПВ. Но размер пенсионных выплат зависит от накопленного данным индивидом пенсионного капитала. (который тем больше, чем больше период уплаты взносов в ПФ)
Поэтому при определении нового ПВ для данного плательщика
(который не изменится, понятно, если данный плательщик уже вышел на пенсию. Но если при этом он еще и работает, то он увеличивает свой пенсионный капитал, а это значит, что размер пенсионных выплат ему, не исключено, будет увеличен. И это зависит от его текущих доходов.)
нужно учитывать еще и период уплаты данным гражданином взносов в ПФ.

Но, учитывая то, что регулярные пенсионные выплаты данному индивиду назначаются по средневзвешенному его доходу за весь период уплаты им взносов  в ПФ, данную модель можно упростить, а именно, учитывая лишь время выплаты данным индивидом взносов в ПФ, потому что в итоге регулярные пенсионные выплаты любому индивиду (которые он уже обеспечил себе на данный момент, еще до выхода на пенсию) пропорциональны времени выплаты данным индивидом взносов.
А поэтому задачу поставим так: как, в зависимости от роста СВЖ, пересчитать ПВ для данного плательщика пенсионных взносов?
При этом также пока не будем учитывать инфляцию. (ибо это отдельный вопрос, ибо решается другими методами – вложением средств ПФ в прибыльные ценные бумаги и т.п. (для чего ПФ и создан. А иначе копить на пенсию надо в банке.) Чем, видно, руководство ПФ не очень активно занимается. (раз уж он так опустел) Ибо ему интересно другое… см. выше.)

Итак, пусть для данного индивида:
Тн – возраст индивида на начало уплаты им взносов в ПФ
Тк - возраст индивида на окончание уплаты им взносов в ПФ (как правило, это возраст на текущий момент)
Тп - возраст выхода на пенсию
Тс – возраст смерти, согласно СВЖ
Тогда, чтобы обеспечить неуменьшамые (с годами) пенсионные выплаты, нужно при увеличении (Тс-Тп) (времени доживания) во столько же раз увеличивать и (Тп-Тн) (время уплаты пенсионных взносов до момента выхода на пенсию)
Отсюда:
(Тс1-Тп1)/(Тс-Тп)=(Тп1-Тн)/(Тп-Тн),
где
Тс1 – новый возраст смерти (по СВЖ)
Тп1 – новый базовый (то есть для начинающих плательщиков взносов в ПФ, далее ВПФ) возраст выхода на пенсию.
Решив это уравнение относительно Тп1, получим:
Тп1= (Тн*(Тс-Тп)+Тс1*(Тп-Тн))/(Тс-Тн)

Но каким образом на Тп2 (новый возраст выхода на пенсию для данного плательщика ВПФ) влияет (Тк-Тн)(текущее время уплаты им пенсионных взносов)? А вот каким. Т.к. отличное от 0 значение (Тк-Тн) уже обеспечило пенсией некую часть времени доживания, то доля неоплаченного времени доживания для данного плательщика равна (Тп-Тк)/(Тп-Тн). В связи с чем и приращение Тп для него должно составить такую же долю от базового приращения Тп. Отсюда получается:
(Тп2-Тп)/ (Тп1-Тп) =  (Тп-Тк)/(Тп-Тн) ,
откуда новый возраст выхода на пенсию для данного плательщика ВПФ
Тп2=  (Тп-Тк)/(Тп-Тн)*(Тп1-Тп)+Тп

Для примера, пусть для некоторого плательщика ВПФ:
Тн=18 лет
Тк=58 лет
Тп=60 лет
Тс=70 лет
Тс1=70,2 лет
Тогда новый базовый возраст выхода на пенсию:
Тп1=(18*(70-60)+70,2*(60-18))/(70-18) =60,16 года
А новый возраст выхода на пенсию для данного плательщика:
Тп2=(60-58)/(60-18)*(60,16-60)+60=60.01 года

Возьмем другого плательщика взносов в ПФ, более молодого, у которого Тк=38 лет, тогда для него новый возраст выхода на пенсию:
Тп2=(60-38)/(60-18)*(60,16-60)+60= 60,08 года.

Изменим теперь Тс=67,6 и Тс1=72,7 (как это и произошло в нашей стране с 1959 года по 2017 г.), тогда новый базовый возраст выхода на пенсию составит:
Тп1=(18*(67,6-60)+72,7*(60-18))/(67,6-18) = 64,32 года,
новый возраст выхода на пенсию для пожилого плательщика:
Тп2= (60-58)/(60-18)*(64,32-60)+60=60,21 года,
а новый возраст выхода на пенсию для молодого плательщика:
Тп2=(60-38)/(60-18)*(64,32-60)+60= 62,26 года.

Вот теперь всё справедливо!
Поэтому именно такие нормы и следует принять в законе.

вперёд http://www.proza.ru/2018/09/07/847


Рецензии
Я бы хотел высказать альтернативное мнение, которое лежит не в практическом
построении проблемы, а исключительно, в идеологической плоскости.
Правительство, "Единая Россия", господин Президент продавливают изменение
параметров пенсионной системы всеми возможными методами и доступными,имеющимися в их распоряжении, средствами:телевидение, печать,интернет.
Но 90% населения против проведения пенсионной реформы.
Властью нарушен основной закон Российской Федерации - Конституция,
в частности Статья 3 пункт 3."Высшим непосредственным выражением власти
народа являются референдум и свободные выборы." Вопрос пенсии - это вопрос
каждого человека, его свободного выбора, волеизъявления, а народные
депутаты, эти "Друзья Народа" ему в этом отказали.

Сергей Цура   04.09.2018 16:55     Заявить о нарушении
Сергей, большое спасибо за интерес к данной теме и отзыв к этой статье!
Я с Вами полностью согласен, вопрос о пенсионной реформе заслуживает проведения по нему референдума, об этом я также написал в предыдущей статье по этой теме http://www.proza.ru/2018/07/09/86

Мир Когнито   04.09.2018 17:12   Заявить о нарушении
В дальнейшем планирую написать статью о воровстве из Пенсионного фонда России.

Мир Когнито   04.09.2018 20:53   Заявить о нарушении