Куинджи Архип Иванович

Ищем родственников! 89262371485@mail.ru
.......................

КУИНДЖИ
Архип Иванович (1841—1910), художник.
Ждановский КМ, 2 ед. хр., 1904.
.............
Музей...
Адрес: Санкт-Петербург, пер. Биржевой, д. 1/10, кв.11; тел.: +7 (812) 323-31-33.
.............
В эклектичной хронике театра, реставрируемой Львом Яруцким, отдельный «роман» посвящен замечательному человеку, основателю театра - Василию Кечеджи-Шаповалову, родному брату Веры Куинджи. Экзальтированно любивший театр, Василий Шаповалов строил его на свой страх и риск, не получив никакой финансовой поддержки у родственников, и у своего уже тогда знаменитого зятя тоже…
...........
От Н.К. Попова дом и театр впоследствии перешли к г. Киоцца, а от него к г. Деспоту, который продал оба здания гг. Лечинскому и Левину; они же, сломав театр, построили на этом месте квартиры.
Выдающимся антрепренером в театре Деспота был местный гражданин Василий Леонтьевич Шаповалов
..........
Лев Давыдович (Давидович) Яруцкий (16 ноября 1931, Вертюжаны Сорокского уезда, Бессарабия, Румыния — 13 ноября 2002, Мариуполь, Украина) — украинский советский краевед, внештатный корреспондент газеты «Приазовский рабочий», преподаватель литературы и заведующий подготовительным отделением Мариупольского индустриального техникума. Почётный гражданин Мариуполя.
................
Весь свой капитал художник завещал Обществу имени Куинджи, основанному по его инициативе вместе с К. Я. Крыжицким в ноябре 1908 года для поддержки художников. Жене назначалась ежегодная пенсия в размере 2 500 рублей. В завещании также были упомянуты все живые на тот момент родственники художника, часть денег была пожертвована церкви, в которой его крестили, для основания школы его имени.

Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода.
..............
Зато брату своей жены Василию Шаповалову, по свидетельству сына последнего, на основание театра в Мариуполе Архип Иванович денег не дал. Древнегреческий бог. Архип Куинджи был человеком огромной физической силы. Высокий, широкоплечий, кряжистый, мускулистый он походил на могучего древнегреческого бога. Куинджи гордился львиной гривой курчавых темных волос. На его выставки люди приходили не только посмотреть необычные картины, но и увидеть воочию художника, о котором ходило столько слухов. Смуглая внешность Куинджи в Петербурге была столь же экзотична, как и его фамилия.
.........................
Вот нашли с Романом на городском кладбище.
Могила Ильи Леонтьевича Шаповалова (Ильи Елевферьевича Кечеджи)
У Л.Яруцкого, видимо ошибочно, Иван Леонтьевич Шаповалов.
Брат Василия Леонтьевича Шаповалова, основателя Мариупольского театра. Один из первых актёров Мариуполя.
"Он был актёром, дарование которого отмечала и столичная пресса. В 1893 году Иван Леонтьевич организовал в Мариуполе Товарищество драматических артистов"
Л.Яруцкий. "Мариупольская старина".
Кроме того интересно что, Вера Леонтьевна Кечеджи-Шаповалова, была женой Архипа Ивановича Куинджи.
Михаил Васильевич Кечеджи-Шаповалов, Сын Василия Леонтьевича, в 1900-1917 годах держал в Петербурге издательство, и издавал в нём свои труды, на экономические темы.
.........................
КЕЧЕДЖИ-ШАПОВАЛОВ Михаил Васильевич (—) — профессор (СПб.). Издатель «Нового коммерческого журнала» (1911—14). Печатался также в журнале «Коммерческое образование».

•  Руководство по коммерческой корреспонденции, приспособленное для коммерческих училищ, торговых школ, счетоводных курсов и для самообучения. I. Теория коммерческого письма. II. Практические образцы. III. Коммерческая терминология. СПб.: тип. А.В. Орлова, 1904 (2-е изд. — СПб.: Улей, 1907; 3-е изд. — 1911).

•  Современное значение коммерческого образования. Речь, произнесенная на торжественном праздновании 7-й годовщины частных С.-Петербургских счетоводных курсов, учрежденных М.В. Побединским. СПб.: тип. А.В. Орлова, 1905.

•  Современная культура и высшее коммерческое образование. Речь, произнесенная 22 октября 1908 г. на торжественном праздновании II годовщины С.-Петербургских высших коммерческих и счетоводных курсов М.В. Побединского. СПб.: Северная печатня, 1908.

•  «Коммерческий университет» для всех. Указатель книг по всем отраслям коммерческих знаний. Пособие для учащих, учащихся, коммерсантов-практиков и других лиц, соприкасающихся с коммерческой литературой. С статьей о коммерческом самообразовании и перечнем периодических изданий / сост. СПб., 1910.

•  О коммерческом самообразовании. СПб.: Северная печатня, 1910.

•  Коммерческое образование, его значение, задачи и методы, и организация (в России и за границей). Статьи. Доклады. Речи. 1902-1911 г.г. СПб.: Улей, 1911.

•  Коммерческий словарь. Спутник бухгалтера и корреспондента. СПб.: Улей, 1911.

•  Идеалы высшего коммерческого образования. Речь, произнесенная 12 октября 1913 г. на торжественном праздновании десятилетия Высших коммерческих курсов Общества для распространения коммерческих знаний в С.-Петербурге. СПб.: А.Е. Комендантова, 1914.

•  Организация промышленности и торговли. Учебник для торгово-промышленных профшкол, школ торгового и конторского ученичества, счетоводных и кооперативных курсов. Харьков: Государственное изд. Украины, 1925.

Другие труды (экономика, торговля (скачать), общественная жизнь).
РГАЛИ ф. 393 оп. 1 ед. хр. 82. Письма Кечеджи-Шаповалова М. В. Порошину И. А.
............................................
Предки Куинджи проживали в предгорной части Крыма в районе Бахчисарая и занимались хлебопашеством. Греческая христианская община, окруженная поселениями татар, постоянно испытывала на себе их давление. Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. Куинджи по-турецки «золотых дел мастер». Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек».
Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа Ивановича - Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашеством. А.И. Менделеева вспоминает слова самого художника, будто фамилия его Шаповалов. Это, видимо, результат недоразумения. Шаповалова - девичья фамилия жены Архипа Ивановича, носившей также и татарскую фамилию Кетчерджи.
Куинджи считал себя русским, предками своими называл греков, которые со времен античности населяли Причерноморское побережье Крыма. Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции. После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами. Кстати говоря, переселение было поручено воинским подразделениям во главе с А.В. Суворовым.
Так предки Куинджи оказались в городе Павловске, где греческая колония существовала с 1770 года. В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь. Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий художник. В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Юному Архипу не довелось получить образование. Родственники пытались обучить его грамоте у преподавателя, слегка знавшего греческую грамматику. После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу. По воспоминаниям школьного товарища Куинджи - Каракаша, Архип учился плохо, зато рисовал постоянно.
.................
Когда Архипа Ивановича всерьёз стало беспокоить здоровье, он составил завещание. Снимок этого документа приведён в книге писателя-краеведа Яруцкого. Оказывается, во многих публикациях приводятся неточные суммы, которые указал в своём завещании Куинджи...

Вот какую последнюю волю высказал Архип Иванович: «Находясь в здравом уме и твёрдой памяти, я, нижеподписавшийся, делаю следующее распоряжение относительно имущества, которое осталось после моей смерти. Имущество это состоит из 453 300 руб. облигациями Спб. Гор. Кредитного общества. Этот капитал я завещаю „Обществу имени Куинджи“ на следующих условиях: из этого капитала общество обязано выдать вышеназванными облигациями 1) Рождества Богородицкой церкви в городе Мариуполе, в которой я был крещён, 10 тысяч руб. на школу моего имени; 2) моему брату Спиридону Ивановичу Золотарёву (Куинджи) 10 тысяч руб.; 3) племяннику Ивану Якимовичу Мултых пять тысяч руб.; 4) племяннице Екатерины Якимовны Харахулаг четыре тысячи руб.; 5) двум братьям умершего племянника Варвары Якимовны Мултых одну тысячу руб.; 6) приёмной дочери моей тётки Анастасии Дико 500 руб.; 7) остальные 421 800 руб. Общество обязано присоединить к неприкосновенному капиталу в 150 тысяч руб., находящемуся в кассе императорского Двора, что составит 571 800 руб. облигациями. Ежегодные проценты с этого капитала касса императорского Двора выдаёт Обществу, а Общество эту сумму расходует на указанные в п. 32 устава Общества цели, за исключением двух тысяч 572 руб. 50 к., которые Общество выдаёт ежегодно жене моей Вере Леонтьевне пожизненно...»
..................
Жизнь Архипа Ивановича Куинджи полна загадок и белых пятен. Никаких письменных свидетельств о ней художник не оставил - ни писем, ни записок, ни дневников. Исследователи сходятся на том, что у Куинджи вообще были проблемы с грамотностью - он с трудом писал (буквы, не картины!) и не любил этого делать. Впрочем, отсутствие «автографов» - в случае с большими мастерами - беда невеликая; в руки искусствоведов, как правило, попадает немало текстов мемуарного и эпистолярного характера, созданных современниками - недостатка в тех, кто хочет «отметиться» своим знакомством с гениями, обычно не бывает. Но не с Куинджи. Его жизнь более или менее прозрачна лишь в «общественной» своей части - были периоды, когда художник довольно живо занимался художественной и педагогической деятельностью, эти периоды прокомментированы в литературе достаточно хорошо. Но живописец был непростым человеком и часто сознательно скрывался с освещенной «сцены» - эти годы реконструировать затруднительно.
Особенно много вопросов вызывают детство и молодость живописца. Достоверно известно, что он родился в татарском предместье Мариуполя в семье грека-сапожника, которого звали Иван Христофорович. Скорее всего, это случилось в 1842 году (плюс-минус год). С фамилией тоже не все ясно. В метрике Куинджи был назван Еменджи (с турецкого - «трудовой человек»). В переписи 1857 года он значится как Куинджи, а в виде на жительство, выданном в 1870 году - как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». В последних двух вариантах (с турецкого - «золотых дет мастер») звучит память о деде-ювелире. Любопытно, что старший брат художника вообще русифицировал эту фамилию и стал называться Спиридоном Золотаревым.
.............................................
Поколенная роспись КуинджиПереселенцы: Котлуш Христофоров Куюмжи 1751Селение: МариупольРев.сказки No:  p.c.1850 (мещане) (402), p.c.1811 (цеховые) (195), p.c.1795 (цеховые) (283), p.c.1816 (цеховые) (207), p.c.1835(мещане) (470), Источник: ревизские сказки, метрические книги.Алт: вероятно от урум., тур. kuyumcu "ювелир", ср. ;;;;;;;;;;;;, ;;;;;;;;;; Ветвь 1.Поколение: I1Христофор  (Куюмджи) 1725Поколение: II2/1Котлуш Христофоров (Куюмджи) 1751-1820      жена - Елисавета Афендулова 1767г.р.Поколение: III3/2/1София Котлушева 17924/2/1Елена Котлушева 1795-17975/2/1Иван Котлушев (Куюмджи) 1798-1842      Не исключено, что женой Ивана была Феодосия Левтерова Тикижи 1807 г.р.. Возможно, ее сестра Анастасия 1801 годарождения (жена Спиридона Никоша) поддерживала детей Ивана и Феодосии: Спиридона, Элевтерия и Архипа, когда ониостались сиротами. Своих детей у нее не было.6/2/1Елена Котлушева 1799Поколение: IV7/5/2/1Елизавета Ивановна (Мултых) 1826-1864      муж - Мултых Яким Анастасович. По-видимому, умерла до 1865 года, т.к. в 1865 году Яким Анастасов Мултых, вдовпосле первого брака, 40 лет женился во второй раз.      Воспоминания С.С.Данилова:-Елисавета (Екатерина?) Ивановна Куинджи вышла замуж за Якима Мултых. В этом браке:      - был сын Варнава, у которого был сын Федор (1888-1968) (дальше сведений у меня нет) и дочь Елизавета (дальшесведений у меня нет).      -был сын Иван, у которого была дочь Марфа. Дальше по этой линии мои сведения из газет Марфа Ивановна Мултыхвышла замуж за Якова Ильича Радионова и имела сына Константина (1911-1966), который имел дочь Людмилу и сынаВладимира (дальше сведений у меня нет).      -была дочь Екатерина (в замужестве Харахулах) имела сына Алексея (дальше сведений у меня нет).8/5/2/1Спиридон Иванов (Куюмджи) 1831      ГАДО, ф.113,д.5,л.55. Прошение мариупольского мещанина Спиридона Иванова Куюмджи-Золотарева о разрешении наприобретение участка земли в 3-й части г.Мариуполя на Торговой улице между домами Василия Табахова и Бахметьевой.9/5/2/1Елена Ивановна 183410/5/2/1Елефтерий Иванов (Куюмджи-Золотарев) 1840-1892Венчание09.02.1869No ?,с.186Рождество-Богородицкая церковь, МариупольФонд: 214-1-1Звание, имя, отчество, фамилия, возраст ивероисповедание жениха и которым бракомМариупольский мещанин Элевтерий Иванов сын Золотарев,православного исповедания, 1-м браком, холост, 28 лет.Звание, имя, отчество, фамилия, возраст ивероисповедание невесты и которым бракомМариупольская мещанская дочь Анастасия Николаева дочь Юрьева,православная, первым браком, девица, 25 лет.Кто были поручителиМариупольские мещане Михаил Арихбаев, Антон Лапа. Поневестемариупольские мещане Константин Чобан и НиколайБерберов.Кто совершил таинствоСвященник Антоний Петров, дьякон Стахий Дуброва.      ГАДО, ф.113, д.5,л.18. 1881год. Заявление Мариупольского 2-й гильдии купца Елевтерия Иванова Куюмджи(Золотарева) о городском месте в 1-й части Мариуполя.ф.113,д.40а, л.163. Купчая.Мариупольский купец Лефтер ИвановЗолотарев-Куюмджи, живущий в Мариуполе в своем доме...... покупает землю в количестве 200 десятин удобной и при нейнеудобной под дорогами тридцать девять десятин.      Ф.113,д.73,1890 (1891?) год. Прошение о городском месте во 2-й части Мариуполя, в 3-м квартале, на Александровскойплощади.      Ф.113,д.113. Список лиц с указанием их прав в избирательных собраниях по г.Мариуполю по ст.24
...........................................
Потомок Куинджи: "О родстве — молчу"
Завтра исполняется 170 лет Архипу Куинджи. Какими только эпитетами не награждали этого живописца современники: «кудесник света», «первый русский импрессионист», «наш Моне». Его ученик Николай Рерих сравнивал мастера с художниками эпохи Возрождения. И бесспорно, в искусстве передавать тончайшую игру лучей луны и солнца Куинджи не было равных. И сто лет назад, и сейчас при взгляде на его картину «Ночь над Днепром» зрители задаются вопросом: «А не подсвечен ли холст сзади специальной лампой?» — столь реалистична работа. «Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», — писал Илья Репин.


Куинджи. Его называли кудесником света

Интересно, что на родине мастера, в Мариуполе (Донецкая область), живет его дальний родственник Валерий Крамаренко, тоже художник, столь же любящий игру света. «У Архипа Ивановича детей не было. Но его родная сестра моя прапрабабушка, — рассказывает Валерий. — В нашем роду любовь к живописи, видимо, заложена на генном уровне. Вот часто говорят, что Куинджи — ученик Айвазовского... Да какой там ученик, он пошел к нему за уроками, но ему доверяли лишь работу по дому да разрешали забор красить. Он был мальчиком из нищей семьи и добился всего благодаря своему таланту. Архип Иванович был самоучкой, его с детства тянуло к краскам. И также тянуло к живописи моего отца, он рисовал для себя, а мой дед любил вырезать скульптуры из дерева».


Солнечные пятна на инее (1876-1890). Художник особо любил зиму

РЕАЛИСТ И СЮРРЕАЛИСТ. «В детстве я мечтал: вырасту и стану таким же знаменитым художником. Но сейчас мало кому рассказываю о родстве с Куинджи. Боюсь, что скажут, мол, прилепил к себе родича для пиара. Я хочу добиться успеха как Валерий Крамаренко, а не как «потомок Куинджи», — признается художник.


Березевая роща (1901). Красота летнего дня

Сюжеты и стиль Куинджи и его потомка на первый взгляд радикально далеки. Куинджи — реалист, мастер пейзажей. Крамаренко изображает существ сюрреалистических, ангелов и демонов, античных героев, рыб с крыльями птиц. Но есть и сходство. «Ну что такое картина — тряпка на деревяшках. Но смотришь на работы Куинджи и чувствуешь, что они живые. И точно так же я с помощью световых эффектов, всех этих «пятнышек» и «цяпочек» пытаюсь наполнить свои картины жизнью», — говорит Валерий.


Эльбрус вечером (1898-1908). Таинственные вершины Кавказа

МАСТЕР КОНТРАСТОВ. Жизнь Куинджи, как и его картины состояла из контрастов. Он писал великолепные полотна, но с трудом выводил буквы — полноценного образования так и не получил. Архип Иванович был невысокого роста, приблизительно метр шестьдесят. Но современники называли его Зевсом Олимпийским — грек по национальности обладал львиной шевелюрой, густой бородой, выразительным римским профилем. Его работа «Ночь над Днепром» имела ошеломляющий успех, состоялась даже выставка лишь одной этой картины, по тем временам мероприятие неслыханное (эту картину мы сознательно не публикуем — невозможно передать всю прелесть светотени).


Красный закат (1905-1908). Хранится в музее Метрополитен (Нью-Йорк)

Но после этого вернисажа и до самой своей смерти Куинджи нигде больше свою живопись не выставлял, и около 20 лет никому не показывал. Предполагают, художник отложил кисть, чтобы остаться на пике славы, не давать повода для слов: «ранее писал лучше». Ученики вспоминают, что Архип Иванович жил просто, без роскоши. При этом он пожертвовал начинающим художникам сотни тысяч рублей.


Рецензии