Микрорассказ Мстить унизительно!

- Вам когда-то крупно гадили в жизни?
- Да, и не раз, а что?
- Вы несколько раз писали, что чувство мстительности Вам не свойственно. Мне кажется, что Вы лицемерили. Вы не могли не чувствовать агрессию по отношению к тем, кто портил Вам жизнь.
- Не мог не чувствовать, но не чувствовал. Чувствовал агрессивное отвращение. Один член-корреспондент АН СССР гадил мне, как умел, но он у меня не вызывал ничего кроме отвращения. Причём, чем больше времени проходит, тем сильнее отвращение от воспоминания об этом ничтожестве.
- Он что: один такой в Вашей жизни?
- Пол сотни таких было, как минимум, и среди подчинённых и среди начальствующих. Для меня мстительность - понятие унизительное. А агрессивное отвращение - нормальный компонент моего общения с людьми, но об этом моём агрессивном отвращении никто никогда не догадывался. Я его не демонстрирую.
- Ну, тогда можно сказать, что агрессивное отвращение, агрессивное презрение Вам заменяют мстительность.
- Нет и нет. Расплата злом за зло является большим моральным дефектом. Мстительного по характеру человека творящий зло делает своим рабом. Это - унизительно! Мстить унизительно! Я предпринимал усилия, чтобы избавиться от тех, кто мне гадил, но это была не месть, это было избавлением от угроз. Вы, например, не мстите термитам, обнаруженным в вашем доме. Вы просто от них избавляетесь. Я не претендую на истину в первой инстанции. Я говорю только и только о себе.


Рецензии