Дорога смерти

     Едва ли не ежедневно слышу в новостях: на трассе Омск-Тюмень произошла автомобильная катастрофа. Столкнулись два автомобиля, двое погибших, трое раненых. Виноват водитель Тойоты, выехавшей на полосу встречного движения.
    
     Эту трассу у нас называют «дорогой смерти».
    
     Но меня каждый раз смущает, как неточно подаётся эта информация. Дело в том, что трасса – двухполосная: одна полоса – туда, другая полоса – обратно. И без выезда на встречную полосу тут не обойдёшься в ситуации обгона. Правила автомобильного движения этого не запрещают и не могут запретить, поскольку часто по трассе движутся тихоходы (трактора, грузовики, везущие бьющийся товар: яйца, посуду, и прочее). Без обгона никак, иначе никогда не приедешь в назначенный пункт. Значит, проблема в неаккуратности водителей, их возможной усталости на длинной трассе, слабом обучении вождению и что-то ещё, глубоко не изученное.  И, самое главное, – узкая дорога, вынуждающая водителей выезжать на встречку. Добавлю, что подавляющее большинство дорог в России именно такие. В этом, очевидно, и заложена высокая вероятность смертности на дорогах. Если бы устроить все автотрассы России хотя бы четырёхполосными, то необходимость выезда на встречную полосу отпадёт. А если ещё и разделительное ограждение устроить, то и возможность встречных столкновений отпадёт.
    
     Нам постоянно объясняют и ранее объясняли, что наша очень большая территория – это одно сплошное преимущество: и войны с Наполеоном и Гитлером мы выиграли за счёт длительного отступления в глубь страны, изматывая противника и выигрывая время для укрепления армии и военной промышленности; и полезные ископаемые на такой территории почти всегда можно найти любые; и посевные площади для сельского хозяйства велики, и прочее, и прочее.
    
     Но! Большая площадь территории страны имеет и свои недостатки. Как мы указали выше, – это невозможность обустроить всю Россию двух- и более полосными дорогами. Потребуется весь бюджет государства и ещё взять взаймы придётся. Есть и другие проблемы большой территории: плохая управляемость государством и его функциями, долгие сроки доставки грузов, особенно скоропортящихся товаров, трудности перемещения людей по территории, невозможность охватить всю страну, например, футболом. Хоть кто-то из Москвы и европейской части страны заметил, что чемпионат мира по футболу в Сибирь и на Дальний Восток не пришёл, да и в чемпионате России в Премьер-лиге нет команд, кроме слабого, неизвестно как затесавшегося туда, красноярского Енисея. И что бы вы думали, молодой народ наших регионов, лишённый достойных зарплат, спорта, культуры, образования высшего уровня массово поехал в европейскую часть России, и, особенно, в Москву и Санкт-Петербург. Так, из Омска за 2017 год уехало около 50 тысяч человек. Это плохо для всей России, несколько столетий занимавшейся заселением Сибири и Дальнего Востока. Но это уже другая история, хотя и связанная с недостатками большой территории.
   
     Вы спросите: каковы же твои предложения? – Отвечу так. Надо людям говорить правду, что узкие дороги мы строим потому, что никогда не найдём денег для создания многополосной дорожной сети вследствие очень большой территории страны. И что основная смертность исходит не от пьяных водителей или крутых нарушителей дорожного движения, а от узких двухполосных дорог, предполагающих выезд при обгоне на встречную полосу движения. Даже если два автомобиля едут навстречу друг другу со скоростью 60 км/час, то скорость удара сложится и составит 60+60=120 км/час. При скорости 90 км/час, скорость столкновения составит 90+90=180км/час, что оставляет мало шансов людям, сидящим в автомобилях, на выживание.

     Небольшие элементы, снижающие опасности на дорогах, сейчас введены, например, ремни безопасности, горящие ближним светом фары. Но я бы начал с обучения. Наши люди любят быструю езду с нарушением скоростного режима (а чего тащиться-то 90км/час, если нет поблизости ДПС). Прятки в кустах с измерителем скорости движения мало что дают, водители предупреждают друг друга миганием фар. А уж если попался, то в стрессовом состоянии гонишь совсем без головы. Так вот, ездить у нас хотят многие, но на курсах вождения учат кое-как, представитель ГАИ в доле и не очень-то и придирается на экзамене по вождению. Получается, что тебя по дешёвке обучают нажимать педали, крутить руль, немножко знать правила движения, и на этом всё. Думаю, что в нашей стране нужно ввести систему обучения, близкую к уровню гонщиков, со всеми приёмами выживания автомобиля, чтобы водитель мог мгновенно принять правильное решение в аварийной ситуации и реализовать его с помощью высочайшей техники управления автомобилем. Кто этого не смог достичь, не будут допущены к вождению. Принимаю возражения: в нашей стране всё можно купить, и никакого высокотехничного вождения добиться будет невозможно. Но вода камень точит, ситуация меняется, не всё потеряно. Желание быстро ездить не отменило желание жить.

     А по поводу узких дорог добавлю, что мы видим много молодых людей, желающих заниматься техникой на высоком уровне. Они, я уверен, смогут многое придумать как в части безопасности узких дорог, так и в части безопасности любого автомобиля. Старые советские институты: МАДИ, СИБАДИ, ДОРНИИ эти задачи выполнить не могут, т.к. там велик груз старых советских программ обучения и устаревших стандартов строительства дорог.


Рецензии
Здравствуйте Евгений, нахожу здравой вашу мысль о том, что для аварий существуют объективные причины, а вовсе не субъективные, как нас пытается уверить Эхо Москвы.

Я был в Тироле. Там тоже дороги узкие. Почему?

Потому, что горы. Дороги вырубаются в крутых склонах карнизом. А чем шире карниз, тем больше надо вырубать скалы. Одна дополнительная полоса может стоить дороже вух других.

Дороги не только узкие, но ещё и извилистые. Обзор водителю закрывают повороты и изломы. Выезжать на встречку очень опасно.

И что австрийцы придумали? Они разделили двухполосную дорогу сплошной продольной разметкой. Но на некоторых участках, где это физически возможно, они делают дорогу трёхполосной. Давая для одного из направлений две полосы. На следующем участке снова будут три полосы, но уже для встречного направления.

Таким образом водители имеют возможность обгонять тихоходов без риска.

На наших дорогах почему-то ничего подобного не видел. Хотя на равнине это сделать проще и дешевле.

Допустим, каждый десятый километр трассы делать трёхполосным для обгона. Это удорожит дорогу, но не сильно. Всего процентов на пять.

Можно делать это не сразу, а постепенно. Причём, досыпание дополнительной полосы не требует остановки движения.

Михаил Сидорович   01.02.2021 16:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил!
Очень интересно! Статью я написал в 1918г. и вдруг вчера в интернет-газете "ВЗГЛЯД" увидел статью: "Как избавиться от смертельных ДТП на российских дорогах", она и сейчас там висит. И что вы думаете, там тоже предлагается улучшить обучение водителей. Но это так, к слову - просто бывают совпадения.)

В Вашем предложении мне немного не ясно, как в Тироле организован въезд на одну полосу после проезда по правой параллельной полосе двухполосного движения? - Очевидно, что следует сужение дороги, а на сужениях тоже машины часто бьют друг дружку, правда не лоб в лоб.)

Евгений Ермолин   01.02.2021 16:36   Заявить о нарушении
Тут принцип трёхполосной дороги, где часть дороги имеет одну полосу для вас и две для встречки. Потом меняется - две для вас, одна для встречки.

То есть, часть пути вы едете по одной полосе, без права обгона, а другую часть пути по двум полосам с возможностью обгона.

Конечно, четырехполосная дорога лучше, но, если с финансовыми возможностями плохо, можно обойтись трёхполосной дорогой, или двухполосной с отдельными трёхполосными участками.

На практике по двухполосной дороге за тихоходом приходится долго ехать, пока не предоставится возможность обгона. И при обгоне всё равно риск и нервотрёпка.

То же самое и на трехполосной дороге, но без нервотрёпки и риска практически нет.
Едешь за тихоходом и не волнуешься. Обгон всё равно запрещён. Но вот доезжаешь до участка, где твоя сторона дороги имеет 2 полосы и спокойно обгоняешь.

Михаил Сидорович   01.02.2021 17:45   Заявить о нарушении
Да, согласен с Вами. Только вот думаю я: при социализме, чтобы зарегистрировать изобретение, надо было доказать его новизну, для чего необходимо было штудировать толстенные сборники, в которых собраны формулы изобретений как наших внутренних, так и зарубежных стран. И, при этом, часто находились очень интересные чужие идеи. Получается, что сейчас никто ничего не смотрит, не учится. А ведь Вы поделились, действительно, очень дельной идеей!

Евгений Ермолин   01.02.2021 18:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.