Ч. 2 Золото в трюме

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/09/04/799

Капитан  парохода «Egypt» Эндрю Кольер дал команду застопорить машины. То, что пароход не двигался, подтвердили потом и другие спасшиеся люди, но капитан протаранившего судна «Тhe Seine» Ле Барзак утверждал обратное.

Его судно развернулось и скрылось в тумане. Во внутренние помещения  «Egypt» хлынула вода. Капитан лайнера сразу понял, что его судно обречено.  Он приказал спустить шлюпки. На борту поднялась паника.
 
Её устроили стюарды и другой обслуживающий персонал, который набрали из жителей Гоа, тогдашней португальской колонии.

Матросы, состоявшие из индусов, их называли ласкары, вели себя достойно. Как всегда при катастрофах, одни проявляли мужество и благородство,  другие -  трусость и подлость.

Стюарды и уборщики, в обычной жизни вели себя заискивающе в расчёте на чаевые, когда возникла угроза их жизни, первыми бросились занимать места в шлюпках, отталкивая других людей.

На палубе матросы и офицеры лайнера выполняли свои обязанности в соответствии с судовым расписанием, но справиться с паникой обслуживающего персонала они не смогли. Стюарды, назовём их всех так для простоты, не слушали никаких команд.

Топили женщин и детей, если те пытались схватиться за борта шлюпок. Капитан Карр из 120-го пехотного полка, только выстрелами из револьвера заставил стюардов пропустить женщин и детей в шлюпку, которую он взял под свой контроль.

Беспримерное мужество проявил радист Артур Хардвик, который бросился в радиорубку и передавал сигналы SOS, пока не ушёл вместе с пароходом на дно. Уильям Джордж Дженнер, ветеран мировой войны, не умел плавать, он собирался спрыгнуть в воду со спасательным кругом, когда увидел на палубе плачущую женщину.

Дженнер отдал ей свой спасательный круг и погиб. Другой мужественный человек, Джон Тейлор, уступил своё место в последней шлюпке женщине. Он тоже погиб. Капитан Кольер оставался на судне до последней минуты, когда оно уже начало скрываться под водой.

Его буквально смыло волной. Судно затонуло через 20 минут после столкновения. Капитана подобрала шлюпка, которой командовал армейский офицер Карр. Между тем капитан судна «Тhe Seine»  Ле Барзак вернулся к месту крушения. Его экипаж стал поднимать людей из воды.

Спасательную операцию затруднял туман. Многих просмотрели. Они погибли от переохлаждения, мёртвыми плавая в спасательных поясах. Их обнаружили четыре дня спустя.

Всего на борту было 352 человека, погибли 86, из них 15 человек умерли уже на борту судна или в больнице. Страховые компании в течение 10 дней выплатили страховую сумму.

После этого страховщики заключили контракты на спасение груза.
Напомню, что подводников с «Курска» не смогли спасти с глубины 108 метров, а пароход «Egypt» затонул на глубине 120 метров.

По тем временам такая глубина была недоступна водолазам, но всё же, нашлись люди, которые решили поднять сокровище со дна. Это были шведский инженер Питер Сэндберг и инженер-электрик  англичанин Суниберн, которые жили в Англии.

Сначала требовалось найти точное место, где затонул лайнер. Поиски велись различными фирмами до 1930 года. Сэндберг и Суниберн привлекли к сотрудничеству итальянскую фирму «Общество морских спасательных операций».

Её создал капитан 3 ранга Джованни Куальо, превосходный инженер и организатор. Подъём золота и серебра занял шесть лет. Работы были невероятно сложными: мешала штормовая погода, дно усеяно остроконечными глыбами, техника тогда была несовершенная.

Случались и трагедии. Куальо лишился почти всей своей команды, опытных поисковиков. Ему пришлось по договору с французским правительством  ликвидировать американский транспорт с боеприпасами, который потопили во время войны. Транспорт мешал судоходству.

Во время подрыва транспорта детонировали сотни тонн боеприпасов. В воздух поднялся двухсотметровый столб воды, который обрушился судно поисковиков. Оно пошло ко дну, погибли двенадцать человек из 19-ти.
 
Неудачи не сломили, ни шведа, ни англичанина, ни итальянца. Они влезли в огромные долги, были просто нищими, когда, наконец, в 1933 году водолазам удалось добраться до бронированной кладовой лайнера и взрывами проделать в ней отверстие.


Всего в сезоны 1933 – 1934 годов удалось поднять 865 золотых слитков из 1089, 83 300 золотых монет из 164 979 и 6 тонн серебряных слитков. Итальянцы получили 50% стоимости золота и серебра, Сэндберг и Суниберн – 12%, а страховщики Ллойда – 37,5%.

Кое-что на дне ещё осталось. Желающие могут попытаться поднять не собранные сокровища.


Рецензии
Эх, складно ведь, и красиво, несмотря на то, что кратко и ёмко. Повторюсь, - делайте документалку. Сам я читать больше люблю, но и то порой лень. Под документалку иногда засыпаю. И так глаза слепые почти. Зачем напрягать?) Интересно, захватывающе. Но ведь надо свое еще приводить хоть в какой-то порядок. Все смешалось...)))

С уважением,

Вадим Вегнер   16.01.2024 17:34     Заявить о нарушении
Спасибо, коллега!
Успеха Вам!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   16.01.2024 18:07   Заявить о нарушении
Вам спасибо, Владимир. Память о прошлом бесценна.

Вадим Вегнер   16.01.2024 18:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.