Песок между пальцами

Перед Вами песок. Естественное желание – погрузить в него руки; ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук.
I want to feel the sand between my toes and look up at that infinite sky.
(Я хочу ощутить песок между пальцами и смотреть на это бесконечное небо).


- Здравствуйте, Мария!
- Здравствуйте, Мария, - я стою на пороге кабинета и смущенно улыбаюсь.
- Проходите. Выбирайте место, где Вам будет удобно сидеть.
Сажусь в кресло. Это мое второе посещение психолога. Первое состоялось чуть более двух недель назад. Я пришла сюда с проблемой, которая нуждалась в решении. Тянуть больше не имело смысла.
Альтернатива была нерадостной. Или - или... Того, о чем я мечтала и надеялась, никогда не будет.
Мой мужчина в Москве. Я и дочка в Питере. Дороги не пугали меня никогда. В душе - я цыганка, дочь степей. Не могу долго находиться на одном месте. Начинаю маяться...
Можно переехать, сменив место жительства. Или жить на два города. Когда есть желание и чувства, то многое можно сделать. Многое, но не все…
Там, где не нужен мой ребенок, мне тоже нет места. Это ясно, как божий день.
Когда я впервые пришла в этот кабинет к рыжеволосой Марии, я еще была в отношениях. Неделей раньше я вернулась в Питер, транзитом через Москву, с Крита - горячо любимого мной острова, с которым я увиделась после многолетней разлуки.
Расставаться с моим мужчиной с каждым разом становилось все тяжелее. Когда мы были вместе, казалось, что он  и я  - единое целое. А потом я возвращалась в Питер, он оставался в Москве и наш общий мир снова разбивался на два отдельных. Две параллельных реальности. До нашей следующей встречи. Да, мы каждый день, с утра до вечера были на связи. Но этого не хватало.
Мой мужчина собирался приехать в Питер, на выходные. Я должна была поговорить с ним на волнующую меня тему. Расставить все точки над "i". Я так решила. А там, будет, что будет...
И, вот, второе посещение психолога. Неужели, прошло всего лишь чуть более двух недель? Субъективно мне кажется, что прошло уже месяца два, не меньше.  Июль, жара. А я все время мерзну. Мне холодно. Как давно? После нашего совместного решения расстаться. Только причины расставания у нас были разные. У меня - моя дочка. У него - наша эмоциональная несовместимость. Наше общее будущее виделось ему в тумане.
Да, все так. Дело в моей эмоциональности. Бывает, что на волне эмоций меня просто уносит.
Вверх-вниз. Вперед-назад. Небо-земля. Белое-черное. Арлекин и Пьеро. Смех и слезы. Радость и грусть. Рассудительность и безрассудство. Вечные качели. От меня можно устать, потому что порой я с трудом выношу себя сама.
Я не виню его за такое решение. Мне есть, что вспомнить. Мне будет, что вспоминать. Но, черт, как холодно и больно...
Наша первая встреча. Четвертое января. Москва. Ленинградский вокзал. Роза в руке. Кремль. Елка. Новогодние праздники. Поезда-поезда. Арбат. Тимирязевская. Парк Дубки. Улица Ивановская. Затертый нос овчарки с площади Революции. Потри его и желание исполниться. Москва-Сити. Выставка Васи Ложкина. Елочка на кухонном подоконнике. Февральские холода. Ботанический сад. Музей Кино. Открытки. Апрель. Велосипедные прогулки. Покровское-Стрешнево. Таллин. Рига. Стокгольм. Музей Астрид Лингрен -Юнибакен. Хельсинки. Головинские пруды. Третьяковка. ВДНХ. Крит. Амудара. «Этажи». Наши любимые питомцы: кошка Милота и кот Басик. Сотни воспоминаний... Разве можно все это забыть?
Но настоящее стало прошлым. Москва-Питер, Питер-Москва. Две параллельных реальности. Два мира, которые уже  не пересекутся. Матушка-Москва. И Питер-батюшка. Чуть более семисот километров. Можно взять линейку и провести одну прямую линию. От точки М. до точки П.
Да, можно. Но уже нельзя...
- Мария? - из потока воспоминаний меня выдергивает вопрос психолога, - Вы знакомы с методом песочной терапии? Работали когда-нибудь с песком?
- Нет. Никогда. А что он может дать? Чем помочь?
- При помощи работы с песком можно разобраться со своим внутренним миром. Проиграть в миниатюре ситуации, которые происходят. События, которые тревожат. Песок послушен и податлив. Он подчиняется человеку и помогает уравновесить его внутренний мир. Вы выбираете фигурки и создаете на песочном поле свой мир. Песочная терапия возвращает к прошлому, помогает пережить и освободиться от старых воспоминаний. Как сказал Юнг: "Руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум". Давайте, попробуем. Вы готовы?
- Готова. Что я должна делать?
- Я Вам скажу. Если что-то пойдет не так, мы всегда можем остановиться. Хорошо?
- Договорились.
Я стою возле деревянного подноса, наполненного песком. Борта песочницы окрашены в голубой цвет. Передо мной, прямо за песочницей, на высоком подоконнике множество разных фигурок, элементов конструктора, деревянных домиков, арок. Игрушечные представители флоры и фауны, рукодельные чучелки-страшилки. Чего тут только нет.
Моя задача  -  взаимодействовать с песком. Так, как подскажет мне внутреннее "Я". Расслабиться. Не раздумывать долго при выборе фигурок. Песок-выбор, песок-выбор, песок-выбор. И слушать-слушать себя изнутри. Нет логике. Нет разуму. Да - ощущениям. Внутри меня есть ответы на все вопросы. Остается только вспомнить и расставить все свои фигурки на песке.
Мария сидит в кресле, слева от меня и внимательно за мной наблюдает.
Я пересыпаю руками песок и зарываю в него свои пальцы. Он мягкий и шелковистый на ощупь. Закрываю глаза, уходя в свое внутреннее. Щекам становится мокро и горячо. Слезы? Да. Песок просыпается между пальцами. Все так зыбко.
- Мария, с Вами все в порядке? Может, прервемся?
- Не надо. Продолжим.
Песок-выбор, песок-выбор, песок-выбор. Сколько времени прошло? Десять минут? Двадцать? Полчаса? Время точно остановилось. Достаточно. Я это чувствую.
- Мария, все.
- Хорошо, Мария. Давайте теперь посмотрим, что Вы выбрали. И попробуем понять, почему? Что это значит для Вас? Вот это что? - рыжевласка указывает мне на первый, выбранный мною предмет.
- Это пальма. Дерево, которое ассоциируется у меня с Югом. С Грецией. Ностальгия.
- Это что?
Я выбрала несколько деревянных кубиков и поставила их один на другой. На самом верхнем из них нарисовано окошко.
- Это дом, в котором я живу.
- Он высокий?
- Да. Двенадцатиэтажный. Я живу на десятом этаже.
- Вы чувствуете себя уютно в Вашем доме?
- Нет. Мне в нем очень неуютно. Стены холодные. Отталкивают. Туда не хочется возвращаться.
- Я вижу окошко.
- Это моя кухня. Место, где я провожу больше всего времени. Мой рабочий кабинет и творческая мастерская. В ней очень уютно. Хорошо думается и творится ночами.
- Почему Вы выбрали это? - в руках Марии оскалился маленький зубастый крокодил.
- Я часто сама себя кусаю. Критикую. Испытываю чувство вины.
- За что?
- За разное. Работаю с этим с переменным успехом. Но не всегда получается.
Крошечная тряпичная чучелка-страшилка. Это мои внутренние страхи.
Робот из Lego - внутренние изменения, трансформации.
- Мария, это дети?
- Да. Мальчик и девочка.
- Вы их знаете?
- Да. Девочка - это я. Мальчик – знакомый мне человек.
Я вспоминаю детский сад и школу на Ленинском проспекте, в Москве. Но ничего об этом не говорю. Это мое личное воспоминание.
- Они совсем маленькие. Сколько им лет?
- Лет восемь, не больше.
- Для Вас эта цифра что-то значит?
-  Дата моего рождения. Мне нравится это число. Восьмерка - знак бесконечности.
- Были какие-то важные события, когда Вам было восемь?
На минуту задумываюсь, потом пожимаю плечами:
- Нет, ничего особенного. Я жила у бабушки. Училась в начальной школе.
- Два. Двое. Восемь... – психолог выдерживает паузу и продолжает, - а что было, когда Вам было двадцать восемь?
Я замираю. Неужели? Число, которое часто меня преследует. Которое много лет  притягивает меня своим скрытым смыслом. Важным для меня значением. Хотя я и не понимаю, каким именно?
- Я ждала ребенка. Младшую дочь.
- Как протекала Ваша беременность?
- Очень тяжело. Физически и морально.
На меня обрушивается поток воспоминаний. Первый триместр беременности, второй, третий. Постоянная тошнота. Прибавка в весе – четыреста пятьдесят грамм за все девять месяцев. Подавленность. Мне никогда не забыть, как меня избил отец ребенка, которого я носила под сердцем. И никогда мне не забыть, каким был год, предшествующий этой беременности. Ящик Пандоры – вот что значит это число. Двадцать восемь. Слезы вымывают внутреннюю боль.
- Мария, как Вы себя сейчас чувствуете?
- Мне стало легче. Я это чувствую.
- Идем дальше?
- Да.
Деревянный домик, на котором написано кино. В памяти – Ботанический сад, Конец февраля. Выходные. Мороз. Зимняя прогулка до ВДНХ. Заснеженные аллеи, румяные щеки. Счастье. Разговоры обо всем на свете. Приятная и неожиданная находка – Музей Кино. Долго не раздумывая, мы идем туда на экскурсию, а заодно и  отогреваться.
- Мария, почему кино?
- Воспоминания. И еще... Мне кажется, что я очень часто кручу свое внутреннее кино. Какие-то кадры мелькают перед глазами. Кинопроектор.
- А может достаточно его крутить? Попробуйте взять и отпустить прошлое. Пусть уходит. Сейчас – настоящее. И мы с Вами находимся в нем.
Еще один деревянный дом. Но он уже другой. Одноэтажный. Уютный. С крыльцом. Вокруг него растут деревья. Это сад. И дом моей мечты. Мое место силы. Я знаю, что живу там очень счастливо. В окружении людей, которых я люблю. Рисую. Пишу. Радуюсь каждому прожитому дню.
- Мария, а это кто? – психолог указывает мне на фигурку медведя.
- Это Мишка, - я улыбаюсь, - он ассоциируется у меня с одним человеком. И имя, и прозвище. Наши с ним имена начинаются на одну и ту же букву.
Мы перебираем фигурку за фигуркой. Предмет за предметом.
- Есть такие предметы, которые бы Вам хотелось отсюда убрать? Обратите внимание, на каком расстоянии друг от друга они находятся. Что-то Вы хотите приблизить, а от чего-то отстраняетесь. Фигурка девочки – это Вы. Я помню. Так, что же здесь лишнее? Отодвигайте. Смелее.
Дом, в котором я живу. Тряпичная чучелка-страшилка. Кино. Еще одна страшилка, без лица. Крокодил.
- Мария, они Вам нужны?
- Нет.
- Убираем их?
- Да.
- Смотрите, что осталось. Вам нравится то, что Вы видите?
- Очень.
Мальчик с девочкой. Дом мечты. Пальмы.
- Что Вы сейчас чувствуете?
- Мне тепло. Мне очень тепло...
Час приема у психолога пролетел незаметно. Пора уходить. Хотя и не хочется. Здесь мне уютно. Мария вызвала у меня доверие с первых минут общения с ней. А это очень важно. Я знаю, что приду сюда еще и в следующий раз я принесу свой новый рисунок.
- До свидания, Мария. Спасибо.
- До свидания, Мария. Не прощаюсь.
Два мира. Уже не пересекутся. Москва и Питер. Чуть более семисот километров. Можно взять линейку и провести одну прямую линию. От точки М до точки М.
Да, можно. Но уже нельзя...

(рисунок автора)


Рецензии
Надо уметь отпускать прошлое, которое вчера еще было настоящим. Но как сложно этому научиться...всегда, как в первый раз...
Спасибо, очень интересное повествование.
Творческих находок и любви!

Маленькаялгунья   12.10.2018 21:59     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за отзыв! И за то, что прочитали! Любви всем нам и вдохновения...

Мария Орфанудаки   16.10.2018 03:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.