По материалам статьи Клочкова А

Ищем потомков. 89262371485@mail.ru
..............................................
Родословие художника Порфирия Крылова.

Доклад на VII Межрегиональной научно-практической конференции «Провинция в контексте истории и литературы» Ясная Поляна – Крапивна. 8-10 декабря 2010 г.

Порфирий Никитич Крылов (1902-1990) был членом знаменитого творческого коллектива советских графиков и живописцев КуКрыНиксы. Об этом коллективе много писалось [1-5], но только сейчас появилась возможность объективного изучения жизни и творчества этих художников.

П. Крылов оставил скупые воспоминания о своей тульской юности [4]. В них он скромно умолчал о своих предках, а место своего рождения лукаво обозначил двусмысленной фразой: «…Я – тульский, из деревни Щелкуново». Это заявление породило миф о его деревенских корнях, он просочился в БСЭ [6], откуда перекочевал в другие публикации и стал общепринятым.

По другой версии, изложенной в [5], утверждалось, что художник родился в Туле. Этого же мнения придерживались и сотрудники тульского музея П. Н. Крылова, но в их фондах не было подтверждающих этот факт документов. По их просьбе, да и собственному любопытству (художник в считался дальним родственником нашей семьи) было проведено небольшое генеалогическое исследование для окончательного выявления истины.

Предварительный поиск показал, что в метрических книгах села Верхоупья Богородицкого уезда Тульской губернии, а к этому приходу была приписана д. Щелкуновка, в начале 900х годов вообще не встречается фамилия Крылов. В последней четверти XIX века какие-то Крыловы здесь все-таки жили, но их связь предками художника не выявлена.

С другой стороны, из воспоминаний самого художника было известно, что дом семьи Крыловых находился на окраине Тулы, в Чулково, вблизи кладбищенской церкви Дмитрия Солунского.

Метрические книги этой церкви сохранились, в них и была обнаружена запись о рождении художника. Здесь она впервые публикуется [7]: фото

«…Года 1902 , августа 9-го родился, 11-го крестился ПОРФИРИЙ. Родители Тульской губернии Богородицкого уезда Верхоупской волости сельца Щелкуновки крестьянин Никита Захаров Крылов и законная жена его Елизавета Дмитриева оба православного вероисповедания.

Восприемники: тульский мещанин Петр Николаев Чернов и тульская мещанка Лариса Дмитриева Полосатова…»

Этот документ доказывает, что художник появился на свет в Туле, а миф о его рождении в Богородицком уезде возник вследствие путаницы между местом рождения и сословном положении, ибо в официальных документах Порфирий, как и его отец, писался крестьянином деревни Щелкуновка.

Дальнейшее изучение архивных документов позволило построить родословное древо художника и воссоздать драматическую историю этой семьи. Древо_1

Прадедом художника был крепостной крестьянин Трифилий Крылов, родившийся на рубеже 18-19 веков. В это время в Богородицком уезде стали осваиваться земли Упско-Упёртского междуречья и вокруг старинного села Верхоупье возникли новые деревни, среди которых была и Щелкуновка. Их население составилось из крестьян графа Бобринского, переселенных из Епифанского уезда и других бобриковских селений. Ряд крестьянских дворов переселили из деревни Урванка, (теперь это территория г. Новомосковска) [8]. Возможно, что среди этих переселенцев был и Трифилий Крылов.

Впоследствии Щелкуновка переходит во владение богатого помещика Николая Дмитриевича Селезнева.

Здесь в 1842 г.в семье крестьянина Трифилия Крылова родился сын Захар, будущий отец художника. В начале 1860-х годов Захара Трифиловича забрали в армию и по окончании срока службы, он не вернулся в родную деревню, остался в Туле на сверхсрочную. Известно, что в последние годы службы (1885) состоял в команде по охране верхних шлюзов на реке Упе. Со временем Захар женился и окончательно обосновался в Чулковской слободе на Замочной улице в скромном доме с большим садом. Здесь у него родилось четверо детей: Илья, Никита, Зиновия и Наталья.

В 1888 году Захар вышел в отставку в чине фельдфебеля. За безупречную службу получил серебряную медаль «за усердие» и стал владельцем надела земли в деревне Масюковке, Огарево тож, что возле нынешнего райцентра п. Тёплое. Место для хутора З. Крылов выбрал неподалеку от родной Щелкуновки.

В 1887 году младшая дочь Наталья Захаровна вышла замуж за скопинского мещанина Евдокима Ивановича Маркова, жившего в Чулково в собственном доме на Замочной [9]. Тетушку Наталью вспоминают многие родственники, но найти ее потомков не удалось. Старшая дочь, Зиновия, в 1888 обвенчалась с тульским мещанином Александром Александровым [10] и следы ее также затерялись.

О судьбе сыновей удалось узнать больше. Так, например, раздел имущества между сыновьями глава семьи произвел следующим образом: младший сын, Никита, получил в наследство дом с усадьбой на улице Замочной, старший, Илья, стал владельцем хутора в Масюковке.

Илья Захарович переехал на хутор и занялся сельским хозяйством. Здесь он выгодно женился на дочери помощника управляющего имениями графа Бобринского Егора Елизаровича Четверякова. В этой семье родилось 8 детей.

Кстати, двоюродной сестрой супруги Ильи Крылова была монахиня ЕФРОСИНЬЯ, (Селиванова Елизавета Николаевка (1892-†1985), дочь богородицкого мещанина Егора Елизаровича Четверякова). Такое родство совсем неудобно для будущего пролетарского художника.

Летом на крыловском хуторе гостили отец и тульские родственники с детьми. Там все отдыхали и помогали Илье по хозяйству. Продукты с хутора позволили Крыловым пережить все голодные времена.

В период коллективизации, в 1934, землевладельца и «кулака» Илью Крылова арестовали и сослали в Архлаг, где через год он умер.

В годы массовых репрессий в лапы НКВД попал и сам Порфирий Никитич. Органы пытались сделать его своим внештатным агентом. Наверное, в кабинетах Лубянки ему припомнили и дядин хутор в Масюковке, и родственников непролетарского происхождения, и верную дедову службу царскому режиму. Художник не стал стукачом, но психологическая травма осталась в его душе на всю оставшуюся жизнь. (Органы имели претензии к П. Крылову в связи с его дружбой с опальным Мейерхольдом, к тому же оба его тестя (Смирнов и Калачов) сидели в тюрьме).

После ареста дяди все связи с семьёй Ильи Захаровича были заморожены, и только недавно отыскались потомки этой ветви Крыловых. Они по сей день живут в Туле и Тёпло-Огарёвском районе.

Младший сын, Никита Захарович, жил с отцом в Туле. Работал токарем на патронном заводе. Женился на Елизавете Дмитриевне Полосатовой (1877-1913), дочери потомственного тульского оружейника. Самым знаменитым членом этой семьи следует считать Алексея Григорьевича Полосатова, известного своими работами, хранящимися в Эрмитаже и Тульском музее оружия. Алексей выучился рисовать у заезжего итальянца и научил этому своих братьев.

Дед Порфирия, Дмитрий Григорьевич Полосатов, был гравером и хорошо рисовал. Перед большими праздниками его мастерская была заставлена самоварами - все хотели украсить их дарственными надписями с рисунками. Порфирий с малых лет любил наблюдать за работой деда, а тот всячески поощрял его любопытство и был первым учителем рисования и критиком детских опытов мальчика.

Остается открытым вопрос о месте учебы Порфирия в Туле. По-видимому, он посещал одно из начальных училищ, открытых в Чулково в 1908 году, это были: 3-я школа имени царя-освободителя Александра II на Епифанской улице или 7-е городское училище имени императора Николая II на углу улиц Веневской и Ложевой.

Известно также, что незаконченное среднее образование стало препятствием при поступлении Порфирия во ВХУТЕМАС - тогда ему пришлось одновременно посещать рабфак и учиться живописи.

Всего в тульской семье Крыловых было 6 детей. Первенцем был Порфирий (1902), вторым - Аркадий (1904-1913) [11], потом родились: Анатолий (1906-1934), Дмитрий (1907-1913), Серафима (1909-1913) и Владимир (1912-2003). Однако недолго продолжалось беззаботное детство Порфирия.

1913 год оказался для семьи Крыловых трагичным — за сорок дней состоялось четверо похорон! В мае, в возрасте 36 лет, от неудачных родов скончалась мать Елизавета Дмитриевна [12]. Следом, от скарлатины, умерли младшие дети Аркадий, Дмитрий и Серафима. А в ноябре похоронили бабушкy, Анну Ивановну Полосатову (1850-1913). Через два года, в 1915 году от старости умер дед, Захар Трифилович Крылов [13].

Всех усопших хоронили на Чулковском кладбище, но их могилы потерялись со временем.

После смерти жены на руках Никиты Захаровича осталось трое ребят, старшему из которых, Порфирию, было 11 лет, а младшему, Владимиру, едва исполнился год. В доме была нужна новая хозяйка и ей стала вдова Александра Никитична, дочь тульского цехового Никиты Ефимовича Глаголева. Кандидатуру новой супруги, своей сестры, порекомендовал Крылову его товарищ по работе, тоже токарь Алексей Глаголев.

Александра недавно схоронила дочь Зинаиду и мужа, служителя тульской контрольной палаты, потомственного дворянина Владимира Ивановича Добрынина [14]. Она самоотверженно решилась на новый брак и отдала все силы на воспитание детей Никиты Крылова, а вот детей от второго брака не было.

Возможно, что именно мачеха стала поощрять развитие художественного таланта Порфирия. Именно она надоумила отца подарить мальчику кисти и краски, а ее дальние родственники, художники, научили Порфирия первым азам масляной живописи.

При новой хозяйке в доме Крыловых появились книги, стал выписываться журнал „Нива". Художник вспоминал, что его особенно поразила в этом журнале репродукция картины К. Юона “Пляска свах”[15].

Полотно поразило 11 летнего мальчика своей неудержимой радостью и весельем, а изображенный пейзаж и обстановка удивительно напоминали свадьбу его тетки, Феоктисты Михайловны Полосатовой,, случившейся совсем недавно. Даже домики на этом пейзаже были точно такими, как на окраине Тулы в Чулково, где жили Крыловы и где гулялась эта свадьба. Все это пробудило в нем неукротимый интерес к занятиям живописью. С этого времени Порфирий начинает серьезно заниматься рисованием и даже, по совету мачехи, пробует свои силы, в городской художественной выставке, устроенной в ремесленном училище незадолго перед революцией.

Революция изменила налаженную жизнь семьи Крыловых. С конца 1917 и всю первую половину 1918 стоял патронный завод. В стране шла гражданская война. Проходила мобилизация в РККА. Члены РКСМ шли в армию с 16 лет. Среди населения бродили слухи, что скоро всех подростков погонят на фронт.

Будущее Порфирия тревожило семью и, когда объявили набор рабочих на Патронный, Никита Захарович приложил все усилия, чтобы устроить туда сына, поскольку работа на этом оборонным заводе приравнивалась к службе в Красной Армии.

Однако в устройстве на работу было одно затруднение. В книге [15] так рассказывается об этом событии: «…П. Крылову было 15 лет, когда он собирался поступать на Патронный завод в Туле, а принимали с 16 лет, и отец Порфирия попросил священника изменить год …».

Факт выдачи метрики для приема на работу патронный завод удалость подтвердить – ее выписали 1 мая 1918 года – тогда Порфирию недоставало лишь четырех месяцев до 16-ти [7]. Сейчас можно только гадать, как священник выправил этот документ, но вскоре молодой рабочий начал свою трудовую деятельность кладовщиком-инструментальщиком.

Днем он работал на заводе , а вечером с братом Анатолием ходил заниматься в заводской клуб «Заря Просвещения» в изостудию, руководителем которой был художник Г. М. Шегаль (1889-1956) [17 ].

Здесь Порфирию очень повезло, ведь его наставником стал человек, учившийся живописи у знаменитых художников, имеющий связи в этой среде.

Григорий Михайлович Шегаль родился в Козельске и после смерти родителей жил у родных в Смоленске, там он освоил ремесло гравера.

В 1912 г перебрался в Петербург, учился у Н. Рериха и А. Рылова в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (РШ ОПХ). В 1917 г. был студентом Академии художеств. После революции уехал в Тулу, в 1918-1922 руководил организованной им рабочей изостудией Пролеткульта и техникумом. До занятий в кружке П. Крылов копировал с открыток, журнальных картинок. Шегаль начал ставить натюрморты, учил делать наброски с живой модели. В 1919 году под его руководством Порфирий Крылов создает свои первые работы, которые потом, в 1920 г., он повезет в вагоне-теплушке патронного завода в Москву, на суд преподавателям ВХУТЕМАСА художникам Осмеркину и Фаворскому. «Пишет как француз» - так оценили акварели Порфирия друзья Шегаля. Поступать во ВХУТЕМАС было решено на следующий год. На всякий случай было пробито целевое направление от Союза Металлистов, с которым в 1921 г. Порфирия поехал в Москву и был принят.

Началась столичная жизнь художника, о которой известно гораздо больше, чем о его тульской юности.

В 1921 году Порфирий уехал в Москву, где с некоторым трудом поступает во ВХУТЕМАС (сказалось отсутствие законченного среднего образования). Началась столичная жизнь художника, о которой известно гораздо больше, чем о его тульской юности.

Впрочем, сейчас в мемуарах появляются любопытные факты из жизни нашего земляка, позволяющие создать объективную биографию художника.

Знаете ли вы, например, что в 20-х годах П. Крылов активно сотрудничал в журнале «Безбожник» и своими карикатурами высмеивал церковь, лиц духовных и верующих; участвовал в травле советских генетиков (Кольцова, Четверикова, Вавилова) - карикатура Кукрыниксов на них в период борьбы с "поповщиной в науке" и "менделизма -морганизма", изображающая этих ученых на фоне свастик и православных крестов (1938). В тоже время в 30-х годах посещал подозрительные для властей тайное общество – "Никитинские субботники" - литературные вечера, организованные еще до революции Алексеевой Е. Н., женой министра кабинета Керенского А.М. Никитина [18], водил дружбу с «врагами народа» и потом хлопотал об их освобождении.

Внимание с КуКрыНиксам угасло с началом перестройки. Им мстили забвением за главенствующее положение в графике и живописи в период сталинизма и застоя. Только сейчас их живопись открывают заново [19], примером этого могут служить постоянно растущие цены на картины П. Крылова и его товарищей на аукционах и торгах. К сожалению, мало что делается для пропаганды творчества нашего земляка – за последние 20 лет о нем не появилось никаких значимых публикаций.

Список использованной литературы.

1. Горький М. Собр. соч., т. 20. – М., 1953.
2. Демосфенова Г. Л. Кукрыниксы иллюстраторы. – М.: Искусство, 1956. -216 С.
3. Соколова Н.И. Кукрыниксы. – М., 1962
4. Втроем /Кукрыниксы. - М. : Советский художник, 1975. - 295 с.
5. Собрание произведений в 4 т. / М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов; сост. Н. И. Горянина. - М. : Изобразительное искусство, 1982 - 1988.
6. Большая Советская Энциклопедия, т. 13. –М., 1973. - с. 576
7. Госуд. архив Тульской области (ГАТО), фонд 93, опись 1, д. 82, лл. 575об – 577
8. Малеванов Н. А. Богородицк и его уезд в XVII веке/В сб. «Вопросы истории, хозяйства и населения России XVII в». - М.: АН СССР, 1974
9. ГАТО, фонд 93, опись 1, д. 194.
10. ГАТО, фонд 93, опись 1, д. 203А, лл. 74-75об
11. ГАТО, фонд 93, опись 2, д. 7, лл. 369об – 370
12. ГАТО, фонд 93, опись 3, д. 267, лл. 25oб - 26
13. ГАТО, фонд 93, опись 3, д. 34, лл. 464об - 465
14. ГАТО, фонд 93, опись 2, д. 33, лл. 85об - 86
15. Осмоловский Ю. Константин Федорович Юон. – М., 1982. – 246 C.
16. Соколов Н.А. Вспоминаю…- М.: АСТ, 1998. – 254 С.
17. Самодеятельное художественное творчество в СССР: очерки истории, 1917-1932 гг. – М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. – 534 с.
18. Алексеева Л. Дама на портрете.
19. Альбом "Порфирий Никитич Крылов. Живопись. Графика" - Тула 2002, ИПП "Гриф и К"
20. Клочков, А. Чулковский самородок: пора готовиться к 110-летию Порфирия Крылова / А. Клочков // Аргументы и факты. - 2010. - 15-21 сент. (N 37). - С. 15 (регион. прил. "Аргументы и факты в Туле". - 15-21 сент. - (N 37)).
21. Литература о П. Н. Крылове в фондах Тульской областной универсальной научной библиотеки. -
Клочков А.Н.

Некоторое документы о жизни родителей П. Н. Крылова в Туле в годы войны.

27 января 1943 года.

Письмо заместителя Председателя комитета по делам искусств при СНК СССР т. А. Константинова начальнику Тульского областного отдела по делам искусств т. Ильвовскому о необходимости оказания помощи родителям художника П. Н. Крылова.

В г. Туле по адресу ул. Замочная, 26 проживают родители заслуженного деятеля искусств, лауреата Сталинской премии художника Кукрыниксы – П. Н. Крылова – отец Н. З. Крылов и мать А. Н. Крылова. По имеющимся сведениям, они нуждаются в улучшении питания, т.к. не прикреплены ни к столовой, ни к распределителю. Прошу Вас лично заняться этим вопросом и о результатах сообщить мне.

Подпись А. Константинов

6 февраля 1943 года.

Справка, представленная начальнику Тульского областного отдела по делам искусств т. Ильвовскому, о бытовых условиях проживания семьи художника П. Н. Крылова

Согласно Вашему поручению, я посетил родителей художника П. Н. Крылова (КУКРЫНИКСЫ). Они вдвоем живут в доме № 26 по Замочной улице. Свет выключен по всей улице, вечером освещаются плошкой с налитым в нее маслом. Дров нет, дома холодно. Приходится самим через силу возить хворост на санках из леса. К столовой не прикреплены, и ходить в город за обедом по старческой слабости не могут.

Их пожелания:

1. Выписать к ним из Казахстана невестку с 3-летним сыном, жену второго сына Владимира – лейтенанта РККА.
2. Если можно, вместо прикрепления к столовой, выдавать на руки сухой паек.
3. Или же прикрепить к ИТР-овской столовой завода № 176 (патронного), которая находится поблизости от них.
4. Желательно реализовать ордера на топливо, предоставив транспорт для перевозки дров из леса.
Никита Захарович Крылов в понедельник 8 февраля с.г. утром будет в городе и зайдет в отдел искусств, а также в ДКА к т. Гущину в связи с тем, что он является отцом командира Красной Армии.
Начальник ДКА т. Гущин обещал оказать семье Крылова свое содействие и помощь в питании.

Подпись (неразборчиво)


13 февраля 1943 года.

Письмо начальника Тульского областного отдела по делам искусств т. Ильвовского председателю Тульского горисполкома А. М. Любимову
с просьбой оказать помощь родителям художника П. Н. Крылова

Препровождая при сем копию письма комитета по делам искусств при СНК Союза ССР о семье лауреата Сталинской премии, заслуженного деятеля искусств – художника Кукрыниксы – П. Н. Крылова, прошу оказать им помощь продуктами, дровами (с доставкой) и прикрепить их к столовой, территориально близкой к ул. Замочной.

Обследование показало, что старики не в состоянии обеспечить себя дровами из-за отсутствия транспорта и живут в холоде, по своей старости не могут ходить в 23-ю столовую, куда они были ранее прикреплены.

Начальник отдела по делам искусств при Тулоблисполкоме
Ильвовский

15 февраля 1943 года.

Письмо начальника Тульского областного отдела по делам искусств т. Ильвовского заместителю Председателя комитета по делам искусств при СНК СССР т. Константинову об оказании помощи родителям художника П. Н. Крылова

На Ваше письмо о помощи родителям заслуженного деятеля искусств художника Кукрыниксы – П. Н. Крылова, сообщаю:
Крыловы прикреплены к столовой территориально близкой к их дому, привезены дрова, выданы овощи.

Источник:

Тульский край в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – Т. 2. 1943 год:
Сборник документов и материалов /Отв. сост. И. Н. Авдюшкина, отв. ред. И. А. Антонова. – Тула: Тульский полиграфист, 2013. – c. 216 - 217.


Рецензии