Кандинский и опера Победа над солнцем

На фото: В. В. Кандинский «Композиция V» (1911. Холст, масло 190x275) и «Композиция VII» (1913. Холст, масло 200x300).


Кандинский и опера «Победа над солнцем»


М.А.Рушева


Аннотация: в тексте даётся сравнительный анализ образов пятой -- седьмой композиций Кандинского с образами оперы «Победа над солнцем», созданной Матюшиным, Кручёных, Хлебниковым и Малевичем. Текст предназначен для почитателей русского авангардного искусства.


***


Картина «Композиция VII» была создана  Василием Васильевичем Кандинским,  одним из основоположников абстрактной живописи, в 1913 г. в баварском городе Мурнау.  Из дневников художницы Габриэль Мюнтер, хозяйки дома в Мурнау и подруги Кандинского, известна точная дата создания картины: она написана в четыре дня с 25 по 28 ноября 1913 г., а на следующий день, 29 ноября, Габриэль Мюнтер сфотографировала готовое полотно.


Самые разные исследователи картины писали, что это полотно явилось тематическим продолжением полотен «Композиция V» (1911) и «Композиция VI» (1913; изначальным авторским мотивом являлось «Ueberflut»: «наводнение, затопление», но не всемирный потоп «Suniflat»). Искусствоведы объединяли этот композиционный цикл темой Апокалипсиса (потоп, страшный суд, воскрешение из мёртвых), при описании полотна «Композиция VII» сосредотачиваясь, как правило, на особенностях яркой цветовой гаммы и отмечая при этом, что сам художник придавал особое значение в картине центральной овальной форме, пересечённой неправильными прямоугольниками. «Композиция VII» считается вершиной довоенного творчества Кандинского.

 
***


В основной части картины «Композиция VII» (1913) проглядывается большая вставка, насыщенная образами: то ли сцена, то ли полотно в полотне, то ли обрывок карты. Её сечёт по диагонали  большая китообразная фигура, и подобные фигуры можно найти в других полотнах Кандинского, к примеру: «Импровизация» (1914),  «Картина с красным пятном» (1914) и пр.


В образах, насыщающих основную часть картины, на заднем плане присутствуют загороженный фигурными пятнами Чёрный квадрат и солнце с вырванными корнями, что настойчивым образом напоминает о футуристической опере «Победа над солнцем», чья премьера состоялась 3 декабря 1913 г. (с.с.). Основными создателями новой оперы являлись Матюшин (музыка), Кручёных и Хлебников (текст с заумью) и Малевич (оформитель). Известно, что в первом деймо (так были названы действия оперы) решение декораций в чёрно-белых тонах сменяется картиной в чёрно-зелёной гамме с участниками в чёрно-зелёных костюмах, появляются римские императоры, путешественник по векам на колёсах самолёта и образ закручивающейся спирали. Во втором деймо оперы дан звук падающего аэроплана, на сцене видно  поломанное крыло, но авиатор появляется живым и хохочущим, cо старым потрёпанным башмаком. Похоронщики сообщают, что «вырвали солнце со свежими корнями».


Чёрно-зелёная личина, рядом с ней раскручивающаяся спираль и летящий самолёт присутствуют в центральной части полотна Кандинского, кресло фигуры с красной феской  в нижнем правом углу установлено на зеленоватом скафандре, напоминающем эвакуционные гидрокостюмы системы Холла и Риза на известном фото экипажа подводной лодки 1908 г. Антропоморфные фигуры в картине ««Композиция VII» напоминают символические фигуры оперы, созданные Малевичем, но не идентичны им. Китовая мель, о которой упоминается в прологе Хлебникова, предстаёт перед глазами зрителя в полотне Кандинского в образе большой китообразной фигуры, лежащей на суше у кромки морских волн.

Кандинский сделал более тридцати эскизов к полотну, что заняло несколько месяцев работы. «Композиция VII» и «Победа над солнцем» связаны как органически, так и во временном отношении: полотно Кандинского выпущено в свет перед премьерой футуристической оперы. История создания оперы восходит к решению «Первого всероссийского съезда футуристов» о создании театра «Будетлянин», состоявшемуся на даче Матюшина в июле 1913 г. (список участников съезда невелик: Матюшин, Малевич и Кручёных). Возможно, к моменту июльского решения съезда о создании театра уже существовали некоторые наработанные материалы для оперы «Победа над солнцем». Осенью того же года созданное в 1909 г. общество художников «Союз молодёжи» поддержало решение о создании футуристического театра (к тому времени в творческое объединение вошла группа поэтов-футуристов). Матюшин был в числе организаторов общества, но в 1910 г. вышел из его состава из-за разногласий с «кульбинистами» и вернулся лишь в 1912 г.


В планах «Союза молодёжи»  значилось установление контактов с западноевропейскими художниками. «В 1911 делегация «Союза молодёжи» (Спандиков, Школьник, Филонов, Шлейфер) ездила в Стокгольм и Гельсингфорс, в Финляндию на рубеже 1912–1913 был делегирован Шлейфер. Летом 1912 Матвей, командированный во Францию и в Германию, вёл переговоры с Францем Марком, Габриэлой Мюнтер, В.В.Кандинским, встречался с Хервартом Вальденом. Целью поездок было не только осуществление совместных выставок в продолжение традиций салонов «Золотого руна» и В.А.Издебского, но прежде всего получение картин и изданий для двух главных начинаний «Союза молодёжи», оставшихся незавершёнными – первого в мире Музея современного искусства и библиотеки по неакадемическому искусству (восточному, народному и актуальному европейскому), включающей каталоги текущих выставок и периодические издания – такие, например, как «Der Sturm»». Среди нереализованных планов было и создание театра-кабаре…  (И.И.Арская «Союз молодёжи». Петербург. 1910 – 1919»). Берлинский дадаист и теоретик искусства Рауль Хансон (1886-1971) писал, что Кандинский весьма интересовался русской «заумью»: «Легко догадаться, что, говоря о «стихах без слов» Хлебникова и Кручёных, Кандинский «невольно» довел до Балля русские идеи. Так, уже в 1912 году он беседовал с Баллем о «заумной поэзии» (Р. Хаусман «К истории фонетической поэзии», перевод М.Кузнецова).


Тесные связи Кандинского с русским авангардом могли послужить источником его знакомства с материалами оперы ««Победа над солнцем» ранее её премьеры.  Тем не менее, главным источником вдохновения для создания как «Композиции VII», так и оперы «Победа над солнцем» явились, однако, новые веяния в европейской культуре и напряжённая предвоенная атмосфера, закончившая убийством австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. С сентября 1911 г. Италия вступила в войну с Османской империей, в ходе которой была впервые применена авиация, использовавшаяся затем и в двух Балканских войнах (сентябрь 1912г. – май 1913г.). Первый дейм оперы со встречей путешественника на самолётных колёсах с римскими императорами содержит, как видится, отклик на события 1911 г.: Нерон и Калигула в опере имеют вместе один сапог (представляется географический контур Италии).

Тема катастрофы старого мира интересовала Кандинского в более ранней его работе «Композиция V» (1911), обнаруживающей свойство геоинформели. Термин «информель» (от франц. informel «неформальный»; в литературе даётся перевод «нефигуративный») принадлежит Мишелю Тапье, французскому искусствоведу, критику искусства, художнику и кузену Анри де Тулуз-Лотрека, который ввёл понятие информель в абстрактном искусстве в середине 50-х годов, обозначая негеометрический абстракционизм в противоположность геометрическому абстракционизму. Геоинформель – это часть информели, использующая географические карты и аэроснимки (в современном мире можно включить и космоснимки), геологические карты и разрезы. По сути дела, основоположником геоинформели явился именно В.В. Кандинский. В «Композиции V» (1911)  Кандинским дана восточная часть карты Южной Европы (с Грецией), где чёрной жирной линией крупным полуовалом обведена территория Македонии, и эта линия проходит далее к востоку между горами Родопи и Стара Планина. "Композиция VII" " решена в той же манере геоинформели. В традиции предшествующих веков художником нанесены на карты рисунки. Abstract «Композиции V» (1911 г.) являлся выражением сути будущих Балканских войн, тогда как более яркая и красочная «Композиция VII» отразила уже итоги Балканских войн.

Время модерна в начале XX века сменилось временем модернизма с его множеством русел, и российские деятели искусства в полной мере ощущали себя выразителями новейшего времени.   


2018


Рецензии