Генезис зооморфных древнеегипетских богов

Введение

Происхождение зооморфизма древнеегипетских богов до сих пор не имеет чёткого понимания у учёных и исследователей. Одной из причин считается, что ухудшение климатических условий эпохи неолита заставило охотников и скотоводов африканской саваны мигрировать на берега Нила, где были созданы протогосударственные образования в виде номов (племенных поселений). Следует отметить, что миграции первобытных племён происходили и на других территориях, например, в Малой Азии, что также сформировало первые племенные поселения Чатал-Хююк и Гебекли-Тепе в эпоху неолита даже ранее номов Древнего Египта.

Боги египетских номов

«Древнеегипетское название нома — септ, транслитерируется как spt — спт, для удобства между согласными вставляется буква «е». В текстах пирамид звука «а» ещё не было, поэтому наиболее раннее произношение — спт, а позднее — спат, сепат (sp3t).» [ВП].
«Греческое название — «номос» (др.-греч. ;;;;;) впервые встречается у Геродота, и в данном контексте означает «округ», «область» произведённое от другого значения — «пастбище», «обиталище».» [ВП]
В славянской версии ном  транслитерируется как «забор», «изгородь», то есть, загон для скота.
Приведу примеры из древнеегипетского словаря [8]:
сложенная ткань-коврик-полёт птицы-решётка-хлеб- 1 черта - spAt - район, ном - один из тридцати шести территориальных подразделений Древнего Египта (др.-егип.) > spPlt Zbrt-j > so porjadij /zabornj - со порядий/заборный (слав.)(редукция r/l; редукция z/s, b/p)
забор-хлеб- 1 черта - spAt - район, ном - один из тридцати шести территориальных подразделений Древнего Египта (др.-егип.) > Zbrt-j > zabornj - заборный (слав.)
решётка-хлеб- 1 черта - spAt - район, ном - один из тридцати шести территориальных подразделений Древнего Египта (др.-егип.) > spPltt-j > so porjadij /zabornj - со порядий/заборный (слав.)
сложенная ткань-коврик-хлеб- spAt - район, ном - один из тридцати шести территориальных подразделений Древнего Египта (др.-егип.) > spt > zabornj - заборный (слав.)
решётка-хлеб- 1 черьа-муж- 3 черты- spAtyw - смотритель за номом (др.-егип.) > spt t-j Mj-tri > zabornj muji – заборные мужи (члены нома) (слав.)
забор-хлеб-гора - smyt - пустыня, некрополь (др.-егип.) > Zbrt Gr > zabornj/zibj заборная/зыбья (страна)
«Возникновение египетской религии начиналось с того, что в каждом номе складывался свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, животных, насекомых и т.д. Сам ном также персонифицировался в образе божества, например, покровителем гермопольского нома являлась богиня Унут, почитавшаяся в образе зайца.
Позднее, наиболее почитаемые божества номов объединялись в тройки (триады) или девятки (эннеады) богов, во главе с богом-демиургом, покровителем нома.
Наиболее почитаемыми триадами были:
– фиванская – Амон (бог солнца, позднее он отождествляется с богом солнца Ра), его жена Мут(богиня неба), их сын Хансу (бог луны). В XVI–XIV вв. до н.э. триада получает статус общегосударственного культа. Фараон первоначально почитался как сын Амона, а впоследствии – личности фараона и Амона сливаются;
– мемфисская – Птах (бог-демиург, покровитель ремесел и искусства, истины и справедливости), его жена Сехмет (богиня войны) и их сын Иефертум (бог растительности)» [1]
Существует определённая проблема выбрать из всего многообразия номовых зооморфных богов наиболее ранних, которые могли бы сделать этапы генезиса древнеегипетской религии более логичными и реалистичными. Можно предположить, что природные особенности каждого нома формировали своих территориальных богов, связанных с тотемом племени. Например, где-то был более распространён определённый вид животных, который дал название племени, но реально власть номовых богов была сильно перемешена из-за взаимного влияния и во многом зависела от усиления или ослабления того или иного нома, а исторические корни племени были давно забыты.

Тотемизм зооморфных богов

Что же заставляло выбирать животный или предметный тотем для каждого египетского нома ?
Во-первых, это зоолатрия - религиозное почитание животных.
«Зоолаатрия (от греч. ;;;; — животное и ;;;;;;; — служение, культ), теротеизм, анимализм — совокупность обрядов и верований, связанных с религиозным почитанием животных. В современных гуманитарных науках зоолатрия часто рассматривается как одна из первобытных форм религии.
Известны многочисленные исторические и этнографические примеры зоолатрии: почитание медведя в Северной Америке и Северной Азии, ягуара в Южной Америке, тигра и змеи в Южной и Юго-Восточной Азии, акулы в Океании, леопарда в Африке, волка в Европе и т. д.» [ВП]
Зоолатрия была широко распространена в Древнем Египте: каждое племя (впоследствии область — ном) чтило своего покровителя — животное (культ быка Аписа в Мемфисе, кошки Баст в Бубасте, сокола Хора в Эдфу и Летополисе).
Во-вторых, тотемизм - культ животных-предков.
«Тотемизм (от алгонкинского «ототем» — его род) — некогда весьма распространенная и до сих пор существующая примитивная религиозно-социальная система, в основе которой лежит культ тотема.
Термин "тотем" впервые употребил английский путешественник Дж. Лонг в 1791 г., позаимствовав его у североамериканского племени одживба, на языке которого totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, являющегося у племени предметом особого культа.» [ВП]
На самом деле термин «тотем» возник от обычая «поедания священного животного» и это видно в славянском переводе. 
ототем - его род (алгон.) >  ototem > etot em - этот ем (слав.)
«Самым главным средством для общения с тотемом считается вкушение тела его (теофагия, просфира, причащение). Периодически члены рода убивают тотемное животное (см. заклание) естественно, при соблюдении целого ряда обрядов и церемоний, съедают его, чаще всего без остатка, с костями и внутренностями. Подобный же обряд имеет место и в том случае, когда тотемом является растение» [ВП]

Додинастические боги

Но самое интересное состоит в том, что зооморфизм имеет корни в культе быка Аписа, но реализовался в египетской религии через древнейшего додинастического и антропоморфного божества земли и плодородия Птаха.
Птах - в славянской трактовке "жито", «жизнь», «всё, что живёт и процветает».
коврик-хлеб-жгут -бог -  ptH - Птах (др.-егип.) > ptJgt > bit gitо - быть жита бог (слав.)(редукция b/p)
Птах изображается в виде мумии или куклоподобным, с посохом в руке, который олицетворяет ростки, всходы посеянного зерна. Мумия - это прах земли из которой рождается новая жизнь, ростки посеянного зерна.
 
Рис. 1 Иероглиф уас-всход

Уас- всход
 
Существуют всяческие фантастические измышление по поводу посоха-уаса.
 
 
Рис.2. Уас. Посох древнего фермера и геолога. 3500 до н.э., найденный в гробнице Hierakonpolis http://djed.su/was/
 
Хотя всё очевидно, если взглянуть на проросшее зерно, которое очень даже напоминает посох-Уас ! Любой юный натуралист нам об этом скажет. Верх посоха – расколовшаяся оболочка зёрнушка, палка посоха-стебель, а раздвоенные концы посоха – корни ростка.
Посмотрите на фото проросшего зерна (уаса) Рис.3-5. Оцените красоту образа !
 

 
 
Рис. 3. Проросшее зерно-Уас
 
 
 
Рис.4. Проросшее зерно-Уас
 
 
 
Рис. 5. Первый сноп и поливание первых всходов
 
Слева фараон срезает первый сноп  на празднике жатвы. Справа жрец поливает всходы зерна на изображение Осириса.
За спиной фараона сочетание трёх символов плодородия: всход-сноп-зерно.
вязь-всход-сноп-зерно-букет лилий- червь-небо – Vz-Vsx-Snp-Zrn-BktLiChrv-Nb > vjaz vsxdj snop zerno buket lit chelovj nebj – связку всходов, снопа, зерна, букет лить человеком небесным (жрецом).

Предшественник Птаха - Мин, тоже бог плодородия. Новая жизнь (Птах) рождается через оплодотворение земли семенами (Мин). Осирис - это новая ипостась Птаха, которая тоже связана с плодородием. Осирис - это прообраз умирающего и воскресающего бога в христианстве.
Триада богов плодородия Мин-Птах-Осирис показана на рис. 6.

 
   

Рис. 6 Триада  антропоморфных богов плодородия Мин, Птах, Осирис

Мин — древнеегипетский бог плодородия, с чем связан его итифаллический облик (бог родивший сам себя из хаоса); кроме того — покровитель путей (караванов), связывавших Египет с побережьем Красного моря. Чтился в находившемся у начала этих путей г. Коптос. Также покровитель плодородия и урожая, скотоводства, воспроизводства и мужской половой потенции.

Птах — древнеегипетский бог, сотворивший всех остальных богов и мир своим магическим словом (называя имена всего сущего). Чтился в г. Мемфис в образе человека, все тело которого скрыто под особой одеждой.

Осирис — древнеегипетский бог, с воскресением которого после смерти (убийства злым братом Сетом) был связан его аспект владыки загробного мира, проявившийся в его иконографии как помещенной на престол мумии. Отождествление с Осирисом и/или оправдание им на загробном суде — способ для усопшего достичь загробного блаженства. Центр культа с конца III тыс. до н.э. — г. Абидос.

Важно, что символом 1-го  нома Нижнего Египта и его города Мемфис является бык Апис, который тоже олицетворяет плодородие. Культ быка является самым древним у многих народов мира. И не зря Мемфис находится в самом плодородном месте на границе Верхнего и Нижнего Египта в истоке Дельты Нила. В сезон разлива Нила метрополия 1-го нома становилась самой плодородной землёй для сельскохозяйственных работ, поскольку содержала ил Нила (не случайно Нил - ил созвучно). За разлив Нила отвечает другой египетский бог, который изображался в образе барана.


 

Рис. 7 Хнум

Хнум — древнеегипетский бог-творец, создавший на гончарном круге человечество и лепивший людей при их рождении. Также был хранителем Нила. Центр культа — остров Элефантина и г. Эсне на юге Египта. Изображался в образе барана либо человека с головой барана с закрученными рогами. Закрученные рога барана вероятно олицетворяют волны половодья Нила.
Важно отметить, что бык в купе с коровой и баран с овцой были одними из первых одомашненных животных в области земледелия и скотоводства первобытного человека. Поэтому бык и баран как зооморфные боги могли стать одними из первых священных животных в религии древних народов.

Параллели в этрусской религии


В этрусской религии образ Птаха, как превращение мумии в плодородную землю, трансформировался в пеленатого ребёнка, а в дальнейшем  пеленатую куклу, которых этруски приносили в жертву на могилах умерших. Пример тому, Загребская мумия (ЗМ), вывезенная из Египта, которая была завёрнута в 12 льняных полотен с этрусскими письменами. Название мумии-куклы - Тезан, что в переводе с праславянского называется «Дюжина», а не богиня утренней зари по переводам этрускологов. Образ Хнума превратился в закланного барана, который известен из текста полотен ЗМ.
Терракотовые статуэтки запеленатого ребенка, предназначенного для подношений, найдены археологами и хранятся в музее виллы Джулия (Рим).

 


 
Рис. 8. Терракотовая статуэтка запеленатого ребенка, предназначенная для подношения. Эллинистический период. Музей виллы Джулия, Рим.
 


 

Рис. 9 Заклание барана у этрусков

Этрусский текст:
hutitevesi • vel • cnce ip ipII

Разбивка текста:
huti-te-vesi • vel • jcnce ip ip II

Перевод автора:
«Хоти, твоим весям, великой ягненка убиенного, убиенных II (два) [принёс]»

Примечание:
На иллюстрации изображено жертвоприношение двух ягнят.

Истоки зооморфизма

Корни зооморфизма египетских богов, основанного на культе быка найдены на юге Малой Азии в древнейшем поселении индоевропейских племён времён неолита под названием Чатал Хююк (буквально, «вилка-курган» > chatal huuk > pokatj kruk - покатый крюк (слав.)(редукция k/ch, k/h, пропуск р). Самые ранние культурные слои относятся к 7 тыс. до н.э. (это ранее генезиза религии Древнего Египта) !
«Множество скульптур бычьих голов и статуэток тучных женщин заставляло археологов думать, что религиозная жизнь жителей была сосредоточена на поклонении культа быка и культа «Великой Матери».» [ВП]
«От эпохи неолита до нас не дошло более богатых и разнообразных памятников религиозного характера, чем святилища Чатал Хююка. В них широко представлена и настенная живопись, и рельеф, и полная скульптура, и мелкая пластика, и разнообразные погребения. Центральное место в святилищах Чатал Хююка занимают образы рогатых копытных, чаще всего — быка, реже — барана, еще реже — благородного оленя...
Надо заметить, что в Чатал Хююке рога и головы быков присутствуют и в помещениях, считающихся жилыми, но это миниатюрные модельки.» [2]
 

Рис. 10 Жилище-святилище в Чатал-Хююке с головами быка на стенах

«Вторым важнейшим сюжетом святилищ Чатал Хююка являются изображения женщин с широко расставленными, почти перпендикулярными корпусу руками и ногами, с животом и грудью последних недель беременности. Как правило, это барельефы, но встречаются и живописные изображения и статуи. Нередко бычьи и бараньи головы изображаются сразу под женской фигурой, как бы рожденные от нее.» [2]

 

Рис. 11 Статуэтка Богини-матери в Чатал-Хююке

Одна из причин тотемизма состоит в вере древнего человека зачатия от животного, растения, камня, солнца и вообще всякого объекта или явления природы. Но возможна и обратная трансформация: рождение животного от человека. Отголоски этого явления сохранились в народных сказках. Однако в древнеегипетском письме есть иероглиф рожаницы, на котором изображена беременная женщина, из под низа которой появляется ребёнок. При правильном расположении ребёнка в плаценте при родах сначала выходит голова. Голову и изогнутые руки младенца  можно спутать с головой и рогами быка. Вероятно, учёные-археологи приняли желаемое за действительное и изображение обычной рожаницы приняли за богиню-мать, рожающую бога-быка.

 

Рис. 12 Египетский иероглиф «Рожающая женщина»

Примеры египетского иероглифа «Рожаница» [8]:
три хвоста-сложеная ткань-рожаница - msi - родить, отел газели, птичья кладка, родиться (др.-егип.) > mss > brusnhj - брюшная (слав.)(редукция b/m, sh/ss, пропуск r, n) > birth - рождение (англ.) > brushj - брюшная/брюхатая (слав.)(редукция sh/th, пропуск n)
три хвоста-сложеная ткань-рожаница - msi - создать Бога, родить в поле, делать, придать форму (др.-егип.) > mss > messij - мессия (слав.)
рожаница - msi - отелиться (др.-егип.) > mss > brushj - брюшая (слав.)(редукция b/m, sh/ss, пропуск r)
три хвоста- рожаница - msi - родиться (др.-егип.) > ms > semj – семий (семенная, семейная) (слав.)(инв. ms)
три хвоста-сложеная ткань-корень - msi - родить (др.-егип.) > ms Krn > semj koren – семя корня (слав.)(инв. ms)
три хвоста-ребёнок- ms - ребенок (др.-егип.) > ms > semj – семий (семенной, семейный) (слав.)
три хвоста-сложеная ткань- 1 черта- mst - мать (др.-егип.) > msst > mat - мать (слав.) > mother - мать (англ.) > matij - мати (слав.)(редукция t/th)
три хвоста-сложеная ткань-птенец-хлеб- рожаница - mswt - рождение (др.-егип.) > mswt > semejnovtj – семейновитое (слав.)(замена v/w)
три хвоста-сложеная ткань-виток-хлеб-корень- 3 черты - mswt - рождение (др.-егип.) > msswt Krn-tri > semejnovitj korni – семейновитые корни (слав.)

 «Очень распространено изображение на стенах святилищ человеческих ладоней. Иногда они буквально впечатаны в обмазку стен. Ладони могут создавать своеобразный орнамент пустого пространства стены, могут покрывать головы быков и баранов. Реже они встречаются и на барельефах женских фигур. Что означают эти изображения, мы точно не знаем. Дж. Мелларт высказал предположение, что они — символ преданности человека Богу, знак поклонения, связи.» [2]

 

Рис. 13 Иероглиф «Ка»

Ка — в древнеегипетских представлениях объективно существующий зримый образ человека и в принципе любого существа и предмета, возникающий вместе с ним, сопровождающий его всю жизнь и сохраняющийся после его смерти (разрушения) в памяти людей и изображениях. «Сохранение ка» умершего с помощью создания его точных изображений — один из главных способов магического поддержания его посмертного существования. «Ка» изображали как подобие её носителя, но с поднятыми вверх руками.
поднятые вверх руки - Ка - подобие носителя (др.-егип.) > Rk > ruka/rekat/alkat/rg/jk - руки/рекать/алкать (жаждать, желать, молиться)/рога (слав.)(редукция l/r) /jok - йок (да, есть-тюрк.) - противоположность иероглифа «нет» с опущенными разведёнными руками.
Жест с руками, поднятыми вверх означает «обезоруженность», отсутствие агрессии, молитву, обращённую к богу.

 

Рис. 14 Статуя Ка фараона Хора I.

«В святилищах VII.21 и VII. 8 северные стены расписаны изображениями громадных грифов (до 1,8 м в размахе крыльев), пожирающих скорченные безголовые человеческие тела.» [2]
Характерно, что в подобная картина наблюдается и в другом, более древнем святилище Гебекли-Тепе.
«Колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм. Они не могут быть системой письма, но отражают общеупотребительные сакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических культур. Среди узнаваемых изображений — львы, быки, кабаны, лисы, газели, змеи и другие рептилии, насекомые, паукообразные, птицы, чаще всего грифы и водоплавающие. Изображения грифов связывают с особенностью местного культа; предполагается, что мертвых не хоронили, а оставляли на съедение грифам (позже это было принято у огнепоклонников), а их головы отделяли от туловища и хранили как предмет культа предков (как в предшествующей натуфийской культуре). Изображений человека немного, среди них — изображение обезглавленного тела, окружённого грифами. На Т-образных колоннах имеются также изображения рук, возможно, обозначающих людей» [ВП]
Совпадение настенных изображений в Чатал-Хююк и на Т-образных колоннах Гебекли-Тепе говорит о преемственности религиозных культур погребальных обрядов у разных племенных групп в разные исторические эпохи. Например, одним из основных обрядов погребения является отделение головы от туловища. Истоки этого обычая лежат в мировоззрении первобытного человека, что душа и ум заключены в голове человека, следовательно, если умирает и сгнивает тело, то голова остаётся целой в виде черепа. Отсюда и явление «охотников за головами», когда первобытные племена просто истребляли друг друга, охотясь за чужим умом и свойствами характера, заключенные в голове убитого. Причём охотились, как правило, за вождями и жрецами. Так печенеги, убив князя славян Святослава, сделали из головы князя кубок. Часто хоронили умершего в земле, но голову отделяли по прошествии года. Затем череп клали под пол жилица для сохранности духа предка. В Чатал-Хююке черепа умерших естественной смертью или жертвенных быков  сохраняли, крепив их на стену, использовали рога в обрамлении скамей и лавок, предполагая, что головы быков и их рога тоже содержат душу предка племени.
Интересно отметить, что этимология слова «стервятник», иначе, «гриф» восходит к слову стерво - труп животного и слову «ядение» (едение) с замещение согласной д/т. На мой взгляд, слово «стерво» же происходит от глагола «оторвать» (голову), что подтверждает, что грифы в Чатал-Хююк и Гебекли-Тепе питались трупами умерших с отсечёнными (оторванными) головами.
Важно и то, что название храмовых комплексов в славянской трактовке означает «Покатый с рогами» - Чатал-Хююк и «Глубокий столб» - Гебекли-Тепе.
 Чатал-Хююк - chatal-huuk > pokataj kruk - Покатый крюк (слав.)(пропуск p, редукция k/ch, k/h, пропуск r) , где «покатый» - холм, «крюк» - рога.
Гебекли-Тепе - Gebekli-Tepe > Glubokij stolb - Глубокий столб (слав.)(пропуск l), где «глубокий» - погребённый, иначе, «Погребённые Т-образные столбы».   

Оракулы

Руки, поднятые вверх (или просто ладони) означают, вероятно, и способность к речению, жреческую ипостась.
Ладони на стенах жилища, на головах быков и баранов означали способность божественного быка с рогами в виде ладоней к речению (или чревовещанию через жреца), а также идентифицировали жилое помещение как святилище, храм, сакральное место.
С древнейших времён способность к прорицанию являлась прерогативой жреческого сословия. Божественный бык как бы вселялся в тело жреца и производил прорицания, предсказания, камлание подобное шаманам. Присутствующие видели и слышали, таким образом, в полной уверенности, что вещает (кощунничает) голова быка, а не сам жрец.
Примечание:
Кощун - сказитель, певец, прорицатель (др.-слав.). Кощун в русских народных сказках трансформировался в Кощея Бессмертного.
Отсюда произошло развитие института оракулов дошедшее до Древней Греции, где существовал Дельфийский оракул в храме Аполлона. Интересно, что слово Аполлон в славянской трактовке означает «бык», а в крито-микенских текстах его имя не встречается.
Аполлон - Apollon > Aplnj > Alpa - Алпа/альфа/бык (слав.), где альфа - первая буква финикийского алфавита, изображающая голову быка.

 

Рис. 15 Бык и первая буква финикийского алфавита

Согласно легенде Аполлон убил из лука змея Пифона, охранявшего вход в Дельфийское прорицалище. Также предполагается, что Пифон сам прорицал в оракуле Геи. Возможно это и так, поскольку змея - zmej > zemlj - земля (слав.), а Гея - богиня земли (греч.).
Считается, что миф о Пифоне и Аполлоне отражает победу олимпийских богов над древними хтоническими божествами, а последние имеют змеиную природу.
Можно предположить, что культ змеи, существовал в Дельфах ранее культа быка (Апла-Аполлона) и был  заменён впоследствии в результате заимствования египетского культа Аписа или средиземноморского культа быка. Об этом говорит и легенда об Аполлоне, который превратившись в дельфина, привёл корабль с критскими купцами к Дельфам. А как известно, на Крите были популярны игры с быком, иначе существовал культ быка.
Имя Пифона происходит от слова «питон» (др.-греч. ;;;;; от ;;;; «Питон»), то есть piton > putanj - путаный (слав.), где «путаный» имеет два значения: «змея» и «путанные мысли», что относится к прорицательнице Пифии (от Пифон). Пифия, в Древней Греции жрица-прорицательница Дельфийского оракула при храме Аполлона в Дельфах. Путанные мысли Пифии, конечно, распутывал жрец, служивший при храме Аполлона.
Интересно, что слово «сандыра» - молотить вздор (кирг.) >  sandira > vzdor - вздор (слав.)(замена v/n, редукция z/s, перест. s/n)
kas > krasa - краса (слав.)(пропуск r), иначе, «девушка», откуда прорицательница Кассандра > кас сандыра (кирг.) - «Девушка бредит»  (тюрк.) > краса вздор (слав.)
Пифия - вещунья, кощуница в Дельфах (прототип Кассандры) действительно бредила от ядовитых паров, исходящих от подземного озера, но это не означает, что она «молола вздор» в предсказаниях, которые часто сбывались, по рассказам свидетелей. В тюркском языке смысл слова Кассандра утратился.
«Самый дискуссионный вопрос, по которому специалисты по античной истории не могут прийти к единому мнению, это вопрос о причинах появления у пифии пророческих способностей, хотя на наш взгляд намного важнее вопрос о том: кто толковал её бормотания. Одни считают, что девушка пророчествовала под влиянием исходящих из трещины в земле газов, другие ищут источник вдохновения в лавре, который жевала пифия и в воде Кастальского источника. Один из немецких исследователей этого вопроса сам жевал листья лавра, но вдохновение к нему так и не пришло.
Сторонники психологического объяснения причины считают, что это результат самовнушения как у шаманов и медиумов. Одна из российских исследовательниц видит причину в «геоактивной точке земли, благодаря которой устанавливается связь между человеком и богом».
Источников по фактологии Дельфийского феномена достаточно много и можно порекомендовать, например, работу О.В. Кулишовой «Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII—V вв. до н. э.», в которой приводится обширный список литературы.
Впрочем, в этой же работе говорится о том, что, несмотря на активные исследования Дельфийского феномена, до сих пор не удаётся найти приемлемого объяснения, удовлетворяющего всех исследователей, так как любая гипотеза порождает новые вопросы,
«поэтому для многих современных учёных характерен пессимизм во взгляде на перспективы объяснения дельфийской загадки».
Но, тем не менее, подавляющее большинство исследователей всё же уверены, что оракул на территории Дельф — это не выдумка, так как невозможно представить себе столь грандиозной мистификации, сохранявшей в течение нескольких столетий авторитет среди народов и стран, находящихся в зоне влияния оракула. В связи с этим остаётся лишь принять к сведению информацию, дошедшую из эпохи античности, и, исходя из сегодняшнего уровня развития науки, не способной дать вразумительное объяснение этому феномену, просто согласиться со свидетельствами древних.
Необходимо ещё отметить, что подобных оракулов только на территории нынешней Греции было несколько. К ним относится оракул на Делосе, в Додонах, и даже на Афоне, где сегодня располагаются только православные монастыри. Два последних основывались на святилище Зевса. Известно также, что процедура получения прорицаний в других оракулах была совершенно иной. Например, главной святыней Додона был древний дуб, посвящённый Зевсу, у корней которого выбивался из земли источник. По журчанию ручья, шелесту листьев священного дуба и воркованию голубиц жрицы давали предсказания.
В общем, много перьев сломано писателями, немало защищено диссертаций (только в работе О.В. Кулишовой приведено более 150 ссылок на отечественные и иностранные источники, рассматривающие вопросы Дельфийского оракула) на университетских кафедрах и в различных центрах (например, создан даже центр Антиковедения), а воз и ныне там.
До сих пор не вполне понятно, кто организовал оракулы на территории Эллады и с какой целью. Современные учёные в большей своей массе материалисты, но, несмотря на это, в основе их выводов лежат в основном мифы, например, миф об Аполлоне, превратившемся в дельфина и направившем критский корабль к берегу для организации Дельфийского оракула.» [4]
Древние люди считали, что голова быка (возможно бык-бог) вещала предсказания, конечно, благодаря манипуляциям жрецов. В древнейшем поселении индоевропейцев Чатал-Хююк (ныне - Турция, меняются времена, меняются и дислокации народов с завоеваниями) в жилых помещениях археологи обнаружили головы быков, висящие на стенах. В ещё более древнем сакральном месте 12 тыс. до н.э. (эпоха неолита !), ранее Древнего Египта и Месопотамии (Гебели.-Тепе - «Пузатый холм» с турецкого) обнаружены кольцевые строения с Т-образными столбами, врытыми по кругу и два посередине, которые вероятнее всего напоминают голову быка с рогами ! Это не поселение, а именно священное место, где вероятнее всего собирались племенные жрецы на сакральные действия.

 

Рис. 16 Реконструкция раскопок холма Гебекли-Тепе

 

Рис. 17 Раскопки холма Гебекли-Тепе


 

Рис. 18 Т-образный столб с племенным тотемом

На Рис. 16-18 хорошо видны очертания Т-образных столбов, на которых изображены пиктограммы племенных тотемов. Каждый из Т-образных  столбов представляет собой уникальный племенной тотем с надстройкой в виде быка-бога-творца.

 

Рис. 19 Т-образный столб как  графический образ головы быка или барана

Известно, что по-латински бык - Taurus > tur/tavr - тур/тавр (слав.)
Отсюда множество производных в других языках:
Tur > тура - башня (слав.)
Tur > crutj - крутой (слав.)(инв. taur, пропуск c)
Тау - гора (тюрк.) - Темиртау - железная гора (тюрк.)
Таврида - полуостров Крым (слав.)
Даг - гора (тюрк.) - Аюдаг - Медведь-гора (тюрк..)
Tur > stolp - столп (слав.)(пропуск s, p, редукция l/r)
stolp > top - вершина (англ.)
top > tepe - Тепе, холм (тур.)
Горы с двойными вершинами, вулканами ассоциируются с рогами быка. К такой горе относится пристанище Ноя - гора Арарат.

Голова быка на шесте

В религиозных процессиях древнего Египта зооморфные головы животных и предметных тотемов специально устанавливали на шест как показано на рис. 20.

 

Рис. 20 Шествие с тотемами номов Древнего Египта

В древнеегипетском языке иероглиф «голова быка на шесте» означает «получить знания», то есть «открыть истину», а по-славянски переводится как «чревовещание».
столп Иуну (др.-егип.) - шест с головой быка
Рет-нетКемет (др.-егип.) - столб Иуну

 

Рис. 21 Иероглиф «Голова быка на шесте»

Примеры из древнеегипетского словаря [8]:
метёлка-длань-знак вопроса-голова быка - id (др.-егип.) > Pi+Dln+Drv+Bk > bodalnj turovj/bit dlinoturovj bik - бодальный,  туровый (рогатый) бык/быть длиннотуровый бык (слав.)
рука-сова-голова быка на шесте-корм - am - глотать, дышать, поглощать, знать (др.-егип.) > Rkm GlvBk (Krm) > rekomj glava bik (klikanj)/korm - рекомая голова быка (кликание) (слав.)
рука-сова- голова быка на шесте-корм-сосуд- 1 черта - am ib - ослабеть, пренебрегать, осторожничать, сожалеть, лукавить (др.-егип.) > Drt+m(Rk+m)+Glv+Bk+ Krm+Ssd+j > slabj/medlit/lukavj/nebregat chelovek serdj - слабый/медлить/лукавый/небрегать человек сердечный (слав.)( редукция s/d, l/r, b/m; редукция l/r; инв. Drt+m, редукция l/r)
рука-ночь-сова-голова быка на шесте - axm - передняя часть шеи (др.-егип.) > Drt+Nch+m > delat chrevom - делать чревом (чревовещание, оракул) (слав.)( замена v/n, пропуск r)
рука-ограда- рука-ограда-голова быка на шесте-доля - aSaS - горло, гортань (др.-егип.) > Drt+Grd+Drt+Grd+Glv+Bk+ Dl > delat gortanj delat gortanj glava dol - делать гортанный, делать гортанный главой быка отдельной (чревовещание, оракул) (слав.)
голова быка на шесте - am - знать (др.-егип.) > Rk+m+Glv+Bk > rekomj glava bik - рекомая голова быка (слав.) > know - знать (англ.)  > znavat - знавать слав.)(редукция z/k, замена v/w)

Чревовещание

Продолжателями дела жрецов Древних царств в наше время являются шаманы и профессиональные артисты-чревовещатели, использующих в качестве говорящих голов быков обычные тряпичные куклы, которые иногда приводят в восторг, а иногда наводят ужас на зрителей в концертных залах.
«Чревовещаание, или вентролоогия (англ. Ventriloquism, от латинского «голос из живота») — сценический приём, при котором человек (чревовещатель, вентролог) говорит, не шевеля губами, создавая иллюзию, что голос исходит не из него.» [ВП]
Вентрология - Ventriloquism > vetrenj legkij - ветер лёгкий (слав.)
Автор статьи о чревовещании [7] считает, что никакого голоса из живота нет, а всё дело состоит в искусстве управления голосовыми связками, дыханием («ветер лёгкий») и умении закрывать в нужный момент рот.
«Шаманы обыкновенно считают себя под специальным покровительством того или другого животного, превращают себя в таковое во время камлания и передают своего покровителя по наследству своим преемникам.» [ВП]

Заключение

Предоставленный мной материал может послужить еще одной идеей для поиска истины по истории религии, хотя мне трудно представить, как современные лингвисты и историки примут мою методику поиска славянских корней в иностранных языках [9], а на ней, кстати, основаны многие выводы по генезису зооморфных богов. Чтобы работать по моей методике, надо отказаться от множества стереотипов, давно существующих в науке, а на это способны немногие, да и существующие институты образования подчёркивают авторитет иностранных слов в русском языке. Одним из таких стереотипов является досужее мнение, что русский язык состоит из множества заимствованных иностранных слов и даже существует словарь иностранного языка, а один из известных российских лингвистов заявил, что если из русского языка убрать все заимствованные слова, то мы онемеем. Мои исследования в языкознании доказывают обратное, а именно, что иностранные слова (большинство научных терминов) состоят из славянских корней. Так, например, известны греческие слова «метр», «экономика», «экология», которые строятся на основе славянских корней «мерить», «около дома», «около слог».
метр - metr > merit - мерить (слав.)(перест. t/r)
экономика - ekonomika > okolo nom > okolo dom - около дома (слав.)(пропуск l, редукция d/n), то есть, ведение домашнего хозяйства
экология -ekologia > okolo slog - около слог/слово (слав.), то есть слово (наука) об окружающей среде
Разберём заголовок «Генезис зооморфных древнеегипетских богов», где якобы два слова иностранные.
Генезис - genesis - происхождение (греч.) > klnij - колено/клан (слав.)(редукция k/g, замена l/e), производное слово «поколение»
зооморфный - состоит из двух слов зоо- животное (греч.) и морфема - минимальная единица слова (греч.), где этимология морфемы в словарях не раскрывается.
зоо - zoon - животное (греч.) > zver - зверь (слав.)(замена v/w/oo, пропуск r)
морфема - morfema > forma - форма (слав.)(инв. morf), где
форма - forma > vnutr - внутри (слав.)(замена nt/m, перест. r/m), то есть, форма - то что содержится внутри, в оболочке предмета, его сущность.
Ра - бог солнца у древних египтян.
Ра > Ra > jar - Яр, Ярило, ярый (слав.)(инв. Pa, пропуск j). Ра - измышления египтологов, отсюда в русском некоторые слависты нашли новый корень «Ра», например, рассвет - «Ра-ссвет» вместо «рас-свет», радость - «Ра-дость» , вместо «рад-ость». Так мы можем прийти к абсурдному рама - «Ра-ма» - солнце -мать.
Не вижу смысла перечислять все слова словаря иностранных слов. Я об этом уже много раз писал. Остаётся верить в то, что капля камень точит и со временем всё встанет на свои места, иначе мы так и будем жить в мире бессмысленных слов, засоряющих русский язык.


Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь В. И. Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

Ссылки

1. Религия Древнего Египта, 2. Святилище и храм, http://maxbooks.ru/relige/rilhit27.htm
3. Дельфийский оракул, http://www.factruz.ru/civilizations-2/delphian-oracle.htm
4. Институт оракулов, http://inance.ru/2017/07/orakul/
5. Немного об отрубленных головах, 6. КУЛЬТ ЧЕРЕПА У ДРЕВНИХ НАРОДОВ И ПЛЕМЕН, 7. В. Пономарёв «Чревовещание», 8. В.Н. Тимофеев "Древнеегипетско-праславянский словарь", http://www.tezan.ru/slov_egyp.htm
9. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии