Статья-отзыв на произведение Татьяны Осиповой

    Будущее… Оно уже завтра, так же, как и прошлое было вчера. Мир делится на «до» и «после» каждый день, несмотря на тот факт, что мы не замечаем изменений. День за днём, год за годом – эксперименты, прорывы, открытия. Войны, скандалы, расследования. Не всё заканчивается хорошо, как и не всему кончаться плохо. Но первый вариант пугает нас больше, нежели второй, потому что всё катится именно вниз, подталкиваемое жестокостью и злобой. И однажды «завтра» может превратиться в смертельно опасное «сейчас».
   
    Так и случилось в романе Татьяны Осиповой «Серый рассвет». Неизбежное «завтра» стало губительным «сегодня» и главному герою пришлось не только быстро повзрослеть, но и заглянуть в бездонные глазницы смерти. Он смотрит в них каждый день, находясь наедине со своим страхом. Он начинает путешествие в будущее тогда, когда надежды нет. Нет напутственных речей отца, не слышно его голоса, не ощущаются поддержка и взгляд, только морк идёт по пятам, жаждая сожрать собственного сына.
   
    Начало романа многим может показаться чересчур стремительным. Читатель сразу окунается с головой в то будущее, где эксперименты стали реальностью и мир превратился в полигон. Не всем нравится подобный разгон, они любят плавность, размеренность. Но не спешите откладывать книгу подальше, потому что интерес к ней возрастает по мере прочтения. Одиночество быстро сменяется жаждой жизни, знакомством, обретением дружбы и любви, падением под гнётом предательства и возрождением из собственного страха и обид.
   
    Главный герой Лёха (легкомысленное имя, короткое, простое) записывает свои мысли и чувства в тетрадь, с которой никогда не расстаётся. Он начинает писать свою историю, заполняя листы переживаниями, эмоциями, увиденными событиями и явлениями. Язык лёгкий, простой, видно, что парень учится контролировать свои эмоции, яркие описания это доказывают. Он не слишком доверчивый, чутьё у юноши на месте. Мир слишком жесток, чтобы расслабляться. На пути часто встают препятствия, охраняемые предателями.
   
    Первая часть романа порадует любителей постапокалипсиса и книжных экспериментов, но до определённого момента. И настанет он на 147-й странице, когда становится не понятно, от чьего имени идёт описание. Часть от третьего лица, часть от первого, причём не главный герой ведёт повествование, а другой персонаж, но автор уверяет, что «записано со слов Северцева». Когда читатель поймёт, что возникла путаница, он закроет книгу и забудет раз и навсегда об этом. Такие литературные ходы сильно запутывают, автор начинает сам сомневаться в правильности написанного, а редактор принимает решение и вовсе не лезть в «дебри».
   
    И раз уж разговор в статье свернул на такую дорожку, то разберём основные структурные моменты. Любой роман состоит из основных частей повествования. Никто ещё не уходил от них грамотно, без недочётов, чай не Толстые и не Гоголи.
   
    1. Начальное состояние реальности. Мир изменился, небо стало серым, жизнь вокруг превратилась в подобие компьютерной игры, у которой нет начала и конца. Кругом смерть, куда не посмотри, всюду увидишь её костлявое лицо и деяния, сотворённое её руками. Описание от первого лица, но оно рисует полную картину произошедшего. Читатель прочувствует на себе, каково оказаться в мире, который принадлежит другим.
   
    2. Первый импульс. Главный герой сталкивается с неизбежным. Отец обращается в монстра и сыну приходится спасаться бегством, всё больше погружаясь во мрак собственной беспомощности. Он одинок, страх преследует его всё чаще. Оказаться один на один с беспощадностью и изобретательностью вируса – самое страшное, что можно на себе испытать.
   
    3. Цель. Лёха знакомится с новым другом, Евгением. Наблюдается чёткое соблюдение поставленной задачи, сюжет идёт ровно, без сбоев, и персонажи задаются целью отыскать других людей. Они следуют через опасный лес, стремясь найти выживших, которые, впрочем, не так пугливы, как ожидалось.
   
    Эпизод слишком затягивается. Цели следуют одна за другой, не давая передохнуть. Второстепенные вопросы отодвигаются на второй план, некоторые из них так и остаются без ответа. Главная же цель – узнать всё о вирусе и выбраться – становится первостепенной, от неё и следует отталкиваться впредь.
   
    4. Неожиданность. У героев обнаруживаются сверхспособности, потому что вирус неожиданно мутировал. Сюжет начинает напоминать «Обитель зла», где вирус превратил Элис в совершенную машину для убийства. Если исходить из здравого смысла, то перенесение игрового момента в книгу не то что кощунственно, оно не позволяет сюжетной линии развиваться интересно. А потому добрая половина читателей, которые имеют некое отвращение ко всему, что так или иначе связано с виртуальной реальностью, бросят читать роман на 200-й странице.
   
    5. Решающий выбор. Каждый персонаж должен принять решение. Герои принимают его осознанно, несмотря на разногласия и личные желания каждого что-то получить и чем-то обладать. Любой, кто сделал шаг, так или иначе сдвинулся с места, и не важно – вперёд или назад. Персонажи книги собираются сделать важный рывок, который решит судьбы всех. Кто-то погибнет, кому-то станет лучше и легче, третьих загрызут муки совести. Но всем нужно продолжать следовать по тому пути, который они выбрали.
   
    6. Кульминация. Период наивысшего напряжения отработан на ура. Чаши весов постоянно клонились то в одну сторону, то в другую и не было понятно до конца, к чему это приведёт. Стрессовые ситуации, новые знакомства и сражения едва ли не с полчищами морков заставят переживать тех, кто не отбросил книгу и продолжил следить за развитием сюжета.
   
    7. Неожиданный поворот. Многим он действительно может показаться неожиданным. Суть эксперимента постепенно раскрывается, а предназначение героев, которые так или иначе находились в тени или никак себя не проявляли, - становится очевидной и более понятной. Однако есть некоторые нестыковки. Люди, которые потеряли память по определенным причинам, могли чётко заметить, что им стёрли память или вырвали куски воспоминаний, а это уже не очень вяжется с основным моментом интриги, наблюдается некоторая картонная действительность, не соотносящаяся с действиями в реальности. После повествование выравнивается, снова окуная читателя в человеческое безумие, которое создалось посредством резкого преображения.
   
    Эпизод может напомнить читателю всем известную «Сферу» и сериал, снятый по роману Кинга «Под куполом», где очень хорошо прослеживается связь некоего артефакта, яйца, с новыми сущностями, которые заменяли обычных людей.
   
    8. Развязка. Она может показаться читателям намного более интригующей и неожиданной. Всё определенно встаёт на свои места. Правда о том, что всё-таки случилось в мире, описываемом автором, является неоднозначной и возможно до конца не понятой, однако в мире полном безумия и страха, такой поворот событий будет едва ли не ожидаемым. Герои никогда не смогут отделаться от воспоминаний о прошлом, от своих способностей… и от военных, которые всецело взяли контроль над выдержавшими испытания.
   
    А с другой стороны, не стало бы хуже, если бы людей со странными умениями отпустили на волю и дали право выбора?
   
    Итог. Роман представляет из себя неклассический постапокалипсис, что несомненно может порадовать. Есть отсылки к известным произведениям и играм. Возможно, автор оставил их не преднамеренно, ведь память – штука странная, она выдает ровно то, что мы видим, слышим или же читаем на протяжении всей жизни, а писательская фантазия преобразует это в историю, которая может многому научить и преподнести урок, который человек запомнит на всю жизнь.
   
    Начало книги вылизано до белизны, однако ближе к середине наблюдается откровенная невнимательность или, сказать точнее, попустительство корректора. Никто не сможет сейчас сказать, что именно случилось, но количество опечаток может смутить грамотного читателя или очень образованного человека. Но несмотря на все недочеты, эту книгу стоит прочитать ради новых эмоций, новых впечатлений. Сейчас так мало хороших произведений, которые светят своей уникальностью и качеством. Книга Татьяны Осиповой «Серый рассвет» относится именно к таким произведениям. Она является неким подарком заскучавшим любителям постапокалипсиса, которые давно не держали в руках отличные романы. Эта книга для них. Определённо. Тот, кто начал читать с первой страницы записи молодого парня Лёхи, должен дочитать до конца только ради того, чтобы понять: кашу маслом не испортишь, как и роман – ошибками.
   
    Личное мнение: Не очень положительно отношусь к подобного рода книгам, потому что слишком много уже написано и слишком много показано. Постап – главная тема будущего, даже если это киберпанк, антиутопия или ещё какой-либо поджанр. Это всё равно будущее, в котором описана попытка выжить и дать бой своим страхам, слабостям и всему тому, что так или иначе забивает гвоздь в гроб. Но я читала. С перерывами на работу, отдых и мелкие радости личного времени. Иногда не хватало остроты событий, иногда путалась. Сюжет не отпугнул, даже больше: в один из моментов поняла, что осилила 137 страниц за один день. Редкая книга заставит МЕНЯ провести сутки за чтением. Сейчас так мало авторов, которые способны удивить. Татьяна – нет, не удивила – поразила. Накинусь на другие произведения с радостью, вписав имя автора в список талантливых мастеров своего жанра, коих у меня всего лишь 7 на данный момент. Осталось лишь сказать Татьяне Осиповой спасибо за великолепный подарок – Книгу.


Рецензии
Мария, огромное спасибо за рецензию, на самом деле, как часто авторам не хватает конструктивной критики и теплого слова. Надеюсь, после такой рецензии читателей прибавится, спасибо!

Татьяна Осипова Величкина   20.09.2018 11:51     Заявить о нарушении
Всегда пожалуйста)))

Мария Новик   20.09.2018 13:09   Заявить о нарушении