295 Если б ты знала... 30 июня - 01 июля 1973
О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».
2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.
295. Если б ты знала... 30 июня - 01 июля 1973 года.
Сводка погоды: ВМБ Балтийск, суббота 30 июня 1973 года, дневная температура: мин.: 16.2°C, средняя: плюс 18.8°C тепла, макс.: плюс 21.4°C тепла, без осадков; воскресенье 01 июля 1973 года, дневная температура: мин.: 12.9°C, средняя: плюс 18.8°C тепла, макс.: плюс 24.7°C тепла, без осадков.
Суббота 30 июня 1973 года оказалась очень насыщенной приключениями и событиями. Меня "распирало" от догадки содержания секретного приказа только что полученного командиром БПК "Свирепый" капитаном 3 ранга Евгением Петровичем Назаровым из рук старшего специалиста СПС (шифровальщика) старшины 1 статьи Владимира Петровича Мальцева (период службы с 18.05.1971 по 20.05.1974). Теперь все неурядицы и заботы, которыми были наполнены все предыдущие дни, куда-то исчезли, испарились, улетучились и осталось только восторженное щемящее и трепетное чувство приближающегося главного события - выхода нашего родного БПК "Свирепый" в море-океан на самостоятельную боевую службу (БС). Мы ждали этого, стремились к этому, жаждали этого все трудные месяцы с 7 марта 1972 года, с момента прибытия первой группы моряков срочной службы в учебный центр 67-го Дивизиона новостроящихся и ремонтируемых кораблей ДКБФ в Калининграде.
У меня было какое-то странное ощущение... Как будто бежал, торопился, страдал, а теперь - всё... стоп, остановка, не торопиться, надо подумать... Поздно ночью (по времени, уже 01 июля 1973 года - автор) я впервые после прибытия на корабль из второго 10-дневного отпуска открыл свой дневник-ежедневник и задумался, глядя на чистые графы прожитых дней. Я не писал в дневник уже несколько дней...
Я прочитал последнюю запись: "14 июня 1973 чт. 04:00. Ура! Поехал в отпуск на родину!" и нетвёрдой от волнения и усталости рукой приписал:
15-30 июня 1973
Отпуск этот и так запомнится на многие годы. Так что, нечего записывать. Пусть он останется чисто в памяти ибо было такое, что нельзя доверять бумаге.
Потом я немного подумал, попытался что-то вспомнить, но смог только написать следующее:
30 июня 1973 сб.
Подведём итоги:
г. Суворов, ул. Кирова, д. 7 «а», кв. 48. Морозов Анатолий – школьный товарищ, весельчак, шутник, юморной, добрый и надёжный товарищ-друг.
Перечень девушек, с которыми общался, встречался и гулял во время отпуска:
С. Нина
С. Вера
«Х» (неизвестная) Нина
«Х» (К) Нина
К. Галя
Ж. Аня
«Х» Алла
«Х» Ира
«Х», «Х» («жгучие глаза», «зелёная кофта»)
«Х» Галя (у «Юни»)
«Х» (калужская электричка «Москва – Калуга-1»)
«Х» «Х» (подруга? К.).
(под литерой «Х» подразумевались неизвестные мне имя и фамилия девушек - автор).
Конечно, я не всё рассказывал своим родителям, друзьям-годкам и своему дневнику-ежедневнику. Конечно у меня были встречи и знакомства, о которых мечтают и которые остро хотят и желают все молодые моряки и мужчины моего возраста. Конечно, были такие знакомства и такое общение, о котором не принято рассказывать вслух в приличном обществе, но, честно говоря, все эти буквы и литеры были только отражением мечты, а не действительности, потому что это были мимолётные и ничего не значащие знакомства. Мне больше казалось, что я с кем-то тесно общался в танцах, с кем-то целовался, с кем-то разговаривал на интимные темы... На самом деле из всего этого списка были реальными только общение с подругами моих школьных друзей, провожание соседки Ани Жуковой до её дома и встреча с неизвестной красивой девушкой в московской электричке "Москва - Калуга-1".
Странно, что из всех событий и приключений моего второго 10-дневного отпуска с выездом на родину я запомнил, вспомнил и подводил итоги только о встречах с девушками... Неужели это были самые важные события в моей жизни?
Рано утром в воскресенье 01 июля 1973 года я вскочил "чуть свет", вместе с молодыми матросами с удовольствием сбегал на физзарядку на пирс, привёл себя в порядок, принял участие в утренней приборке штурманской рубки и почти весь день ходил "гоголем" среди матросов и старшин, изо всех сил удерживая в себе секрет и тайну вчерашнего получения командиром корабля секретного пакета о направлении нас, БПК "Свирепый", на первую БС (боевую службу). Это моё молчаливое, но горделивое состояние заметили мои друзья-годки и теребили меня, расспрашивали, требовали ответа, хотя, вероятно, думали, что я приготовил им какой-то сюрприз с новым кинофильмом...
Так оно и было, но в это воскресенье, выполняя приказ командира корабля, почти все моряки БПК "Свирепый", а также офицеры и мичманы, находящиеся на корабле, были заняты проверкой телефонной и иной связи со своих боевых постов с ходовым мостиком и ГКП (главным командным пунктом). Отныне каждый день во время утреннего "проворачивания" машин и агрегатов краткосрочным пуском в работу, проверялись также все средства связи боевых постов с командными пунктами корабля. Каким-то образом всем стало известно, что случилось в субботу в румпельном отделении и все возложили на меня ответственность и вину за дополнительные хлопоты и тренировки в выходной день. Так что мне пришлось постараться "ублажить" личный состав корабля, офицеров и мичманов новыми кинофильмами и новыми кинопередвижками "Украина-4".
Совершенно новый комплект кинопередвижки "Украина-4" у меня забрали матросы-вестовые из офицерской кают-компании (в ведомости выдачи оборудования расписался помощник командира корабля по снабжению лейтенант Михаил Иванович Казаченко (период службы на корабле с февраля 1972 по май 1974). Он уверил меня, что он и другие офицеры сумеют разобраться в устройстве кинопроектора и кинопередвижки, если в этом разобрался я. Со вздохом тревоги и сомнения я отдавал совершенно новенький комплект кинопередвижки "Украина-4", но делать было нечего - приказ командира корабля.
Для дневного просмотра офицерам и мичманам я выдал , а нам, личному составу экипажа БПК "Свирепый", я оставил новейший советский кинофильм - комедийную мелодраму "Здравствуй и прощай" (премьера 11 июня 1973 года). Это был фильм о любви молодой и озорной матери-одиночки Шуры Ярмолюк (Любовь Зайцева), передовой колхозницы, которую бросил беспутный супруг Митька Ярмолюк (Михаил Кононов) с тремя детьми на руках, а сам уехал из деревни в город в поисках «смысла жизни». Оставшись одна, Шура влюбилась в положительного во всех отношениях взрослого участкового милиционера Григория Степановича Бурова (Олег Ефремов), который сумел "растопить сердце" героини. Роман этих двух взрослых людей составляет стержень кинокомедии, в которой множество уморительных эпизодов, потому что в деревню неожиданно вернулся непутевый муж и отец семейства Шуры Ярмолюк.
В фильме "Здравствуй и прощай" много запоминающихся эпизодов и выражений, например:
- Шура (Александра Тимофеевна) Ярмолюк: "А у вас там в кобуре пистолет или, может, огурец, как в том кинофильме?", "Культуры у нас навалом - в каждой хате телевизор", "Сияет солнце в небесах. Цветут красивые ромашки. Поёт кукушка там в лесах, а в дом ко мне приходит счастье";
- её непутёвый муж Митька Ярмолюк: "Вы не поп, а я не верующий, чтобы перед вами исповедоваться", "В рабочего человека имеет право влюбиться любая женщина";
- Надежда Семеновна (Наталья Гундарева), буфетчица в кафе "Улыбка" и подруга Шуры Ярмолюк: "У меня с Василь Тихонычем все хорошо. Только у него, конечно, характер очень вспыльчивый, он, чуть что, сразу мне говорит: "Я тебе в глаз дам, я тебе в глаз дам!";
- Васька-сеньор, Василий Тихонович, ухажер Нади (Виктор Павлов): "Говори, как на духу, у кого рыло в пуху?", "Это я снаружи такой, а ты попробуй меня узнать да поинтересоваться", "Ты сначала душу узнай, а потом в морду бей!", "Вот что, йоги, я делаю 876-е предупреждение";
- Раков (Борис Брундуков), сосед Шуры Ярмолюк и сводник: "Да разве тебя можно днём показывать? К тебе нужно постепенно привыкать!", "Это мы. Мы с братом-бухгалтером", "И на каждое посягательство здесь можно получить отпор. Вплоть до милиции", "Дыши спокойно, брат".
Фильм "Здравствуй и прощай" моряки БПК "Свирепый" смотрели "на одном дыхании" и гомерический хохот почти не прерывался всё время показа, а кинопроектор комплекса "Украина-4" ни разу не "сбоил", не порвал плёнку, не прервал показ фильма. Все выражения, звучавшие в фильме, тут же вошли в обыденный оборот моряков и то тут, то там звучали слова и выражения: "Я тебе в глаз дам!", "Говори, как на духу, у кого рыло в пуху?", "Вот что, йоги, я делаю вам 876-е предупреждение!" и "Втяни в себя гузку и дыши спокойно, брат" (последнее выражения я придумал и использовал - автор).
Фильм-комедию "Здравствуй и прощай" мы смотрели в столовой личного состава после обеда, а после ужина этот фильм смотрели офицеры и мичманы в своей кают-компании, а мы, матросы и старшины, смотрели фильм, который утром я выдал офицерам - историческую музыкальную кинокомедию "Табачный капитан" (премьера 31 декабря 1972 года). Это был фильм о временах правления Петра I, о том, как русский царь «прорубал окно в Европу», боролся с бородатыми боярами, воспитывал молодых флотских капитанов, менял русскую жизнь на современный лад.
Мы с интересом смотрели как царь Петр Первый (Владлен Давыдов) посылает бестолкового боярского сына Антона Свиньина (Виктор Кривонос) на обучение в Голландию. Он должен был освоить морское дело и образумиться, стать капитаном, но заграничная жизнь вконец испортила молодого боярина. Зато его крепостной слуга, ключник Свиньиных, Иван (Евгений Шапин, озвучание - Александр Демьяненко) неожиданно проявил рвение и сообразительность, тягу к знаниям и стал отличником в обучении морс кому делу. Молодыми русскими гардемаринами за границей руководит Акакий Львович Плющихин (Николай Трофимов) думный дьяк, наставник недорослей. Он строг, но пылает статью к мадам Ниниш (Людмила Гурченко), очаровательной хозяйке гостиницы и "Лев и кастрюля". Молодой Иван любит прекрасную Любовь Карпиевну Смурову (Наталья Фатеева), дочку русского купца, поставщика парусины Карпия Савельевича Смурова (Сергей Филиппов). Боярыня Ненилла Варфоломеевна Свиньина (Елена Андерегг), соглашается продать своего крепостного Ивана за табак по живому весу этого молодца и царь Петр Первый его выкупает на радость молодых. Сын боярыни Антон Свиньин женится на жеманной девице Гликерии Капитоновне (Марина Полицеймако).
Этот фильм также с интересом, азартом и весельем все посмотрели единым духом и потом повсюду тоже звучали слова и выражения из этого фильма: "Европа-то эта - от нас за углом и налево!" (Акакий Львович Плющихин, думный дьяк, наставник недорослей); "Любовь во мне... Всё возьми и всё отдай!" (Любовь Смурова); "А в этой забегаловке, в "Луне и яичнице", только голодранцы местные живут!" (мадам Ниниш, очаровательная хозяйка гостиницы "Лев и кастрюля"; "Чтоб я так жил, как говорят в Париже!" (Мутон, повар из "Льва и кастрюли" - Георгий Вицин); "Начинается!.. Движение чувств во мне!" (Гликерия Капитоновна, возлюбленная Антона Свиньина).
С этого дня примерно с неделю я только и говорил своим друзьям-годкам: "Всё! Начинается!.. Движение чувств во мне!", а они неизменно мне отвечали: "Чтоб я так жил, как говорят в Париже!". Офицеры БПК "Свирепый" взяли на вооружение выражение мадам Ниниш и часто говорили: "А в этой забегаловке, в "Золотом якоре", только голодранцы местные пьют!" - так они выражали свою досаду на то, что командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров запретил офицерам перед выходом на первую БС (боевую службу) посещать наш балтийский ресторан "в гостинице "Золотой Якорь".
После показа этих двух кинофильмов: "Здравствуй и прощай" и "Табачный капитан", моя слава и авторитет очень выросли. Матросы, старшины, офицеры и мичманы разных возрастов и сроков службы одинаково доброжелательно хвалили меня и благодарили за доставленное удовольствие, а мой друг-годок Славка Евдокимов неизменно хвастал тем, что он и Витька Фёдоров "во всём помогали Суворову добыть новые кинокомедии и починить кинопроектор". Только поздно вечером в воскресенья 01 июля 1973 года я смог уединиться в ленкаюте и сделать свежую запись в свой дневник-ежедневник...
Эта запись отражает мои воспоминания о недавнем отпуске, об общении со школьными друзьями, о тех переживаниях, которыми я тогда "страдал". Теперь, после показа и просмотра кинокомедий я снова, как прежде, с сердечным трепетом вспомнил былое и написал в дневнике :
01 июля 1973 вс
Вечером, поздно вечером не удержался, спросил Валерку Ермошина о Вале Архиповой. Что-то в его ответе мне не понравилось. Скучно как-то о ней сказал. Попрощался с ребятами. Нина Гансина (невеста Вовки Корнеева - автор) чуть не плакала. Добрый товарищ «Юли». Братишка мой (Славка Юницин). Что ждёт меня через несколько часов? Дорога, дорога, корабль и опять дорога. Вся жизнь – это дорога.
Вот этими словами и образом жизни - дороги и закончился чудесный весёлый и грустный день - воскресенье 01 июля 1973 года, день подведения промежуточных итогов моей личной подготовки в выходу в боевой поход на БС (боевую службу). Это должна была быть моя первая в жизни и первая в истории БПК "Свирепый" боевая служба. Какой она будет? Что нас ждёт? Что с нами случится там, в далёком далеке? Какие нам придётся пережить испытания? И переживём ли мы их?..
Если б ты знала, если б ты знала,
Как тоскуют руки по штурвалу…
Лишь одна у моряка мечта — широта, долгота…
Самая заветная мечта — широта, долгота.
Слова песни, которую пели беспутные герои фильма "Здравствуй и прощай" (Митька Ярмолюк и Витька-сеньор) сами собой слетали с моего языка, переиначенные на морской лад, и я с удивлением самому себе ладно и быстро сочинял и тут же в голос пел...
Обнимая море крепкими руками,
Моряки объемлют широту…
Тот, кто прямо с детства дружится в волнами,
Не предаст вовек первую мечту.
Если б ты знала, если б ты знала,
Как тоскуют руки по штурвалу…
Лишь одна у моряка мечта — широта, долгота…
Самая заветная мечта — широта, долгота.
Не штурвал, а море крепкими руками
Обниму движением одним…
Вдаль идя на солнце и светя, как пламень,
От тебя, родная, я неотделим.
Если б ты знала, если б ты знала,
Как тоскуют руки по штурвалу…
Лишь одна у моряка мечта — широта, долгота…
Самая заветная мечта — широта, долгота.
Обниму тебя я крепкими руками,
О тебе я в море тосковал…
Я тебя осыплю звёздными стихами —
В море для тебя одной я их собирал.
Если б ты знала, если б ты знала,
Как тоскуют руки по штурвалу…
Лишь одна у моряка мечта — широта, долгота…
Самая заветная мечта — широта, долгота.
Действительно была звёздная ясная и тёплая ночь, я выскочил на бак БПК "Свирепый" и, не в силах сдерживать в себе рвущуюся наружу нескладную только что сочинённую самодельную песню, запел-заорал прямо в звёздное небо... Начинались крайние 20 дней нашего пребывания в ВМБ Балтийск и крайних приготовлений к выходу БПК "Свирепый" на БС (боевую службу). Это песню я орал в чёрно-звёздное небо так, чтобы она донеслась до далёкого Еревана, где в это время работали по направлению моя первая школьная любовь Валя Архипова и её подруга Зоя Конкькова.
Фотоиллюстрация. 30 июня - 01 июля 1973 года. ВМБ Балтийск. БПК "Свирепый". Кадры из кинофильмов "Здравствуй и прощай" и "Табачный капитан". Эти фильмы пользовались на первой БС неизменным успехом и часто заказывались моряками БПК "Свирепый" для повторного просмотра. Многие фразы и выражения из этих фильмов стали крылатыми в нашем флотском сленге и общении в экипаже.
Свидетельство о публикации №218092100747