Дед решала. Афера. Глава 25-2 Рига. Первый день

Права на произведение заверены нотариально.

РИГА ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Продолжение.

Поехал на Центральный колхозный рынок, находившийся на живописном берегу Даугавы, совсем неподалеку от железнодорожного вокзала на который он приехал в Ригу. На рынке отовсюду слышалась непонятная ему латышская, вперемешку с русской речь. Везде кто-то пытался кому-то, что-то продать. Дед брел между бесконечных прилавков и витрин, пораженный обилием товаров от которого рябило в глазах. Он растерянно крутил головой в разные стороны не в силах сосредоточиться и неожиданно увидел впереди себя родной облик человека одетого в национальный башкирский костюм. На голове башкирская лисья шапка – малахай, на плечах расписной халат, цветастая рубаха, тёмные штаны и белые сапоги. Шёл он прямо на деда Кузьму, но по всему было видно, что идёт на автопилоте, никого не замечает и все ему уступают дорогу. Глаза полуприкрыты, движения вялые и неуверенные. Видимо вчера гульнули хорошо. В лице земляка улавливалось что-то с детства до боли знакомое. И вдруг дед его узнал, это Толя Каштанов, двадцать с лишним лет назад он работал в их деревне завклубом, потом уехал в город в какой-то театр и вот неожиданно встретился здесь в Риге. За все двадцать лет не было другого места для встречи, как Рижский базар. Дед встал на пути Толи и ждал, пока тот дойдет до него. Толя дошел, уперся в него, поднял голову и уставился непонимающим взглядом. Потом вдруг лицо озарила улыбка узнавания. Он раскинув руки бросился обниматься.
   -Петрович! Какими судьбами в этой дыре?
   -Дык это, я в командировке здесь.
   -А-ха-ха и я в командировке. Видишь я какой тут. У нас месячник Башкирской культуры в Латвии. Выступаем в Рижской филармонии и ездим по республике с концертами. Да бухаем потихоньку.
   -А ты чего вырядился так?
   -Знаешь, Петрович, латыши сами по себе народ неплохой, но русских не любят до чертиков. А в такой одежде везде любим, везде хорош. Хочешь тебе такую подгоню. За интуриста сойдешь.
   -Дык, кто же откажется,- после небольшой паузы ответил дед. - Вы где остановились?
   -Да вот тут на площади автобус наш стоит. Мы в гостинице почти не бываем. Пошли посидим, по рюмке чаю выпьем, заодно и подбёрем что-нибудь тебе. Идём, а то люди оглядываются. 
   В огромном «Икарусе» стоял полумрак, глухо зашторенные занавесками окна создавали приятный уют. Людей в автобусе кроме водителя никого не было. Толик прошел в конец, открыл какой-то баул, поковырялся в нем. Достал пакет.
   -Вот, Петрович, бери, как раз твой размер. Дарю. Извини, сапог нет лишних. Пить будем?
   -Нет, Толя, у меня дел много. За костюм спасибо. Теперь в деревне бабок дражнить буду. Как живешь-то?
   -Да как. Вот по стране болтаемся. Спиваемся потихоньку. Про деревню-то я все знаю. Часто наших в городе встречаю. Сам как, Петрович?
   -Дык, как? Живем с бабкой потихоньку. Дети все разъехались.
    В это время к автобусу стали подходить участники смотра и Толик с дедом, договорившись встретиться позже на концерте в филармонии, расстались. Дед вернулся на рынок. По дороге за каким-то ларьком накинул на себя подаренную одежду и шёл теперь чувствуя себя не в своей тарелке. На самом деле вид его был настолько комичным, что притягивал взгляды окружающих. Поверх форменного военного обмундирования он одел расписную рубаху, такой же расписной башкирский халат, на голову лисий малахай. Из под халата выглядывают брюки цвета хаки и яловые офицерские сапоги. В руках черная кожаная папка для документов, под мышкой  знаменитая кепка. На носу очки.
    Наученный горьким опытом не стал он больше испытывать судьбу, выясняя  что-либо у местного населения и, увидев молоденького милиционера, обратился к тому с вопросом где продается мёд. Тот долго и с иронией оглядывал чудного дедка, на котором  башкирский наряд сидел как на корове седло и наконец объяснил, куда надо идти. В огромном монументальном павильоне времен раннего Сталинизма, дед, нашёл ряды, где человек сто торговали мёдом. Выбор был огромный. Был и мед, и все его производные,  начиная от прополиса, кончая пчелиным подмором. Несмотря на рабочее время покупателей было много. Как только дед в своем наряде появился в павильоне всё внимание и продавцов и покупателей было сразу приковано к нему. Такое чудо здесь встретишь не часто. Он же, не обращая внимания на зазывные выкрики продавцов, шёл между ними, внимательно приглядываясь к товару, стоящему на прилавках. Мёд был в банках, баночках, стаканах и стаканчиках. Пробовать его не имело смысла. По опыту он знал, что качество мёда может определить лишь настоящий специалист. Для основной массы покупателей предметом торга были цвет, запах, вкус - который редко кто понимал и разумеется цена. Все эти критерии были  примерно одинаковыми. И дело было больше в искусстве подать товар лицом. Потому дед Кузьма шёл и просто глядел по сторонам. И вдруг он остолбенел. В самом конце медового павильона, на самом видном месте прилавка, в четырех эмалированных детских туалетных горшках с изящными ручками были выставлены образцы мёда. Причем горшки были все разных цветов с веселыми цветочками на боках. Рядом на полу стояли четыре пятидесятилитровые фляги. Дед долго молча рассматривал то горшки, то притулившуюся рядом небольшого роста худенькую старушку, пытавшуюся реализовать свой товар. Старушка тоже молча пялилась на него как на чудо с того света. Наконец дед Кузьма не выдержал и с иронией в голосе  спросил:
   -Ну что, много сегодня продала?
   -Ничего не продала,- на чистом русском языке ответила старушка,- не знаю чего им надо? Даже не пробует никто,- с отчаяньем добавила она.
   -А кто же тебя надоумил в ночных горшках продукт продавать?
   -Да вы что?  Они же новые.
   -А может в них целый детсад нужду справлял? Я вот к примеру знаю что они новые?
   -Откуда же вам такое знать?
   -Вот и они,- повёл дед глазами в сторону покупателей, и наклоняясь через прилавок ближе к хозяйке мёда,- тоже не знают. Почем мёдом торгуешь, наивная душа?
   -Дешево отдаю. У всех вон по три рубля, а у меня два с полтиной. Продавцы злятся что я им цену сбиваю, а толку всё равно нет. Дед у меня им торговал. А сейчас заболел. Пришлось самой торговать. Да видно совсем плохой я торгаш.
   -А как же ты столько меда довезла сюда ?
   -Да сосед, спасибо ему, привёз. И обратно заберет.
   Дед Кузьма разговаривал с бабулькой, а в голове его уже зрел коварный план как совместить продажу бабкиного меда и свою задачу.
   -Тебя как зовут-то добрая душа?
   -Зовите  Глафирой Петровной.
   -Ооо, и я Петрович. Только Кузьма,- и добавил,- А скажи-ка  мне Глафира  Петровна, ты всегда здесь торгуешь?
   -Всегда.
   -Что и завтра приедешь?
   -Приеду, милок, приеду. От мёда-то надо избавляться.
   -Я помогу продать мёд. Но уговор. Всё, что заработаю сверх цены, будет моё.
   -Да я вам ещё и заплачу за то что поможете торговать,- обрадовалась старушка.
   -Тогда приезжай пораньше и место займи вооон там,- дед указал на центр зала,- а сейчас давай я попробую этого чудо мёда,- и озорно подмигнул продавщице. 
   -Эх голова я садовая, ложечки-то дома забыла.- запаниковала бабка.
   -Дык ничего. Я так хлебну немножко,- заявил дед и двумя руками взял детскую посудину и поднес ко рту. Как по команде вокруг смолкли голоса и находящиеся по близости продавцы и покупатели уставились в их сторону в напряженном ожидании, как дед будет снимать пробу. Однако у него это не получилось по чисто техническим причинам. Вставные челюсти не давали широко открыть рот. Тогда он поставил горшок на прилавок. Из папки достал чистый лист бумаги. Положил его рядом с собой. Вокруг было тихо, так, что пролети муха и её будет слышно. Все ожидали развязки шоу. Дед широко открыл рот. Достал поочередно свои вставные челюсти и положил их на лист бумаги. Глафира Петровна в страхе перекрестилась произнеся троекратно свят-свят-свят. Дед же вновь поднял горшок с медом и сделал глоток. Со всех сторон послышались хлопки, свист и улюлюканье. Дед спокойно поставил челюсти на место
   -Ну вот, Глафира Петровна,- не обращая внимания ни на кого,- продай-ка мне поллитра мёда и спокойно уезжай домой. Больше у тебя сегодня всё равно никто ничего не купит. А завтра в семь тридцать встречаемся здесь.

Продолжение следует. Для тех кто не любит читать - можете прослушать в моем исполнении главы книги "Дед решала" в Ютубе. ОК. ВК. фейсбуке. Твиттере. просто набрав "Дед решала. Евгений Паньшин". Моя электронная почта - panshine@mail.ru

Если понравилась публикация не забывайте ПОДПИСАТЬСЯ и поставить ЛАЙК


Рецензии