296 Как надо. 02 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

296. Как надо. 02 июля 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, понедельник 02 июля 1973 года, дневная температура: мин.: 13.8°C, средняя: плюс 19.9°C тепла, макс.: плюс 25.2°C тепла, без осадков.

В понедельник 02 июля 1973 года к обычным делам корабельного распорядка дня прибавились какие-то необычные моменты и ощущения, будто уже завтра-послезавтра мы уходим в море на ЮС (боевую службу). Ещё ничего никому не говорили, не объявляли, но все, почему-то, бегали, суетились, спешили, торопились и нервничали, как перед отъездом куда-то далеко-далеко. Я с утра сходил за почтой на почту ВМБ Балтийск и меня ребята сами пропустили без очереди к окошку выдачи и даже наша почтовая царица (обширная и объёмная суровая женщина) молча вне очереди вручила мне тяжёлый бумажный многослойный мешок, наполненный письмами, газетами и журналами. Приятно было чувствовать себя "значительным человеком"...

В экипаже БПК "Свирепый" никто толком не знал, когда, в какой день мы выходим из военной гавани ВМБ Балтийск и берём курс на Балтийские или Датские проливы, чтобы выйти в Северное море, но все уже знали, что после проливов мы встанем на якорную стоянку у мыса Скаген (Дания), чтобы сменить там наш советский дежурный корабль, который сторожит вход в проливы и в Балтийское море со стороны Атлантического океана. Характер отношения офицеров БПК "Свирепый" к флотской службе, к экипажу и к морякам-матросам тоже изменился - офицеры стали строже, но справедливее, честнее, правильнее. Они, а вслед за офицерами и мичмана, перестали придираться к матросам по пустякам, чваниться, сторониться, а наоборот, стали в меру заботливыми, внимательными, терпимыми, но требовательными. Матросы и старшины тоже неуловимо изменили стиль своего поведения - начали выполнять приказы и распоряжения без обычного нарочитого недовольства, игры в "годковщину" и перекладывания работ на молодых матросов. Все в экипаже БПК "Свирепый" с этого понедельника начали служить и выполнять свои обязанности "как надо", "как положено", "как учили" и "как в уставе написано", то есть всерьёз и честно.

Возможно, впервые заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин не стал проводить политзанятия в этот понедельник по утверждённой программе политучёбы, а посвятил своё выступление перед несколькими группами моряков БПК "Свирепый" в столовой личного состава теме политической обстановке в мире, в частности, в Средиземноморье и Атлантическом океане, рассказав нам о противоборстве корабельных ударных группировок ВМС США-НАТО и ВМФ СССР. На его выступление-лекцию, кроме участников политзанятий, собрались практически все свободные дежурные и подвахтенные службы корабельного наряда. В помещении столовой личного состава битком набитой моряками было жарко, душно, но все с усиленным вниманием слушали негромкий спокойный, но напряжённый рассказ Дмитрия Васильевича Бородавкина. В это же время в кают-компании офицеров собрались все свободные офицеры и мичманы БПК "Свирепый" и перед ними выступал с такой же темой командир корабля капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров.

Конечно, я слово в слово не помню того, что говорил и рассказывал нам замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, а тем более не знал и не знаю, что говорил офицерам и мичманам командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров. Однако я помню тот серьёзный и напряжённый настрой, с которым Дмитрий Васильевич говорил, потому что он впервые вместо назидательного тона партийного лектора говорил доверительно, как бы делясь секретами, говорил открыто, называя всё своими именами и названиями, не скрывая от нас ничего, кроме военной и государственной тайны. Пришло время открытого, честного, по-военному строгого, делового и серьёзного разговора и общения, без шуток и прикрас.., то есть "как надо".

Вот почему свой рассказ об обстановке в мире к 01 июля 1973 года в части противостояния флотов США-НАТО и СССР в Атлантическом океане и в Средиземном море я буду вести по известным открытым современным источникам и публикациям, например, Атлантическая эскадра. 1968–2005 (Г.П. Белов, 2015) и Александр Розин. Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние СССР — США на море. Кстати, после этих политзанятий я начал регулярно и ежедневно читать центральные советские и партийные газеты, вникать в смысл передовиц и статей, как это делал всегда мой отец, Суворов Сергей Иванович. Тоже самое начали делать многие офицеры экипажа БПК "Свирепый", в том числе брать в библиотеке и штудировать журналы "Морской сборник" и "Зарубежное военное обозрение". Одновременно в экипаже корабля повысился спрос на мемуары советских военачальников, которые в нашей "крейсерской библиотеке" были в полном комплекте всех изданий до начала лета 1973 года.

- К началу 60-х годов, - начал свой рассказ-выступление-лекцию Дмитирий Васильевич Бородавкин, - в мире сложилась военно-стратегическая обстановка противостояния двух мощных военно-политических блоков - США-НАТО и организации государств Варшавского договора, в котором ведущую роль и значением имел Советский Союз. С изобретением ракетно-ядерного оружия деятельность военного блока во главе с США активизировалась, особенно после появления американских атомных ракетно-ядерных подводных лодок. США сделали ставку на три составляющих своих ударных сил: стратегические бомбардировщики, ударные авианосцы и АПЛ (атомные подводные лодки). В Средиземном море США развернули свой 6-й оперативный флот, который угрожал арабским странам, контролировал грузопотоки, защищал государство Израиль (главный союзник США на Ближнем Востоке) и угрожал странам социалистического лагеря во главе с СССР. С 1963 по 1967 год количество постоянно патрулирующих ракетных АПЛ США в Средиземном море увеличилось с двух до десяти. Кроме этого в Средиземном море постоянно несли боевое дежурство два авианосца, два крейсера, четыре фрегата и более десяти эсминцев 6-го Флота ВМС США.
- В районах Тихого и Индийского океанов разместился 7-й оперативный флот ВМС США (от 50 до 225 боевых кораблей и судов в зависимости от обстановки). В Атлантическом океане находится 2-й оперативный Флот США и Военно-морские силы стран НАТО. Всем этим силам нужно было как-то противостоять и советское руководство в начале 60-х годов усилиями множества умов и рабочих рук советских учёных, инженеров, конструкторов и рабочих, в том числе замечательных флотоводцев и моряков создало мощный океанский флот.
- Основой нашего советского океанского Военно-Морского Флота стали атомные подводные лодки (АПЛ), вооружённые баллистическими ядерными и крылатыми ракетами. Конечно, на создание такого флота и вооружения потребовалось огромное количество средств и материалов, поэтому наша с вами жизнь после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов была не очень-то радужной, спокойной и сытой.

- В конце 60-х и в начале 70-х годов вы сами являетесь свидетелями и участниками мощного и бурного строительства нашего советского ВМФ, его развития и освоения новейшего корабельного вооружения. Достаточно сказать, что таких кораблей, как наш БПК "Свирепый" и другие большие противолодочные корабли, например, проекта 1134, на Западе нет. Подобные есть, но таких, как наш, нет. Мы способны уничтожить нашим ракетно-торпедным корабельным оружием АПЛ "вероятного противника" за 50 километров от неё, то есть на безопасном расстоянии от мощного подводного или надводного атомного взрыва. Американские и натовские ВМС такого не могут.
- "Холодная война", которую западные империалисты навязали нам в 1949 году, заставила нас искать способы практического противостояния флотам США-НАТО в Моровом океане, задачу активного их сдерживания от соблазна перевести "холодную войну" в "горячую". Начиная с 1956 года наши советские АПЛ с ракетно-ядерным вооружением Северного и Тихоокеанского флотов начали совершать дальние боевые походы, в том числе в районы боевой деятельности ВМС США-НАТО.
- Мы не могли позволить себе, как американцы, содержать и обеспечивать постоянное патрулирование наших боевых кораблей, но зато смогли создать систему нашего постоянного присутствия в отдельных "ключевых" районах Мирового океана. Так с середины 60-х годов возникла стратегическая концепция применения сил советского ВМФ - "боевая служба" (БС) или "боевой поход" в оперативно важных районах Мирового океана.
- Цель и задача боевых кораблей на БС - "не допустить внезапного нападения или ослабить до минимума ракетно-ядерные удары ВМС США и НАТО по Советскому Союзу и дружественным нам государствам". Обращаю ваше внимание на слово "дружественным", то есть не только защитить наших союзников, братские страны социалистического лагеря, но и дружественные нам государства - исторических союзников, лояльные к нам государства и страны, возможных или вероятных союзников и т.д.

- Таким образом знайте, что "Боевая служба - это совокупность мероприятий, которые проводятся советским Военно-Морским флотом на океанских и морских театрах военных действий по единому плану и замыслу с целью поддержания постоянной боевой готовности сил к решению поставленных им с началом военных действий задач и обеспечению интересов СССР в оперативно важных районах Мирового океана в мирное время".
- Какие наши задачи на БС? - мягко спросил нас заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин и сам начал отвечать.
- Во-первых, боевое патрулирование в заданном районе; во-вторых, боевое обеспечение деятельности наших ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН); в-третьих, поиск и слежение за атомными подводными лодками иностранных ВМС (ПЛАРБ) и их уничтожение с началом войны; в-четвёртых, слежение за авианосными (и другими) группировками иностранных ВМС в заданном районе Мирового океана; в-пятых, быть в постоянной боевой готовности к применению корабельного оружия с началом войны; в-шестых, недопущение разведывательной деятельности иностранных ВМС на подходах к нашим районам морей, к базам, к нашему побережью, к нашим судам и кораблям.
- Боевая задача наша трудная, - сказал спокойно и как-то буднично наш боевой замполит, хотя все присутствующие сильно взволновались, зашевелились, задвигались, - но осуществимая, потому что не мы первые, не мы крайние. Никто из вас, матросов, ещё не бывал на БС, так будете и это будет для вас, я уверен, хорошей жизненной школой, испытанием и приключением, о которых вы будете говорить и вспоминать с гордостью.

- Наша боевая служба предполагается в том районе Мирового океана, который нам укажет Главный штаб ВМФ СССР и международная обстановка, - сказал значительно замполит. - Поэтому наша боевая и политическая подготовка должна быть одинаково хороша как для тропического Карибского бассейна, субтропического Средиземноморья, умеренной Атлантики и даже для приполярного Североморья.
- Мы не должны бояться ни жары, ни холода и одинаково отлично применять наше воинское умение искать, находить, стрелять и уничтожать вражеские АПЛ и корабли в любых погодных и климатических условиях. Верно?! - все присутствующие одобрительно зашумели.

- Однако, - осадил наш боевой пыл Дмитрий Васильевич Бородавкин, - сейчас наиболее напряжённое положение сложилось в восточном районе Средиземного моря, на Ближнем Востоке.
- С 1967 года началось быстрое наращивание военно-морских сил США-НАТО и военно-морского флота СССР в Средиземном море, потому что между арабскими странами Ближнего Востока и Израилем возникли сначала территориальные, религиозные и экономические конфликты, а затем и война. В этой войне ключевую роль "сценариста" и "режиссёра" играет США, потому что их интерес на Ближнем Востоке - это нефть, нефтяная мировая экономика, цены на нефть, доходы и прибыли от нефти, контроль нефтяной добычи, транспортировки и продажи нефти.
- Запомните раз и навсегда, - сказал нам веско замполит. - Причиной всех захватнических, колониальных и империалистических войн является стремление капиталистов к прибыли, они не остановятся не перед чем, если им "светит" большая прибыль. Они даже готовы уничтожить весь мир в атомном котле ядерной войны, чтобы уцелеть в своих убежищах, а потом вылезти и властвовать над тем, что останется.

- Первое оперативно-тактическое соединение советских боевых кораблей в Средиземном море было сформировано в мае 1965 года, - другим тоном начал рассказывать нам замполит. - В июне 1967 года наша группировка кораблей и подводных лодок под командованием первого заместителя командующего Черноморским флотом вице-адмирала В. Сысоева была свидетелем и участником так называемой "Шестидневной войны" (5-10 июня 1967 г.). Тогда Израиль, вернее, США руками Израиля, нанесли поражение Египту, Сирии и Иордании. Мы тогда учли этот опыт и нарастили военно-морское присутствие СССР в Средиземном море. После этого здесь уже не так свободно и раскованно действовали ВМС США.
- Опыт БС и боевых походов в районы Мирового океана показал, что нужно вовремя сводить одиночные боевые корабли и отдельные отряды кораблей во временные мощные оперативно-тактические соединения, которые в кризисных районах могут существенно ограничить вооруженные конфликты разных стран и сторон. ВМФ СССР, как правило, в местных войнах участия не принимал и не принимает, но в любой момент готов выполнить любую поставленную командованием боевую задачу. Главное при этом - не дать перерасти конфликту в третью мировую войну.
- Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков создатель новой стратегической доктрины нашего советского ВМФ в мирный период – боевой службы в районах активных действий флотов США и НАТО, то есть в гуще мировых событий. "Учитывая сложную военно-политическую обстановку в Средиземном море, Политбюро ЦК КПСС и Правительство СССР согласилось с предложением Главнокомандующего ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова о формировании боевых оперативных соединений ВМФ". Так в июне 1967 года было принято решение о создании 5-й оперативной эскадры ВМФ – Средиземноморской эскадры (приказ Главнокомандующего ВМФ № 0195 от 14 июня 1967 года о создании 5-й эскадры).
- Затем были созданы 7-я оперативная эскадра Северного флота в Атлантике и 8-я и 10-я оперативные эскадры на Тихоокеанском флоте. Главный штаб ВМФ СССР начал планирование и организацию боевой службы ВМФ по всему Мировому океану. В 1970 году прошли крупнейшие океанские военно-морские учения ВМФ СССР "Океан".

- Вот так. Теперь конкретно об обстановке на театре военно-морских "боевых действий холодной войны" на июнь 1973 года, - сказал деловито Дмитрий Васильевич Бородавкин. - К началу 1973 года обстановка на Ближнем Востоке остаётся взрывоопасной из-за противоборства арабских стран и Израиля. Египетские власти, которые поддерживают арабские страны мира, мечтают о реванше за проигрыш в "Шестидневной войне" 1967 года. Арабским странам помогаем мы, СССР, Израилю - США.
- В 1968 году среднее количество боевых кораблей и судов обеспечения 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР в Средиземном море было 32 единицы, в 1973 году наших кораблей и судов уже 56.
- В районах Северной Атлантики действуют боевые корабли 7-й оперативной эскадры Северного флота (ОПЭСК), которая была создана приказом ГК ВМФ 18 января 1968 года. В состав эскадры входят: 170-я бригада эскадренных миноносцев (БЭМ) и крейсер "Мурманск" из 2-й дивизии противолодочных кораблей СФ. Наш Балтийский флот не входит в состав 7-й ОПЭСК, у нашего флота свои боевые задачи, но мы работам в Северной Атлантике совместно, дружно, оперативно. Нашим общим боевым противником 7 ОПЭСК в Атлантическом океане являлся 2-й оперативный флот ВМС США и ВМС стран НАТО.
- Основные задачи 7-й ОПЭСК такие же, как и наши: поиск и слежение за иностранными ПЛ и АПЛ, авианосными и другими корабельными группами и соединении в постоянной боевой готовности к их уничтожению; защита судоходства советских кораблей и судов, пресечение нарушения морских коммуникаций "вероятным противником"; обеспечение боевой деятельности советских АПЛ в Северной Атлантике и Северном море.
- Если мы пойдём в Средиземное море, то будем выполнять боевые задачи 5-й ОПЭСК, если в Карибское море - боевые задачи, поставленные ГК ВМФ СССР. В любом случае будем выполнять свои боевые обязанности аккуратно, правильно, с достоинством и честью, как полагается русским советским военным морякам. Верно я говорю?!

Все присутствующие в столовой личного состава экипажа БПК "Свирепый" дружно хором ответили "Верно!", зашумели, заговорили, начали обмениваться мнениями и впечатлениями от зажигательной речи замполита. Политзанятия закончились, началась предобеденная приборка, подготовка к обеду и наш аппетит был не просто ко времени, а настоящим - боевым. Мы поглощали флотский борщ и макароны с тушёнкой так, как будто сразу же после обеда пойдём в бой, на врага...

После "адмиральского часа" я продолжил свою работу по инвентаризации имущества и книг "крейсерской библиотеки", одновременно начал уже выдавать новые книги матросам, старшинам, годкам, офицерам и мичманам, а также подобрал несколько новых книг (на выбор) для командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова, замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина и штурмана командира БЧ-1 старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова. Только, увы, читать им книги было некогда... С каждым днём скорость и напряжение подготовки к выходу на БС (боевую службу) увеличивались. Так было надо...

Поздно вечером я записал в свой дневник-ежедневник:
02 июля 1973 пн
23:30. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый» Приехал из отпуска и сразу попал в оборот событий подготовки к выходу в море на БС. Довольны все. Хорошо чувствовать, что ты нужен, что тебя ждут. Чувствую себя человеком. Славка Евдокимов что-то мрачный. Что-то случилось?

Фотоиллюстрация. 02 июля 1973 года. ВМБ Балтийск. БПК "Свирепый". Иллюстрация к лекции на политзанятиях заместителя командира корабля по политической части капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина. На фотографии: 19 сентября 1968 года. ПКР "Москва" (бортовой № 841) ЧФ на первой боевой службе в Средиземное море в составе 5-й ОПЭСК. Рядом судно обеспечения ЧФ. За 48 суток дальнего похода противолодочный крейсер прошёл 11 000 миль, а его вертолёты выполнили 497 дневных и ночных вылетов для поиска и слежения за АПЛ 6-го флота США. За действиями ПКР "Москва" и наших судов обеспечения неотступно следил эскадренный миноносец или фрегат "Undaunted" ("Неустрашимый") пр.15 ВМС Великобритании с бортовым номером "F53".


Рецензии