У стен Вильнюсского Гетто

Прошли года
Давно Вас нету
А память всё жива
И боль жива,
И я жива
И дети у меня и внуки
Мы все живём в другом краю
Он так похож на край в котором я родилась,
Где жили Вы.

Прикосновение руки к стене,
Стою и слышу голос с поднебесья
Не надо слов, не надо слёз
- Спасибо, что пришла,
Спасибо всем за память
Мы в ней ещё живы
Расcтреленые в Понарах.

Но слёзы не сдержать
И голос мой дрожит,
И всё во мне застыло в скорби
И камни мостовой ещё хранят
Ваши шаги,
Ещё как эхо мне слышны
Здесь голоса на идиш.

Когда сейчас идут по этому пути
Молится к Острой Браме
Пусть не забудут Вас упомянуть
Мы всё таки Вам все молитвы эти дали

Теперь евреев мало здесь осталось
Нет лекарей еврейских,музыкантов,
Еврейских лавок, булочных, мясных
Писателей, сапожников, портных .

Остались песни, в них о жизни
Иx так сердечно пел еврейский мой народ
Мне кажется, что он их всё ещё поёт.

2008.
Роза Левит.




23 сентября - День памяти жертв Холокоста в Литве

23-24 сентября 1943 года было ликвидировано Вильнюсское гетто. К концу месяца его узники были расстреляны или переведены в концлагеря и лагеря смерти.
Всего в Литве было уничтожено 96% (!) евреев, проживавших в этой стране до начала войны.
Семен Липкин. Вильнюсское подворье

Ни вывесок не надо, ни фамилий.
Я все без всяких надписей пойму.
Мне камни говорят: «Они здесь жили,
И плач о них не нужен никому».
И жили, оказалось, по соседству
С епископским готическим двором,
И даже с ключарем - святым Петром,
И были близки нищему шляхетству,
И пан Исус, в потертом кунтуше,
Порою плакал и об их душе.

Теперь их нет. В средневековом гетто
Курчавых нет и длинноносых нет.
И лишь в подворье университета,
Под аркой, где распластан скудный свет,
Где склад конторской мебели, - нежданно
Я вижу соплеменников моих,
Недвижных, но оставшихся в живых,
Изваянных Марию, Иоанна,
Иосифа... И слышит древний двор
Наш будничный, житейский разговор.

1963

На картинке - Вильнюс, Еврейская улица. 1917


Рецензии
Добрый день, Роза!

Сильно, очень сильно. Половина нашей семьи погибли
в огне Холокоста.

С уважением Саша

Александр Железногоров   11.03.2019 14:25     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Саша !

С теплом,Роза.

Роза Левит   03.04.2019 09:37   Заявить о нарушении