297 Вперёл! Только вперёд! 03 июля 1973
О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».
2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.
297. Вперёд! Только вперёд! 03 июля 1973 года.
Сводка погоды: ВМБ Балтийск, вторник 03 июля 1973 года, дневная температура: мин.: 13.3°C, средняя: плюс 21.0°C тепла, макс.: плюс 27.0°C тепла, без осадков.
Сводка обстановки в мире и в стране: 03.07.1973. В Хельсинки открылась Европейская конференция по безопасности с участием министров иностранных дел 35 государств. В Мексике победившая 01 июля на выборах правящая Институционно-революционная партия формирует празднует победу большинством голосов депутатов. В Советском Союзе люди работают на работе и на своих дачных и садовых участках, ходят в кино, едут в отпуск в Сочи, в Крым и на прочие "юга". В газетах пишут: о силе и жизненности советской политики мира; об итогах встречи Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И. Брежнева и Президента Французской Республики Ж. Помпиду; о трудовых успехах вступления во вторую половину пятилетки; о том, что ещё дел много и работать надо с полной отдачей. В местных газетах писали о смотре наглядной агитации на предприятиях и в колхозах, о пути к мастерству молодых рабочих и колхозников, о почине проектантов сопровождать свои проекты "в натуре". Зарубежные газеты назвали визит Л.И. Брежнева в США и Францию событием "огромной важности", правда, их комментарии сводятся к тому, что СССР уступает Западу, а наши комментарии - побеждает Запад своей политикой мира. Во всех газетах печатались объявления о приёме учащихся в техникумы, ГПТУ, музыкальные и медицинские училища. В кинотеатрах страны показывали фильмы: "Командир счастливой "щуки", "Человек на своём месте", "Я гражданин Советского Союза", "Королева бензоколонки", "Искатели приключений", "Ижорский батальон", "Большие маневры", "Приданое княжны Ралу", "Последние дни Помпеи", "Руслан и Людмила "1-2 серии), "Моё последнее танго", "Лаутары" (1-2 серии), "Расследование поручено мне", "Седьмая пуля", "Разиня", мультсериал "Ну, погоди!". (Здесь и далее сводные данные из различных источников по хронологии событий 1973 года - автор).
Сводка на военно-морском театре боевых действий 7-й ОПЭСК: 03.07.1973. Разбор итогов апрельских учений "Эльбрус" 7-й ОПЭСК, в котором участвовали БПК "Стройный", "Севастополь". Цель учений – поиск и слежение за ПЛ и отработка организации нанесения ракетного удара по соединениям надводных кораблей противника. Подведение итогов учений "Лагуна" (12 мая - 3 июня 1973 г.) КПУГ (корабельной поисково-ударной группировки) 7-й ОПЭСК в составе БПК пр.1134: "Севастополь", "Адмирал Исаков", "Адмирал Нахимов", "Адмирал Макаров", "Кронштадт". Цель учений - поисковая операция по обнаружению и слежению за ПЛ противника в заданном районе Норвежского моря и Северо-Восточной Атлантике. 14 мая 1973 года КПУГ СФ в Норвежском море в 11 часов 30 минут обнаружила неизвестную ПЛ, которая активно уклонялась с применением средств ГПД. Слежение за ПЛ продолжалось 1 час 7 минут до её ухода в территориальные воды Норвегии. (Здесь и далее данные из книги Геннадия Белова - АТЛАНТИЧЕСКАЯ ЭСКАДРА. 1968-2005 - автор).
Сводка на военно-морском театре боевых действий 5-й ОПЭСК: 03.07.1973. На Средиземном море в обстановке строгой секретности 5-я ОПЭСК готовит операцию по переброске бригады марокканских войск из Алжира в Сирию (порт Тартус). Первая перевозка была осуществлена 15 апреля 1973 года. Два советских БДК (LSTs, пр.1171) и грузовое судно приняли в Оране (Алжир) марокканские подразделения и танки и вечером, сопровождаемые БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin), БДК вышли в море. Грузовое судно отбыло 18 апреля 1973 года. В восточном Средиземноморье наши корабли сопровождали РКР пр.58 (по классификации НАТО - Kynda) и СКР пр.50 (по классификации НАТО - Riga). БЛК и грузовое судно прибыли в сирийский порт Тартус 25 апреля 1973 года. Выгрузка марокканских войск выполнялась как учение по высадке десанта. В период со 2 по 7 июля 1973 года начался визит отряда советских кораблей под флагом командира 5-й ОПЭСК контр-адмирала Е.И. Волобуева, в составе РКР «Грозный», БПК «Красный Кавказ» и БПК «Проворный» в порт Марсель (Франция). "Заход в Марсель был ответом на посещение французскими кораблями Ленинграда. Советские моряки побывали в Тулоне, Ницце и Париже". (Здесь и далее данные из публикации Александра Розина - Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние флотов СССР и США на море. 2016 - автор).
Сводка на военно-морском театре боевых действий кораблей БС (боевой службы): 03.07.1973. Средиземное море, залив Хаммамет, якорная стоянка №3. 02 июля 1973 года 08:10, крейсер управления КРУ "Жданов" принял к правому борту плавбазу «Иван Колышкин» и начал приём штаба 5-ой Средиземноморской эскадры (ОПЭСК). 11.50, английский самолет типа «Нимрод» произвел облёт корабля и скрылся... 16.18, самолёты ВМС США типа «Треккер» — 2 единицы начали облёт корабля в точке якорной стоянки №3... 16.40, самолёты ВМС США типа «Треккер» скрылись... 21.05, на корабле (КРУ "Жданов") разместился штаб 5-ой эскадры ВМФ и штаб 150-ой БРК... Командир эскадры контр-адмирал Волобуев с 3 по 7 июля находится в составе отряда советских кораблей (РКР «Грозный», БПК «Красный Кавказ», БПК «Проворный») с официальным визитом в порту Марсель (Франция). 03 июля 1973 года 00:00, крейсер управления КРУ "Жданов" стоит на якоре в точке № 3... (Здесь и далее данные из вахтенного журнала КРУ "Жданов" в период с 16 мая по 9 августа 1973 года - автор).
Жизнь в стране и в мире шла своим чередом, где-то мирно, где-то напряжённо, а где-то "по- боевому расписанию". Усиленно трудились и мы, моряки БПК "Свирепый", готовясь в боевому походу. Опять то и дело звучали приказы и сигналы построиться хозкомандам для погрузки и выгрузки припасов, оборудования и инвентаря. Опять грузовые машины и рефрижераторы привозили продукты питания, консервы, коробки, ящики и мешки. Эта хозяйственная суета приготовления к отходу в море на БС была похожа на сборы большой семьи на отдых на дачу - все были радостно возбуждены, активно работали, с энтузиазмом грузились, шутили и ликовали от близости отъезда. Мне, почему-то, было немного грустно...
В нашей штурманской боевой части все были при деле, претензий и вопросов ко мне не было и командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров, получив от меня несколько интересных книг современной фантастики, не нагружал меня работами, даже не требовал прихода утром на развод (раздачу заданий матросам и старшинам БЧ-1). С приходом на корабль замполита (он несколько дней был в отъезде) я опять по молчаливому общему согласию вернулся в ленкаюту и занимался только делами политслужбы. Я воспользовался этим и принялся за обустройство корабельной фотолаборатории, тем более, что в комплекте инвентаря и оборудования, привезённого нами из политуправления штаба Балтийского флота оказались фотопринадлежности и фотоматериалы.
Вечером после ужина доложил замполиту о выполненных за день работах, показал ему инвентарные книги и описи полученного на БС имущества ленкаюты. Сдал ему оформленные акты приёма-передачи и накладные на имущество политслужбы. Особенно Дмитрий Васильевич заинтересовался каталогом корабельной библиотеки и вскользь спросил, как я смог получить столько много книг. Я передал ему содержание разговоров с начальником, который назвался другом Дмитрия Васильевича, назвал его фамилию, но замполит несколько раз морщил лицо, вспоминая этого "друга".
- Ох, Суворов, - с горечью и опаской сказал Дмитрий Васильевич Бородавкин. - Ну, почему ты всегда попадаешь в какие-то необычные истории? То героически ремонтируешь кинопроектор, то после отбоя показываешь матросам фильм-концерт, после чего они устроили бузу с рок-н-роллом в кубриках... То героически грузишь сахар, как Павка Корчагин, а на деле получается, что привозишь на корабль лишний сахар, да ещё с изюмом... То страдаешь, что тебя не отпускают в отпуск на родину, а на деле приезжаешь из отпуска на день раньше...
- Главное, - с ноткой недоумения сказал замполит, - к тебе не придерёшься... Вроде нормальный обычный матрос, как все, а на деле ведёшь себя, как будто ты офицер и на одной ноге с командиром корабля, даже называешь его не по уставу, как все, а как близкий друг или товарищ...
- Всё это вызывает раздражение в среде офицеров, которые смотрят на тебя и недоумевают - кто ты такой, чтобы так себя вести? А эта история с аварией телефона в румпельном отделении...
- Авария была не в румпельном отделении, - прервал я своё насупленное молчание. - Авария была на ходовом мостике.
- Да знаю я, знаю, что на ходовом мостике! - с досадой воскликнул замполит. - А надо было, чтобы авария была в румпельном отделении! Из-за тебя взыскание получили старпом, дежурный офицер по кораблю и командир БЧ-4. Оно тебе надо перед БС наживать себе неприятелей?
- Я сказал правду! - упрямо возразил я заместителю командира БПК "Свирепый" по политической части. - Как было.
- И правильно сделал! - горячо поддержал меня замполит. - Всегда говори правду, одну только правду и ничего кроме правды. Только иногда надо просто промолчать, взять на себя, не вину, нет!, а "огонь критики". Тебя всё равно не накажут, а командиров ты бы выручил, понимаешь?
- Понимаю, товарищ капитан 3 ранга, - ответил я строго и упрямо. - Только виноватого без вины не должно быть, это несправедливо, это нарушение неписанных морских законов. Защитить командира в бою, закрыв его от пули - это одно, а брать на себя вину за халатность и небрежное исполнение служебных обязанностей, - это не подвиг, а покрывательство и вредительство. Так можно прикрыть преступление, саботаж.
- Какой ещё саботаж! - повысил голос замполит. - Не забывайтесь, матрос Суворов! Какое ещё вредительство?! Сказано вам - ведите себя скромнее, не превышайте своих полномочий, соблюдайте субординацию, не роняйте авторитет офицеров корабля и все будут вас уважать и принимать таким, каков вы есть.
- Разрешите вопрос, товарищ капитан 3 ранга?
- Разрешаю, спрашивайте.
- Я ваш приказ выполнил?
- Какой приказ?
- Доставить на корабль имущество политслужбы и библиотеку современных книг?
- Выполнил, ну и что?!
- Я выполнил приказ командира корабля и ваш приказ доставить на корабль два новых кинопроектора, две кинопередвижки?
- Ну, выполнил. Дальше что?
- Дальше прошу принять ваши 25 рублей, которые вы мне давали для обеспечения выполнения этих приказов. Они не понадобились...
Я вынул из нагрудного кармана матросской робы сложенную купюру 25 рублей и положил её на стол перед замполитом. Дмитрий Васильевич Бородавкин с багровым лицом молча воззрился на эту купюру, на минуту задохнулся в гневе, начал набирать воздуха, чтобы что-то мне ответить, но я его опередил...
- Разрешите идти спать, товарищ капитан 3 ранга? Мне нарушать корабельный распорядок дня нельзя. Не так поймут. Скажут - превышение полномочий и нарушение субординации. Скажут - Суворов допоздна сидит в каюте замполита и чего-то ему там докладывает. Стучит, постукивает...
Дмитрий Васильевич Бородавкин не просто задохнулся, он онемел, потерял дар речи, опешил, застыл на месте...
- Неужели так говорят? - наконец-то промолвил он без гнева, но в полном замешательстве.
- А вы как думаете? - ответил я ему в решительном напряжении. - Ещё не то говорят... Говорят, что "Суворов в любимчиках у замполита", что я ваш "фаворит", что "вы гуляете по верхам, а лямку тянет Суворов", что вы у меня "сидите на шее и только лягаетесь, подгоняя, как ломовую лошадь", что вы "всем недовольны и следите за всеми, как кэгэбэшник".
- Кто говорит?! - машинально и ошарашено спросил замполит.
- Народ, - коротко ответил я.
- Да-а-а..., - протянул Дмитрий Васильевич после небольшой паузы. - Выходит, что нас с тобой склоняют по всем статьям и падежам? Ты сам-то как относишься к этим словам-высказываниям?
- Ветер песок веет, глаза порошит, солнце палит, кожу обжигает, ботинки жмут, пальцы в кровь стираются, а караван идёт, - ответил я.
- Я только одно знаю: приказ выполнен в срок и полностью, при этом ни нарушений устава, ни вреда, ни ошибки не допущено. Наоборот, выявлена авария, которая могла привести к ещё большей беде. Доставлена крейсерская библиотека, которая удовлетворит на БС любого человека книгой на любой вкус. Отремонтирован кинопроектор, который работает лучше второго нового и теперь личный состав экипажа корабля, офицеры и мичмана могут смотреть кинофильмы не мешая и не ссорясь друг с другом. А то, что кому-то дали "втык", а он на несколько минут поморщился от чванливого недовольства, то это не моя вина, а недостаток военно-морского воспитания и интеллекта. А это уже не мои, матроса Суворова, проблемы, а ваши, товарищ капитан 3 ранга.
Замполит молчал, не смотрел на меня и молчал, поэтому я с несколько умеренной горячностью продолжил...
- Я такой, какой есть! - сказал я молчащему замполиту. - В декабре 1972 года, когда на корабле после нахождения на стенде размагничивания в заливе Хара-Лахт была вспышка эпидемии гриппа, я был один из немногих, кому Кукуруза всыпал в ноздри порошок антигриппина и я не заболел. Тогда мы трое суток чапали малым ходом до карантинной якорной стоянки под Либавой и эти трое суток я стоял вахту на руле на ходовом мостике, потому что все рулевые были с высокой температурой и мокрыми лежали на койках в кубрике. Командир корабля тогда поил меня крепким чаем с лимоном и коньяком и разговаривал со мной, чтобы я не уснул. Вот тогда-то мы и стали общаться по дружбе, а я изредка начал называть его не по званию, а "товарищ командир".
- В чём я виноват, что выполняю приказы не так, как другие? Больше делаю? Лучше делаю? Справляюсь с невыполнимыми заданиями? Геройствую по делу, а не напоказ? Так что мне? Хуже служить надо? Быть таким, как все? Брать пример с годков и тиранить молодых? "Забить на службу" и стать "своим в доску"? Курить, когда я не курю с детства? Задирать мичманов и бравировать годковским непослушанием? Шхериться и отлынивать от службы? А кто тогда будет служить по-настоящему? Пушкин, который тоже Александр Сергеевич?
Я уже и сам чувствовал, что "перегибаю палку", что увлёкся и слишком эмоционально и много говорю. Поэтому я тоже внезапно замолчал. Молчал и заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин. Потом он тяжко вздохнул и тоном, завершающим наш неожиданный тяжёлый разговор, сказал...
- Тяжело тебе будет жить, старшина 2 статьи Суворов Александр Сергеевич. Тяжело. С таким характером и таким настроем вы всегда будете идти против течения, не в ногу, своим путём. Это удел очень немногих и это либо дар, либо проклятие. Всё будет зависеть оттого, как вы справитесь, в первую очередь, с самим собой, со своим темпераментом и нравом. Если сумеете себя обуздать и научитесь сначала думать, а потом говорить, сначала размышлять о последствиях, а потом совершать поступки, сначала соображать, а потом делать - тогда у вас всё получится и ваша судьба будет удачной, а жизнь радостной. Если сломаетесь, поддадитесь обстоятельствам, своей лени или своему сиюминутному настроению, то вы всегда будете попадать в неприятные конфликтные ситуации.
- Хорошо! - решительно сказал замполит. - Будьте таким, какой вы есть. Получайте шишки, пинки, удары судьбы, закаляйтесь, формируйте свой характер и личность, боритесь, геройствуйте, как считаете нужным. Посмотрим, что из этого выйдет, но всё же прошу вас принять во внимание реакцию людей на ваше поведение.
- Поймите, не все такие как вы. Люди разные и не все могут быть героями, истинными патриотами, комсомольцами и коммунистами. Членами партии быть могут, а коммунистами, увы, не всегда... Зависть, карьеризм, приспособленчество ещё никто не сумел из себя и из общества изжить, так что будьте осторожны. Не завышайте планку требований к другим выше, чем к самому себе. Будьте таким, каков вы есть, но только для себя. Ладно?
- Ладно, - не по уставу, а по-человечески ответил я Дмитрию Васильевичу Бородавкину. - Разрешите идти? Действительно, уже поздно.
- Идите, - ответил мне по уставу капитан 3 ранга. - Завтра пришейте к робе погончики с лычками старшины 2 статьи. Пора быть тем, кто вы есть на самом деле.
Опять двадцать пять! Только мне этого не хватало! Опять пойдут разговоры и язвительные замечания о том, что Суворов "выслужился и заимел старшинские лычки без команды и без подчинённых"... А с другой стороны чего меньжеваться? Чего бояться, страшиться, переживать и нервничать? Надо быть, а не казаться! И не стесняться того, что есть на самом деле.
Сегодня рано утром я ходил на почту ВМБ Балтийск и совершенно случайно увидел в траве большое гусиное перо. Как оно сюда попало? Не знаю. Когда вернулся на корабль, то я тонкой стальной спицей выковырял в трубке гусиного пера внутренние перегородки и вставил в него укороченный стержень от шариковой авторучки. Получилось настоящее писчее перо! Этим пером ночью 03 июня 1973 года я записал в свой дневник-ежедневник:
03 июля 1973 вт
Сегодня взялся только за перо. В прямом этом смысле. Сделал авторучку из гусиного пера. Вчера приехал из отпуска замполит. Первый день на корабле. Надо написать домой и всем-всем (письма - автор). Сегодняшний вечер посвящу этому. А дальше - за работу. Вперёд! Только вперёд!
Содержание разговора с замполитом я тогда дневнику не доверил. Эта новелла - первое опубликование того откровенного и сердитого эмоционального разговора с Дмитрием Васильевичем Бородавкиным. Его предсказания и оценки сбылись и реализовались, так же, как и мои. Впереди у нас были такие испытания и приключения на первой БС (боевой службе), что все наши страсти-мордасти и переживания показались нам всем, всему экипажу БПК "Свирепый", пылью на дороге жизни...
Фотоиллюстрация. 03 июля 1973 года. ВМБ Балтийск. БПК "Свирепый". Заместитель командира БПК "Свирепый" по политической части капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин и матрос Александр Сергеевич Суворов. Снимок от 13 июня 1973 года. Встреча экипажа БПК "Свирепый" с кандидатом в депутаты местного Совета депутатов трудящихся.
Свидетельство о публикации №218092300253