Гипноз Кин-дза-дза

                30 лет тому назад по телевидению показали фильм Георгия Данелия «Кин-дза-дза», с налётом фантастики, который после  стали относить к трагикомедии, что я считаю банальной условностью.

На самом деле, к трагедии фильм не отнесёшь, к комедии… с натяжкой — кто-то же, смеётся, когда ему показывают палец. Правда, сейчас суть показа этого пальца существенно сместилась, а раньше палец приглашал, посмеяться без причины, потому что визави и без того смеётся по пустякам.

Актёры великолепные: Станислав Любшин, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, которым приходилось делать глупые вещи — вставлять в нос колокольчик, приседать — типа, книксена, говорить нелепости.

Это верно: фильм, как и ребёнок, рождается в муках, и никто не знает, каким он будет, красавчиком или гадким утёнком.

Обычно я люблю фантастику, даже сам писал, когда приходили идеи, но этот фильм оставил меня равнодушным — не было полёта мысли, закрученного сюжета, как у братьев Стругацких, но братьев на всех режиссеров не напасёшься, довольствовались теми, кто был под рукой.

Фильм отнес к неудачам. Подобных фильмов было много в советское время, это и примитивный «Планета  бурь», который почему-то стал считаться классикой, мол, даже американские режиссёры учились по нему делать трюки, обалдели, когда увидели фильм.

Это уже потом они сняли «Звёздный путь», в котором, по сути, ничего интересного не было, за исключением картинки, изобразительного ряда — нечто новое для взора зрителей.

И режиссёра Данелия понимал, скудость материала: обходился тем, что было под рукой, придумывать ничего не надо. Энергия для двигателя? А спички на что?

Проходили десятилетия, и я с удивлением видел, что интерес к этому фильму не пропадает, и даже — стал культовым, постоянно упоминается в прессе.

Почему так — не мог понять. И главное, не было критики. Похвалы были в адрес режиссёра: много слов придумал интересных, трюков с полётом гигантской, то ли ступы, то ли остатка ветряной мельницы. И выбор пустыни понятен: не надо придумывать фантастический пейзаж, всё природа сделала.   

Ну да, фильм не дебильный, не переключаешь канал на десятой минуте, можно смотреть до конца, потому что есть любопытство, чем же всё завершится?

Возможно, я чего-то не понял, в нем есть нечто, которое не дошло до моего ума?

Есть такие фильмы, незаслуженно переоценённые, этот фильм из таких, сделанных на коленке. Фамилия режиссёра гипнотизирует, и все уверены, что и этот фильм получился как надо.

                Ставрополь-на-Волге


Рецензии
Уважаемый Вячеслав, я горячий поклонник хорошего кино, но также понимаю, что понятие "хорошего" у каждого своё. И оно меняется со временем. Но Кин-дза-дза это особый мир, который не все воспринимают. Особый склад мышления. Как, например, Сталкер или Солярис Тарковского - это не похожее на другие, очень оригинальное кино, особый мир. Его надо прочувствовать.

Вот вы этим эссе задали вопрос - что именно в Кин-дза-дза такого особого? И я задумалась, почему мне понравилось это кино. Конечно, в первую очередь это сатира, и смотреть его надо именно как сатирический фильм. Образы в нём гротескные - то есть наши ценности, отражённые и доведённые до абсурда. Например, в нашем мире ценности это золото, бриллианты, а там спички. Почему? У нас золото это не смешно, а в том мире спички смешно? А подумать - ну почему в нашем мире какие-то химические элементы ценятся так дорого? Ну почему? Тоже в какой-то мере абсурд. Исторический выбор. В одной дикой стране расплачивались раковинами, а тут спичками. И порой трудно объяснить, почему. В этом и суть подобной сатиры - она вытаскивает элементы, которые в нашем мире слишком привычны, чтобы мы их замечали.

Там иерархия штанов, этакая цветовая дифференциация с малиновым на верхушке лестницы, а у нас - костюмы от Армани, часы Ролекс, автомобили Бентли и яхты. Дворцы на 500 комнат, в которых и поселить-то некого. Вот и получается, что Данелия изобразил такое минималистическое общество (устранены все лишние детали), в котором всё доведено до вершины логического абсурда. Каждый элемент словно бы выводит из равновесия. И спрашиваешь себя - почему так? И сравниваешь с нашим миром, и задаёшь тот же вопрос о вещах привычных, абсурда которых мы не замечаем, именно потому, что они слишком привычны.

В их мире даже слова, как оказалось, уже не нужны. Рекорд Эллочки людоедки давно переплюнут - у них для общения всего два слова в словаре!

А ещё один момент - вы заметили, как легко люди вживаются в правила игры? Помните, как вернувшись из этого мира, герои вдруг среагировали на мигающее нечто?

Вот вам и "ку"!

Ну и конечно бесподобные актёры!

Объяснила ли я хоть немного, почему я люблю этот фильм?

С уважением и наилучшими пожеланиями

Соня Ляцкая   13.08.2021 07:29     Заявить о нарушении
Дорогая Соня, я могу принять, что кому-то этот фильм понравился.
Вот, Вы, даже написали: сатира.
Вроде бы, можно согласиться.
Но напомнило, иное: разбивание грецких орехов современным утюгом.
И, это не сатира, а фига в кармане.
Данелия не ожидал, что СССР будет разрушен и оплеван.
Допускаю, фильм попал Вам в настроение, такое бывает, а я ожидал большего.
И потом, этих актёров не считаю бесподобными — и так бывает тоже.
Любшин хороший актер, но его харизма намного значительнее.
Любите на здоровье!
Но, спасибо за внимание и отклик!
Это было моё мнение, и оно не обязано совпадать с чьим-либо, но, может.
И, вижу, оно Вас задело, потому Вы так много и написали.
С уважением

Вячеслав Вячеславов   13.08.2021 07:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.