Старая газета

В период перестройки и развала соцлагеря события так сменялись и новые герои появлялись и исчезали так быстро и было это интересно и волнующе, и новым пророкам и лидерам еще верилось и надежда оставалась, потому я за всем этим следил, все читал и газеты с интересными материалами не выбрасывал, все казалось важным и определяющим, и хотелось сохранить, чтобы подумать, понять... Но герои менялись, приходили новые, старых низвергали и выбрасывали и из памяти, и мои газеты с убедительными речами и программами становились неактуальны и забывались и я перестал в конце концов трепетно относиться к этим материалам, устаревавшим вместе с уходом их авторов. Но какие-то залежи пожелтевших газет на нижних полках лежат до сих пор и вот сегодня понадобилась простая бумага, газетная бумага как раньше а не мелованная бумага сегодняшних реклам, которыми забивают почтовый ящик. Вытащил одну и обалдел!

«Систему разрушили без меня». Интервью с Александром Зиновьевым. СМ 20 октября 1993 года. Надо бы показать конечно целиком, но попробую все же выбрать кое-что, самое удивительное:

«... Я сформировался как антисталинист, и до смерти Сталина антисталинская пропаганда была главным делом моей жизни. Еще живы многие здесь в Москве они это могут подтвердить- я многих распропагандировал. Антисталинское движение было мощным, я думаю, самым мощным в истории нашей страны...Хрущев лишь использовал эту ситуацию, это было завершением процесса, а не началом... А нынешние антисталинисты — подонки. Понимаете, мертвые не могут быть врагами честного человека, они могут быть только предметом анализа, нельзя оплевывать беззащитных, эпоху, которая не может себя защитить. Как только Сталин умер, я перестал быть антисталинистом, я сказал (между прочим, на ученом совете в Институте философии): мертвого льва может лягнуть даже осел!»

Интервьюер: А диссиденты сыграли решающую роль?
«В развале Союза?  Конечно. Диссидентское движение не имело большого влияния на массы населения, но имело огромное влияние на партийно-государственную верхушку, на привилегированные слои... Советское общество разлагалось сверху, прежде всего в лице тех, кто делал карьеру за счет пропущенного поколения, убитого на войне, поколения, успевшего захватить кусочек  революционной романтики, идеализма. Самую значительную роль сыграла либеральная интеллигентская фронда. Авторитеты были выбраны на Западе, выбраны очень умело и толково. Ну, в частности, Солженицын, Сахаров...»

«К власти вырвались, начиная с 85-го года неинтеллектуальные кретины и моральные подонки.»

«Я не вижу в стране сил, способных остановить процесс разрушения.»

«Я раньше думал, что все-таки КГБ - мощная организация. Оказавшись на Западе, я увидел, что огромное количество его агентов — очевидные халтурщики, просто халтурщики...Они делом не занимались, не видели того, что нужно было видеть...»

« Истину говорят одиночки. Это вполне нормально. Я занимаюсь этими проблемами профессионально. Люди остаются людьми. Массы подчиняются закону массового поведения. И вот я вижу главное препятствие в дальнейшем развитии России — страх истины, боязнь  признаться себе в том, что совершили беспрецедентную историческую глупость, поддавшись уговорам, обещаниям реформаторов.»

Ваш прогноз на ближайшие годы.
«Я думаю, на какой-то длительный период наступает очень мрачная полоса в русской истории.  Россию растащат на кусочки. То, что произошло, это не «покончили с проклятым коммунизмом»,  это — покончили со всем хребтом русской истории, начавшейся много веков назад. Разгромили Россию, как великое исторической явление.»


Понимаю, что не открываю Америку. У меня на полке стоят 8 книг Зиновьева и не исключаю, что в книжных дебрях можно отыскать еще, я конечно не все от корки до корки проработал в свое время, но читал с интересом, удивлением и уважением, то есть я в некоторой степени знаком с его творчеством. Но то, что я обнаружил сегодня , эта пожелтевшая газета  произвела на меня эффект открытия, письма из прошлого, странно уже далекого 93 года, привет от самого Александра Александровича, прошу простить меня за эти эмоции и хочу надеяться, что эта моя заметка побудит кого-нибудь открыть в инете книжку А.А.Зиновьева и окунуться в этот мир мудрого и честного ученого и, как сегодня уже ясно, пророка.


Рецензии
Полный текст здесь:
БЕРЛИНСКОЕ ИНТЕРВЬЮ АЛЕКСАНДРА ЗИНОВЬЕВА
http://gtmarket.ru/library/articles/2163

Влад Валентиныч   11.12.2018 13:02     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.