Маковеево, Маккавеево, маккавеи - этимология

1) Маковей

а) По мнению исследователей, русское имя Маковей происходит от имени израильтянина Иуды Макковея из династии Хасмонеев, возглавившего восстание в стране против ига сирийских греков в 166-160 гг.  до н.э. 
Маккавеи, ивр. МАККАБИМ — от арам. makkaba «молот, кувалда» (на врагов).

Прозвище стало общим именем-понятием и применялось к остальным сыновьям Маттафии, иудейского священника из рода Иоарива; потом было распространенно на всех вообще защитников иудейской веры во время религиозных гонений Антиоха Епифана, как символ стойкости и строгости в исполнении Заповедей. События периода описаны в неканонических Книгах Макковеевских 1,2,3,4; исследователи их оценивают как важнейший источник по истории евреев и иудаизма.

* Первая книга Маковейская

Гл. 2. В те дни восстал Маттафия, сын Иоанна, сына Симеонова, священник из сынов Иоарива из Иерусалима; жил он в Модине. У него было пять сыновей: Иоанн, прозываемый Гаддис, Симон, называемый Фасси, Иуда, прозываемый Маккавей, Елеазар, прозываемый Аваран, Ионафан, прозываемый Апфус. Видя богохульства, происходившие в Иудее и Иерусалиме, он сказал: горе мне!
Гл. 3. И восстал вместо него Иуда, называемый Маккавей, сын его. И помогали ему все братья его и все, которые были привержены к отцу его, и вели войну Израиля с радостью.

б) ЭСБЕ/Библейские переводы

«Первая Библия в полном составе была собрана новгородским владыкой Геннадием в 1499 г., и история ее составления показывает, что Свящ. Писание было у нас распространено в отрывках и отдельных книгах, а всех книг в полном составе и одном свитке у нас не было. …
Геннадий не мог найти в России всех книг и потому был вынужден пополнить свой список выбором текстов из разных толкований свящ. книг и переводом с Иеронимовского текста. С последнего были переведены книги Паралипоменон, Ездры, Неемии, Товита, Иудифь, кн. Премудрости Соломоновой, 1-я и 2-я книги Маккавейские (3-я совсем не была переведена) и часть книги Есфири».

* В полном объеме Книги Макковеевские стали известны в России примерно к концу XV века, отрывки текстов зафиксированы  в  Изборнике Святослава 1073 г.  В православии почитаются семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, а также мать их Соломония и учитель их Елеазар. Их мученичество описывается в Библии во Второй книге Маккавейской (6:18 — 7:42), память 1 августа.

Иконография

* Семь мучеников Маккавеев, их мать святая Соломония и учитель святой Елеазар (фрагмент пелены "Явление Богоматери Сергию и праздники"), 1525 г.
* Икона «Братья Маккавеи Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, святой Елеазар, Соломония», 1510-1520 гг. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

2) Топонимика XIX-XX вв.

Маковеево — деревня в Вельском районе Архангельской области.
Маковеево — деревня в Череповецком районе Вологодской области.

Маковеево — деревня в Локнянском районе Псковской области, на берегу реки Ловать. Показана на Трехверстовке Псковской области. Военно-топографическая карта 1888 г.; на Специальной карта Западной части России Шуберта 1832 г.
 
Маковеево (Макавева)— деревня в Краснохолмском районе Тверской области, на берегу реки Могоча. Показана: на  Специальной  Карте Европейской России Стрельбицкого 1871 г.; на Карте Менде Тверской губернии 1850 г.; на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г.

Маковеевское – деревня Торопецкого района Тверской области; на Почвенной карте Торопецкого уезда 1898 года показано сельцо Макавеевское, см. http://www.etomesto.ru/map-tver_toropetskiy-uezd-1898/

Макавеевская – деревня, Архангельская  губерния, расположена на реке Кулой, ныне урочище; показана на Специальной Карте Европейской России Стрельбицкого 1871 года. См. http://www.etomesto.ru/map-karta-strelbickogo/

Маккавеево (Маккавеевская) — село в Читинском районе Забайкальского края. Основано в 1720 году как заимка Оленгуйской слободы приказчика Маккавеева. В 1772 году о деревушке Маккавеева упоминает Петр Паллас (немецкий ученый и путешественник на русской службе).

Маковеевка – малая  река в Архангельской области, приток реки Устья (477 км).

3) Применение имени, фамилии и топонима в русском языке

Национальный корпус русского языка

* Кормленая книга Костромской чети 1613–1627 гг. (1613-1627): «Жилецъ Маковей Захарьевъ сынъ Грабленой — 133 году іюня въ 28 день, по памяти за приписью дьяка Михайла Данилова, написанъ ему денежной окладъ изъ четверти вновь 6 рублевъ».

* Записная книга Московского стола 7155 года (1646, сентябрь – 1647, август) (1646-1647): «Въ селе Натыше, въ Вяткахъ, въ Рыбной слободе Маковей Барловъ, отпущонъ во 153 году, въ апреле».

* Данная Ивана Елизарьевича Цыплятева арх. Чудова монастыря Левкию с братьею на сц. Пенино и д. Федотово в Банском (Горетове) ст. Московского у., с установлением права пожизненного проживания (1567-1568): «А в год на наши памяти пожаловать поминати архимандриту Левкею и священни[ком] братье отца моего на преставленья Елизар[ьево], во иноцех Еуфимья, августа в 1 день, на память Седми Маковеи и учителя их Елиозара…».

* Запись о пожаловании п. Иовом своего дворцового дьяка И. В. Григорова поместьем в пус. Горках и др., Московского у (1597.11.18): «кустарю четыре десетины, опричь починка Маковеева; а по скаске дияка Ивана Григорова в починке в Маковееве четвертные пашни нет ни однои четверти, сена дватцать пять копен, лесу кустарю непашенного болота двенатцать десетин, к старому его поместью, что в Кораше».

* Дело по челобитью патриаршего дьяка К. Федорова о пожаловании его поместьем патриаршего дьяка И. Ховралева в сц. Хлябове с пустошами, Дмитровского у. Выписка в доклад Ионе м. сарскому и подонскому (1615): «И в писцовых книгах написано писма Услюма Ивановича Данилова да Ивана Григорьевича Беклемишева с товарыщи лета 7060-го году: село Хлябово, … половина деревни Маковеева, пашни в поле 15 чети, а в дву потому ж, сена 20 копен; а другая половина тое деревни в вотчине за Неклюдом за Якшиловым».

* Дело о совместных постройке и починке мостов Маркушевским монастырем и местными крестьянами (1698.05.28): «А крестьян тех волостей у сей записки было: Шевденицкой волости церковной прикащик … Елисей Моковеев, … Степан Маковеев, Офонасей Володимеров.

* В. Н. Татищев. История российская в семи томах. Том второй (1750): «Маккавеи, гл 6, переведено вера, иногда клятва, яко Матфей».
 
4)  Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

русск. МАКОВЕЙ = ивр. МАККЕВЕТ молоток, молот.

Источник

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 276
* См. Стронг иврита 4717, МАККЕВЕТ
https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/4717.html

б) Библейский образ

* Исаия 44:12: «Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами (МАККЕВЕТ) обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает».

* Иеремия 10:4: «покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом (МАККАВЕТ), чтобы не шаталось».

Из исторических актов ясно, что в XI веке русское духовенство имело отрывки из Книг Макковеевских, в XVI веке на культурно-религиозном пространстве появились русское имя Маковей и фамилия Маковеев, в этот же период зафиксированы и топонимы Маковеево.   Имена находятся в историко-логической, графической, фонетической  и смысловой связи с библейским термином иврита МАККАВЕТ молот.

Таким образом, прозвище еврейских деятелей стало символом стойкости в исполнении библейских Заповедей,  русским именем, фамилией и топонимом. Данный историко-лингвистический факт мы можем отнести к культурно-просветительской деятельности русской православной Церкви. Многократное повторение имени или термина в ходе проповедей, молитв и церковных обрядов (крещение, освящение) – основа запоминания (памяти), присвоение религиозной доктрины невозможно без усвоения  её образов и терминологии.

26.9.2018 г.


Рецензии