Возвращение каравана - 15

Автобиографическая проза

Из писем ко мне моих друзей
и мои ответы друзьям 
(1982-1996 годы)

ЧАСТЬ 15 (ДВЕ страницы)

* * *
Августейшая! Трудно войти в состояние «свободомыслия» в поэзии, когда из слов можно вить верёвки. А ведь так заманчиво - ощутить себя властелином языка!
Верлибр - это предельная ясность мышления. А образ в нём - как пуля или лассо - должны остановить читателя. Убивать только его не надо :о)
"Родина! Я весь твой:
от кончиков волос
до отпечатков пальцев".
Так лаконично и многозначительно сказал Герман Лукьянов.

* * *
На «Литературных мостках» нашла могилу Леонида Андреева. Но могилы, как таковой, нет, есть только покосившийся гранитный памятник черного цвета с его именем. Печально... Но у многих и этого нет. Общая могила у Моцарта, у Цветаевой и вовсе нет…            

* * *
Из маленького чудесного доклада Вячеслава К. на фестивале свободного стиха: ему бы хотелось, чтобы верлибры учили писать в школе, как учат писать танки и хокку в Японии.
Академик Гаспаров продемонстрировал собственное переложение в верлибр «Элегии» Лермонтова. В зале раздался смех, потому что от Лермонтова там ни волоска не осталось. Все разрешили академику играть в такие игры, но не печатать итоги.
Слайды с «верлибристским уклоном": человек покидает свою могилу и идёт к  людям.  Перед зрителями   - попытка  представить  мир глазами покойника. Голос за кадром и сопровождающая его музыка создают иллюзию ТОГО света.

* * *
Сударь! Вы так совершенны в эпистолярном жанре, что мне не верится, что пишет мой современник!       

* * *
В Тарусе переправишься с лодочником на другой берег Оки, а там - под куст свой собственный, облюбованный, на травку с книжечкой, и солнце только для тебя одной! Там я написала на томике Платона: «Тарусские печальные места, над ними дымка вечности клубится...». Боже мой, как давно это было!
Однажды «выудил» меня из под куста тракторист на тракторе «Беларусь» и предложил проехаться с ним в музей Поленова. Я не могла отказаться от такой экзотической поездки. Даже испачканное платье и руки не были помехой удовольствию раз в жизни прокатиться таким придурковатым способом.
               
* * *
Изменила своему правилу: не вешать репродукции на стену - ради одной акварели Александра Чижевского. Ведь оригинал я не найду.
Более тёплые его стихи, где речь идёт о земном. А там, где он подключал космос, стих-е чрезмерно утяжелено.
               
* * *
Кто может ответить, что делает нашу жизнь прекрасной? Служение людям? А они и не подозревают, что ты им служишь. После смерти иногда спохватятся: ах! он столько сделал для нас! Все определения рождаются в будущем. В настоящем - почти всё неверно.
               
* * *
Дочери 15 лет. Она говорит: «Зачем человек живёт? Когда-нибудь люди поймут, что - незачем, и перестанут жить». А я и не предполагала, какие вредные мысли у моего ребёнка! Чехов утверждал, что нельзя молодому человеку размышлять на такие темы. Они не приносят вреда только людям в возрасте, имеющим жизненный опыт.
               
* * *
Рассказываю 8-ми летнему внуку о возможных достижениях в области техники. В частности, о том, что говорил Збигнев Рыбчинский. Он абсолютно уверен, что можно будет создавать изображения «из воздуха», полагая, что вокруг нас существует и то, что мы не видим. Например, говорю Аркадию: бабушка, то есть я, нахожусь в своей квартире. Но внуку хочется, чтобы бабушка немедленно оказалась с ним рядом. Он нажимает некую кнопочку и – вот она – бабушка, в квартире внука. Я только не поняла: воссозданный объект (изображение) - двойник существующего или он будет переноситься в пространстве? Скорее всего, - двойник, иначе получится насилие над личностью, которую «вынут из воздуха».
И умерших людей тоже можно будет воссоздавать. Поэтому не так уж и фантастична идея Николая Фёдорова – воскрешение из мёртвых.
Рассказала о своих беседах на эту тему с восьмилетним Аркадием своему приятелю. Он пришёл в ужас:
"Ты что, хочешь, чтобы ребёнок умом повредился?!"
Дорогая моя! Мой внук делал огромные глазки, когда я ему объясняла идеи Рыбчинского. У тебя ведь тоже маленькие дети. Так что и ты будь осторожна.... 

* * *
Почтовый клей так хорош, что им можно склеивать гробы, если не окажется гвоздей. Книги от ВАС в бандероли были залиты на почте таким клеем, что отмыть не удалось.

* * *
Прочла недавно полемику в «Литературной газете» по поводу верлибра. Е.Исаев пишет, что в свободном стихе «форма трещит на плечах содержания». Никто ещё однозначно не решил сущность соотношения формы и содержания. Желательно, чтобы форма и содержание были в гармоничном единстве. Но, знаете, мой друг, я отдам предпочтение содержанию, если нужно выбирать, и скорее опубликую чужое стих-е коряво исполненное, но с глубоким смыслом :о)

* * *
Древняя молитва:
«Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить.
Дай мне терпение смириться с тем, чего я не могу изменить.
И дай мне мудрость отличить первое от второго!»
Шикарный древний верлибр!

* * *
В комнате стоит огромный букет сирени, который каждую весну мне приносит муж, «украдая с чужого огорода". По словам биологов, запах сирени стимулирует  умственную деятельность. Но что-то ни одной умной мысли не приходит в мою голову.
            
* * *
Лев Толстой в больнице с ламой, которого избили разбойники. Этот монах, вместо того, чтобы защищаться, творил молитву. И далее в тексте говорится о буддийских принципах.
Если буддиста оскорбят словом, он должен думать: этот человек добр, так как не бьёт меня камнями.
Если буддиста побьют камнями, он должен думать: этот человек добр, так как не отнимает мою жизнь.
И если дело доходит до лишения жизни, то буддист должен думать: этот человек добр, так как лишает меня моей мерзкой оболочки, а заодно и страданий, которые ей сопутствуют.
Весьма утешительно!
            
* * *
Когда читаю: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...» - что-то в душе замирает и великолепно безмолвствует, пока не прочту это стих-е до конца.  В моём возрасте только и разговаривать с классиками. Нынешние куртуазные маньеристы, которые мило заигрывают с публикой, не вызывают в моей душе «великого безмолвия».
               
* * *
Долго не могла купить Библию. Кого только не просила! Брала у друзей Евангелие и все переписала все четыре от руки.  Читала, где придётся, отрывки. И вот когда мой жадный интерес насытился выписками, отрывками, ссылками - тут-то Библия меня и нашла. Иду, а возле магазина стоит мужичок с мешком. А в мешке Библии по 35 рублей всего (1990 год)!  За труды, матушка, так дёшево! А люди по 200 рублей платили, покупая где-то раньше меня.
               


Рецензии
Спасибо. Читал, думал.
"Бессонница. Гомер. Тугие паруса..." Мандельштам велик. Но не могу отделаться от мысли, что этот кусок глубже(совершеннее), чем всё стихотворение целиком. Я часто ловлю себя на подобных мыслях, когда часть кажется мне лучше(и даже целостнее) целого. Возможно, это взбрыкивает моя тяга к афористичной краткости? Или моё внутреннее ощущение продолжения стиха (моё ожидание?) "лучше" мандельштамовского?
Бывает ли у Вас нечто подобное? Если не с этим произведением, то с другим?
С уважением,
Сергей

Сергей Гранов   12.09.2019 20:23     Заявить о нарушении
Да, и со мной такое бывало, "когда часть кажется мне лучше целого".
Но... Ведь Мандельштам - шаман! Он шаманит в первых восьми строках, чтобы "выдать" итог своего "камлания" в трёх последних строчках:
"Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью".
И море не просто шумит, а "витийствуя" шумит: избегает ответа, потому что не знает что ответить.
И наконец:
"И с ТЯЖКИМ грохотом подходит к изголовью".
Как будто море говорит автору: "Отстань от меня, Осип Эмильевич! Я тоже не знаю ответа!"
:о)
Последняя строка меня когда-то "убила" наповал!
Что касается вашей тяги к афористичности, то, кроме VIVAT! - ничего не могу добавить :о)

Вера Чижевская Августовна   12.09.2019 22:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.