308 Пошли письма! 15 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

308. Пошли письма! 15 июля 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, воскресенье 15 июля 1973 года, дневная температура: мин.: 12.5°C, средняя: плюс 18.9°C тепла, макс.: плюс 25.6°C тепла, без осадков.

Рано утром в воскресенье 15 июля 1973 года, получив почту на базовой почте, я обнаружил целых два письма от моей мамы! Тут же их распечатал, прочитал "залпом" и только потом начал разбирать и раскладывать письма и газеты по боевым частям БПК "Свирепый". Нетерпеливые почтальоны и дневальные из кубриков толпились у двери в ленкаюту и грозились устроить мне "тёмную", если я сейчас же не открою дверь и не впущу их в ленкаюту. Они грозились, ругались, орали, бились в дверь, просили и предлагали мне помощь в раскладке писем и газет, но я не мог их впустить, потому что среди вороха писем, газет и журналов были служебные письма, извещения о денежных переводах, телеграммы и другая корреспонденция, которую я (по правилам) не имел права никому показывать, особенно извещения о денежных переводах и извещения на посылки и бандероли. Эту корреспонденцию я выдавал на руки каждому адресату сам. Вот почему я разбирал почту быстро, но только один, без помощников...

Конечно, никто мне "тёмную" не делал, а как только я вручил пачки писем, открыток, газет и журналов, все эта орущая "банда" тут же улетучилась, убежала и я опять остался один со своими письмами и ворохом новых газет. Составлять сводки о событиях в стране и мире было очень интересно, но очень утомительно... Пальцы уставали от писанины и печатания сводок на портативной пишущей машинке. Не дожидаясь вечера я записал в своём дневнике-ежедневнике самое важное событие этого воскресенья:   
15 июля 1973 вс
Два письма от мамы. А в них письма от папы и сестричек (Верочки и Наденьки). Минут 30 поскучал, а потом решил. Баста! Работал до полуночи.

- Дорогой и милый наш сыночек, Сашенька! - писала в письме моя мама. И вот снова мы начали разговаривать через письма, но это всё - хорошо, хорошо, что мы повидались, ты немного отдохнул (ведь правда?), развеялся, возможно, какие ненужные мысли тебя тревожили, теперь "улетели" из твоих мыслей и ты будешь служить, работать с новыми силами и энергией. Ведь так?
- Конечно, сейчас ты и скучаешь и снова привыкаешь к режиму, но ведь, надо, да и притом ты сильный человек, у тебя не должно быть никаких страданий. Да?
- Сашенька! Одна у меня к тебе просьба - выполняй полный режим дня, то есть днём работать, ночью - спать. Ты понимаешь, что нельзя так делать, как ты делал. Надо вовремя кушать и, по возможности, спать нормальное количество времени. Сон, отдых - это сила, так что учти и никаких ночных писем, страданий. Всё в сторону, сон для здоровья, а здоровье тебе нужно на всю жизнь. Договорились?

- Ты мне напиши, как ты сейчас устроился, с ребятами или опять один? Как ты доехал, что купил ребятам, как встретили тебя, как настроение и здоровье? Обо всём пиши. Ну, а теперь о себе. Проводив тебя, пришла домой, не уснула, прибрала со стола, кровати свои и пошла на работу. Собрала покушать с собой (все салаты), шампанское, ну и пришла на работу, а на работе (в инфекционном отделении Центральной городской больницы №1 - автор) суматоха - поступают 12 человек детей из детских садов (вспышка дизентерии), ну и началось...
- Только в 15:00 сели к столу, выпили за твоё здоровье и благополучие. Я взяла открытку с розами, прочитали твоё поздравление к медикам, ну и говорили о тебе самое хорошее. Пришла домой в 17:45 и такая на меня напала усталость, я прямо легла, а всё думала о тебе - вот Саша уже летит к Калининграду...
- Посмотрела кино (по телевизору), вышла на улицу, посидела немного (на лавочке), ну и легла спать. В 4 часа утра проснулась, думаю: "Вот сейчас папа с автобуса придёт", а папа пришёл в 05:30. Он, оказывается, проспал на перекрёстке сойти и увезли его в Краинку (российский курорт - автор). Обратно он этим же автобусом доехал до автостанции (в Суворове) и пришёл домой.
- Папа рассказал, что ты вылетел позже назначенного времени. Поговорили мы с ним некоторое время, ну и я опозданием бегом на работу. Но всё хорошо, успела. Сегодня 5 июля, утро, вчера папа уехал в дом отдыха. 3 июля собрали вечером ему всё в дорогу, а 4 июля он поехал в Калугу в 09:45, а потом катером по Оке до Алексина. Теперь я одна и пишу тебе.

- Верочка написала маленькое письмо с Юриным адресом ещё 2 июля, а Надюшке ещё не писала. Теперь всем напишу. Писем нет. Из Алма-Ата Маруся прислала письмо, пишет: "Что-то ты молчишь", получила ли ты посылку?". Уже полтора месяца прошло, а так им и не написала. Не хорошо... Правда?
- Аню Жукову и Женьку Савина ещё не видела, но всё им отдам, как ты сказал. Сашенька! Если будешь посылать нам фотографии, то ведь ты ходишь на посту, да? Так вот. Заклей в бумагу фотографии и сдай заказным письмом, тогда уже не пропадут. Ладно?
- Вот, пожалуй, и всё. Время - пора идти на работу. Сейчас на работе суматоха кончилась, всех уложили, тяжёлых вывели из тяжёлого состояния, теперь "повседневный глаз" - что надо, что сделано, что нужно сделать и т.д. (моя мама работала в инфекционном отделении больницы старшей медицинской сестрой - автор).
- Ждём от тебя писем, пиши по возможности, но чаще, хоть поменьше, но чаще. Будь здоров, бодр и весел. Целую крепко крепко. Тебя любящая мама.

- 3 июля видели "Мурочкина". Что-то он в тельняшке был, это, наверное, ты ему подарил, да? Мурочкин спросил о тебе: "Саша уехал, да?". Мы с папой ответили: "Да, уехал". 2 июля ехала на автобусе на работу вместе с Толиком Назаровым, он тоже ехал на работу к больнице на объект. Я говорю: "Что же не на мотоцикле?", а он говорит: "Сломался".
-Шла 2 июля с работы, встретила Людмилу Михайловну (Хозикову - автор - классного руководителя нашего 10 "а" класса) с ребёнком. Она мне сказала, что ты заходил к ней с ребятами в воскресенье. Ну, это хорошо, что ты повидался с ней.
- Сашенька! Погода плохая, было и холодно и дождь, но вот вчера было солнце и сейчас солнышко на улице, наверное, без дождя будет день. Прислать ли тебе крыжовника? (на этом письмо мамы неожиданно обрывалось - автор).

Мой папа писал маме письмо из дома отдыха "Ока", в котором мы втроём - папа, мой старший брат Юра и я, были в ровно 10 лет назад (в июле 1963 года). Тогда дом отдыха "Ока" располагался в летних дощатых домиках среди вековых сосен на крутом берегу реки Ока, а теперь, писал папа, вокруг были большие корпуса и дом отдыха мог принять до 10 000 человек... Первых два дня была чудесная жаркая и солнечная погода, папа купался в Оке, загорал и немного обгорел на солнце, поэтому занялся плетением своих любимых поделок - корзинок. Он основу корзинки делал из алюминиевой проволоки, а переплетал её тонкими ивовыми прутьями, получалось очень прочно и фактурно, то есть "фигуристо", как говорил мой папа. Отдыхающие хвалили моего отца, сетовали, что у них нет такого хобби, потому что в доме отдыха было немного скучно - еда, прогулки, натужные культурные мероприятия массовиков-затейников, спортивные игры, опять еда, послеобеденный "мёртвый час", прогулки, еда, кинофильм в летнем кинотеатре, чтение книг и просмотр телепередач, прогулка перед сном, сон.

Отдыхающие в доме отдыха мужики по очереди выставляли на компанию проживающих в одном номере-палате (4-6 человек) угощение и водку, 6 июля 1973 года настала очередь "выставляться" моему папе. В торговой палатке дома отдыха кончилось пиво и традиционное "угощение" моего папы, которое собрала ему всё понимающая наша мама, пришлось весьма кстати. Соседи по палате папе попались культурные, но в доме отдыха было много "длинноволосатых" молодых работников тульских предприятий, которые хулиганили, конфликтовали друг с другом, приставали к девушкам и женщинам. Мой папа не терпел неряшливых длинноволосых "хиппи", как тогда называли слоняющихся без дела поклонников западной массовой поп-культуры, потому что наши "хиппи" - это просто хулиганы, прикидывающиеся инакомыслящими борцами за "свободную любовь" и "мир во всём мире". На самом деле вся их хулиганская бравада сводилась к самому простому и утробному - "нажраться до поросячьего визга и потрахаться без последствий"...

Все первые дни в доме отдыха мой папа думал, что написать Юрику, он никак не мог определиться, что и как написать в письме своему старшему сыну, который в это время опять принимал ответственные решения и совершал безответственные поступки. "Что делать, не знаю", - писал мой папа. - "И больно, и жалко, и не знаю как поступить". В доме отдыха "Ока" традиционно всех взвешивали и папа весил 70,5 кг. Курить ещё не бросил, хотя клятвенно заверял, что бросит окончательно. После того, как папа выиграл в одной "пропащей" партии в шахматы, к нему выстроилась очередь из жаждущих обыграть "гроссмейстера" (так прозвали моего папу отдыхающие). Последние слова письма моего папы свидетельствовали, что он скучает и беспокоится о своей жене, моей маме... Эти два письма произвели на меня неизгладимое впечатление, потому что я уже успел соскучиться и потому, что я заглянул в святая святых - в личную жизнь моих родителей (наши родители очень редко допускали меня и моего старшего брата Юру в свои отношения).

Должен сказать, что отношения моих родителей друг с другом были, конечно, разные и всякие, но в них было нечто очень цельное, принципиальное, стержневое - это глубокое уважение к друг другу. Мои мама и папа никогда не переступали черту человеческого уважения друг друга, они по достоинству ценили и уважали таланты друг друга, профессиональное мастерство в их видах деятельности, их обоюдную роль и значение в их семейном союзе. Мои папа и мама оба ветеранами Великой Отечественной войны (только папа был ещё и инвалидом ВОВ), они оба были офицерами (только мама - старший лейтенант медицинской службы, а папа - лейтенант кавалерии), оба были общепризнанными авторитетами в своей области труда и знаний (мама - военфельдшер, старшая медсестра, папа - учитель труда и машиноведения). (Профессии моей мамы и моего папы указаны для 30 лет времени перед пенсией - автор).

В семейных отношениях роди и обязанности между моими родителями распределялись так: все семейные деньги и бюджет семьи был во владении и распоряжении моей мамы, которая распределяла деньги так, что оставалось даже на оказание денежной помощи нашим родственникам, друзьям и соседям, при этом в нашей семье никогда не брались деньги в долг; всеми домашними делами занималась мама, она говорила, что кому и сколько делать, но все обязанности в доме чётко разделялись на "мужские" и "женские"... мама готовила, стирала, убиралась; папа пилил, строгал, чинил, собирал, ремонтировал, добывал, а мы с Юрой - помогали тому и другому.

Все важные семейные решения принимались на "семейном совете", на котором первое слово принадлежало мне, как самому младшему, а последнее - папе, как самому старшему. Иногда мама настаивала на своём решении и папа её сначала убеждал, потом уступал, но не спешил с исполнением маминого решения, а по прошествии некоторого времени, мама без слов соглашалась с папиным вариантом, и всё опять приходило в ровное русло течения нашей семейной жизни. Наш папа отличался не только разумностью и продуманностью важных решений, но и мудростью, прозорливостью. Это папа научил меня прогнозировать и моделировать разные ситуации, предвидеть события, "прокручивать" их в своём воображении, "видеть" их во сне...

Однако и папа наш ошибался в своих решениях. Например, он однажды, в трудное время продовольственного дефицита, потратил на базаре все наши семейные средства и приобрёл 13 курочек-цыплят, а 14-го цыплёнка ему подарили за оптовую покупку. Как мы берегли и обхаживали наших цыплят, рассчитывая на их яйца! Папа построил им настоящий курятник с такими приспособлениями, которые должны были обеспечить поток из яиц. Однако авторитет моего папы резко пошатнулся, когда все 13 цыплят оказались петушками... В самый разгар трудностей с продовольственным обеспечением в городе Суворове в начале 60-х годов мы дома почти ежедневно ели курятину в любом виде - куриная лапша, цыплёнок табака, рагу с курятиной и т.д.

Несмотря на приключение с курочками, оказавшимися петушками, все жители домов по нашей улице Белинского выбрали своим старшим представителем моего папу и он тщательно скрупулезно точно с нашей с Юрой помощью развозил на больших санках, которые сам же сварил из водопроводных труб, пайки и продукты, которые выделялись городскими властями жителям города по карточкам... Мой папа всегда был в непререкаемом авторитете, всегда... и во всём.

Кроме письма папы, моя мама вложила в конверт два письма от моих сестричек - Верочки и Наденьки. Они писали о своей жизни нашей маме (тёте Нине), но для меня эти письма были "музыкой родного дома", духом, памятью, ощущениями и чувствами родства, близости, причастности, поэтому я с грустной радостью читал все эти письма и думал о том, что "вот этих моих родных и близких я сейчас защищаю и готовлюсь по-настоящему защищать на БС (боевой службе)". В итоге я взбодрился и записал в свой дневник-ежедневник:
15 июля 1973 вс
Два письма от мамы. А в них письма от папы и сестричек (Верочки и Наденьки). Минут 30 поскучал, а потом решил. Баста! Работал до полуночи.

Вот что случилось в стране и в мире 15 июля 1973 года... Сводка обстановки в мире и в стране: 15.07.1973 года.
- на полях страны началась "битва за урожай" и все газеты печатали материалы о "стратегии и тактике Жатвы-73", хлеба убирали в Средней Азии, Закавказье, на Северном Кавказе, в южных районах Украины, в Молдавии;
- в европейской части России главным сейчас - поднять надои молока, регулярная подкормка коров зелёной массой, повсеместно развернулось социалистическое соревнование молочных ферм за высокие надои молока, животноводы вызвали на соревнование комбайнёров;
- в Ленинграде состоялся массовый митинг советско-вьетнамской дружбы, Советский Союз активно помогал социалистическому Вьетнаму справиться с последствиями войны с США;
- сегодня все металлурги страны праздновали свой профессиональный праздник - День Металлурга, рапортовали о своих успехах и достижениях;
- издательство политической литературы выпустило массовым тиражом сборник речей, статей и выступления Л.И. Брежнева "Об актуальных проблемах партийного строительства";
- в лабораториях и специальных конструкторских бюро Советского Союза усиленно разрабатываются новые проекты новых судов и кораблей советского рыболовного, торгового, транспортного, речного, морского и военно-морского флотов, девиз движения конструкторов - "Флоту эффективную технику", в повышение эффективности работы инженеров большой вклад рационализаторов;
-  в Италии вновь сменилось правительство страны, в Уругвае сохраняется напряжённое положение и противостояние возмущённого народа и правительственных войск, в Аргентине президент Эктор Кампора и вице-президент Висенте Солано Лима подали в отставку, им на смену на выборах выставили кандидатуру Хуана Доминго Перона, в США законодательно прекращено финансирование американских бомбёжек в Лаосе, Камбодже и Таиланде, в Африке все страны решили строить свои отношения с Западной и Восточной Европой "под знаменем организации африканского единства", около 340 американских монопольных компаний устремились в ЮАР (Южная Африка) за дешевой рабочей силой;
- советский цирк повсеместно показывает новые программы, искусство ловких и смелых, а на киноэкранах страны показывают кассовые июльские фильмы, в том числе: "Ни дня без приключений", "Какое оно, море", "Когда зацвёл миндаль", "Чудеса пана Тау", "Винни Пух и день забот", "Бременские музыканты", "По следам бременских музыкантов", Фитиль №№ 120-125", "Испанки в Париже", "Казимир", "Приключения канонира Доласа", "Камень во рту", "Приключения Тома Сойера", "Возвращение к жизни", "Смерть индейца Джо", "Оперативный документ", "Чрезвычайный комиссар", "Меридиан Ноль", "В гогове "Летучих мышей", "Улица без конца", "Внимание, черепаха!", "Спасённое имя", "Парад-алле!", "Морозко", "Рядовой Александр Матросов", "Гений дзюдо", "Тропой бескорыстной любви", "Ох, уж эта Настя!", "Музыканты одного полка", "Запретная любовь", "Дача", "Укротители велосипедов", "Дом под деревьями", "Смертельная ошибка", "Неуловимый Ян", "Приключения гайдука Ангела", "Приданое княжны Ралу", "Фантазёры", "Господин 420" (две серии), "Три толстяка", "Европейская невеста", "Сыновья человека с каменным сердцем", "Укрощение строптивой" (две серии);
- в "Калининградской правде" опубликован юмористический рисунок Л. Захорского из журнала "Польское обозрение" о том, как постепенно с увеличением размера экрана и антенны телевизора в доме интеллигентного человека исчезают полки с книгами;
- по Первой программе ЦТ СССР показали передачи:
09:00 Программа передач.
09:05. "На зарядку становись!".
09:20 Новости.
09:30 ЦТ. Программа мультипликационных фильмов.
10:00 Для воинов СА и ЫМФ.
11:00 Выступление министра чёрной металлургии СССР И.П. Казанца.
11:45 "Музыкальный киоск".
12:45 "Экранизация литературных произведений", "Молочница из Мяэкюла". Художественный фильм.
13:15 "Сельский час".
14:15 "Беседа с министром цветной металлургии СССР П.Ф. Ломако ".
14:30 Концерт для металлургов.
15:00 ЦТ. Чемпионат СССР по футболу. "Торпедо" - ЦСКА.
16:45 "Музыкальная программа по письмам зрителей".
17:15 "Поиск".
18:00 Новости.
18:10 ЦТ. "Музыкальные встречи".
18:35 "Клуб кинопутешествий".
19:35 Концерт мастеров искусств.
21:00 "Время".
21:30 "Мо-лод-цы!".
23:00 Новости. Программа передач.

Сводка на военно-морском театре боевых действий 7-й ОПЭСК: 14.07.1973.
- Боевые корабли 7-й ОПЭСК продолжают выполнение боевых задач по противолодочной обороне в Северной Атлантике и обеспечению деятельности советских судов и траулеров, в том числе в южной Атлантике  у берегов Гвинеи и Анголы.

Сводка на военно-морском театре боевых действий 5-й ОПЭСК: 14.07.1973.
- Боевые корабли 5-й ОПЭСК продолжают выполнение учебно-боевых задач в Средиземном море.

Сводка на военно-морском театре боевых действий кораблей БС (боевой службы): 14.07. 1973.
- КРУ "Жданов" 5-й ОПЭСК находится на якоре в точке №12 в заливе Саллум Средиземного моря.

В это воскресенье мне не удалось "достать" новые кинофильмы, поэтому мы смотрели фильм "Укротители велосипедов" (Таллинфильм, 1963) и "Музыканты одного полка" (Ленфильм, 1965). В первом фильме двое молодых специалистов Роберт Алас и Лео Валик влюбляются в Риту Лаур - изобретателя нового велосипеда и велогонщицу, победившую на гонках в Тарту. Оба влюблённых соперничают с чемпионом Карлом Глейзером и участвуют в гонках на велосипедах. Роберт на трассе отдаёт свой велосипед Карлу, а взамен получает сердце и руку Риты. Его друг Лео помогает другу в весёлых приключениях и состязании. Во втором фильме команда военных музыкантов с забавными приключениями переходит на сторону Советской власти во время Гражданской войны.

В это воскресенье 15 июля 1973 года "пошли письма" - моряки БПК "Свирепый" несли и несли мне свои письма, чтобы завтра в понедельник 16 июня 1973 года я их отправил с первым же почтовым поездом в Калининград, а дальше - по всем городам и весям Советского Союза. К концу спокойного и приятного вечера воскресенья опять пришло несколько тревожное ощущение и ожидание чего-то серьёзного, что зрело все эти недели и дни. Скорее бы БС (боевая служба). Кстати, в этот вечер перед отбоем в корабельной библиотеке БПК "Свирепый" не было отбоя от желающих получить новые книги, в том числе и микро библиотечки в свои кубрики.

Фотоиллюстрация. 15 июля 1973. ВМБ Балтийск. БПК "Свирепый". Моряки БПК "Свирепый" расписываются в получении книг для микро библиотечек в своих кубриках. Оказалось, что выдача по одной книжки на руки было делом хлопотным и малоэффективным, но выдача сразу 5-6 книг на весь кубрик давало возможность ребятам без хлопот читать в любое время избранные книги, а потом менять всю микро библиотечку  на новую серию книг. Эффективность моей работы библиотекарем в политслужбе БПК "Свирепый" сразу резко подскочила, а в отчёте я мог уверенно и честно записать - сколько книг выдал личному составу экипажа корабля, сколько ими прочитано. Замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин искренне восхитился такой придумкой и дал добро на создание "микро- книго- передвижек" по боевым частям БПК "Свирепый".


Рецензии