315 Погрузка торпед 19 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

315. Погрузка торпед. 19 июля 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, четверг 18 июля 1973 года, дневная температура: мин.: 14.8°C, средняя: плюс 16.5°C тепла, макс.: плюс 19.4°C тепла, 1.0 мм осадков.

В четверг 19 июля 1973 года от вчерашнего дождя остались только редкие капли, которые освежали разгорячённые лица и сердца суровых мужчин, собирающихся в боевой поход на БПК «Свирепый». С утра после обычного завтрака и обычных приборок началась погрузка на корабль противолодочных самонаводящихся электрических торпед СЭТ-65 для наших двух четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов ЧТА-53-1135, а также ракет 9М33 для зенитного ракетного комплекса ЗРК «Оса-М». На небе была переменная облачность, слабый ветер и воздух днём в Балтийске прогрелся до 17°С. Самая лучшая погода для работы людей и автокрана и для погрузки дорогих и опасных изделий.

Торпеда СЭТ-65 представляла собой длинную (7,8 м) сигарообразную металлическую оболочку диаметром 533 мм зелёного цвета с закруглённой, как головка мужского члена, головной частью и обычной для всех торпед хвостовой частью с винтами и рулями. Торпеда СЭТ-65 весила 1755 кг. В её боевой части содержалось 240 кг взрывчатки, детонаторов и аппаратуры подрыва. Эта торпеда могла двигаться под водой со скоростью 40 узлов (74,08 км/ч) на дальность до 15 км на глубине от 20 до 400 м. При этом торпеда, как робот, могла сама обнаружить цель (подводную лодку), выделить её шумы из остальных шумов и не «отвлекаться» на иные шумы и помехи. Для самонаведения на цель у торпеды СЭТ-65 была гидроакустическая система самонаведения. Рули торпеды меняли её движение по курсу (направлению), глубине и крену. В результате торпеда СЭТ-65 либо попадала непосредственно в цель (ударяла в корпус ПЛ), либо приближалась к подводной лодке в зону срабатывания взрывателя.

Нам на корабль грузили новые торпеды СЭТ-65III с активно-пассивной двухплоскостной системой самонаведения. Эти торпеды были приняты на вооружение в 1972 году и уже обладали системой полимерной смазки при движении торпеды в воде. За головным обтекателем торпеды скрывалась система самонаведения (ССН), затем в отдельном отсеке неконтактный взрыватель, затем часть торпеды занимало боевое зарядное отделение со взрывчаткой. Здесь снаружи корпуса торпеды были два контактных взрывателя. Затем в центре торпеды располагались одноразовые аккумуляторные батареи, а в корме торпеды – система управления ходом, электродвигатель, рули и разнонаправленная пара винтов.

Дальность эффективного (то есть прицельного) выстрела такой торпедой составляла 5,5 - 6,5 км. Залп двумя торпедами сразу, практически, обеспечивал надёжное попадание и поражение цели. На корабле в торпедных аппаратах ЧТА-53-1135 эти торпеды СЭТ-65III могли находиться без каких-либо повреждений и нарушений в её работе до 18 месяцев (1,5 года). Не приведённая в боевое состояние, торпеда СЭТ-65III имела три ступени предохранения от взрыва. Бесконтактные и контактные взрыватели также надёжно вызывали сильный фугасный взрыв, который фактически (при прямом попадании) разрушал прочный корпус ПЛ. Впрыск под давлением полимерной смазки во время движения торпеды под водой увеличивал её скорость до 47 узлов (до 87 км/ч). В плотной морской воде скорость обычного движения более 80 км/ч – это много…

Заряжали ли торпеды СЭТ-65III с полимерной смазкой на БПК «Свирепый» 19 июля 1973 года? Точно я этого не знаю... Зато я знаю точно из общения с командиром корабля капитаном 3 ранга Евгением Петровичем Назаровым и с другими офицерами-командирами боевых частей, что перед БС на корабль загружали только новейшие боеприпасы, только что принятые на вооружение.

По кораблю среди матросов разнёсся слух-команда о последней возможности отправить домой письма, поэтому все и каждый старались в свободную минутку написать письма и вручить их мне или вахтенному на трапе, чтобы, когда я пойду на почту, забрать все письма «одним разом». Я тоже написал крайнее (моряки по традиции не любят и избегают говорить "последнее" - автор) письмо родителям...

- Здравствуй моя родная, хорошая, добрая мама!
- Сегодня 19 июля (1973 года). Когда ты получишь это письмо, мы уже двое суток будем идти по Балтике.
- Прости, пожалуйста, но пишу коротко. И по деловому. Ведь если дам волю чувствам, то придётся расписывать на многие, многие страницы.
- В первую очередь очень всем вам благодарен за письма. И тебе в первую очередь. Спасибо, мама, что прислала папино письмо.
- Я сейчас ничего не скажу, потому что многого ещё не знаю. Это я на счёт всех «тяжёлых» разговоров (мои родители поссорились - автор).
- Очень рад за Верочку, что поступила в институт (двоюродная сестра - автор). А что устала, это ничего, иначе бы и жить было не интересно, кабы не усталость от свершённых дел.
- А капризуля Русланчик (племянник, сын Верочки - автор) ещё себя покажет, ведь он будет хорошим, как все вы. Я в этом не сомневаюсь.
- Получил письмо (от Валентины, жены моего старшего брата Юры - автор) из Николаева. Юра занят, напишет мне, когда будет время. Мудрено, когда времени осталось до 08:30 завтрашнего дня! (намёк на время выходы из базы на БС - автор).
- Живёт (Юра - автор) на квартире у старушки. Молится за общежитие для мичманов, так как там прописан. Не жалуется, но сквозит во всём письме, что трудно. Впрочем, сама, мамулька, почитай (письмо Валентины я приложил к своему письму - автор).
- От друзей (одноклассников по школе - автор) ничего нет. Молчат. И это немного плохо. Но не смертельно! Верно?
- О Вальке А (Валя Архипова - автор) не думаю, хотя нет, вру, конечно, думаю! И романс этот пою тут, мама, ничего не поделаешь…

Речь в письме идёт о романсе М.Ю. Лермонтова 1831 года «К Л», который я для себя назвал «В.А.», в который 25 мая 1973 года, будучи вместе с БПК «Свирепый» на рейде Балтийска, добавил только одно слово «тебя» в строчку «Люблю, люблю одну!».

Михаил Юрьевич Лермонтов

«К Л.»

(подражание Байрону)

У ног других не забывал
      Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
      Любовью прежних дней;
Так память, демон-властелин,
      Всё будит старину,
И я твержу один, один:
      Люблю, люблю тебя одну!

Принадлежишь другому ты,
      Забыт певец тобой;
С тех пор влекут меня мечты
      Прочь от земли родной;
Корабль умчит меня от ней
      В безвестную страну,
И повторит волна морей:
      Люблю, люблю тебя одну!

И не узнает шумный свет,
      Кто нежно так любим,
Как я страдал и сколько лет
      Я памятью томим;
И где бы я ни стал искать
      Былую тишину,
Все сердце будет мне шептать:
      Люблю, люблю тебя одну!
 
- Сам знаю – всё, «кранты»! Люблю и уважаю Ермошина (жених Вали Архиповой). Сам желал ему всяческих благ, ни словом, ни взглядом не показал заинтересованности, но, опять это «но», - это (первая школьная любовь - автор) сильнее даже меня самого…
- Ты уж извини, мамочка, но здесь я тебя не послушаюсь (мама просила меня не думать о замужестве Вали - автор). Думаю, и буду думать, пока кто-то начисто не сотрёт в мозгу всё, что (там) есть.
- Ну, а на счёт фантазирования, не бойся! Фантазировать я умею, но не хочу. Немного устаю и хочу спать спокойно. Так, что здесь всё в порядке.
- Теперь немного о себе, в смысле будущего. Поход (БС) небольшой, но чёрт его знает, куда пойдём. Короче, в сентябре будем на месте стоянки в Балтийске, то есть у родной стенки (причала).
- Идём в «холодные места» (намёк на противоположную сторону, то есть, на юг - автор). Но ты не беспокойся - нам всё выдали. Здесь у меня (в ленкаюте - автор) печка-грелка (электрический обогреватель - автор). Живу один. На мне много обязанностей, короче, скучать некогда.
- Потратил все бумажные деньги и теперь в столе (ящик рабочего стола в библиотеке-фотолаборатории ленкаюты - автор), как в папином кошельке – мелочи опять рублей на 5. И куда их девать? Не знаю!
- Посылки я наверно не дождусь. Жаль.
- Ну, ладно, мама, пишите только письма, на старый адрес, ждите ответа с подробным описанием всех наших приключений.
- Ждите фотодокументальных кадров о пребывании сеньора Алек-Сандра в суровых водах Атлантического океана. Крепко всех целую и спасибо за всё.
- До свидания, Саша.

На обороте последнего листа я написал письмо папе…

- Здравствуй, папка!
- Решил отдельно к тебе обратиться, так как хочу кое о чём поговорить. Тет-а-тет!
- Прежде всего, прости за всё, что я тебе тогда наговорил (в Москве при прощании с отцом я немного погорячился по поводу отношений с Юрой - автор). За все мои выходки и высказывания (по поводу ссоры папы с мамой - автор).
- Ты всегда тысячу раз прав и знал я это тоже всегда, но заметь, хотел сам проверить твою правоту ибо то, что испытано на себе, запоминается лучше.
- Я сейчас за многое себя корю и совершенно серьёзно заявляю, хотя до сих пор говорил молча: «Я очень люблю тебя и маму». ВАС обоих!
- Такие дела.
- И вот ещё что. Я написал Юре письмо, где пишу о том, что ты хотел приехать (к нему в Николаев). Так, что жди от него письмо.
- Может, я сделал глупость, но полезно всё, даже ошибки. На них учатся!
- Ну, я поехал. До скорого.
- Целую, Саша.

Я тоже до поры до времени отдал вахтенному старшине на трапе конверт с письмом для родителей и побежал фотографировать погрузку торпед в торпедные аппараты нашего корабля. Офицеры, работники Арсенала ВМБ Балтийск и матросы с удивлением смотрели как я, простой матрос, бодро и радостно на верхней палубе корабля и на причале ищу лучшие места для съёмки. Дело в том, что фотографирование на корабле, особенно в момент погрузки боеприпасов, было категорически запрещено кому бы то ни было, а тут.. нате вам, пожалуйста... Однако командир БЧ-3 старший лейтенант О.А. Белонин и дежурный офицер по кораблю лейтенант В. Г. Бочковский спокойно отнеслись к моей работе фотографа (видимо уже были предупреждены) и не возражали, чтобы я их тоже запечатлел в фотолетописи БПК «Свирепый».

С этого момента новеллы книги "О службе на флоте. Легендарный БПК "Свирепый" будут краткими, почти комментариями к фотографиям фотолетописи корабля, так как основное документальное изложение истории БПК "Свирепый" - это сохранившиеся, вероятно, только у автора документальные фотодокументы и дневниковые записи первого боевого похода первой БС (боевой службы) БПК "Свирепый" в период 20 июля - 15 октября 1973 года. Эти фотодокументы и памятные записи автора являются фактически юридическими доказательствами произошедших событий, явлений и феноменов. Таким образом, новеллы книги "О службе на флоте. Легендарный БПК "Свирепый" приобретают документальную фактическую точность.

Справка о торпеде СЭТ-65 проекта "Енот" (цитаты из открытых источников - автор):

СЭТ-65 - противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда. Создание торпед СЭТ-65 началось 13.10.1960 года с Постановления СМ СССР №111-463 о создании новых образцов противолодочного вооружения. Торпеда СЭТ-65 создана в ЦНИИ "Гидроприбор" для борьбы с атомными подводными лодками (АПЛ) на больших глубинах (до 400-500 м). Главный конструктор торпеды СЭТ-65 - В.А. Голубков. Торпеда СЭТ-64 принята на вооружение в 1965 году. Модифицированная торпеда СЭТ-65III принята на вооружение в 1972 году. По состоянию на 2011 года торпеды СЭТ-65 проекта "Енот-2" имеет модификации: СЭТ-65 / "Енот-2" / изделие 260; СЭТ-65III / изделие 260; СЭТ-65А / "Енот-3" / изделие 269; СЭТ-65Э / изделие 260; СЭТ-65К / изделие 260; СЭТ-65КЭ / изделие 2517.

Система управления и наведение торпеды СЭТ-65 - на первых образцах СЭТ-65 устанавливалась система самонаведения (ССН) разработки И.Б. Подражанского. Конструкторы приборов управления СЭТ-65 - Н.Н. Коузов и В.Л. Рубажавичус, неконтактного акустического взрывателя кругового действия - А.И. Турусов. Приборы управления СЭТ-65 позволяют управлять движением торпеды по курсу, глубине хода и крену. Взрывателя два - контактный и бесконтактный.

Система управления и наведения торпеды СЭТ-65III - активно-пассивная акустическая система самонаведения (ССН) магнитострикционного типа "Сапфир", работающая в двух плоскостях, разработки ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор - Ю.Б. Наумов. В активном режиме ССН осуществлялось гидролокационное обнаружение и сопровождение подводной лодки-цели. В ССН "Сапфир" были реализованы логические меры защиты от гидроакустического противодействия.

Торпеды СЭТ-65III и СЭТ-65К / КЭ - ССН "Керамика". Радиус реагирования ССН в активном режиме по ПЛ: 800 м (СЭТ-65III), 1500 м (СЭТ-65КЭ). Радиус реагирования неконтактного взрывателя - 10 м. Ввод стрельбовых данных для всех модификаций торпеды - механический ("шпиндельный"). Управление торпедами осуществляется первым поколением электромеханических приборов управления, которые не менялись в процессе модернизации и замены ССН:
- датчики угловых скоростей;
- прибор курса с пневматическим запуском и электрическим "поддувом";
- автомат глубины с блоками стабилизации глубины и вертикального маневрирования;
- маятниковый креновыравнивающий прибор.
Суммирование управляющих сигналов и передача управляющих сигналов на рулевые машинки выполнялись с помощью электромеханических устройств. Рулевые машинки электро-гидравлические. Двигатель торпед - биротативный электродвигатель ДП-19У. Источник энергии - серебрянно-цинковые батареи одноразового действия СЦ-240 / А-187 / А-187М разработки ЦНИИ "Гидроприбор" совместно с ВНИИТ и ВНИАИ. Заливка электролита в аккумуляторы происходила при выстреле в каждый элемент аккумулятора из ампулы, расположенной сверху. Для комплектования практических торпед, таких как СЭТ-72, СЭТ-65, ТЭСТ-71, УСЭТ-80 и др., в ОАО "АК Ригель" по ТТЗ ЦНИИ "Гидроприбор" в 1996-1999 годах созданы на базе аккумуляторов СЦ-110К и СЦ-80К поставочные комплексы многоразовых аккумуляторов.

ТТХ торпед СЭТ-65К / КЭ (одинаковые у обоих модификаций):
Калибр - 533.4 мм. Длина - 7728 мм (СЭТ-65КЭ). Масса: - 1750 кг; - 1703 кг (боевая, СЭТ-65КЭ); - 1342 кг (практическая, СЭТ-65КЭ). Масса ВВ - 205 кг (СЭТ-65КЭ). Дальность хода (при скорости) - 16 км (40 уз). Дальность эффективного выстрела - 5500-6500 м. Глубина хода - до 400 м. Двухторпедный залп обеспечивал надёжное поражение ПЛ-цели.
Гарантийный срок хранения торпед на борту носителя - 18 мес. Поставка торпед осуществляется в герметичном контейнере заполненном азотом (СЭТ-65КЭ). Тип БЧ (боевой части торпеды) - фугасная, 3 ступени предохранения. Два взрывателя - контактный и бесконтактный.

Модификации торпед СЭТ-65 проекта "Енот":
- СЭТ-65 - базовый вариант;
- опытная СЭТ-65 - исследования снижения гидродинамического сопротивления с использованием полимерных растворов на торпедах начато в 1967 г. В 1971 г. на базе торпеды СЭТ-65 создана торпеда-лаборатория, которая в момент впрыска раствора увеличивала скорость хода на 7 уз (с 40 уз до 47 уз). Это был рекордный результат того времени. Реализация этого способа потребовала реализации системы подачи в приповерхностный слой раствора полимера. Энергетический эффект с учетом "постоянного" водоизмещения составил 20-25%. Но системы не были приняты на вооружение. Исследования завершились успешными испытаниями на торпеде 53-65К. В итоге,  работы были продолжены на исследовательской подводной лодке пр.1710 с полимерной системой снижения сопротивления.
- ТЭСТ-71 (1972 г.) - телеуправляемый вариант торпеды СЭТ-65.
- СЭТ-65III (1972 г.) - модернизация СКБ завода "Двигатель", принята на вооружение в 1972 г., ССН заменена на изделие 2056 / "Сапфир", установлен контактный взрыватель, внедрено клино-цанговое соединение отсеков, установлены унифицированные агрегаты ПРА.
- СЭТ-65А (1972 г.) - модификация с электрическим вводом стрельбовых данных, разрабатывалась для ПЛА пр.705, разработка - ЦНИИ "Гидроприбор".
- СЭТ-65Э (1974 г.) - экспортная модификация, разработана СКБ завода "Двигатель".
- СЭТ-65К / СЭТ-65КЭ - торпеда с ССН "К" / "Керамика" вместо изделия 2056 / "Сапфир", разработана СКБ завода "Двигатель. создана в 1986 г. Экспортная модификация создана в 1998 г.

Носители торпед СЭТ-65 проекта "Енот": подводные лодки и надводные корабли. Статус: ВМФ СССР (до 1990 года), состоит на вооружении ВМФ РФ и производится.
 
Источники данных:
Атомные подводные лодки пр.671РТМ. Сайт http://www.kremalera.narod.ru, 2011 г.
Гусев Р. Такова торпедная жизнь. С.-Пб., Ива, 2003 г.
Доценко В.Д. История военно-морского искусства. Том II. Флоты ХХ века. Книга 2. М., Эксмо, Terra Fantastica, 2003 г.
Климов М. Морское подводное оружие: проблемы и возможности. // Военно-промышленный курьер. №22 / 2010 г.
Климов М. Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. // Военно-промышленный курьер. №49 / 2010 г.
Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения - создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.
Соболев И.М., Кабанец Е.Л., Егоров С.К. и др. Этапы и проблемы развития торпедного оружия. Торпеда - новое морское оружие. // http://balancer.ru/forum, 2011 г.
ЦНИИ "Гидроприбор" и его люди за 60 лет. С.-Пб., "Гуманитарная академия", 2003 г.
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.
Russia-USSR Torpedoes Post-World War II. Сайт http://www.navweaps.com, 2008 г.
SET-65KE. Буклет завода "Двигатель", 2007 г.
Отечественная военная техника после 1945 года: http://militaryrussia.ru/blog/topic-469.html.

Фотоиллюстрация. 19 июля 1973 года. ВМБ Балтийск. БПК "Свирепый". Погрузка на корабль и заряжание торпедных аппаратов ЧТА-53-1135 торпедами СЭТ-65. Конечно, в 1973 году из-за абсолютной и тотальной секретности 70-х годов XX века в СССР, мы, личный состав экипажа БПК "Свирепый" ничего не знали от ТТД этих длинных зелёных торпед, но мы знали главное - это были грозные, очень грозные торпеды, наше корабельное вооружение, настоящее, боевое, смертельное для наших противников - вражеских атомных подводных лодок (АПЛ). Моряки корабля и военнослужащие Арсенала грузили эти торпеды очень бережно, точно, со всеми предосторожностями. Кстати, в каждой из 8-ми торпед СЭТ-65 или СЭТ-65III было по 200-205 кг военно-морской взрывчатки (тротила) и каждая из них могла при прямом попадании потопить АПЛ любого водоизмещения...


Рецензии