Пещера

            "Спроси о солнце у крота, он тебе расскажет о сияющих глубинах норы" Люк Яхве


..."Вернёмся к пещере и к вопросу, поставленному в заголовке. Так можно ли выйти из пещеры? Томас Метцингер говорит, что нельзя. Проблема не в том, что мы являемся узниками пещеры. В реальности всё гораздо хуже. «Я» — это тень на стене пещеры, которую отбрасывает сама пещера. Тень пещеры на её стене не может её покинуть, а сама пещера пуста, и в ней никого нет. Буддисты близко подошли к этому, но не смогли полностью расстаться с надеждой каким-то образом всё-таки сбежать. Но бежать некому. Вообще некому, даже наипросветлённейшему сознанию, давным-давно избавившемуся от эго. Сколько не медитируй, сколько не сливайся с Брахманом — всё это лишь та же тень на стене пещеры, только поменявшая форму. Любой опыт, любое переживание — это всё та же игра теней."
   Всё не хуже, а просто никак -- тени наблюдают тени. И то и другое порождение мрака пещеры. Художники знают, чёрное на сером начинает сиять. В широком значении, пещера тоже тень ограниченного разума. Платон мыслил в узком смысле, его Идеальное предполагало меру проявленности. Если же диапазон частот бесконечен, то всякая интенсивность упирается в ничто, то есть свет та же тьма в глазах Идеального наблюдателя. "Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма?" Мф. 6-23. Ответ -- тьма апофатический Бог единобожия, положивший меру бытия, ту самую пещеру, в которой мы приговорены мыслить картинками."Тьма дает свободу, ибо во тьме царствует не логика, обязывающая к заключениям, а фантазия с ее произволом", -- настаивал Л.Шестов. В средоточии тьмы инкубируются просветляющие идеи, -- схимники и старцы как никто это знали. Чёрные одежды монахов символизируют предвечную тайну божественного, отбрасывающей искорки секретов особо настойчивым.
   Ограниченность дуального разума в мышлении контрастами, он всегда оперирует соотношением контекстов, то есть мерой восприятия. Что на чём -- фигура и силуэт соотносятся по аналогии с квантовым дуализмом частицы и волны. То беленькое чернеется, то чёрненькое белеется. Сознание выхватывает детальную картину мира лишь в луче внимания (пучке интенциональности), остальное мрак неопределённости. Восприятие функционирует в режиме экономии реальности, чего Платон в отличии от нас, искушенных виртуализмом, естественно, не знал в своем "мысленном эксперименте".
   Метафора пещеры символизирует лоно перерождения профанного в сакральное, способ взойти на Небо, зарывшись в Землю.
   "Мы носим пещеру в своем сознании -- нигде больше ее не существует" Д.Кришнамурти
   Проблема в трансцендентальном потенциале антропного. Человеческое онтологическая опция, возможность бесконечной детализации. Разум с тавтологическим упорством постоянно занят различением и обобщением.
   Человек свободен только до порога  уязвимости. Больной зуб или безответная любовь приводят нас в чувство -- ты никуда отсюда не денешься пока тебе больно. Комок нервов и плоти лучшее доказательство существования мира. Боль последний аргумент реальности.
   Не язык, а боль граница мира.
   Хотя я не верю в вескость удара тов.Ленина по идеальной голове буржуя Маха, по причине субъект-объектных концов палки. Просто аргумент боли встроен в восприятие -- не ходи туда, где тебя могут убить(дзен.). То есть та же мера в порции антропного сознания -- не ходи туда, где Макар телят не гонял.
   Степень свободы определяется умением превозмогать боль существования. К боли нельзя привыкнуть, её можно терпеть.
   «Там, где кончается терпение, начинается выносливость» Конфуций
   Философ болен бытием, философское мышление анестезия в инъекции каждой мысли, та самая выносливость, данная с рождения избранным.
   Государство, социум это механизм воспроизводства, нанесения и распределения боли.
   Вот поэтому социология в отличии от философии не ведает субъекта. Для неё существует только идивид -- воронка социальных отправлений, гадательная клякса Роршаха для спецслужб и фискальных органов, результат воздействий среды -- комок неотрефлексированной боли.
   Но что есть идивид как не вывернутый наизнанку субъект -- Конт в маске Канта.
   Ситуация на самом деле патовая -- мыльный пузырь, пока парит радужно, мнит себя, то мылом, то воздухом.
   Лопнет, поймёт, что он ни то ни сё, а просто никто и ничто.
   Хотя и этого достаточно, чтобы надуть нас снова.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.