ЧП в Антарктике. 2002. Как это было

С начала июня до середины июля 2002 года страна с тревогой следила за событиями, развернувшимися у берегов Антарктиды.

 Недалеко от российской станции Новолазаревская в ледовый плен попало судно «Магдалена Олдендорф». На борту находились 107 человек: 79 участников 47 антарктической экспедиции и 28 членов экипажа. Зима догнала задержавшееся в Антарктике судно и крепко держала его в своих объятьях.
 
 Средства массовой информации много внимания уделяли этой теме, часто драматизируя события. Например, можно было услышать или прочитать, что условия на «Магдалене Олдендорф» ужасные: «судно находится в зоне полярной ночи, температура не поднимается выше -50 градусов Цельсия, к тому же в районе бушуют сильные ветры. Топлива и пропитания хватит на то, чтобы выжить в течение 20 дней». (РИА Новости от 17 июня 2002года.)

Всеми уважаемый начальник РАЭ Валерий Лукин напротив утверждал, что ледовый плен "Магдалены" нельзя назвать экстраординарным и что ничего страшного не происходит.
Но тревожно все-таки было, особенно родственникам полярников. И даже после их благополучного возвращения на родину многое оставалось неясным.

 Так что же произошло  в июне - июле 2002 года у берегов Антарктиды?

 Ответ на этот вопрос нам дадут записи в дневнике Лайбы Анатолия, который в это время находился на борту «Магдалены».

Выдержки из путевого дневника.

22.05
Хороший, почти безветренный и почти безоблачный день, t = -12. Именно с сегодняшнего числа – полярная ночь. Но солнце мы видели 1,5 – 2 часа. Краешек солнца в треть диска скользил над горизонтом. Скрылся в 12 часов дня по-местному времени

24.05
Сегодня с утра мощный дульник – 33- 38 м/с, t =-5, давление падает. Перед ужином ветер усилился до 38 – 43 м/с., порывами 46 м/с. В обед у Коли сдуло с лица очки, ходит в запасных. Вечером сорвало у него с головы вязаную шапочку.
 
25.05
Сегодня с утра чуть потише, но метель очень густая, метет, за 30 – 40 м. ничего не видно. Дома проглядывают с трудом. Ночью был порыв 48 м/с., но синоптик сомневается в приборе, иначе это рекорд станции. РДО Мартьянова: « Вчера, в середине дня, при ветре 40 м/с. вертолет получил повреждения и летать однозначно не может. Разработан план вывоза и смены людей походом». Мы уйдем на «Харьковчанке» и двух ГТТ. Последние нужно утеплить. Постараться доехать в хорошую погоду и без ночевки. В 11-55 мы на ГТТ тронулись. Зябко, но терпимо. Петя-водитель был весь в снегу.

29.05.
В 22- 30 подъехали к освещенному судну. Это рекорд – 10час30 мин.! В корзине – на судно.
 30.05
Судно заклинило. Как говорят, если лед выдерживает пингвина, значит, он непроходим для «Магдалены». Не то, что «Сомов», «Федоров» - прошли бы как нож сквозь масло.
Судно это – «Нижнеянск» дальневосточного пароходства, построено в Финляндии в 80-х годах.
Посмотрел список экипажа – 27 человек.
2 – Россия (капитан и 2-ой кап.), 4 - Украина, 1 - поляк (радист), 1 - Австрия, 1 - Китай, 1 – Шри-Ланка, 1 – Иордания, остальные - Филиппины и Мальдивы примерно пополам. А судно принадлежит немецкой фирме и ходит под либерийским флагом.  ( Уточнение от 15.06)

 31.05
Всю ночь, весь день барахтались во льду. Как оказалось – винты задним ходом - размывая лед, чтобы не вмерзнуть. Как мы в него попали: выходить надо было к востоку, обходя это поле припайного льда 25 – 50 см, битого, слабо торошенного. Капитан зашел в лед, чтобы снять кранцы. А потом – лед вроде проходимый – кэп решил пойти. Через 2 часа застряли. С севера ледяное поле поджато цепочкой айсбергов, включая один длиной 20 км.  Вечером получены космоснимки. Отчетливо видно, что мы находимся на самом южном краю ледовой реки шириной 100-200 км. Ясно, что нас будет тащить и дальше на запад, до моря Уэделла. Если только за мысом Норвегия не удастся уйти на мелкий северо-западный круг.

01.06
С утра и до обеда двигались во льду с полыньями. Ветер до 20 м/с. После обеда основательно застряли и до сих пор стоим в сплоченном, битом припае толщиной 0,5 – 0,6 м.
02.06
Утром в 10 утра. Неожиданные разводья, и судно двинулось вперед… От берега уже удалились на 25 миль. Западный вариант выбрал капитан со своим ледовым дублером. Шансы есть, что  где-то за неделю нас вынесет на чистую воду. Продуктов и горючего примерно на месяц, если не ограничивать. Через 2 недели надо будет просить помощи, пока своими силами.

03.06
За день продвинулись на корпус. Стоим в плотном, битом , заснеженном льду. Толщина 20 -40 см. Впереди небольшой айсберг в форме шляпы. Где-то миль через 30 должны выйти в полынью, если только не затащит на юг. До конца недели все должно решиться.

04.06
За день не продвинулись, но не зажаты.
Юрий Хромов: если бы пошли восточным путем, уже сегодня бы вышли на чистую воду. У капитана и его наставника нет опыта осенне-зимнего плавания. Судно очень неудачное для льдов. Машины мощные, но их хватает только двигать корпус. Да еще пневмообдув снят.

05.06
По ситуации в целом: в районе 0 меридиана все решится. Здесь мыс – язык ледника Беллинсгаузена – либо на СЗ, либо на ЮЗ. Спасательная операция уже прорабатывается.

 07.06.
Впереди длинная полынья, которая тянется на северо-запад почти до горизонта. Раз есть полынья, значит, есть надежда, что будет движение.
Вечером получены космоснимки. Отчетливо видно, что мы находимся на самом южном краю ледовой реки шириной 100 -120 км. Ясно,что нас будет тащить и дальше на запад до самого моря Уэделла, если только за мысом Норвегия не удастся уйти на малый северо - западный круг.
В 21.30 общее собрание: Мартьянов, капитан, два ледовых капитана и ледовый разведчик пришли к выводу, что самостоятельно не выбраться.
 Чтобы не попасть в Уэделла, откуда трудно будет получить  помощь, принято решение сразу после мыса уходить на юг в полынью и там отстаиваться.
 До конца июня, если обстановка изменится, можно попытаться проскочить на север, но маловероятно. С завтрашнего дня экономный режим по питанию и энергосбережению. Должно хватить   еды и топлива на 2 месяца. Обо всем послано сообщение во все нужные адреса. Отмашка дана. Будем ждать. Оказалось, что продуктов даже при экономии хватит на 40-45 дней. Нет сигарет, сахара, сливочного масла, очень мало хлеба (по 2 кг на человека), кофе и круп.

08.06
О вертолете: после того, как поставили винты, усилился ветер, и винты было уже не снять. Капитан самолично крепил вертолет, а в это время судно несло штормом на айсберги. Потом капитан 10 минут разворачивался на ветер, и в этот момент лопасти сломало.
Нам сильно помешал большой айсберг 10 Х 20 миль. Шли за ним в форватере - в дрейфе, потом перед ледовым мысом он уперся в берег, за ним пустое место – туда ринулись плавучие льды – и нас затащило со стрежня на южный край. ( Уточнение от 23-24.06).

10.06
 Около 18 часов пробились в полынью: полынья довольно широкая, покрыта тонкой корочкой льда, идем по ней на запад.
 
11.06
Наша полынья в длину до 60 км и в ширину до 20 км. Негде пристать, если стоять – сильный дрейф. Глушить, заводить движки – больше уходит топлива.  Завтра, может, ткнемся в припай. К 2 часам встали в молодом припае в небольшой узкой бухте.
 70 град. 03 мин. 05 сек. ю.ш.
 01 град. 19 мин.54 сек. в.д.  Угрюмо, серо, тускло, а императоры живут.
11.06
Сегодня,  наконец, капитан от себя отправил РДО судовладельцу, что выйти самостоятельно не может.

12.06.
Поздно вечером пришла информация, что график спасательной экспедиции утвержден. 22 июня должен подойти «Агалос» из ЮАР с 2 вертолетами, а 25 июня – аргентинский ледокол тоже с 2 вертолетами. Сначала попробует пробиться ледокол и вывести нас на чистую воду. Если нет, то перебросят вертолетами людей на «Агалас», а судно («Магдалена») с экипажем останется зимовать. Как говорится, помогай бог. Операцию оплачивает судовладелец.

15 .06
3 день стоим в той же бухте. Три дня хорошо метет со снегом. Сегодня ясно, что это сток и низовая метель с окружающего ледового барьера высотой под 40 м. В 3 часа дня уперлись носом в припай, работаем винтами. Днем  t = -11. После обеда стали отшвартовываться. Завели по два каната с каждой стороны. Судно на треть вошло в припай. Лед не менее 0,5 м. Посмотреть со стороны: затерянная ледяная бухта, ветер, снег, черная вода и пароход приткнулся носом, удерживается винтами. Хрупкость какая-то.
В.Л. Мартьянов сказал, что с 1 числа переходим на двухразовое питание. Пришло сообщение с южноафриканской станции САНАЭ, они готовы от себя выделить одну тонну продуктов и доставить их на барьер. Мы вроде пока отказались. Но все равно приятно, что предложили.

23 - 24.06
Сегодня ясно, чисто, небольшие клочья облаков и на юге полная луна даже в полдень. Народ в охотку чистит палубы от снега. Уже собрана вертолетная площадка, подняты краны. Ждем. Нам бы 3 дня такой погоды – и мы на «Агалосе». Его отнесло к востоку. Шторм, ветер до 30 м/сек.

25.05
Денек пасмурный, туманный, умеренно ветреный со снежком. Подвалил очередной циклон, но t= -22! Картина резко изменилась – уже нет ни одного разводья. Вся наша бухта покрыта молодым белым снежком.  «Ирицар» наконец вышел из Аргентины, но идет вначале на базу взять вертолеты. Оттуда к нам 8 дней.

26.05
«Агалос» сегодня на 67 южн. 5 вост. С этой точки до нас 220 миль. Попробует еще продвинуться – хотя бы до 200 миль. На завтра планируются полеты.

27.06
T = - 26, ветер южн. 6-7 м/с., чистейшее звездное небо, луна.
Первый вертолет вылетел в 10 утра… Прилетел через 1 час.40 мин. Привез 200 кг: сахар, сигареты, фрукты. Белый в широких красных поперечных зигзагах. «Пума» размером в 2 раза меньше наших Ми-8, хвост покороче. Прилетел с зари, сделал круг и сходу сел, ветер удобный. Не выключал винтов: выгрузили, люди сели  со своими шмотками и через 15 мин, в 11.55, легко взлетел.
В 13.30 взлетел еще легче. Но рейсов больше не было.
Вывешены списки – всего 8 рейсов, 4 дня. Неясно, что с экспедиционным грузом.

28.06
День бурный.
Прекраснейшая до предела погода, t = -33.  4 рейса.

30.06
Месяц мы уже на «Магдалене». Сегодня с утра пасмурно и снежно. «Агалос» отошел на С-В миль на 100.
 
01.07
Утром чистое небо. T = - 25. Ветер 10 м/с. Мне улетать. Вертолет взлетел легко. Двери широкие с обеих сторон, сидений нет. Сквозит, холодно. Но взять может 15 чел. Летели на высоте 300 – 400 м. Первые 10 мин. полета гладкий припайный лед, замерзшая наша полынья, ширина примерно 30 км. Весь полет 1-35 мин.
Решается вопрос: либо ждать «Ирицара», либо завтра же на «Агалосе» уйдем в Кейптаун.

02.07
В 10 ч. утра по радио объявили: получена инструкции – идти в Кейптаун. Вот оно единственно правильное решение! Вот теперь хорошо. Не позже 10 июля будем в Кейпе, не позже 15 июля в Питере.
«Агалос»: красные борта, белая надстройка, общим планом напоминает «Федоров», но размером с «Визе». Носовой большой кран, 3 небольших трюма. Дизель, а не электроход. Этот надо было брать, а не «Магдалену», правда, корпус послабей.

10.07
Кейптаун. Оркестр полосатых негров, телекамера и проч. Подарили тенниски с надписью «Июнь 2002 – спасательная миссия. Попросили в них выйти на палубу. В ангаре пресс-конференция. Интервью на палубе. Это встречают экипаж судна и вертолетов, а мы вещественное доказательство их геройства.

12 -13. 06
Перелет: Кейптаун – Франкфурт – Петербург.
Телекамеры. Будрецкий, Лукин и др.
 47 антарктическая экспедиция завершена.


 Основные причины возникновения чрезвычайной ситуации на судне
 
«Магдалена Олдендорф» в июне – июле 2002 года.


1.Отсутствие ледокола «Академик Федоров», который стоял на ремонте в Германии.

2.Аренда маломощного для плавания в антарктических водах судна по  причине государственного недофинансирования экспедиции в условиях экономического кризиса.

3.Поздний , 19 апреля, выход судна из Кейптауна. Приход на Новолазаревскую 30 мая,когда все суда уже покинули Антарктику.

4.Возможно,отсутствие у капитана Ивана Дикого опыта плавания во льдах в осенне- зимний период.

5.Непреодолимые силы природы: мощный циклон с ураганом и повреждение вертолетов, 20-километровый айсберг, перекрывший путь судну.

Выводы сделаны Лайба Любовью.


Р.S.

В «Пулково» 13 июля 2002 года полярников ждали их родные и близкие.  Пока самолет не приземлился, они рассуждали, чем порадовать ледовых пленников.
- А не покатать ли их на речном трамвайчике по Неве? – предложила одна мама.
 Все дружно засмеялись.
 Так и закончилось это чрезвычайное происшествие.
 
Вспомнить его нам помогли выдержки из дневника полярного геолога Анатолия Лайбы, участника 47 РАЭ.

Фото из интернета.


Рецензии