326 Первая цель на БС 21 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

326. Первая цель на БС. 21 июля 1973 года.

Сводка погоды: Западная часть Балтийского моря. БПК "Свирепый", суббота, 21 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 15.1°C тепла, макс.: плюс 20.0°C тепла, 4.0 мм осадков, временами дождь. Восход солнца – 04:08, заход солнца - 20:43 (GMT+1), Проливная зона, пролив Фемарн-Бельт, траверз острова Фемарн (ФРГ). Влажность 84%, давление 760 мм. рт. ст. Скорость ветра - 4 м/с.

Итак, 21 июля 1973 года в 12:00 БПК "Свирепый", пересёк линию траверза (перпендикуляра) по отношению к диаметральной плоскости корабля и направлением на север и юг между западногерманским городам Путтгарден на острове Фемарн (ФРГ) и датским городом Редби на острове Лолланн (Дания) вошёл в пролив Фемарн-Бельт, чтобы обогнуть датский остров и войти в пролив Большой Бельт. Ширина пролива между указанными городами 18.5 км (9,99 морских миль), то есть в пределах видимости в хорошую погоду. В этот день небо было хмурым, гладь пролива терялась в туманной дымке и это было нам на руку, потому что БПК "Свирепый" был не один...

Наблюдая береговую линию островов справа и слева в корабельный бинокулярный перископический визир ВБП-5-451М, я видел много зелени на берегу, какие-то здания, катера и яхты, сверкавшие белым цветом парусов на глади моря. Впереди и сзади в туманной дымке просматривались корпуса больших грузовых кораблей, следовавших той же дорогой, что и мы. Того, кого мы сопровождали, не было видно, хотя строго назад за корму я в визир смотреть не мог.

БПК "Свирепый" шёл строго по пути, рекомендованном для прохода Проливной зоны советским боевым кораблям. Путь этот отслеживался штурманом командиром БЧ-1 старшим лейтенантом Г.Ф. Печкуровым, вахтенным офицером и командиром корабля капитаном 3 ранга Е.П. Назаровым не только по оперативной навигационной карте, но и положению плавучих предостерегательных знаков, а также по определению места нашего корабля с помощью навигационных РЛС "Волга" и "Тесла". Главное, нельзя было уйти в сторону от рекомендованного фарватера, чтобы не напороться на песчаные банки (мели) в непосредственной близости от путей прохождения по проливам.

В один из моментов обзора в визир ВБП-451М горизонта, я вдруг на фоне красивой яхты с белоснежным парусом и красным корпусом увидел в дымке хищный низкий силуэт военного корабля. Это был явно торпедный катер иностранного производства, потому что его силуэт и форма корпуса была мне неизвестна. Катер был за яхтой и довольно далеко, поэтому у меня ещё было время отпрянуть от окуляров визира и достать из моей сумки-папки, висящей на боку, справочник силуэтов кораблей и самолётов ВМС США и НАТО.

- Что там? - заметил моё движение вахтенный офицер.
- Похоже к нам катит торпедный катер, - ответил я и в этот миг открылась броневая дверь на левое крыло ходового мостика и вахтенный сигнальщик-наблюдатель БЧ-4 старший матрос Иван Крючков (призыв 19.05.1971) громко доложил...
- Слева по борту, угловой 45, дистанция 200 кабельтовых, дрейфует яхта под парусом, за ней силуэт военного корабля. Предположительно торпедный катер типа «Ягуар» ВМС ФРГ. Идёт на пересечение нашего курса.

Вахтенный офицер машинально повторил вслух сообщение сигнальщика, но при этом не мог сам определить тип корабля «вероятного противника». Он и командир корабля подняли бинокли и начали смотреть в указанном сигнальщиком направлении. Все офицеры, присутствующие на ходовом мостике, вооружились биноклями и вышли на открытое крыло мостика, чтобы увидеть первую настоящую цель нашей первой БС (боевой службы). Торпедный катер был далеко и еле-еле виден невооружённым глазом, однако он стремительно, буравя воду перед собой, приближался к нам.

Немедленно "сыграли" (подали сигнал и команду - автор) боевую тревогу, но запускать в работу РЛС корабельного вооружения не стали, только навигационные. При этом командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, с согласия второго командира корабля капитана 2 ранга М.В. Суханова, приказал поднять по тревоге команды артиллерийских установок АК-726 с применением оптических средств наблюдения и прицеливания на появившуюся цель. Все флагманские специалисты, присутствующие на борту БПК "Свирепый", воспользовались случаем и начали свои проверки-тренировки личных составов боевых частей БПК "Свирепый" с учётом появившейся цели.

Я немедленно достал из штурманского рундука футляр со спецфотоаппаратом, присоединил к нему телеобъектив и побежал на левое крыло ходового мостика. Спецфотоаппарат я установил на качающийся во всех плоскостях стабилизированный карданный репитер курса, включил питание фотоаппарата и навёл объектив в сторону названного объекта. Началась моя первая новая военная работа – визуальная разведка…

Яхта и торпедный катер за ней были далеко, а воздух уже подёрнулся влажной дымкой. Я с великим трудом (с непривычки) удерживал изображение катера и яхты в видоискателе спецфотокамеры с телеобъективом. Уловив нужный момент и поправив резкость изображения на большом плоском видоискателе, я сделал всего один кадр, потому что так было приказано: «Один объект – один кадр спецаппаратом». Спецфотоаппарат сам автоматически установил выдержку и диафрагму, я только нажал в нужный момент на кнопку пуска и фотоаппарат сделал снимок. Плёнка протянулась автоматически для следующего кадра.

Для верности я решил сделать фотоснимок обычной фотокамерой через объектив нашего корабельного бинокулярного перископического визира ВБП-451М. Для этого я быстро изготовил к съёмке третий фотоаппарат, выданный мне в разведотделе штаба 128-й бригады ракетных кораблей. Это был новенький зеркальный фотоаппарат «Зенит-ЕМ» выпуска 1972 года с объективом «Гелиос-44М», с «прыгающей» диафрагмой. Этим объективом «зеркалки» удобно было смотреть через видоискатель и окуляр визира, наводить резкость и определять светосилу объекта съёмки (определять значение диафрагмы и выдержки затвора камеры).

Пока катер приближался к БПК "Свирепый", угрожающе направляясь под острым углом к курсу нашего корабля, я разоружил свой спецфотоаппарат, быстро, молча и аккуратно сложил телеобъектив и сам фотоаппарат в кофр, тщательно его закрыл и застегнул на все ремешки и застёжки, нетерпеливо протиснулся сквозь тесно стоящих старших офицеров, вернулся в ходовую рубку, спрятал кофр со спецфотоаппаратом в штурманский рундук и ринулся к визиру ВБП-451М левого борта.

Почему-то старшие офицеры предпочитали смотреть в море в свои морские бинокли, причём у каждого из них был свой бинокль: у одних с большими длинными тубусами, у других с короткими, но большого диаметра, а у третьих - обычные военные бинокли. Морской бинокль отличается от других военных биноклей влагозащищённостью и высокое качеством изображения в условиях бликов от воды. Советские морские бинокли не уступали лучшим моделям зарубежных биноклей, славились мощным увеличением, высокой разрешающей способностью, особым просветлением оптики, защитой от пыли и влаги.

Типовым морским биноклем, применяемым на БПК "Свирепый" был "Бинокль морской ВМФ СССР" Б7х50 ЗОМЗ с сеткой, производства Загорского Оптико Механического Завода (год выпуска до 1962 г.). Габариты, мм: 200х205х73. Вес без футляра, кг: 1.00. Бинокль имел комплектацию:
чехол: (жёсткий кофр на пружинной застежке "оригинал" комбинированный из натуральной кожи плюс искусственной кожи) с отделениями под 4 светофильтра и запасного наглазника;
шейный ремешок из натуральной кожи;
крышки окуляров (так называемый "дождевик" из натуральной кожи);
светофильтры: 2 жёлтые противотуманные и 2 зеленые антибликовые;
запасной наглазник Один);
амортизатор объективов (два);
фланель оптическая (для очистки стёкол);
сетка или угломерная "измерительная шкала в поле зрения" в левом монокуляре;
просветляющее покрытие линз;
инструкция по эксплуатации.

У меня был такой старенький бинокль (далеко с неполной комплектацией), который я откровенно скрывал от друзей-годков и использовал очень редко, потому что больше всего мне нужен был не бинокль, а наш корабельный бинокулярный перископический визир ВБП-451М, так как он был универсальным и очень эффективным оптическим прибором, с помощью которого я одновременно мог, меняя оптику, призмы и светофильтры, наблюдать обстановку и объекты как издали, как бы обычным глазом, так и вблизи с многократным приближением. Единственное неудобство перископического визира ВБП-451М было в том, что он был неповоротлив в ручном режиме наблюдения, легко терял объект при максимальном приближении. Это и понятно, море-то волнуется, корабль качает, изображение прыгает... То ли дело морской бинокль...

Бинокль морской ВМФ СССР Б7х50 ЗОМЗ с сеткой имел плавную и чёткую настройку механики наводки на резкость и обеспечивал отличное изображение, яркое, чёткое даже в условиях недостаточной освещенности и плохих погодных условиях. Корпус бинокля имел очень удобную нескользящую поверхность корпуса. Он был очень хорош для наблюдения в сильную качку, быстролетящих целей, а также для обзора горизонта в самом широком диапазоне расстояний и поля зрения, потому что у этого бинокля была отличная глубина резкости. Даже длительное использование бинокля морского ВМФ СССР Б7х50 ЗОМЗ с сеткой не утомляло зрение. В этот биноклю можно было смотреть и наблюдать за объектами даже в очках.

Бинокль морской ВМФ СССР Б7х50 ЗОМЗ с сеткой был предназначен "для поиска и наблюдения объектов, измерения горизонтальных и вертикальных углов при помощи угломерной сетки, с повышенной степенью комфорта в условиях качки и агрессивной среды, а также в условиях недостаточной освещенности". ТТХ бинокля:
Увеличение, крат (раз): 7
Диаметр объектива, мм: 50
Угол поля зрения, град: 6.40
Линейное поле зрения на расстоянии 1000 м, м: 120
Диаметр выходного зрачка, мм: 7.1
Удаление выходного зрачка, мм: 14
Разрешающая способность, угл. сек: 6
Коэффициент усиления света: 51
Сумерки (фактор): 18.7
Материал корпуса: металл
Фокусировка: раздельная
Цвет корпуса: чёрный.

У некоторых старших офицеров и у нашего командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова был более мощный бинокль морской ВМФ СССР БО 10х50 ЗОМЗ, десятикратного увеличения и с системой осушки. Его габариты, мм: 208х217х81. Вес без футляра, кг: 1.15, вес с амортизаторами, кг: 1.30.

Водонепроницаемый, удобный, с чёткой резкой картинкой, со способностью давать чёткое видение объектов в наиболее сложных погодных (штормовых) условиях при дожде, снеге и воздействии морского тумана, бинокль морской ВМФ СССР БО 10х50 ЗОМЗ имел:
- цельнолитой магниевый корпус (совместно с блендой объектива), который обеспечивал хорошую ударопрочность и герметичность бинокля;
- герметичную конструкцию корпуса, которая обеспечивала защиту от агрессивной морской влажности, применение системы осушки с силикагелем для преодоления запотевания внутренних оптических поверхностей;
- оригинальную оптическую систему, которая обеспечивала повышенное удаление "выходного зрачка", чем обеспечивалась комфортность наблюдения, даже в очках;
- угломерную сетку, которая обеспечивала измерение горизонтальных и вертикальных углов (определение дальности до объектов).

Бинокль морской ВМФ СССР БО 10х50 ЗОМЗ был классным оптическим прибором и многие офицеры хотели бы иметь такой в своей личной собственности. ТТХ бинокля БО 10х50 ЗОМЗ:
Увеличение, крат (раз): 10
Диаметр объектива, мм: 50
Угол поля зрения, град: 6
Линейное поле зрения на удалении 1000 м, м: 105
Диаметр выходного зрачка, мм: 5
Удаление выходного зрачка, мм: 20
Предел разрешения в центре поля зрения: 5"
Цена малого деления сетки (0-05 делений угломера) - 0-05 делений угломера (18')
Цена большого деления сетки - (0-10 делений угломера) (36')
Диапазон диоптрийной регулировка, дптр +/-5
Интервал рабочих температур, град: от -40 до +45
Коэффициент усиления света: 25
Сумерки (фактор): 22.4
Тип призмы: PORRO
Герметичность: да
Ударопрочность: да
Материал корпуса: металл
Фокусировка: раздельная
Цвет: чёрный.

Самый первый мой фотокадр как визуального разведчика получился «не ахти какой», но… получился. На фотоиллюстрации белокрылая прогулочная мирная морская яхта в туманном пространстве пролива Фемарн-Бельт. За яхтой скрывался хищный, низкий, остроносый и непропорционально длинный корпус западногерманского торпедного катера. Вид этого боевого корабля «вероятного противника» напомнил нам о цели и задачах нашего боевого похода. Я листал страницы секретного справочника силуэтов кораблей и самолётов ВМС США и НАТО, искал изображение этого торпедного катера, нашёл и начал читать краткую справку о нём. Старшие гости-офицеры переместились с крыла мостика в ходовую рубку и начали обсуждать ТТХ этого западногерманского торпедного катера типа "Ягуар". Однако читать и слушать «рассказки» офицеров о дальних странах и дальних временах, когда они тоже встречались с натовскими кораблями,  было некогда. Командир объявил учебную боевую тревогу и со всех боевых постов начали поступать доклады о первой нашей цели – торпедном катере ВМС НАТО типа «Ягуар».

Торпедный катер проекта «Ягуар» - это немецкий торпедный катер (E) времён второй мировой войны, который был на вооружении ВМС ФРГ в период 1958-1976 годов. Всего было построено около 20 таких катеров (Е). Этот торпедный катер стал основой для разработки ракетного катера ВМС ФРГ типа «Саар 2». Изготовители проекта катера: фирмы Люрссен» (г. Вегезак, 32 единицы) и «Крёгер» (8).. Годы постройки: 1957-1960. Основные характеристики:
Водоизмещение: 183,4 т стандарт, 210 тонн с полной нагрузкой
Длина: 42,6 м
Ширина: 7,1 м
Осадка: 2,3 м
Двигатели: 4 двигателя Mercedes-Benz
Мощность: 4 ; 3000 л. с.
Движитель: 4 трёхлопастных винта
Скорость хода: 42 узла полная (78 км/ч)
Дальность плавания: 900 миль на 35 узлах
Экипаж: 39 человек
Вооружение: зенитная артиллерия: 2 ; 40-мм пушки; минно-торпедное вооружение: 4 ; 533-мм ТА.

В состав катеров типа «Ягуар» ВМС ФРГ входили: «Ильтис», «Ягуар», «Леопард», «Луке», «Вольф», «Тигр», «Пантер», «Лёве», «Фукс», «Mapдер», «Зееадлер», «Альбатрос», «Кондор», «Грайф», «Фальке», «Гайер», «Буссард», «Хабихт», «Шпербер», «Корморан», «Вайхе», «Краних», «Альк», «Шторьх», «Пеликан», «Хёхер», «Эльстер», «Райер», «Пингвин» и «Доммель». Конечно, эти катера не могли противостоять таким кораблям, как БПК "Свирепый", но из-за скорости хода, ТА с четырьмя противокорабельными тяжёлыми торпедами и низкой заметности на фоне моря они могли коллективно атаковать и нанести сильный ущерб. Кстати, после демонтажа двух кормовых ТА эти катера могли осуществлять постановку морских мин. К 1976 году 10 таких катеров будут переданы ВМС Греции, 10 катеров - ВМС Турции, один катер - ВМС Франции (в качестве мишени), один ТК типа "Ягуар" станет музеем, а остальные продадут на металлолом.

Конечно, ничего ценного с точки зрения военно-морской разведки эта встреча БПК "Свирепый" с ТК типа "Ягуар" ВМС ФРГ, да ещё на большом отдалении друг от друга, не имела, но это была первая касательная встреча с настоящим боевым кораблём "вероятного противника", поэтому наш боевой дух сильно взбодрился.

БПК "Свирепый" спокойно шёл по проливу Фемарн-Бельт экономическим ходом 12-14 узлов (22,224 - 25,928 км/ч) и мы продолжили практику чтения по КГС лоции Балтийского моря. Вахтенный офицер и штурман, командир БЧ-1, старший лейтенант Г.Ф. Печкуров, вполне освоились с привычным делом и с удовольствием слушали, как я читал вслух лоцию. Прислушивался и командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров. Он уютно устроился в своём командирском кресле справа от стойки рулевого и рулевой тумбы-колонки «Альбатрос 22-11», рядом с машинным телеграфом. Слева от стойки рулевого по левой стороне ходового мостика рядом с корабельным бинокулярным перископическим визиром ВБП-451М расположился в кресле командующего второй командир корабля (на время несения БС) капитан 2 ранга Михаил Владимирович Суханов, спокойный, выдержанный офицер "в возрасте"...

Когда по широкому трапу из коридора офицерского состава поднялся в ходовую рубку заместитель командира корабля по политической части Д.В. Бородавкин, я вслух произнёс: «Эх, хорошо бы всем ребятам прочитать про те корабли наших "вероятных противников", которые мы встретили и ещё встретим, чтобы экипаж знал, против кого мы "воюем"... Дмитрий Васильевич внимательно посмотрел на меня, улыбнулся и обратился к Евгению Петровичу Назарову.

- Действительно, - сказал он просительно. – Почему бы матросам, молодым офицерам и мичманам не почитать вслух выдержки из лоции и справочника кораблей ВМС США и НАТО? Это интересно и полезно. Тем более, что большинство сидит внутри корабля и даже не знает, где мы находимся, что вокруг и кто вокруг нас.
- Ну, не знаю, - засомневался командир корабля. – Я читать не буду. Пусть «штурмана» читают.

Дело в том, что по ГКС или КГС  (громкоговорящая корабельная связь) на БПК «Свирепый» имели право говорить для всего личного состава и обращаться к экипажу только командир корабля и вахтенный офицер, а также, естественно, замполит и старпом, но только с разрешения командира корабля. Иногда командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров или замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин поздравляли или обращались к экипажу с краткими речами или обращениями, но это было крайне редко, например, под Новый Год, перед сдачей курсовых задач «К-1» и «К-2» или, как недавно, перед выходом на БС (боевую службу). Такое ограничение на доступ к КГС объяснялось тем, что командование опасалось каких-либо экстремистских призывов к бунту, к «бузе» или беспорядкам… Разрешение, которое давал командир корабля для использования КГС для информирования личного состава экипажа корабля было, видимо, продиктовано тем, что действительно, это были интересные сведения и они действительно были полезны всем, так как от реальности "вероятного противника" и близости стран НАТО в районе Балтийских проливов не отвернёшься и не спрячешься…

Фотоиллюстрация. 21.07.1973.Балтийское море. Проливная зона. Пролив Фемарн-Бельт. БПК "Свирепый". Первая реальная цель первой БС (боевой службы). Западногерманский торпедный катер типа "Ягуар". К сожалению, катер находился на большом удалении, поэтому фотоснимок через окуляры корабельного бинокулярного призматического визира ВБП-451М получился недостаточно резким. Кроме этого, кто-то из матросов германского катера своим телом прикрыл последние две цифры бортового номера катера "Р-60...". Поэтому осталось неизвестным, какой из торпедных катеров ВМС ФРГ (1970-1973) встретился нам на пути: торпедные катера (Schnellboote) тип "Ягуар" - 40 ед. (1957-1963 гг). Р 6058 Ильтис, Р 6059 Ягуар, Р 6060 Леопард, Р 6061 Лухс, Р 6062 Вольф, Р 6063 Тайгер, Р 6064 Пантер, Р 6065 Лёве, Р 6066 Фукс, Р 6067 Мардер, Р 6068 Зееадлер, Р 6069 Альбатрос, Р 6070 Кондор, Р 6071 Гриф, Р 6072 Фальке, Р 6073 Гейер, Р 6074 Буссард, Р 6075 Хабихт, Р 6076 Шпербер, Р 6077 Корморан, Р 6082 Вейе, Р 6083 Краних, Р 6084 Альк, Р 6085 Шторх, Р 6086 Пеликан, Р 6087 Хэер, Р 6088 Эльстер, Р 6089 Рейхер, Р 6090 Пингвин, Р 6091 Доммель, Р 6092 Цобель, Р 6093 Визель, Р 6094 Дакс, Р 6095 Хермелин, Р 6096 Нерц, Р 6097 Пума, Р 6098 Гепард, Р 6099 Гиена, Р 6100 Фреттхен, 6101 Оцелот. ТТХ катеров типа "Ягуар": 150/183 т, 42 уз, 12 000 л. с. диз 4 вин, 42,1;6,7;1,5 м, 4-533-мм ТТ, 2;1-40-мм авт., 33 чел. Может брать 4 мины при снятии двух кормовых ТА. Десять последних катеров вооружались универсальной системой УРО "Тартар" в контейнерных установках. Эти катера ВМС ФРГ числились как катера типа "142".


Рецензии