325 Вахта на вахте 21 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

325. Вахта на вахте. 21 июля 1973 года.

Сводка погоды: Западная часть Балтийского моря. БПК "Свирепый", суббота, 21 июля 1973 года. Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 15.1°C тепла, макс.: плюс 20.0°C тепла, 4.0 мм осадков, временами дождь. Восход солнца – 04:08, заход солнца - 20:34 (GMT+1), Проливная зона, пролив Фемарн-Бельт, траверз острова Фемарн (ФРГ). Влажность 84%, давление 760 мм. рт. ст. Скорость ветра - 4 м/с.

Маршрут перехода судов и кораблей из Калининграда в Северное море согласно принятых конвенций один и тот же: Балтийск - Гданьский залив - мимо острова Борнхольм - пролив Кадетринне, мимо острова Фемарн, пролив Фемарн-Бельт, пролив Большой Бельт, пролив Каттегат, пролив Скагеррак и вот оно - Северное море. Это основной путь движения судов из Балтики в Северную Атлантику. Этим же маршрутом предстояло идти и БПК "Свирепый". Только конечной точкой нашего маршрута был мыс Скаген (Дания), вернее традиционная якорная стоянка вблизи мыса Скаген (Дания).

Морской путь от Балтийска до острова Фемарн (ФРГ) в международных водах составляет около 580 км или 313,175 морских миль. Этот путь БПК "Свирепый" преодолел с оперативно-экономической скоростью 14 узлов (25,928 км/ч) за 22,36 часа (22 ч 21 мин). Выйдя 20 июля 1973 года из военной гавани военно-морской базы-города Балтийск Калининградской области РСФСР, мы с благодарностью приняли салютный выстрел из сигнального орудия БПК «Образцовый» и ровно в 10:00 «проторённой дорогой» пошли на запад по просторной Гданьской бухте Балтийского моря в сторону Проливной зоны. 21 июля 1973 года в 08:21 БПК "Свирепый" вышел на траверз западногерманского городка Путтгарден на острове Фемарн (ФРГ).

За это время перехода из Балтийска ко входу в Проливную зону стартовое напряжение и волнение от прощания с родной базой прошло, сменились вахты, и постепенно стала налаживаться обычная походная морская жизнь. Большинство экипажа БПК «Свирепый» участвовало в ходовых испытаниях корабля, в сбор- походах и в выходах в море на сдачу элементов курсовых задач «К-1», «К-2», «ПВО» и «ПЛО», поэтому «в новинку» ощущения от пребывания в море переживали только новички - "караси" и "салаги". Наши "гости", штабные офицеры и флагманские специалисты, прикомандированные к кораблю на время несения боевой службы, с аппетитом кушали и предавались приятному отдыху во время так называемого «адмиральского часа», который всякий раз имел разную длительность - от часа до двух часов, а экипаж БПК "Свирепый" привыкал к режиму вахт и подвахт.

Сутки на корабле в море поделены на четырёхчасовые вахты. Те, кто не несет вахту, например, выполняет ежедневные служебные обязанности, работают или несут свою ежедневную вахту, как правило, с 08:00 (время подъёма на корабле в море) до вечера - 20:00 с обязательным «адмиральским часом», то есть возможностью отдохнуть и поспать в течение часа после обеда (с полудня - 12:00 до часа дня - 13:00). При этом в любой момент течение распорядка дня может быть нарушено учебно-боевой или боевой тревогой, во время которой все без исключения должны быть на своих боевых постах по боевому расписанию. Во время тревог и авралов скорость совершения и насыщенность событий на корабле подчиняется боевым задачам. В обычное время походной корабельной жизни у каждого вахтенного на корабле в сутки две вахты по 4 часа через 4 часа подвахты (дежурства) и 4 часа отдыха (сна).

Считается, что слово-понятие "вахта" появилось в русском языке из немецкого языка, от слова Wacht - караул, стража, однако, есть и другие версии происхождения этого понятия, потому что русский и славянские языки гораздо древнее немецкого. Слово-понятие "веха", например, означает шест, кол или жердь со значком (например, пучок соломы на вершине), служащий для указания пути следования куда-либо, границы земельного участка, знак указывающий фарватер, знак ограждения чего-либо. Словом "веха" обозначают наиболее значимые события в истории, в развитии чего-либо, смену чего-то значительного, перелом. Словом "веха" в шутку называют рослых, долговязый людей (жердяй, оглобля). Недаром сторожа, часового или постового, поставленного на нужном месте, сравнивают со столбом. При этом, несомненно, веха, часовой, вахтенный являются важными персонами, наделёнными правом и обязанностью охранять, наводить порядок, говорить: "Стой! Кто идёт. Стой! Стрелять буду!". Так что вахтенный - это "Вах!", какой важный человек!

Стандартный энциклопедический словарь так определяет значение слова "вахта": происходит от нем. Wacht - стража; имеет первое значение - основной вид дежурства на кораблях и судах, обеспечивающий их плавание, безопасность, а в ВМФ и боеготовность (вахта на корабле делится на общекорабельную, специальную, ходовую и якорную); второе значение - промежуток времени, в течение которого одна смена наряда несет вахту (4-6 часов). Толковый словарь Ушакова так определяет значение слова "вахта": вахты, ж. (нем. Wacht) (мор.). Очередная работа, дежурство части судового экипажа в военном и торговом флоте. Стоять на вахте. || Состав смены, несущей дежурство. Я из второй вахты. Толковый словарь русского языка В. Даля определяет слово-понятие "вахта" так: Вахта - ж. морск. чередной караул на военном судне, для управления им, а также | срок, время этого караула, от полудня до полуночи две шестичасовых вахты; от полуночи до полудня три четырехчасовых. Команда или экипаж разделяются на две вахты.

Наиболее подробно даётся толкование слову-понятию "вахта" в словаре Брокгауза и Ефрона (цитирую полностью):
Вахта (Le quart, die Wache, the Watch) — команда (люди) на судах. Делится обыкновенно на две В. — первую и вторую; в исключительных случаях, при вполне опытной и знающей команде, бывает три В. Каждая В. делится на два отделения. Люди первой В. (1 и 3 отд.) получают нечетные номера и распределяются для авральных работ, приборки и т. п., на правой стороне корабля; вторая же В. (2 и 4 отд.) — на левой и имеет четные номера. Каждой В. заведует флотский офицер по старшинству, т. е. первой В. — старший после старшего офицера, второй — второй по старшинству; третьим же отделением — третий по старшинству и т. д. В каждой В. есть боцман или боцманмат (см. эти слова) или же квартирмейстер, который есть ближайший начальник людей своей В. или отделения. В. называется еще вообще дежурство на корабле, а также и промежуток времени, в продолжение которого В. или отделение стоит в дежурстве. Сутки у нас во флоте делятся на 5 В.: с полудня до полуночи на две В., с полуночи до полудня — на три; причем В. с 8 часов утра до спуска флага называются дневными, а остальные — ночными. В редких случаях сутки делятся на 6 В., тогда с полудня до полуночи — 3 вахты. В. с полуночи до 4-х час. утра у моряков называется "собакою", "собачкою". В. отправляется беспрерывно с подъема вымпела (начало плавания) и до спуска его (конец кампании). На якоре и под парами команда стоит В. по отделениям, под парусами же — повахтенно. Офицеры стоят обыкновенно на 4 вахты (т. е. четвертую, или одну вахту из четырех). Когда офицеров мало, то разрешается их ставить на три В.; на две же никогда. Сигнальщики, рулевые, боцмана (иногда) ставятся по возможности на одну из трех В., по причине их трудных обязанностей, что дает им возможность б. отдохнуть, так как, отстояв на В., им приходится вступить не ранее как через 8 час. Сменившиеся с В. называется подвахтенными и вызываются наверх в помощь вахтенным; когда же помощь их больше не нужна, то командуется: "подвахтенные вниз". На В. вызывают свистком (почему говорится: "свистать на В.") и командой: "Такая-то В. или такое-то отделение на В." Старшие из офицеров назначаются вахтенными начальниками, а остальные к ним в В., причем наблюдается, чтобы всегда младшие из вахтенных офицеров состояли под командой старшего из вахтенных начальников. В. начальник, стоя на вахте, отвечает во все это время за безопасность корабля, за содержание его в постоянной исправности, за соблюдение порядка корабельной службы и за исполнение всех приказаний командира и старшего офицера. Для этого ему подчинен караул и находящиеся на В. офицеры и нижние чины. Отличительным знаком В. начальника служит рупор. Большею частью В. начальники у нас во флоте лейтенанты. В. начальнику не разрешается садиться, курить, входить с кем-либо в разговоры, не касающиеся его служебных обязанностей и спускаться с верхней палубы, не сдав В. другому В. начальнику. Во время аврала на В. вступает старший офицер. Если в В. есть флотские офицеры, то старший после В. начальника (которого место на мостике) стоит на баке, следующий на шканцах, а третий на юте. В. начальник руководствуется морским уставом, уставом внутренней службы на судах и вообще всеми морскими постановлениями. Команду В. начальник передает нижним чинам вахтенный унтер-офицер свистком и голосом. В. начальник требует, чтобы при исполнении его команд, кроме ответа "есть", никаких посторонних команд и разговоров не было. Старшего вахтенного унтер-офицера зовут "вахтенный". На ходу В. начальник следит за курсом, и без его ведома никто (кроме командира и старшего офицера) не имеет права изменить его, он также отдает приказания в машину. В. начальник следит за правильным ведением вахтенного журнала и подписывает его тотчас по смене с В. В машине, если на корабле не менее трех механиков, они стоят вахту. Машинная команда стоит на две или на три В. Говорится "вступить на В.", "стоять В.", "сдать В.", "поверить В.", "развести В." и т. п. (см. Свод мор. пост., кн. X, изд. 1886 г., Уст. внутр. службы на судах, изд. 1890 г.).

Таким образом, вахта - это "основной вид дежурства по очереди на кораблях и судах, предназначенного для поддержания их боеготовности (в военно-морском флоте) и безопасности плавания". Вахта на военных кораблях подразделяется на общекорабельную (боевую, ходовую, якорную) и специальную (например, вахта машинной команды). Распределение личного состава по сменам вахты предусматривается специальными расписаниями. Вахтой называется также промежуток времени, в течение которого одна смена суточного наряда несёт вахту; продолжительность её не свыше 6 час. Наиболее трудной вахтой считается 1-я ночная вахта с 00:00 до 04:00, которую образно во всех флотах мира называют «собакой». Кроме этого в старину вахтой называлась половина личного состава корабля (судна). До XIX в. команда корабля делилась на две вахты: первая вахта размещалась (подвешивала койки) в правой части корабельного (судового) корпуса, вторая - в левой (эти данные и БСЭ - автор).

На БПК "Свирепый" так же, как на других боевых кораблях ВМФ СССР, организация вахты на корабле строго соответствовала требованиям Корабельного устава, согласно которым "вахта является особым видом дежурства на кораблях Военно-Морского Флота, где требуется высокая бдительность и безотлучное пребывание на посту". В состав корабельной вахты БПК "Свирепый", как вида дежурства на корабле, входят: вахтенный офицер (дежурный офицер по кораблю), помощник вахтенного офицера (дежурный мичман по низам), командир вахтенного поста (старшина или командир отделения), вооруженный вахтенный у трапа (сходни), командир спасательной шлюпки, вахтенный на шлюпке, вахтенный на концах, рассыльный. Непосредственное руководство корабельной вахтой возлагается на вахтенного офицера (дежурного офицера по кораблю). При выходе корабля в море вахта-дежурство автоматически переводится в режим вахты по-походному.

В зависимости от обстановки приказанием командира корабля продолжительность вахт на отдельных постах может быть сокращена до 1 часа или увеличена до 6 часов. На рулях и наблюдательных постах нормальная продолжительность вахты, как правило, 2 часа. Специальные вахты в боевых частях и службах несутся под руководством командиров боевых частей и начальников служб. Вахты на командных пунктах и боевых постах по обеспечению управления кораблем, наблюдения и применения оружия несутся под руководством вахтенного офицера. При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) личный состав назначается на вахту (в наряд службы корабельного наряда) на сутки и несет её в три смены, на ходу корабля в две или три смены в зависимости от длительности плавания и решаемых кораблем задач. При пребывании корабля в немедленной готовности к походу, а также в готовности до 1 часа дежурная и вахтенная службы несутся по-походному.

По Корабельному уставу и по всем трудовым и медицинским параметрам нормальной считается продолжительность вахты 4 часа. Сменившийся с вахты личный состав является подвахтенным (тоже в течение 4-х часов). В случае необходимости он привлекается для временного усиления вахты или подсмены отдельных вахтенных, то есть подвахтенные находятся на подхвате вахты... Остальные 4 часа, как правило, используются для обязательного отдыха, сна.

Составление расписания вахт на корабле, определение длительности вахты, подвахты и отдыха после вахты - это дело старпома и командира корабля, который утверждает эти параметры повседневной жизни экипажа корабля, руководствуясь боевыми задачами и необходимостью. При этом неизбежно учитываются физиологические потребности и возможности организма человека, например, потребность в еде, отдыхе и сне. Обычному человеку обязательно нужен сон, потому что сон - это лучшее лекарство от усталости. Каждый моряк корабля, независимо от должности, звания, выполняемой работы или службы, должен иметь возможность хорошо выспаться, восстановить свои силы, внимание, ловкость, бодрое настроение, иначе он не может быть бойцом... Вот почему помеха нормальному сну моряка - это пособничество врагу.

Каждый человек должен спать (отдыхать) не менее 7 часов в сутки иначе будет накапливаться и развиваться физическая и психологическая усталость, появятся неуверенность, напряжённость, ошибки, просчёты и т.д. Чтобы этого не случилось, сразу же после отхода БПК "Свирепый" от причала, началась ходовая вахта, дежурная смена заступила на вахту, а остальные, особенно уставшие во время аврала съёмки с якоря и швартовов, отправились в приказном порядке в каюты и кубрики на отдых спать. При этом первую смену первой вахты доверили тем, кто накануне хорошо выспался. Конечно, волнение выхода на первую БС (боевую службу) мешало морякам спать, хотелось выйти на верхнюю палубу и посмотреть на происходящее вокруг, на уплывающий вдаль родной берег.., но подвахта и отдых - это тоже часть вахтенного времени, распорядка дня на корабле, корабельной службы, поэтому всему своё время - время геройствовать на вахте, время отдыхать на подвахте и время спать после вахты. Другого на корабле во время боевого похода не дано...

На БПК "Свирепый" были организованы четырёхчасовые смены вахты, потому что только такой режим позволяет моряку иметь два полных циклов сна и гарантирует ежесуточное восстановление физических сил и бодрого настроения. Полноценный цикл сна - это основа физиологического восстановления боеспособности моряков во время несения ходовой вахты на боевом корабле. Задача ходовой 4-х часовой смены вахт - научить организм моряка делить своё биологическое (физиологическое) время на части с умением быстро засыпать (отключаться), полноценно спать (отдыхать без сновидений) и быстро просыпаться (включаться, реагировать на тревогу). Эту задачу командование БПК "Свирепый" отрабатывало в течение первых суток перехода из Балтийска к Проливной зоне и во время стоянки БПК "Свирепый" у мыса Скаген (Дания).

Как правило, цикл обычного 4-часового сна имеет четыре временные стадии: 10 минут на засыпание, то есть на переход от бодрствования ко сну; 90 минут дремоты, то есть лёгкого, поверхностного сна, "прокручивания" в голове пережитого за прошедшее время; 90 минут глубокого сна, то есть состояния "полной отключки", покоя, при котором происходит восстановление физических и психологических сил и возможностей человека (на самом деле в это время происходит интенсивное формирование глубокой долговременной памяти - автор); 50 минут быстрого или тревожного сна, поры сновидений перед выходом из сна (эта стадия сна имеет особое значение для эмоционального и психологического состояния моряка после сна, то есть на вахте).

Любопытно, все эти "длинные" десятки минут 4-часового сна (240 минут) спавшему моряку кажутся очень короткими и ему всегда при просыпании кажется, что спал он всего-то "чуть-чуть"... Может быть недостаток сна после вахты возникает от неизбежных потерь времени разговоры с друзьями, на гигиенические процедуры, приём пищи, приготовление ко сну, раздевание и одевание формы одежды? Не знаю, зато знаю, что "недосып" - это основной бич военно-морской службы и любой вахты... "Недосып" - это очень опасное явление и феномен на военной службе, так как "недосып" - это причина физической слабости человека, заторможенных реакций, ослабление внимания, ощущение разбитости в теле, пониженная самооценка и ответственность, ослабление самодисциплины и боеготовности моряка. Вот почему на ночные (трудные) вахты ставят либо "сов" (тех, кто более работоспособен в позднее время) и опытных (закалённых службой) моряков, а на "детские" (лёгкие) утренние или вечерние вахты ставят молодых матросов. При этом на подвахте, как правило, остаются более опытные моряки.

Смена, несущая вахту, называется вахтенной сменой, а сменившаяся - подвахтенной. На БПК "Свирепый" в боевом походе и при стоянке корабля на якоре (швартовах) личный состав назначался на суточную вахту и нёс её в три смены.

Первая смена вахты начиналась в 17:30 и длилась 3,5 часа (210 минут). В это время на корабле начиналась приборка перед ужином, завершение корабельных работ, приготовление столовой к ужину. В 18:00 начинался ужин для всего экипажа корабля, а в 18:30 развод службы корабельного наряда (на дежурства и обязательные работы). В 19:00 развод заканчивался и для экипажа корабля наступало время культурно-досуговой или массовой работы (общекорабельные, комсомольские или партийные собрания, массовые мероприятия, просмотр кинофильмов или телепередач, посещение корабельной библиотеки, репетиции художественной самодеятельности, игра в КВН и т.д.). В этот период времени с 17:30 до 21:00 2-я смена вахты (с разрывом на ужин) обязана была спать), а 3-я смена вахты была на подвахте (на подхвате у 1-й смены).

Вторая смена вахты начиналась в 21:00 и длилась ровно 4 часа (21:00 - 01:00). В начале этой смены вахты на корабле в столовой и кают-компаниях для сменившейся вахты и всех остальных был "вечерний чай" (чай, кофе или компот с булочкой, пирожком или печеньем и другими необходимыми вкусностями). В 21:30 начиналось проветривание помещений и подготовка к вечерней поверке (при стоянке в базе). В 22:00 начиналась вечерняя поверка - перекличка личного состава экипажа корабля, подведение итогов дня, объявление распоряжений и приказов, рапорты, смотры и т.д. Во время вечерних поверок, когда все матросы и старшины должны быть на верхней палубе в строю на юте корабля, как правило, проводились осмотры кубриков, "шмон", то есть поиск запрещённых предметов... Сменившаяся 1-я смена ходовой вахты была на подвахте у 2-й смены вахты, а 3-я смена вахты должна была спать 4 часа.

Третья смена вахты заступала на вахту в 01:00 и продолжалась три часа (до 04:00). Эта смена вахты считалась трудной, так как в 23:00 объявляли отбой и всякая жизнь на корабле замирала, погружалась в сон. Правда в это время работали те, кто получал наряды вне очереди за какие-либо нарушения воинской дисциплины, несли вахту дежурные, не спали "полуночники" или годки, которые собирались тайком в ленкаюте БПК "Свирепый" на "посиделки у Суворова". Некоторые моряки выходили на бак или на ют покурить на свежем воздухе. 2-я смена вахты дремала в режиме подвахты (на подхвате у 3-й смены вахты), а 1-я смена вахты должна была крепко спать и набираться сил для "собачьей вахты".

"Собачья" или самая трудная первая смена вахты начиналась в 04:00 и продолжалась полный четыре часа (до 08:00), то есть до подъёма экипажа корабля. Правда, подъём начинался немного раньше, в 06:00-06:30, когда просыпались дежурные, дневальные или подвахтенные 3-й смены вахты, чтобы разбудить вахтенных и дежурных 1-й смены вахты. С 04:00 до 06:30 было трудно стоять 1-ю смену вахты, потому что очень хотелось спать, но с оживлением жизни на корабле приходила бодрость, ожидание перемен, событий, смены вахты и желание стряхнуть с себя усталость и сонливость обычными утренними гигиеническими процедурами (и "дурами" в том числе...). Главное, утром с 07:00 до 08:00 все завтракали и подвахтенная 3-я смена позволяла вахтенным 1-й смены вкусить горячий завтрак и окончательно взбодриться.

В 08:00 начиналась 2-я смена вахты и полноценный "рабочий день" экипажа корабля. 3-я смена вахты уходила спать, 1-я смена вахты оставалась на подвахте и включалась в общий трудовой режим корабля, а 2-я смена вахты заступала на самую длинную дневную вахту - 5 часов подряд (300 минут). За это время на корабле с 08:00 до 11:30 было полноценное рабочее время для проведения ППО и ППР, занятий по специальности, тренировок на вооружении, учебно-боевых тревог и т.д. В 11:30 начиналась приборка помещений и подготовка к обеду, в 12:00 до 13:30 начинался обед и послеобеденный отдых - "адмиральский час" (вот почему дневная вторая смена длилась не 4, а 5 часов).

В 13:00 (во время обеда) происходила смена вахт: 2-я смена оставалась на подвахте, а на вахту заступала проснувшаяся и пообедавшая 3-я смена, а 1-я смена, тоже пообедав, уходила спать на 4,5 часа (до 17:30). В это время с 13:30 до 14:00 на камбузе готовили чай, компот, соки и угощение для тех, кто проснулся после "адмиральского часа", не успел или не накушался во время обеда и начиналась вторая половина рабочего дня БПК "Свирепый" - рабочее время с 14:00 до 17:30. В 17:30 начиналась приборка и подготовка к ужину и на вахту заступала 1-я смена вахты (цикл вахты повторялся).

На флоте традиционно существовал и другой распорядок вахт: первая смена несла вахту ночью с 20.00 до 24.00 и днём с 8.00 до 12.00 (эту вахту за её лёгкость называли "детской вахтой"). Острословы вечернюю вахту 1-й смены (20:00 - 24:00) ещё называли - "прощай молодость", так как заканчивалось время лёгкой вахты. Вторая смена вахты приходилась на день с 12:00 до 16:00 и ночью с 00:00 до 04:00. Днём во время 2-й смены вахты весь экипаж, свободный от вахт, обедал и отдыхал во время "адмиральского часа", время которого считалось священным и не уступалось никому - ни своим, ни чужим... Стоять 2-ю смену вахты было особенно трудно, потому что вся лежали, а вахтенные стояли и по привычке "спали стоя", как рабочие лошади... Ночная часть 2-й смены вахты считалась "кладбищенской, потому что "вокруг тишина и только духи моря витают над нами".., да собаки гавкают... Вот почему 2-ю смену вахты называют "собачьей" или "собакой".

Третья смена вахты начиналась утром с 04:00 и продолжалась до 08:00, а вечером с 16:00 до 20:00. Некоторые 3-ю смену вахты называли "королевской", то есть предпочтительной, удобной, комфортной, потому что после этой смены моряков ожила весь световой день, со всеми событиями и приключениями полноценного рабочего дня на корабле. Правда, некоторые,  наоборот, считали эту вахту "собачьей", потому что рано утром очень хочется спать и как правило случаются самые невероятные и тяжкие ЧП (например, вероломное нападение фашисткой Германии на Советский Союз состоялось в 4 часа утра 22 июня 1941 года). Некоторые (романтики и искатели приключений) называли 3-ю смену "Дианой", потому что рано утром они грезили о своих феях красоты и страсти, а вечером могли вполне разумно помечтать о неё и сочинить ей письмо, стихи или мадригал...

Естественно, жизнь, боевая обстановка и условия боевого похода вносили свои коррективы в распорядок дня и вахты на БПК "Свирепый", но в целом сохранялся тот оптимальный режим, который позволял сохранять боевую готовность и работоспособность экипажа корабля на все 75 суток нашей первой БС (боевой службы). Строго по корабельному уставу 3а 15 минут до заступления очередной смены на вахту на ходу корабля вахтенный офицер, а при стоянке дежурный по кораблю, если вахтенный офицер не был назначен, подавал команду по КГС (корабельной громкоговорящей связи): «Очередной смене приготовиться на вахту. Форма одежды (такая-то), для верхней вахты номер (такой-то)». Дневальные по кубрикам обязаны были знать, где кто находится из смен вахты и известить их о предстоящей смене вахты, а в ночное время дневальный будил сменную вахту без лишнего шума.

За 10 минут до смены вахты вахтенный офицер (дежурный по кораблю) подавал команду по КГС: «Очередной смене вахты построиться для развода». По этой команде заступающие на вахту строились в установленном для развода месте. За 5 минут до смены вахты заступающий вахтенный офицер командовал собравшимся: «Смирно. Начать развод» и начинал развод корабельной вахты по боевым постам. Одновременно заступающий на вахту инженер-механик (дежурный по электромеханической боевой части - БЧ-5) приступал к разводу специальной вахты электромеханической боевой части (БЧ-5) "в машине" (например, в ПЭЖ). Во время развода смен на вахту вахтенный офицер проверял наличие заступающего на вахту личного состава и знание им своих обязанностей. После получения доклада от заступающего на вахту инженера-механика (дежурного по электромеханической боевой части - БЧ-5) о результатах проверки вахтенный офицер (дежурный по кораблю) подавал команду: «По местам!», по которой личный состав смен вахты занимал свои места на постах для смены, и принимал обязанности в соответствии с требованиями устава. Порядок смены специальной вахты других боевых частей БПК "Свирепый" определял командир корабля.

Только после того, как вахтенный офицер (дежурный по кораблю) получал доклады от командиров вахтенных постов и вахтенного инженер-механика (дежурного по электромеханической боевой части - БЧ-5) о заступлении очередной смены, он подавал команду по КГС: «Подвахтенным от мест отойти» и менялся сам с новым вахтенным офицером (дежурным по кораблю). По этой команде сменившийся личный состав смены вахты уходил со своих постов и к исполнению обязанностей вахтенных приступала новая смена вахты. Такой порядок смены вахт гарантировал не только чёткую передачу прав и обязанностей, но и персональную ответственность каждого, кто нёс вахту на боевом корабле.

Я во время первой БС (боевой службы) БПК "Свирепый" нёс свою вахту фотолетописца, библиотекаря, художника-оформителя, корабельного почтальона, заместителя комсорга корабля, помощника замполита и визуального разведчика круглосуточно, то есть в любое время суток и любое количество времени. Естественно, я тоже кушал, работал, занимался, делал приборку и спал, как и все, кто не нёс ходовой вахты на боевых постах корабля, но чаще всего я работал в ленкаюте БПК "Свирепый" по вечерам и ночам, потому что в это время мне никто не мешал. Кроме этого, в силу перечисленных моих должностных служебных обязанностей, я в светлое время суток обязан был быть в гуще событий, среди личного состава экипажа корабля, знать и видеть всё, что происходит на корабле значительного и важного, собирать материал и своевременно оформлять его в молниях, боевых листках и корабельных стенгазетах. При этом очень тщательно и скрупулезно точно я оформлял отчёты, записи и "вещдоки" по вопросам визуальной разведки. Таким образом, моя служба в боевом походе была сплошной вахтой с короткими перерывами на сон и еду.

Фотоиллюстрация: 21 июля 1973 года. Балтийское море. БПК "Свирепый". Схема распорядка жизни на кораблях Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота Советского Союза. Реальный распорядок дня на БПК "Свирепый" несколько отличался от указанного на этой схеме из-за боевой обстановки или условий нахождения в базе или в боевом походе, но ненамного. Главное, данный распорядок жизни является традиционным на русском и советском флоте, оптимальным и эффективным для полноценной человеческой жизни и боевой деятельности моряков. Интересно, что после ДМБ на "гражданке" я ещё несколько месяцев жил по такому привычному распорядку дня, а привычка к послеобеденному "адмиральскому часу" и "вечернему чаю" сохранилась до сих пор (уже 45 лет).


Рецензии