Этимология Геенны и Горгоны

Введение

Данная статья является дополнением или продолжением моей же статьи «Перевод надписи на змеевике Владимира Мономаха», поскольку осталась некоторая недосказанность и появилась дополнительная информация касающаяся культа огня у древних народов.
В мифологии народов мира существуют понятия Геенны и Горгоны, которые, казалось бы не связанны между собою. А может быть их связывает один из важнейших символов религии - огонь ? Огонь жертвоприношений, огонь очищения и защиты. Попробуем это доказать.
«Геенна (ивр. ;;;;;, ;;;;, греч. ;;;;;;) — символ Судного дня в иудаизме и христианстве, в исламе является равнозначным слову «Ад», а согласно православному учению придёт на смену Аду. Название образовано от названия долина Еннома к юго-западу от Иерусалима.» [ВП]

Этимология Геенны

Определение Геенны в толковых словарях:
«"преисподняя", др.-русск., ст.-слав. ге;нна, геона (Супр.). Заимств. из греч. ;;;;;; – то же; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 226; Гр.-сл. эт. 47; Преобр. 1, 122. В ст.-слав. и цслав. текстах вместо этого слова также родьство по причине созвучия греч. ;;;;;; с ;;;;; "рождение", ;;;;;;;; "бытие, рождение"; см. Фасмер, там же; Траутман, ZfslPh 11, 20.» [СФ]

В электронной энциклопедии:
«На греческом (др.-греч. ;;;;;;), встречается в Новом Завете, которое является фонетической транскрипцией арамейского G;hann; (;;;;).
В Коране «Геенна» (араб. ;;;;, Gahannam, Джаханнам) является синонимом Ада и родственно другим словам из семитских языков (арам. ;;;;,G;hann;; ивр. ;;;;, Gehinnam).
В Талмуде встречается как Gehinnam (ивр. ;;;;) или Gehinnom (ивр. ;;;;;). На еврейском Ge Hinnom буквально означает «Долина Еннома», что известно в Торе как Gai Ben-Hinnom, буквально «Долина сынов Еннома».» [ВП]

Определение Геенны на арамейском и иврите:
G-H-N-A  (арам.) > Ghna  > G;hann; - Геенна
G-H-N-M (ивр.) > Ghnm > Gehinnam - Геенна
G-J-A B-N H-N-M (ивр.) > GJA BN HNM  - долина детей Еннома

Еврейский учёный Давид Кимхи (David Kim;i) в комментарии к (Пс. 27:13) приводит следующие исторические сведения о слове «гехинном»: «А место сие находится в земле, прилегающей к Иерусалиму, и место сие отвратительно; туда бросают нечистоты и трупы. Также там не переставая горит огонь, в котором сжигают нечистоты и кости трупов. Посему и суд над нечестивыми символически назван гехинномом» [ВП]

Допустим Геенна - долина детей Еннома, но кто такой Енном ? Казалось бы это должен быть значимый исторический персонаж. Но, увы, нигде значение этого имени в исторической хронике не упоминается. Зато известно, что в долине Еннома производились жертвоприношения с огнём. Очевидцы сообщали, что в этой долине сжигали мусор и мёртвых животных. Многие животные оставались не захороненными. Короче, это просто была свалка мусора и отходов от языческих жертвоприношений.
На иврите «долина» -  ;;; - AMK - долина (ивр.) > jamka - ямка (слав.)(пропуск j), иначе, ложбина между горами.
Что фонетически не соответствует GJA - долина (ивр.), хотя можно предположить, что gja > loge - ложе (слав.)(инв. gja, замена l/g)
Однако, Ghna (ивр.) переводится с помощью славянского языка как Ghna > gnijenaj - гниение (слав.), иначе, «свалка» или ognenaj - огненный (слав.), иначе, «придание огню», что соответствует назначению долины по описанию очевидцев.
Из чего можно заключить, что Геенна является символом огня.
Весьма близким к Геенне является сказочный Змей Горыныч или обыкновенный дракон о трёх и более головах, а также индийская богиня огня - Агни.
«На рисунках Агни изображается в качестве старого двухголового мужчины с тремя ногами, семью руками, шестью глазами и четырьмя рогами, в красном одеянии и опоясанным «священным шнуром» в верхней части тела. Его знамя — дым, а сопровождающее его животное (вахана) —баран. Эта антропоморфизированная форма играет важную роль в первую очередь в мифологии, в обрядах персонаж Агни выступает в форме огня.» [ВП]
В исторических источниках фактически нет изображений геенны, поскольку её происхождение связывают с некой долиной сыновей Еннома. Однако имеются медальоны-змеевики, где изображены хтонические существа - змеевидные Девы весьма похожие на изображение Агни, где вместо рук и ног изображены змеи. Один из них показан на рис. 1.

 

Рис. 1 Образ хтонической Агни-Геенны на медальоне [1]

Надпись на медальоне по кругу справа налево греко-латинско-древнеславянскими буквами:

ДYТHЪNШГОХЪРОВNМЪNEАГВNЪНNШГОВОHCTНNОЧСЪЧРФНМЪБСТYIЪ МIАБЖY
 
Надпись с разбивкой на слова:

ДYТHЪ NШГО ХЪРОВN МЪNE АГВNЪН NШГО ВОHCTН NОЧСЪ ЧРФНМЪ БСТYIЪ МIА БЖY

Мой перевод:
«Детину нашего кровного мини Агни, нашего воинства ночи червоной бестия, моя Боже»
Этимология Змея Горыныч восходит к ипостаси огня, где Горыныч - «горение», хотя существует частное мнение, что имя Горыныч от того, что он сидит на горе (?). Змей Горыныч имел по данным из различных источников от 3 до 8 огнедышащих голов. Поэтому образ Горыныча весьма близок с богиней огня Агни.
 
 

Рис. 2 Скифская змееногая богиня Апи. Курган Куль-Оба, Пантикопей (Керчь) 4 век. до н.э. [1]

Имя скифской богини Апи - Api фонетически близко славянскому слову «Опалить» «Пылать».
Фраза ПЛiР встречается в надписи на змеевике Владимира Мономаха и переводится мной «пали ярый», которая следует за именем Саваоф. Ипостась Яхве - Господь Саваоф тоже относится к культу огня, который заменил языческого Перуна в качестве метателя молний. В христианской традиции есть икона «Неопалим купина», которая является продолжением языческих поверий и тоже служит уже христианским оберегом с функцией защиты от огня.

 

Рис. 3 Змеевик Владимира Мономаха с изображением Агни-Геенны на обратной стороне медальона-оберега [1]

 
Рис. 4 Ранние византийские амулеты-змеевики с богиней огня Агни [1]

«На рубеже Х-ХI вв. в Византии появляется новый тип змеевиков, ставший эталоном для всех последующих изделий: в этот момент возникают круглые амулеты со змеиным гнездом, hystera-формулой и классическим христианским изводом на оборотной стороне.
Божественный Огонь и Свет солнца» [1]


Характерный стиль изображения языческого божества огня с 10-ю головами змей, как бы вырастающих из женского тела, очень напоминает индийскую богиню Агни с 7-ю руками и 3-мя ногами (в сумме- 10), восьмиголового Змея Горыныча с двумя ногами (в сумме-10), скифскую богиню Апи с двумя руками и 6-ю драконьими головами (в сумме-8) и Геенну с 10-ю головами дракона (в сумме-10) на змеевике Владимира Мономаха.
Удивительное совпадение стиля изображения, как правило, на круглых золотых и серебряных медальонах подводит к смысли о причастности Медузы Горгоны к этому сонму чудовищ.

Этимология Горгона

Краткая справка:
«Горгона Медуза (точнее Медуса, др.-греч. ;;;;;;; — «защитница,
 повелительница») — наиболее известная из трех сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Её взгляд обращал человека в камень. Была убита Персеем. Упомянута в «Одиссее» (XI 634).
Своё имя морская медуза получила из-за сходства с шевелящимися волосами-змеями легендарной горгоны Медузы из греческой мифологии.» [ВП]
Как говорил мой старый знакомый, который часто носил на совещания в кабинет начальника записную книжку и авторучку:
«В этом смысле вряд ли отечественные историки могут с чистой совестью повторить бессмертную цитату Остапа Бендера из «Золотого телёнка» И. Ильфа и Е. Петрова: «Вы не в церкви, вас не обманут». В храмах науки тоже уши развешивать не ст;ит. Впрочем, что взять с наших учёных историков? Сколько из них хотя бы поверхностно знакомы с греческим языком, который в старые добрые времена худо-бедно знал любой российский интеллигент?».
Если А.П. Чехова можно отнести к российскому интеллигенту, то он греческий терпеть не мог на духу и с трудом отучился в гимнасии (по старому написанию).
Греческий язык - искусственный язык, созданный для  православных литургий в пику латинских на основе такого же искусственного латинского языка. Поэтому перевод Медузы Горгоны весьма надуман из общего представление о медальоне-обереге с изображением головы Горгоны.
Один из возможных переводов слова Медуза следует из пассажа:
«Пиндар: в «Двенадцатой пифийской оде» о происхождении флейты говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатлённой криками сестер Медузы в день её смерти. Он описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую поэтов-романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы горгоны окаменевают от её взгляда.» [ВП]
Медуза - Meduza > medi zvon - меди звон (слав.), иначе, «медь звучащая» - флейта.
Сходство морской медузы с огнём происходит оттого, что некоторые виды медуз обжигаются и могут нанести человеку серьёзные ожоги.
Образ Горгоны вытекает из тех же общих предпосылок, что изображение на медальоне-обереге чудища с развевающимися волосами навеян культом Огня у древних народов. Древнегреческая легенда (насколько можно говорить о древности греков) о Персее и медузе Горгоне - это всего лишь прозрачный намёк на сверкание золотой монеты, которая ослепляет её обладателя, потому, что перевод слова Горгона следующий.
Горгона - Gorgona > ognenaj/ugolki - Огненная/угольковая (слав.)(редукция l/r)
Образ Горгоны относится к культу огня, поэтому на медальонах-оберегах этот образ совпадает с индийской богиней Агни, семитской Геенной, скифской богиней Апи, русским Змеем Горынычем и, возможно, с Вием, в качестве хтонического божества подземного мира.
Вий от славянского сущ. «волос», имя Власий, древнерусский скотий бог Велес, пасущий стада в загробном царстве. В одной из русских сказок Бага-Яга отправляет добра-молодца в подземное царство, где на лавке у печи лежит старик не с бородой, а веками до пят, которые подымают по его просьбе вилами (а может быть славянские божества Вилы ?). Глянет старик и обмирает человек.
Взгляд божества, чудища играет в обереге защитную, отводящую роль, поэтому Горгона на скульптурных изображениях и медальонах имеет такой пугающий вид, наводящий страх.  Шевелящийся клубок змей вместо волос напоминает всполохи огня. Этот же страх, ужас мы наблюдаем на картине норвежского художника-экспрессиониста Мунка  «Крик».

 

Рис. 5 Изображение Горгоны на двери [ВП]

 

Рис. 6 картина «Крик» художника Мунка

Где красное небо, всполохи огня наводят страх на человека, стоящего на мосту.

Заключение

В разные исторические эпохи, в разных странах в разных легендах, в разных произведениях искусства мы наблюдаем артефакты, отражающие самый древний культ человечества - культ огня в таких, казалось бы, разных образах богини Агни, богини Апи, Геенны, Горгоны и Змея Горыныча через призму золотой монеты - оберега и символа богатства.


Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь В. И. Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

Ссылки

1. Змеевик князя Владимира Мономаха, http://ru-sled.ru/zmeevik-vladimira-monomaxa/
2. В.Н. Тимофеев «Перевод надписи на змеевике Владимира Мономаха», http://www.tezan.ru/rus_3.htm
3. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии
Как-то обратил внимание, что некоторые устойчивые словосочетания фактически дублируют (поясняют, повторяют) смысловую нагрузку, типа масло масляное. Геена огненная, медуза Горгона, Ричард Львиное Сердце, Змей Горыныч из этой серии.

Петрович Сергей   10.10.2018 16:03     Заявить о нарушении
Согласен отчасти. Геенна огненная - тавтология. Потому, что Геенна - от сущ. огонь. Медуза не тоже самое, что Горгона. Их три медузы. Хотя медуза морская как вид есть такая что, обжигает как Горгона - огонь, но это не однокоренные слова. Змей - не тоже самое,что Горыныч. Змей не может быть символом огня, а Горыныч может. Масло маляное только Геена огненнаяю

Тезан   12.10.2018 18:51   Заявить о нарушении
Пламя огня, мечется как змейки, горыныч - это просто горение. Змей Горыныч (не гора)- обычный костер, пожар.

Петрович Сергей   12.10.2018 18:54   Заявить о нарушении