327 Тральщик Spica SP 1059 21 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

327. Тральщик "Spica" SP 1059. 21 июля 1973 года.

Сводка погоды: Западная часть Балтийского моря. БПК "Свирепый", суббота, 21 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 15.1°C тепла, макс.: плюс 20.0°C тепла, 4.0 мм осадков, временами дождь. Восход солнца – 04:08, заход солнца - 20:43 (GMT+1), Проливная зона, пролив Большой-Бельт, траверз острова Лангеланн (Дания). Влажность 84%, давление 760 мм. рт. ст. Скорость ветра - 4 м/с.

21 июля 1973 года в 14:26 БПК "Свирепый", пройдя от предыдущей точки в проливе Фемарн-Бельт 54 км (29,2 морских мили) со скоростью 12 узлов (22,224 км/ч) по международному фарватеру, вошёл в акваторию южной части пролива Большой Бельт и пересёк паромную линию, соединяющую центральную часть датского острова Лангеллан с западным берегом острова Лолланн. Патрульный торпедный катер типа "Ягуар" ВМС ФРГ скрылся в дымке пролива Фемарн-Бельт так же, как появился, тихо и внезапно, вдалеке и с буруном за кормой. Этот торпедный катер только «чиркнул» водную гладь пролива Большой Бельт своим пенистым кильватерным следом и быстро «растаял» в дымке. Яхта датчан тоже белокрылой чайкой улетела за корму, а вместо них прибыл тральщик «Spica» SP бортовой номер 1059.

Этот на вид безобидный и полезный кораблик долго шёл параллельно нашему курсу, то ли сопровождая нас, то ли следя за нами, то ли просто так, соблюдая какие-то формальности. После азартного разглядывания сигнальщиками-наблюдателями, вахтенными офицерами, штурманом, замполитом, старпомом и командиром корабля этого «кораблика» и сравнения его облика с силуэтом, контурами и описаниями из справочника-каталога кораблей ВМС США-НАТО, все пришли к выводу, что этот кораблик не датский, а «ФРГэшный»…

Это был германский тральный катер класса «RBoot» R 142 ВМС ФРГ: заложен «Abeking & Rasmussen» в Лемвердере (коммуна в Германии, в земле Нижняя Саксония), вступил в строй ВМФ фашистской Германии 17 июня 1944, в мае 1945 сдался ВС США, 27 июля 1945 передан Германской минно-тральной Администрации, 1 ноября 1947 передан США, 1 января 1948 передан минно-тральному обществу в Куксхафен как «R 142», 1 июля 1951 передан в состав Американской тральной службы «Labor Service Unit/B» в Бремерхафене как U.S.N. 142, 31 июля 1956 передан ВМС ФРГ, исключён 20 февраля 1959, использовался как ПКЗ (Wohnboot) класса 730 WBR IV с сер. № 730/17, исключён в августе 1969 и в 1970 продан верфи «Schiffswerft Modersitzki» в Маасхольм. Этот «кораблик» 1 февраля 1979 будет сожжён, после того как сядет на камни в шторм, а пока тральный катер «Spica» SP (Сер. № 359/04) (R;umboote) класса 359 с 1 апреля 1957 года носит номер M 1059.

Этот натовский «кораблик» тральный катер «Spica» SP (бортовой номер 1059) с интересом рассматривали все члены экипажа, кому было не лень выходить на верхнюю палубу, чтобы понежиться в лучах уходящего солнца Балтики. Гладь пролива Большой Бельт между датскими островами была абсолютно гладкой и только лёгкий ветерок слегка рядил воду, рисуя ровные ряды извилин, как рыбью чешую. Эта часть водной акватории Датских проливов была удивительно спокойной, тихой, «ласковой»…

Туманная гладкая даль пролива Большой Бельт невольно успокаивала, умиротворяла, превращала наше продвижение по территориальным датским водам, в которых пролегал международный фарватер для всех судов и кораблей, в прекрасную морскую прогулку, но я видел, как внимательно, хотя и искоса, наблюдал командир БПК "Свирепый" за действиями вахтенного офицера. Капитан 3 ранга Е.П. Назаров, как тот тральщик, "тихой сапой" подкапывался, якобы, ничего не значащими вопросами к познаниям молодых лейтенантов, получившим право нести ходовую вахту вахтенным офицером. Евгений Петрович Назаров, а за ним и второй командир корабля капитан 2 ранга М.В. Суханов, задавали вопросы, обменивались между собой информацией, а сами просили вахтенного офицера дать им пояснение или толкование. Это не был экзамен, скорее, это была игра, но игра на точное знание обязанностей вахтенного офицера, в том числе на ходу корабля.

- Как давно вы сдали зачёты и допущены к самостоятельному несению ходовой (якорной) вахты? - спросил вахтенного офицера капитан 2 ранга Михаил Васильевич Суханов. Вахтенный офицер ответил (увы, за давностью лет не помню, кто из офицеров в этот день был вахтенным офицером - автор).
- Хорошо, - приветливо заметил М.В. Суханов. - Придём в точку якорной стоянки, встанем на якорь, кому будете подчиняться?
- При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) вахтенный офицер подчиняется старшему помощнику командира корабля и дежурному по кораблю, - громко отчеканил вахтенный офицер.
- И всё, больше никому? - "невинно" спросил командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров.
- Никто, кроме указанных выше лиц, не имеет права вмешиваться в распоряжения вахтенного офицера, - также чётко и громко, как учили, заявил вахтенный офицер.
- Всё верно, - сразу же отозвался второй командир корабля капитан 2 ранга Михаил Владимирович Суханов. - Только вы забыли добавить: "... и их прямых начальников". То есть нас с Евгением Петровичем...

Я только краем уха слушал этот разговор и общение офицеров, но в данный момент уже инстинктивно произнёс про себя вместо вахтенного офицера: "Виноват. Молодой. Исправлюсь". Вахтенный офицер смутился, несколько секунд подумал и попытался что-то сказать, но М.В. Суханов махнул рукой, а Е.П. Назаров выразительно кивнул головой, мол, "Смотри вперёд!".

Впереди была сплошная широкая гладь пролива Большой Бельт, по которому на безопасном расстоянии медленно двигались большие танкеры, раскрашенные в яркие цвета, "разнокалиберные" грузовые суда, специальные суда, пассажирские паромы, рыболовецкие сейнеры и большие морские трудяги буксиры-спасатели. "Морская дорога" в проливе Большой Бельт никогда не пустовала и была мирной. Тральный катер тральщик «Spica» SP бортовой номер 1059, который нас сопровождал, тоже совершенно мирно, спокойно, никуда не сворачивая "шлёпал и шлёпал" по тихой воде, не опережая и не отставая от нас. Большой Бельт убаюкивал...

Командиры БПК "Свирепый" завели разговор о штурманской проводке перехода между Балтийском и якорной стоянкой у датского мыса Скаген, о том, какие карты и документы нужно было приготовить, какие предварительные действия совершить и т.д. Я поразился, насколько сложной, многосторонней и хлопотной была эта работа, сколько надо было "перелопатить", чтобы осуществить этот переход военного корабля в международных водах и в территориальных водах Дании...

Оказалось, что сначала надо было рассчитать протяжённость и продолжительность перехода из точки А в точку В, далее по предварительной прокладке по картам замерить расстояние между кончеными точками и наметить координаты (точки) поворотов, сверить эти расчёты с руководством "Морские расстояния". После этого выполнить расчёт временной продолжительности перехода, исходя из скорости движения корабля 12-14 узлов (реально мы двигались со скоростью 10 узлов или 18,52 км/ч - автор). Потом нужно было подобрать необходимые карты и пособия для перехода: 21 карта, 5 пособий, 2 руководства по радионавигации, 1 руководства для захода в порты, 2 астрономические таблицы, 1 атлас приливно-отливных течений и одно руководство плавания судов в Балтийском море.

Командиры корабля спросили у вахтенного офицера, что он знает о навигационно-гидрографических условиях перехода БПК "Свирепый" по Балтийскому морю и Балтийским проливам (наши советские офицеры избегали называть эти проливы Датскими - автор). Вахтенный офицер, видимо, желая оправдаться в глазах командиров, начал сухо, кратко, но точно излагать свой обзор...

- Балтийское море является внутренним морем, расположенным в гуще европейских стран, - сказал вахтенный офицер в ответ на просьбу командиров говорить проще, "не по писанному". - На северо-западе оно ограничено Скандинавским полуостровом, а на западе полуостровом Ютландия. Проливная зона между этими полуостровами соединяет южную часть Балтийского моря с Северным морем. Этот район плавания судов имеет очень сложные навигационные и гидрометеорологические условия, большую насыщенность судами, кораблями, препятствиями.
- Передвигаться в Проливной зоне можно только по фарватерам с соблюдением правил разделения движения судов и рекомендованным путям, при этом вести тщательное наблюдение за обстановкой и принимать все меры предосторожности.
- На юго-востоке и юге Балтийского моря берега преимущественно низкие, песчаные, лагунного типа; вдоль них тянутся дюны, покрытые лесом. Со стороны моря берега окаймлены песчаными и галечными пляжами. На севере и северо-западе Балтийского моря берега сравнительно высокие, скалистые и большей частью окаймлены шхерами. Например, западное побережье южной Швеции, ограничивающее проливы Зунд, Каттегат к Скагеррак с востока, представляет собой край обширного плато, берег прорезан многочисленными реками и фьёрдами, бухтами, устьями рек и окаймлен многочисленными островами, островками и скалами, что придает ему шхерный характер. Ширина шхерного пояса в его северной части достигает 10 миль.

М.В. Суханов и Е.П. Назаров согласно покивали головами и обменялись друг с другом краткими воспоминаниями о том, как им в молодости довелось видеть эти шведские шхеры и фьёрды. Потом они с нетепением попросили вахтенного офицера продолжить свой рассказ.

- Полуостров Ютландия, ограничивающий проливы Малый Белы и Каттегат с запада и пролив Скагеррак с юга, - продолжил ободрённый вахтенный офицер, - представляет собой продолжение Северо-Германской низменности. Восточный берег этого полуострова расчленен многочисленными узкими заливами к бухтами/ представляющими собой затопленные русла рек. Северо-восточной оконечностью полуострова Ютландия является узкий и низкий мыс Скаген (57°45' N, 10°40' E), отделяющий пролив Скагеррак от пролива Каттегат (здесь и далее цитатное изложение штурманской проводки из курсовой работы курсанта соответствующего морского училища - автор).
- Северную часть полуострова Ютландия прорезает судоходный пролив Лим-фьорд, соединяющий пролив Каттегат с Северным морем. Северный берег полуострова Ютландия сложен из осадочных пород. Он низкий и однообразный. На отдельных участках вдоль берега тянутся дюны и песчаные холмы, поросшие кустарником, но с моря они малоприметны. Берег ровный, пляжи мелкие, в берег незначительно вдаются мелководные бухты Таннис-Бугт, Яммербугт и Вигсё-Бугт. Мелководность этого берега, отсутствие хороших ориентиров и, главным образом, сильные западные ветры и течение, идущее на восток, были причиной многочисленных кораблекрушений и аварий судов в проливе Скагеррак.
- До подхода к Проливной зоне мы прошли мимо острова Борнхольм, расположенный посредине южной части Балтийского моря (55°08f N, 14°54'Е), а в 10 милях к NE от него лежат острова Кристиансё; все они принадлежат Дании. Остров Борнхольм представляет собой высокое плато, покрытое лесами и полями. Берега его большей частью обрывистые, с большими глубинами у края берега.

- Пролив Каттегат, - продолжал вахтенный офицер. - Ширина пролива 30-80 миль, однако плавание по нему в значительной степени затруднено обширными отмелями, банками и скалами. Посредине пролива лежат острова Хесселе, Анхольт и Лесе, окаймленные опасностями. Восточнее и западнее этих островов пролегают безопасные фарватеры.
- Пролив Скагеррак имеет протяженность с северо-востока на юго-запад около 130 миль, а ширина его около 70 миль. Среди шхерных островов, окаймляющих восточный и северный берега пролива Скагеррак, наибольшими являются остров Чёрн, лежащий на северной стороне входа в залив Марстрандс-фьорд, и остров Оруст, находящийся непосредственно к северу от острова Чёрн. Большинство островов скалистые, лишены растительности и окружены скалами, банками и рифами.
- Вблизи пояса шхер восточного берега пролива Скагеррак лежат острова Ведерёарна и острова Костерёарна; они отделены от шхер глубоководными проливами.

- Хорошо, - заметил строго командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров. - Только этими проливами мы ходить не будем, так как для этого советским военным кораблям требуется специальное разрешение. Давайте ближе к местам нашего перехода.
- Балтийское море по своему геологическому строению является неглубоким шельфовым морем с сильно расчлененным рельефом дна, - тут же сменил тему вахтенный офицер. - В нём преобладают глубины менее 100 м, но посредине его северной части имеется район с глубинами более 100 м. В 38 милях к Е от острова Готланд расположена Готландская впадина с глубиной 249 м а в 45 милях к N от него находится впадина Ландсортсьюпет с глубиной 470 м, являющаяся самой глубокой впадиной в Балтийском море. В северной части Гданьского залива имеется впадина с глубиной 114 м.
- В южной части Балтийского моря к W от линии, соединяющей мыс Розове с мысом Торхамнсудде, глубины уменьшаются от 50-90 м на востоке до 30-40 м на западе района, - продолжал говорить, не останавливаясь, вахтенный офицер, не замечая того, что оба командира корабля начали уже терять терпение. - Берега здесь окаймлены обширными отмелями с глубинами менее 20 м и шириной местами до 40 миль.
- Как в северной, так и в южной частях Балтийского моря на значительном удалении от берегов среди больших глубин имеются многочисленные отличительные глубины и банки. Наиболее опасными из них являются банки Коппарстенарна, Хобургс-Бавк, Норра-Мидшёбанксн, Седра Мидшебанке и Лавица-Слупска, а также отмель Рaнне-Банке, выступающая к SW от острова Борнхольм.

Старшие офицеры одновременно накренились со своих кресел друг к другу, посмотрели друг на друга через фигуры вахтенного офицера и рулевого за штурвалом рулевой колонки "Альбатрос 22-11" и одновременно "крякнули", то ли от досады, то ли от восхищения: вахтенный офицер свободно и без запинки называл сложные для русского уха и языка названия мелей (банок).

- Преобладающий грунт в Балтийском море-глина, - поведал вахтенный офицер, внимательно глядя в биноклю на проходящее мимо нас грузовое судно с американским флагом. - В мелководных местах грунт - песок, в прибрежных районах преимущественно - мелкий песок, а вдали от берегов и на банках грунт - крупный песок. В некоторых местах встречается слоистый грунт: ил и глина или песок и глина. В шхерных районах на дне лежат камни и скалы.
- В Балтийском море и его заливах, а также в проливе Скагеррак довольно часто, особенно весной и осенью, наблюдается рефракция. При сильной рефракции кажется, что воздух колеблется, из-за чего контуры предметов становятся нечеткими, а открываются они с расстояний в два-три раза больших, чем в обычных условиях. В мае-июле бывают так называемые "белые ночи".
- В Балтийском море, в том числе в Финском и Рижском заливах, а также в проливах Зунд. Большой Бельт, Малый Бельт, Каттегат и Скагеррак имеются бывшие опасные от мин районы, открытые для плавания всех судов. Ходить здесь можно только по открытым фарватерам и рекомендованным путям. Бросать здесь якоря, ловить рыбу у дна и находиться после сильного шторма нельзя, так как могут всплыть старые мины.

- Кроме того, - подал голос Евгений Петрович Назаров, - в Балтийском море и указанных вами заливах и проливах имеются многочисленные запретные для плавания, постановки на якорь и лова рыбы районы и полигоны боевой подготовки, специальных операций и т.д. Сведения о них приводятся в навигационном описании, а также на навигационных и специальных картах.
- Например, - поддержал командира БПК "Свирепый" его второй командир капитан 2 ранга М.В. Суханов, - у побережья Швеции имеются запретные (крепостные) зоны и контрольные районы, пребывание в которых иностранных судов регламентируется специальными правилами и разрешениями.

- Евгений Петрович, - обратился Суханов к нашему командиру корабля. - А какие порты и якорные места вы знаете на Балтийском море? Например, финские?
- Самые большие финские порты - это Хельсинки, Турку, Котка и Хаммина, ответил Евгений Петрович Назаров. - А вы какие знаете? Например, шведские?
- Стокгольм, Лулео. Карлскруна, Карлехамн, Треллебоог, Мальме. Гётеборг и Хельсингборг, - с запинкой, но гордо ответил капитан 2 ранга Михаил Владимирович Суханов.
- С вашего разрешения, - вступил в состязание офицеров подошедший штурман командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров, - польские порты: Щецин, Гданьск и Гдыня; порты Германии: Еисмер, Росток и Штральзунд, Киль, Любек и Фленсбург; датские порты: Копенгаген, Хелъспигер. Орхус, Ольборг и Фредсриксхавн; норвежские порты: Осло, Халлен, Дреммен.

Геннадий Фёдорович Печкуров доложил командиру корабля новые навигационные данные и поправки места БПК "Свирепый", внёс поправки в курс корабля, сделал необходимые отметки в оперативной карте вахтенного офицера и командира корабля, а затем включился в общий обмен сведениями о Балтийском море, о Проливной зоне, о странах, мимо которых мы мирно проходили вместе с натовским тральщиком «Spica» SP бортовой номер 1059...

Фотоиллюстрация. 21 июля 1973 года. Проливная зона Балтийского моря. Пролив Большой Бельт. Траверз острова Лангеланн. Тральный катер класса «RBoot» R 142 «Spica» SP бортовой номер 1059 ВМС ФРГ: заложен «Abeking & Rasmussen» в Лемвердере (коммуна в Германии, в земле Нижняя Саксония), вступил в строй ВМФ фашистской Германии 17 июня 1944, в мае 1945 сдался ВС США, 27 июля 1945 передан Германской минно-тральной Администрации, 1 ноября 1947 передан США, 1 января 1948 передан минно-тральному обществу в Куксхафен как «R 142», 1 июля 1951 передан в состав Американской тральной службы «Labor Service Unit/B» в Бремерхафене как U.S.N. 142, 31 июля 1956 передан ВМС ФРГ, исключён 20 февраля 1959, использовался как ПКЗ (Wohnboot) класса 730 WBR IV с сер. № 730/17, исключён в августе 1969 и в 1970 продан верфи «Schiffswerft Modersitzki» в Маасхольм. Этот «кораблик» 1 февраля 1979 будет сожжён, после того как сядет на камни в шторм, а пока тральный катер «Spica» SP (Сер. № 359/04) (R;umboote) класса 359 с 1 апреля 1957 года носит номер M 1059. В нижнем правом углу снимка "набалдашник" фальшборта БПК "Свирепый", на который при необходимости устанавливается ручной пулемёт...


Рецензии