330 Пролив Каттегат 21 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

330. Пролив Каттегат. 21 июля 1973 года.

Сводка погоды: Западная часть Балтийского моря. БПК "Свирепый", суббота, 21 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 15.1°C тепла, макс.: плюс 20.0°C тепла, 4.0 мм осадков, временами дождь. Восход солнца – 04:08, заход солнца - 20:43 (GMT+1), Пролив Каттегат. Якорная стоянка у г. Скаген (Дания). Влажность 84%, давление 760 мм. рт. ст. Скорость ветра - 4 м/с.

Пройдя точку пересечения паромной переправы между островами Фюн и Зеландия (Дания), БПК "Свирепый" неспешно вошёл в воды проливной зоны, объединяющие пролив Большой Бельт, Малый Бельт и Каттегат. Далее наш путь шёл по разрешённому фарватеру пролива Самсё Бельт до траверза мыса Гнибен (остров Зеландия), после которого открылось пространство пролива Каттегат. Каттегат  - это пролив между восточным берегом полуострова Ютландия и юго-западной частью Скандинавского полуострова. Длина пролива Каттегат около 200 км (107,991 морских миль), ширина от 60 км (32,3974 морских миль) на севере до 122 км (65,8747 морских миль) на юге. Глубина 10-30 м, в северной части более 50 м.

В точке траверза (траверз - направление, перпендикулярное курсу корабля) между островом Самсё и острым мысом, на котором располагается маяк R;sn;s, БПК "Свирепый" вошёл в международные воды и в "коридор" фарватера, ведущего по проливу Каттегат. Этот фарватер вёл наш корабль прямо на север (N) в точку поворота на северо-запад (NW), расположенную северо-восточнее острова Анхольт (Дания). Здесь все суда и корабли поворачивают налево и идут параллельно берегу Швеции мимо острова Лёсё (Дания), оставляя его по левому борту. Отсюда до якорной стоянки возле мыса Скаген всего 65 км (35,0972 морских миль).

От точки расставания в 16:30 с германским тральным катером "Spica" SP 1059 (немцы воюют, как работают, строго по часам, к ужину - домой) до точки якорной стоянки напротив городка Скаген на одноимённом мысу (Дания) БПК "Свирепый" прошёл 308 км (166,307 морских миль) со скоростью (в среднем) 10 узлов (18,52 км/ч), затратив на этот переход по проливам Самсё Бельт и Каттегат 16,63 часа (16 ч 38 мин).

Лоция пролива Зунд, Большой Бельт, Малый Бельт и Каттегат [Текст] / М-во обороны СССР. Гидрогр. упр. - Ленинград : [б. и.], 1968. - 1 т.; 25 см. : ил., карт. давала надёжные и достаточные сведения о проливе Каттегат. (Далее цитируются данные из лоции). В пролив впадают реки Гёта-Эльв, Лаган, Ниссан, Этран, Вискан со стороны Швеции, а также река Гудено со стороны Дании. Наиболее крупные острова — Самсё, Лесё, Анхольт - пустынные с сухим летним климатом. Название пролива "Kattegat" произошло от датского и нижнесаксонского Kat (кошка) и Gat (дыра). Средневековые капитаны считали этот широкий пролив узким, «как кошачья дыра», поскольку здесь было несколько мелей, мешающих судоходству. Кроме этого в проливе Каттегат действуют два течения: глубинное на юг и поверхностное на север. Зимой прибрежные воды пролива Каттегат замерзают.

Берега пролива Каттегат на западе и юге низменные, со стороны Швеции - отвесные и скалистые. Западное побережье южной Швеции, ограничивающее проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак с востока, представляет собой край обширного плато; по мере удаления от береговой линии местность постепенно повышается и переходит в Южно-Шведскую возвышенность. Берег прорезан многочисленными реками и озерами; долины рек поросли смешанным лесом. Полуостров Ютландия (Дания), ограничивающий проливы Малый Бельт и Каттегат с запада и пролив Скагеррак с юга, представляет собой продолжение Северо-Германской низменности. Восточный берег этого полуострова расчленен многочисленными узкими заливами и бухтами, представляющими собой затопленные русла рек. Северо-восточной оконечностью Ютландии является узкий и низкий мыс Скаген, отделяющий пролив Скагеррак от пролива Каттегат. Северную часть Ютландии прорезает судоходный пролив Лим-фьорд, соединяющий пролив Каттегат с Северным морем.

Поскольку в проливах Скаггеррак и Каттегат интенсивно перемещаются крупные нефтеналивные суда-танкеры, проход других судов и кораблей осуществляется максимально осторожно со строгим выполнением всех общепринятых норм и правил международного судоходства. Вот почему БПК "Свирепый" шёл по проливу Каттегат с безопасной скоростью 10 узлов (18,52 км/ч) всю ночь и утром 22 июля 1973 года в 09:30 подошёл к назначенной точке якорной стоянки у мыса Скаген (Дания). Выбрав место среди других стоящих на якоре на большом удалении друг от друга судов мы тоже бросили свой якорь в иссиня изумрудные чистейшие воды пролива Каттегат.

Фотоиллюстрация: 21 июля 1973 года. Балтийской море. Пролив Каттегат. Типичный вид пролива в июле. Таким он был вечером летом 1973 года, когда БПК "Свирепый", оставляя за собой ровный кильватерный след, мирно и тихо шёл к своей первой точке боевого похода первой БС (боевой службы) - к якорной стоянке у мыса Скаген (Дания). Фото из открытой сети Интернет.


Рецензии