Законы диалектики и их интерпретация

       Всем известны три закона диалектики: «единство и борьба противоположностей», «отрицание отрицания», «переход количества в качество». Насколько мне помнится, в учебниках по философии, которыми мне приходилось пользоваться, приводились не всегда убедительные метафоры или примеры из жизни и практики, подтверждавшие бесспорную истинность этих законов. В учебном процессе возникали вопросы, ответы на которые часто приходилось искать самостоятельно, в особенности тогда, когда дело касалось конкретной действительности.

       К примеру, в законе «отрицание отрицания» с первого взгляда обнаруживается упор (акцент) на отрицание всякого отрицания. Г. Гегель утверждает, что БЫТИЕ принимает в себя своё отрицание (небытие или ничто) так, что, при этом, сохраняет форму БЫТИЯ. Такое отрицание заключает в себе отрицание с удержанием и созиданием, что и называется СНЯТИЕМ. Это, конечно, достоверная правда, которую можно легко подтвердить множеством примеров конкретной жизни.  Однако же Гегель нигде не утверждает абсолютную универсальность (абсолютную всеобщность) этого закона.

        Следовательно и сам этот закон, если лишить его всех границ, содержит в себе своё отрицание, из-за чего в нём есть внутреннее противоречие: закон абсолютно отрицает своё абсолютное значение и, будучи всеобщим, становится относительным. Закон включает в себя два противоположных отрицания: отрицание с удержанием (отрицание созидательное при развитии бытия от целого к целому) и отрицание с отторжением (отрицание разрушительное). Мы часто становимся свидетелями того, что от глупости и невежества самый страшный враг человеку, сам себе человек и есть. Пьянство, наркотики и курение убивают людей, пусть не сразу, но вернее всего. Вредная привычка отрицает человека как целое, разрушая его. Развивающееся бытие вынуждено отрицать своё отрицание с отторжением.

       Возможны два варианта смысла формально-логического значения философской категории «отрицание отрицания». Первый вариант предполагает отрицание противодействия (отрицания), исходящего от субъекта по отношению к объекту или части его, то есть абсолютное принятие. Я уверен, читатель помнит о тождестве различия субъекта и объекта, поскольку субъект (человек) сам объект и есть, хотя и отличается от него.  Для примера, может и не совсем удачного, сошлюсь на феномен анозогнозии – отрицания пациентом реального факта своего болезненного состояния, что часто встречается в психиатрической практике. Правда, по причине нарушения мышления, это, скорее, пример разрушительного отрицания бытием сущности, где бытие само себя и отрицает. Ни формальная, ни диалектическая логика здесь невозможна.

       Второй вариант предполагает отрицание субъектом отрицающего воздействия на субъект со стороны объекта или части его (пристрастия к алкоголю или наркотику), то есть отторжение и разрушение (абсолютное, антагонистическое неприятие). Человек должен победить, разрушить вредную привычку, которая является частью его, иначе вредная привычка уничтожит человека, превратив человека в НИЧТО (ничтожество).

       Формальная логика не отрицается абсолютно логикой диалектической, а вбирается (включается) в качестве момента её, что допускает в определённых случаях и границах использование логического принципа «исключённого третьего». Это значит, что если человек не справится со своей вредной привычкой, то она непременно погубит его.  В этом случае логически приемлем только один вариант отрицания – отрицания с отторжением и разрушением губительного пристрастия.

       Диалектический вариант закона «отрицание отрицания» возможен только лишь в рамках движения развития субъекта или объекта от целого к целому в отсутствие непримиримого, антагонистического противоречия. Организация общественного устройства без такого противоречия, как показывает вся история человеческой цивилизации, - труднодостижимая цель, осуществление которой требует бесконечных усилий субъекта (народа) и активной жизненной позиции.

       Таким образом, необходимость преодоления и подавления контрреволюционных тенденций во всяком развивающемся обществе, к сожалению, будет всегда. Приходится принимать то, что никогда нельзя изменить. Толерантность (принятие, терпение) к глупости, невежеству и асоциальному (эгоистическому) поведению некоторых людей не может быть абсолютной (безграничной). По отношению к ним приходится применять репрессивную «государственную машину власти» или, в отсутствие справедливой власти народа (пролетариата), революционный государственный переворот.
Вывод.

       Диалектический закон «отрицание отрицания» есть истина категории предыдущей - СТАНОВЛЕНИЯ двух противоположных моментов (тенденций): принятие (НЕОТРИЦАНИЕ) и отторжение (ОТРИЦАНИЕ), в том числе, с разрушением. В результате борьбы противоположностей, предполагающей их единство, образуется новое качество -  отрицание с удержанием (созиданием), то есть СНЯТИЕ. В том и состоит противоречивость, истинность и конкретность диалектического закона «отрицание отрицания». Закон описывает движение развития от целого к целому.

       К закону диалектики «единство и борьба противоположностей» в некоторых учебниках делается дополнительное разъяснение о том, что борьба противоположностей абсолютна, а их единство относительно. К применению категории «абсолютного» нужно относится с большой осторожностью, поскольку в диалектической логике используется приём «абсолютного отрицания абсолютного утверждения», вследствие чего всякое абсолютное становится своей противоположностью, то есть относительным. Нельзя абсолютизировать понятия «абсолютное» и «относительное», тем самым доводя их до абсурда – абсолютизма и релятивизма.

       Всякое абстрактное движение, каковым здесь выступает борьба, включает в себя моментом и покой, который является наиболее удачной формой движения. Абсолютное движение есть абсолютный покой, следовательно, и покой, и движение относительны. По Гегелю, в результате снятия СТАНОВЛЕНИЯ (борьбы противоположностей) образуется новое качество бытия – НАЛИЧНО СУЩЕЕ БЫТИЕ с его спокойной простотой. Таким образом борьба превращается в покой, а сложное единство множества противоположностей становится простым НАЛИЧНЫМ БЫТИЕМ, то есть тем, что ЕСТЬ - ПРОСТОТОЙ наличного бытия.

       Объективное противоречие никогда не уничтожается. Оно разрешается СНЯТИЕМ – отрицанием отрицания. Будучи всегда объективным противоречием, оно переходит из одного состояния в другое, то есть отодвигается на второй план, теряя на какое-то время в новых условиях бытия свою актуальность, находясь в глубине сущности иного явного объективного противоречия.  Противоположности по Гегелю не уничтожаются в борьбе, а «парализуют» друг друга, переходят одна в другую с исчезновением разности (различия) между ними. При этом необходимость в борьбе, сохраняясь, прекращается и замещается покоем.

        Диалектический закон «переход количества в качество», на самом деле, не означает перехода количества в качество. Количество и качество – относительно безразличные по отношению друг к другу философские категории. Материальный мир развивается от целого к целому, от бытия к бытию, от старого качества к новому качеству. Количество какого-то качества этому развитию только способствует (с перерывом постепенности, то есть скачком) через «узловые точки» отношений меры.


Рецензии