2018. 10. 06. Золотая земля. Кедровки на пастбище

Дневная температура упорно держится на высокой для текущего сезона отметке — плюс 15 градусов, однако картина окружающей природы меняется как в кино.

По пути в степь Чёртова пальца, сразу за автостоянкой, в выходные забитой легковым транспортом, натуралиста встречает нарядный в это время посёлок. Наряден он не изысканной архитектурой, а вмещающим лесом — его коттеджи расположены среди сохранённых на участках и у дороги старожилов смешанной тайги. Ограждённый от ветров лесистым хребтом, именно сейчас посёлок особенно декоративен. Разномастные его домики  прячутся среди золотых берёз, которые в вечернем свете сверкают драгоценными вставками в оправе чёрно-изумрудных в тени сосен и пихт. Всюду вороха опавших листьев: на тропинках и крышах, во дворах и среди травы. Хоть охапками собирай!

До сих пор стойко цветут у заборов единичные цветы чистотела, донника, василька, хлопушки, нивяника. Придорожный муравейник по-летнему оживлён.

Вхожу в берёзовую рощу: убранство её на земле, а сама земля цвета тёмного золота! Вечнозелёные осоки скрыты под рассыпчатым опадом. Желтоватая роща сквозит кудрями ветвей, немногие кроны ещё в поредевших шиньонах — от пышного великолепия прошлой недели осталось воспоминание. Оставшаяся листва успела потемнеть, поблекнуть. Зато частокол стройных пёстрых стволов мягко отражает лучи заходящего солнца: прозрачная роща далеко видна на просвет.

Молодой муравейник в роще густо присыпан листьями, гриб в яме дорос до размеров чайного блюдца. Ближе к краям невысокого купола наросло ещё четыре гриба и теперь можно их рассмотреть. Они без запаха на сломе, бурые сверху и снизу, пластинчатые, скорее всего, из паутинников. Этот муравейник расположен больше в тени, нежели на свету, и жителей на нём заметно меньше, чем у того, который не один год размещается у дороги. Наличие грибов внушает опасения о состоянии здоровья этого грандиозного проекта муравейника, так что буду наблюдать за развитием муравьиных событий.

Выхожу на простор: взгляд от однотонной степи сразу устремляется к пёстрым холмам. Берёзы почти облетели, зато жёлто-оранжевые лиственницы среди сосен великолепны — благодаря им склоны до самого снега будут неотразимы.

Наглядевшись на окрестные красоты, надышавшись вольного воздуха, я взглянула вокруг себя и, конечно, заметила изменения. В степи отчётливо проявились седые пряди злаков, среди них виднеются издалека сохранившиеся пальмообразные жёстковатые листья аконита.

Неужели что-то ещё цветёт? Ведь степь — не городской газон и даже не призаборный бордюр, защищённый от ветра.

Цветёт! Отыскала! Хотя цветы сейчас увидеть не просто — надо искать, вглядываться в однородное теперь пространство степи. На самом солнечном склоне, между первым утёсом и Чёртовым пальцем, углядела несколько пышных корзинок скабиозы — покачиваются на ветерке, словно лето вокруг! Кое-где на подсохших веточках качима скального белеют одинокие звёздочки цветков, очень милые, обычной, летней, величины. Вероника седая решилась на второе цветение — синеют султанчики, правда, совсем небольшие  — верхушечные.

Необыкновенно разрослись за тёплую осень розетки стевении — ёжатся густыми шариками. Среди сухих трав сверкают зеленью самые разные поросли — травы фотосинтезом запасают энергию на зиму.

У основания Чёртова пальца открывается самая живописная экспозиция долины Лалетины. Она тоже за неделю преобразилась: стоит сероватая, блёклая. Осины давно облетели, единичные листочки на берёзах причитают по лету, трепещут, вот-вот опадут.

А в степи продолжают скакать небольшие кузнечики! В вечерней тени они молчаливы, но там, где светят и греют закатные лучи, из трав раздаётся, ах, августовское стрекотание! Перелетают вдоль леса стайки разговорчивых синиц и поползней.

Поднимаюсь ко второму утёсу, выхожу из глубокого мрака ...в степь цвета золотистой соломы! И тропинка такая же золотая от берёзовых листьев! Вся земля вокруг золотая! Кругом безветрие и покой. Из тайги доносится меланхоличная флейта снегиря. Здесь хочется остановиться, присесть, налить в кружку горячего чая из термоса, приобщиться гармонии, романтическому настроению единения с природой, когда, кажется, ты исчезаешь в пейзаже и даже время куда-то растворяется. С таким же восторгом я в детстве глядела на мир.

Здесь, в степи среди скал второго утёса, оказалось неожиданно много цветущей юнгии, значительно больше, чем неделю назад. Выше плоской скальной площадки юнгия тоже решила повторно расцвести, выпустила свежие цветоносы, набрала бутоны. На гриве хребта отыскала среди засохших побегов одинокий цветущий сложноцветный. Нынче осень решила у нас погостить!

На хребте меня обогнала компания из пяти молчаливых (о, чудо!) кедровок. Птицы  опустились на вершине склона, чуть пониже тропинки, и рассыпались по земле. Что здесь надо таёжным жительницам? Я осторожно приблизилась и шла потихоньку за стайкой, наблюдая. Кедровки  — довольно крупные буроватые птицы со светлыми пестринами, с чёрно-угольной шапочкой, крыльями и хвостом, который украшен белой оторочкой. Они тоже за мной наблюдали, но не улетали, не особенно беспокоились, а что-то деловито выискивали, клевали с земли. Быть может, собирали муравьёв, а то и сочных кузнечиков? Деловитые, дружные, увлечённые «пастбищной охотой», они подпустили близко к себе и мне удалось сделать удачные их портреты.

06.10.2018

*Величественная граница леса и остепнённого склона Чёртова пальца. Справа долина Змеиного лога. В этом году тропинка от шин квадрациклов уподобилась колее.
Автор иллюстрации Ольга Немежикова


 


Рецензии
Запоздалые цветы!
Эх, осенние мечты!
Здесь цикорий, там капуста!
А на даче уже пусто!
Жаль кедровок много лет
В наших кущах больше нет!

С улыбкой ...

Юрий Панов 2   11.10.2018 17:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий!
Действительно, впервые видела кедровок на выпасе!

Ольга Немежикова   12.10.2018 06:27   Заявить о нарушении