Вдоль по басенкам
О воспитании, учении и образовании. – По басенкам. – Причём здесь басни, ДОТОГО – дорогой товарищ – господин?! Я с детства не люблю басен! Они меня сбивают с толку. – Мы же условились вести литературные беседы на основе басен Крылова, забыл, что ли? – Тогда начинай. Слушаю. – Так вот, ответь мне на вопрос: почему в воскресшей России воспитание в школах почти отменено, - в семьях рекомендуется воспитывать детей, а в школе лишь учить жить правильно среди людей, короче говоря, тому, как живут люди на рынке? – Не думал я об этом. Дай подумать. Так, люди очень многому научились у природы: летать, дома, машины строить, например. Конструкторы и архитекторы об этом прямо говорят. А вот своих детей все не люди – звери, птицы и кто там ещё – воспитывают только в семьях. Учение их дети проходят сами - на собственных ошибках учатся. Так надо делать и современным людям. Не «совкам». – Да, советского человека в учебных заведениях образовывали - учили и воспитывали одновременно, в совместном труде на общее благо. Пытались воспитать нового человека. Вопреки законам природы. Вроде бы получалось, но природа человека победила. К сожалению. К месту басни. ОГОРОДНИК и ФИЛОСОФ. Весной в своих грядах так рылся Огородник, как будто бы хотел там вырыть клад. А недоученный философ, который лишь из книг болтал про огороды, собрался тоже огурцы выращивать. Смеялся над соседом: «Сосед, как хочешь ты потей, а я с работою моей далеко от тебя уйду. Ты ведь никаким наукам не учился?» Тот отвечал «И никогда. Прилежность, навык, руки: вот все мои тут науки; Мне бог и с ними хлеб даёт. Коли ты путное что – то затеешь, я перенять его всегда готов». У Огородника взошло всё и поспело: он с прибылью, и в шляпе дело; а философ? Он всегда таков: остался он без огурцов. – Если сказать совсем уж честно, то я таков. Другая басня на ту же тему. ВОСПИТАНИЕ ЛЬВА: «Льву, кесарю лесов, бог сына даровал. Звериную вы знаете природу. Годовалый Львёнок давно уж вышел из пелёнок. Так к году Лев – отец не в шутку думать стал, как своего сыночка невежей не оставить. В нём царскую честь не уронить, когда сыну придётся царством править. Отдал он сына своего на обучение Орлу. Решил, что звери все, даже сам Слон, который был в лесах почтен, как в Греции Платон, Льву казались не совсем умными, или не правильно учёными. Проходит год и два; меж тем, кого ни спросят, о Львёнке ото всех лишь слышат похвалу: все птицы чудеса о нём в лесах разносят. Когда учение закончилось, явился сын. И говорит ему отец при всём честном народе: «Любезный сын, по мне наследник ты один и я тебе охотно царство сдам, скажи, чему учён ты, что ты знаешь и как ты свой народ счастливым сделать хочешь?» «ПАПА, - ответствует сынок, - я знаю то, чего не знает здесь никто: где какой птице вить гнездо, что есть и пить, какие яйца им нести положено по рыночному вечному закону. И птичьи нужды сочту вам до иголки. Вот от учителя тебе мой аттестат. Когда ж намерен ты правленье мне вручить, то я тотчас начну зверей учить вить гнёзда». Тут ахнул Царь и вес звериный свет; повесил головы Совет, а Лев – старик, как говориться, спохватился, что Львёнок пустякам учился, не то, не то он говорит. Важнейшая наука для царей: знать свойства своего народа и выгоды земли своей. – Да басня это заставляет думать не стандартно. Ещё одну на эту тему басню разберём. ВОЛК И ВОЛЧОНОК. Волк начал сына приучать отцовскому, известно какому, промыслу. Послал его свободно прогуляться. При этом примечать, нельзя ли счастья где отведать. На счёт, конечно, пастуха. Приходит ученик домой и говорит: «Пойдём скорей со мной! Обед готов: там под горой пасут овец, одна другой жирнее. А стадо таково, что трудно перечесть». (Право, как Россия для Запада). «Постой, - так волк сказал, - мне надо знать, каков пастух у стада. Чтобы самим нам не попасть в беду. Пойдём, я тебе к другому стаду приведу, где сбережем верней мы наши шкуры: хотя при стаде том и множество собак, да сам пастух дурак; а где пастух дурак, там и собаки дуры». – И эта басня не в бровь, а в глаз. С учением сегодня действительно проблемы. Тем более с образованием: учением и воспитанием. - Одних надо учить производить, других – торговать, третьих – управлять этим процессом. – Слушай, а ты пророк! Так всем и надо поступать в подлунном мире. – Ночью, что ли, надо теперь жить? В. Лоб.
Рецензии