334 Шпион Альстер JPG А53 23 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

334. Шпион «Альстер» JPG А53. 23 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Понедельник, 23 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 9.0°C, средняя: плюс 15.4°C тепла, макс.: плюс 20.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 03:54, заход солнца – 20:53 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 78%, Давление 763 мм. рт. ст. Скорость ветра - 3 м/с. Барометр начал "падать"...

Сегодня днём, в понедельник 23 июня 1973 года, к нам на якорную стоянку с северной части мыса Скаген, напротив двух шаров-куполов Скагенской РЛС, явилось шпионское судно радиотехнической разведки (JPG) ВМС ФРГ "Альстер" бортовой номер "А53".

Название озера в Гамбурге - Альстер - традиционно используется в германском военно-морском флоте для названия разведывательных кораблей различных проектов и годов использования. Это разведывательное судно ФРГ «Альстер» JPG А53 (А50) было построено 21.11.1960 года фирмой Unterweser в Бремерхафене (ФРГ) и сдано в эксплуатацию 21.03.1961 года в качестве траулера. Затем ВМС ФРГ приобрели этот траулер и в 1971 года переоборудовали его в "коллектор информации". Водоизмещение «Альстер» JPG А53 - 1187 т (1497 пк); размеры: 72.8 x 10.5 x 5.6 метров; скорость хода - 15 узлов (27,78 км/ч); мощность ГЭУ: дизель "Deutz" 1800 л.с.; экипаж - 90 человек.

На разведывательном судне ВМС ФРГ «Альстер» JPG А53 (А50) на крыше надстройки была сконструирована фальшивая "дымовая труба". На самом деле дым и газы дизеля ГЭУ выходили через полую кормовую грот мачту, которая конструктивно была сопряжена с косой элегантной фактической дымовой трубой. В фальшивой надстройке из радио прозрачного материала скрывались радары (РЛС и иные антенны): 1/Kelvin Hughes 14-7 и 1/TRS/N. Этот тип разведывательных судов ВМС ФРГ ("Альстер") нам был хорошо знаком по встречам в Балтийском море при сдаче элементов курсовых задач "К-1", "К-2", ПВО, ПЛО и ПДСС, а также во время сбор- походов и военно-морских учений. Эти западногерманские натовские суда отличались настырностью, стремлением втиснуться в ряды советских кораблей, подкрасться поближе к закрытым районам морских учений, приблизится к советским боевым корабля. Вот и сегодня «Альстер» JPG А53 подошёл на такую дистанцию к БПК "Свирепый", что я без помех сфотографировал его обычным фотоаппаратом "ФЭД".

Разведывательное судно «Альстер» JPG А50 (А53) в феврале 1989 года будет продано из ВМС ФРГ в ВМС Турции и будет носить имя "Юнус" б/н А590. Однотипное разведывательное судно типа "Oker" постройки 60-х годов ВМС ФРГ продадут ВМС Греции в феврале 1988 года. Конечно, эти разведывательные суда продали во второстепенные флота НАТО потому, что их моторесурс вырабатывался, а радиолокационное оборудование устаревало, но в 1973 году это были настоящей шпионские суда, поэтому они нахально лезли "во все дыры" и пытались вмешаться во все наши маневры и дела. Их можно было понять, но не простить...

На фотоиллюстрации видно, что в понедельник 23 июля 1973 года воды пролива Скагеррак были не спокойные, как воды пролива Каттегат под защитой низких берегов мыса Скаген. Наш БПК "Свирепый" покачивался под ударами невысоких 4-х балльных волн, стоя на якоре, а разведывательное судно «Альстер» JPG А53 находилось рядом в дрейфе на дистанции в несколько кабельтов (1 кабельтов - 185,2 м) и подрабатывало своей "машиной", чтобы компенсировать снос судна ветром и течением. Судя по интенсивному сбросу в море отработанных вод, которые выливались из бортовых отверстий в море бурным пенным потоком, на судне «Альстер» JPG А50 (А53) шла интенсивная работа машин и оборудования, которое требовало охлаждения, однако на палубе и на открытом мостике никого из людей, кроме вахтенных сигнальщиков-наблюдателей не было.

Наши и немецкие сигнальщики-наблюдатели внимательно смотрели за действиями друг друга, за малейшими изменениями в характере движения и поведения разведывательного судна «Альстер» JPG А53, так как наш БПК "Свирепый" был "привязан" к якорю и как флюгер описывал вокруг него дуги под действием ветра и течения. Да, стоять на якоре с северной стороны мыса Скаген и со стороны Северного моря было не то, что с юго-восточной стороны, где был почти полный штиль, нега и покой...

Следить непрерывно за судном шпионом было скучно и бесполезно, потому что наша служба РТС фиксировала только работу РЛС немецкого разведывательного судна «Альстер» JPG А50 (А53). "Рогачи" артиллерийского комплекса АК-726 БЧ-2 дежурили по боевой тревоге внутри одной орудийной башни, но стволы орудия в сторону судна «Альстер» JPG А53 не поворачивали... Такое "противостояние" продолжалось несколько часов, пока немцы на убрались куда-то далеко, вероятно, чтобы пообедать, а после обеда не вернулись. БПК "Свирепый" стоял на якоре на одном месте, никуда не собирался, на верхней палубе никакой жизнедеятельности не было, наши корабельные РЛС были зачехлены, параболические антенны не вертелись, корабль никаких "боевых излучений" и громких звуков не издавал. Казалось, что мы стоим на якоре в полном покое и ничего не предпринимаем...

На корабле жизнь и вахта текла по корабельным расписаниям и своим внутренним правилам, уже выработанным годками и старшинами во время якорной стоянки. Моряки приспособились к вахтам, к смене вахт, к режиму дня, к учебно-боевым тревогам, к режиму перемещения внутри корабля с учётом закрытых межпалубных люков и водонепроницаемых дверей. Молодые моряки под руководством командиров отделений и старших матросов уже хорошо освоили корабль и маршруты своих перемещений из кубриков на боевые посты и у личного состава экипажа БПК "Свирепый" даже начало появляться свободное время.

Я внимательно в корабельный перископический визир ВБП-451М с трудом (из-за качки) детально рассмотрел разведывательное судно «Альстер» JPG А53, спросил у начальника РТС капитан-лейтенанта К.Д. Васильева о наличии каких-либо изменениях в антеннах или в конструкции судна со времён нашей последней встречи, убедился, что изменений нет, что из-за качки нет возможности сфотографировать это судно, его надстройки и мостик вблизи, сделал несколько общих кадров и с разрешения вахтенного офицера ушёл к себе в ленкаюту писать отчёт о встрече с немецким шпионом.

Инструкция разведотдела штаба 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ требовала, чтобы я каждый раз после фотографирования какого-либо объекта , события или феномена тут же проявлял фотоплёнку, делал фотоснимки и записывал свежие впечатления и факты в отчёте, приложении к фотоснимкам и вещественным доказательствам (если таковые имелись). Отрезать в темноте от фотоплёнки в фотоаппарате несколько кадров, потом проявлять их, используя целый комплект проявителя и закрепителя, а потом с этих 3-4 кадров делать фотоотпечатки, опять затрачивая полный комплект фотореактивов, - всё это было очень накладно. У меня катастрофически быстро "таяло" всё - фотобумага, фотоплёнка, фотореактивы, возможности и надежды, что от всего этого будет польза и для меня и для фотолетописи корабля...

Правда, замполит уже не требовал фотографий для своих гостей-офицеров и для себя, но зато требовали мои друзья-годки. Славка Евдокимов, Витька Фёдоров, другие моряки старше меня по сроку службы на полгода-год, - все требовали от меня "по дружбе" фотографии в их личные ДМБовские фотоальбомы, потому что всем, абсолютно всем морякам, хотелось фотографий и как можно больше. Я знал, что молодые офицеры и командиры боевых частей, особенно, мичманы имели свои фотоувеличители, фотореактивы, фотобумагу, плёнку и фотоаппараты и сами фотографировали себя и тех, кого хотели. Примечательно, что почти до самого конца моей службы на флоте (ноябрь 1974 года) никто из офицеров и мичманов не предложил мне свою помощь, участие в деле создания фотолетописи корабля, не предложил мне часть своих фотопринадлежностей. Почему-то все считали, что у меня "бесконечное количество фотобумаги, фотоплёнки и фотореактивов, которые никогда не закончатся"... Увы, это было не так...

Уже в понедельник 23 июля 1973 года я просил заместителя командира корабля по политической части капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина, а также через вахтенного офицера у командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова подать заявку в штаб ВМБ Балтийск на фотопринадлежности (особенно фотобумагу разных форматов и фотореактивы). К сожалению с первым нашим судном обеспечения СМТ "Шексна" нам "фотопричиндалы", как называл их замполит, не прислали...

После обеда я вышел на сигнальный мостик подышать свежим морским ветром и узнать новости у сигнальщиков-наблюдателей БЧ-4, посмотреть на поведение разведывательного судна «Альстер» JPG А53, но его и след простыл. Поэтому я узнал время его "исчезновения" и окончательно оформил свой отчёт в разведотдел точным описанием встречи и расставания с разведывательным судном ВМС ФРГ «Альстер» JPG А53. Таким образом, к моему отчёту оставалось только приложить фотографии, что я и сделал после отбоя. Других приключений в этот день не было.

Волны убаюкивали, хотя и кидали меня в "люле" из стороны в сторону, поднимали и опускали так, словно я лежал на груди неровно дышащего мощного человека-великана. Гостей в ленкаюте не было, телефон молчал, дело было сделано, якорная цепь мерно скрипела и пела "колыбельную песню". Я был в носу корабля один и мне было хорошо и уютно в холодном зале ленкаюты на поролоновом матраце, выложенном на стол президиума. С переборки на меня строго, но доброжелательно смотрели портреты членов Политбюро ЦК КПСС, "шпионы" убрались домой и всё было "зашибись"... Спокойной ночи, Саня.

Фотоиллюстрация: 23 июля 1973 года. Граница между Северным и Балтийскими морями. Пролив Скагеррак. Мыс Скаген. Разведывательное судно ВМС ФРГ «Альстер» JPG А53. Это было остроносое судно «гражданских» очертаний, по виду рыболовный сейнер, а на самом деле судно радиоэлектронной разведки и борьбы. «Альстер» имел две мачты – фок и грот (или бизань) на корме. Кормовая мачта была одновременно и дымовой трубой для ГЭУ (главной энергетической установки) судна. Надстройки на шкафуте, в том числе большая красивой формы «труба», как у круизного пассажирского теплохода, были фальшивыми – внутри располагались параболические антенны устройств радиоэлектронной разведки и борьбы (постановщики помех). Натовский «Альстер» JPG А53 «приклеился» к нам и теперь несколько дней будет приходить и дежурить рядом с нами на якорной стоянке у мыса Скаген. Примечательно, что на его палубе почти никого не было, видимо, все сидели у своих пультов локаторов…


Рецензии