Записки линейного пилота. Случай - из ряд вон!

На снимке с сайта  russianplanes.net ; наша авиация - Ан-2М СССР-42641.
Именно его пилотировал на АХР (авиахимработах) Игорь Трофимов, один из героев описанного ниже приключения.
   
20 мая 1964 года летчик-испытатель ОКБ О.К. Антонова,  И.Е.Давыдов, впервые поднял в воздух Ан-2М СССР-42641.
   
С 12.03.1971 г. этот же Ан-2М, но уже под № СССР-13341 принадлежал МАП -  Министерству Авиационной Промышленности.

С конца 1970-х и приблизительно до середины 1980-х годов он эксплуатировался на АХР в Самаре (Куйбышев - Смышляевка).
   
С 1987 Ан-2М СССР-13341 принадлежал уже МОМ - Министерству общего машиностроения, КМЗ - Куйбышевскому механическому заводу "Салют".
 
А в 1987 г, был порезан/уничтожен в в Куйбышеве-Самаре.


 "Всё тайное, рано или поздно, становится явным"!
Сократ.

Мой рассказ основан на реальных событиях.

Рассказ это художественное произведение, в котором, естественно,  присутствует и художественный вымысел.

А именно:

1) Отмечание счастливого спасения загрузчицы Надежды прошло гораздо скромнее:
бутылкой шампанского для и коробкой дорогих конфет для неё.

2) Пастух дед Фёдор, персонаж придуманный для отражения на его примере реакции деревенских жителей, наблюдавших полёт Ан-2М с "седоком" наверху .

Имена и фамилии лётчиков этого рассказа указаны настоящие.

Командир эскадрильи Геннадий Николаевич Дедов, ушёл в небо от онкологии.

Замечательный он был командир, человек и лётчик!

Игорь Трофимов, к сожалению, ушёл в небо очень рано, в тридцать с небольшим лет из-за сердечной недостаточности.

Я поначалу не хотел упоминать фамилии персонажей, но времени со дня совершения этого воздушного приключнния утекло уже много,

Теперь фигурантам уже ничего не грозит и я решил всё же указать и их фамилии.
   
                Пролог

    Об этом событии я узнал спустя несколько лет, уже летая после Ан-2 командиром на Ту-134, от своего второго пилота Петра Красникова, переучившегося на "Тушку" - самолёт Ту-134 позже меня.

А о деталях мне поведал бывший в то время командиром Ан-2 на оперативной точке АХР (авиахимработ) с/з "Дружба" и, ставший свидетелем этого полёта, мой коллега Александр Жарков.

Я и сам ранее "химичил" на Ан-2 на этой оперативной точке.

                Совхоз "Дружба"

    Итак, в мае, с оперативной точки совхоза "Дружба" села Елховка, тогда ещё Куйбышевской, а ныне Самарской области, летали, выполняя рассев минеральных удобрений два борта: одноместный Ан-2М и двухместный Ан-2.

Ан-2М пилотировал мой сокурсник по Краснокутскому лётному училищу Игорь Трофимов, по прозвищу Шентала.

Шентала это районный центр на севере Самарской области, откуда и был родом Игорь.

Командиром же Ан-2 был Александр Жарков.

                Игорь

    Своё прозвище Игорь получил не без основания.
Для проверки у него навыков самолётовождения и на обратном пути техники пилотирования, в составе экипажа, в правом кресле, полетел командир эскадрильи Дедов Геннадий Николаевич.

Разместившись в проёме двери кабины, на стопорной струбцине с подушкой от пассажирского сиденья для мягкости - традиционном месте штурмана, Игорь приступил к своим обязанностям.

                "Шентала"

    Игорь был очень общительным, весёлым и непосредственным парнем, поэтому, вместо ведения визуальной ориентировки и счисления пути, болтал с хорошенькими пассажирками.

Заметив такое не серьёзное отношение к своим обязанностям, комэск спросил его:

"Трофимов, где летим"?
А летели они с пассажирами на юго-запад, в село Духовницкое Саратовской области.

Взглянув вперёд на подстилающую поверхность, а затем и на карту, Игорь уверенно ответил:

"А, вон, Щентала впереди", - и указал на населённый пункт по курсу самолёта.

Напоминаю, что Игорь был родом из села Шентала, находящимся на севере Куйбышевской области.

Название деревни Шентала вместо звука (Ш) он произносил с мягким мордовским акцентом, что-то среднее между Ш и
Щ.

Комэска это высказывание Игоря очень позабавило и он не стал накладывать взыскания, но на разборе полётов, рассказал об этом случае.

С тех пор Игорь и получил произвище "Шентала".

                Надежда

    Загрузчицей минеральных удобрений была симпатичная, цветущая тридцатилетняя разведёнка Надежда.

На загрузке она обслуживала оба борта.

Женщина, к тому же, она была не слабая, с сильными руками деревенской бабы, привыкшей к тяжёлому крестьянскому труду.

Однажды, Александр испытал силу рук Надежды на себе, обняв её за талию.

Надежда так сильно сжала его шаловливые ручки, что он впредь прекратил всякие попытки обнимания.

                Обязанности

    Обязанности загрузчицы заключались в следующем:
она поднималась по ступенькам левого борта самолёта на верх фюзеляжа, открывала специальным рычагом люк химбака, а на Ан-2М он длиннее чем на Ан-2 и направляла конус загрузчика в отверстие люка.

После загрузки спускалась на землю.

Авиатехник обязан был следить за работой загрузчицы и, когда она спустится, жестом дать команду командиру на запуск двигателя, и выруливание на старт.
               
                Раздолбай Валера

    Разморённый майским солнцем авиатехник Валера, в одних трусах, чтобы позагорать на чехле от двигателя, не проверив спустилась ли Надежда, дал отмашку-разрешение на запуск и выруливание.

Игорь запустил движок и, прямо с места загрузки, для сокращении времени пребывания на земле, пошёл на взлёт, не проверив спустилась ли загрузчица, а надо бы было проверить, для этого достаточно было лишь посмотреть назад.

Спешка, невнимательность и раздолбайство в авиации приводит к тяжким последствиям.

Взлетать от места загрузки категорически запрещено, даже если размеры лётного поля позволяют это сделать.

Но, иногда и я сам, летая на АХР, если позволяли размеры площадки, и многие другие лётчики по всей стране, шли на зто нарушение ради сокращения времени пребывания на земле, чтобы выполнить больший объём авиахимработ.

Если бы Игорь не спешил, посмотрел бы назад, прорулив на обозначенное разметкой место старта, то обслуживающий персонал непременно бы заметил орущую и не успевшую слезть загрузчицу, и остановил бы Игоря.

Поэтому, неуспевшая слезть Надежда осталась наверху, вцепившись в рычаг люка.

Крики её услышал лишь авиатехник Валера, но, поздно! Самолёт уже разбегался для взлёта.

                Полёт Надежды

    В это время Ан-2 под управлением Александра, закончив выполнять заходы на поле, которое находилось рядом с аэродромом, приземлился и рулил к загрузочной площадке.

Навстречу неслась гурьба обслуживающего персонала во главе с авиатехником.
 
- Что-то не в порядке с нашим самолётом, - с тревогой подумал он и остановился.
Подбежал авиатехник Валера с криком:

- Надька с Игорем улетела.

- Покататься что ли?

- Спросил с облегчением Александр.

- Нет, не успела слезть.
   
Александр обомлел
Теперь хана.
Упадёт Надька, разобьётся.

Приедет комиссия, накопает столько всего, что прощай любимая авиация.

И Надежду жалко.

- Игорь, набери двоечку, - сказал он в эфир, чтобы изменить частоту УКВ радиостанции, дабы не слышали другие экипажи и авиадиспетчер, работавшие на прежней частоте.

- Игорь, у тебя Надежда на верху летит, - взволнованно сказал он в эфир.
Игорь не поверил.

- Гоша, я серьёзно, Надька не успела слезть, висит на ручке рычага загрузочного люка, садись скорее!

К тому времени, Игорь уже успел долететь до поля и начать его обработку, выполняя снижения, наборы, стандартные развороты с кренами 30 градусов и более.

Как при таких эволюциях самолёта держалась не срываясь Надежда, - одной ей известно и богу.

Прекратив резкие эволюции, Игорь направил  самолёт на аэродром.
Руки на штурвале тряслись, ноги на педалях вибрировали.

"Лишь бы удержалась, не сорвалась, иначе тюрьма", - думал он.

С земли все как зачарованные смотрели на Надежду, парящую над фюзеляжем.

Её длинные тёмные волосы развивались шлейфом во встречном потоке воздуха.
Зрелище было впечатляющее.

                Удачное приземление

    Выполнив заход "блинчиком", почти без кренов, Игорь приземлился, сразу же остановился, выключил двигатель и выбрался из кабины.

Надежда лежала на фюзеляже, не выпуская ручки люка из рук.

Он уговорил её разжать пальцы рук, мертвой хваткой вцепившихся в ручку люка и помог спуститься.
   
Подскочил авиатехник Валера, точным ударом в челюсть Игорь отправил раздолбая в нокаут.

Надежда выглядела, как ни странно, не очень-то испуганной, только была слегка бледной и её тёмные, роскошные волосы стояли дыбом, видимо, от пережитого страха и встречного потока воздуха.

                Разрядка

    Это, из ряда вон выходящее событие, по счастливой случайности не закончилось трагедией.

По этому поводу оба экипажа, пережившие сильнейший стресс, запросили у базы выходные на три дня.

Так как на следующий день было девятое мая - День Победы - разрешение было получено.

Закупив для Надежды ящик шампанского, фрукты, торты, коробки с  конфетами и другую вкусную снедь, а для себя водки, и соответствующую под неё закусь, отправились праздновать День Победы, и счастливое Надеждино спасение.

                Простодушная героиня

    Изрядно выпив, но не захмелев из-за полученного стресса, а лишь слегка расслабившись, ребята осторожно попросили Надежду рассказать о пережитом.

Как оказалось, самыми страшными для неё были не те минуты, когда её болтало и в верх, и вниз, и из стороны в сторону, во время всех эволюций самолёта.

Самым ужасным для неё был полёт самолёта над озером, поскольку она не умела плавать, поэтому боялась сорваться, упасть в воду и утонуть.

Все были восхищены её смелостью и выдержкой, и поражены её простодушием.

                "Шило в мешке не утаишь", - пословица.

    Хотя оба экипажа и просили свидетелей этого события о не разглашении произошедшего, так как это грозило бы Игорю увольнением с лётной работы, административным или даже уголовным наказанием, всё же, через несколько месяцев эта информация дошла до командира лётного отряда Игоря Константиновича Михайлова.

Вызвав к себе в кабинет командира Ан-2 Александра Жаркова как свидетеля, он попросил рассказать его о том, как это загрузчица умудрилась "летать" на верху фюзеляжа самолёта, на что тот отвечал, что "слЫхать ничего не слЫхивал и знать ничего не знал об этом случае".

На этом все расспросы и прекратились.

Никому не было выгодно раскручивать это дело.
Полетели бы многие начальнические головы!

                Молва-сплетня

    С лёгкого языка пастуха деда Фёдора, молва о том, как Надька "летала верхом на самолёте", чему он был невольный свидетель, долго гуляла по Елховке и окрестным деревням, обрастая всё новыми небылицами и сплетнями.

Спустя годы, отдыхая в санатории "Сергиевские минеральные воды", что в Самарской области, я случайно познакомился и разговорился с мужиком, который оказался тем самым трактористом из Елховки, работавшим на загрузке самолётов химикатами.

Он с иронией отозвался о якобы трусливой Надьке, которая после посадки с обезумевшими от страха глазами, сидела на хвостовой части фюзеляжа самолёта, вцепившись в продырявленную ногтями обшивку киля, описавшись и наложив в штаны, и её долго уговаривали спуститься вниз.

                Эпилог

    Это оказалось брехнёй.

Что и подтвердил мне недавно Александр Жарков, командир того самого Ан-2, работавшего в паре с Ан-2М, который пилотировал Игорь Трофимов на оперативной точке совхоза "Дружба".

Александр благополучно закончил лётную карьеру, долетав на Ту-134 до пенсиона.

С его слов Надежда была героиней, отважной, красивой и весёлой женщиной.

Вот, так и рождаются, и мифы, и сплетни.

Николай Григорьев из Волгограда, ранее летавший в Перми и, прочитавший мой рассказ, сообщил мне, что подобный случай "полёта" с загрузчиком на фюзеляже Ан-2, был и у него.

На АХР бывало всякое: и романтические, и курьёзные, и опасные ситуации.

И это очень хорошо отражено пожалуй в единственном, на мой взгляд, правдивом фильме о лётчиках "Разрешите взлёт", главные роли в котором исполнили замечательные актёры:

Анатолий Папанов, сыгравший старого опытного командира Ан-2,

Семён Морозов, сыгравший второго пилота,

Валентин Гафт, сыгравший командира звена.

    Светлой памяти рано ушедшего Игоря Трофимова и всем лётчикам-химикам посвящается!

Моя проза: http://www.proza.ru/avtor/z89371889507z1

Мои стихи: http://www.stihi.ru/avtor/z89371889507z1
   


Рецензии
Повезло, что все так хорошо закончилось. Спасибо.

Владимир Лыгин   21.09.2023 07:24     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир за положительную рецензию.

Безусловно могли встречаться и в Уфе, и в Берёзе, и в эфире.

Мне понравился Ваш рассказ "Муравейник".

Желаю успехов на ниве творчества.
С уважением Сергей.
23.09.23.

PS:
Приглашаю на свои стихи: http://www.stihi.ru/avtor/z89371889507z1

Сергей Разживин   23.09.2023 21:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.