333 Skagen radar base 23 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

333. Skagen radar base. 23 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Понедельник, 23 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 9.0°C, средняя: плюс 15.4°C тепла, макс.: плюс 20.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 03:54, заход солнца – 20:53 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 78%, Давление 763 мм. рт. ст. Скорость ветра - 3 м/с.

В понедельник 23 июля 1973 года с утра, после обычных утренних гигиенических процедур, завтрака, смены вахт, развода по нарядам и других неотложных дел ГЭУ (главная энергетическая установка) БПК "Свирепый" была приведена в рабочее состояние, необходимое для съёмки корабля с якоря и перехода морем на новое место стоянки. По команде с ходового мостика "в машине" опробовали "на холостом ходу" рулевую машину и запустили турбины. Об их готовности на ходовой мостик доложил командир БЧ-5 капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин. Опять проверили работу телефонов в машине и румпельном отделении, опробовали звуковые сигнальные средства аварийного управления, сравнили показания корабельных часов и сверили машинный телеграф на мостике и в ЦПУ (центральном посту управления) ГЭУ. (Здесь и далее цитатное изложение данных руководства "Маневры при съёмке и постановке судна на якорь и плавучие швартовые сооружения" - автор).

На брашпиль на баке подаётся питание и вода для обмыва якорной цепи и якоря. На бак БПК Свирепый" вызвали офицера, боцмана и матросов, которые подготовили якорное устройство, произвели внешний осмотр брашпиля, повернули его на холостом ходу, убедились в исправности его работы, проверили наличие воды в пожарной магистрали и доложили о готовности якорного устройства к съёмке корабля с якоря. Вахтенный офицер доложил о готовности старпому, а старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов доложил командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову. По команде с ходового мостика на бак: "Вира якорь!" боцман ослабил ленточный стопор и привёл в работу брашпиль.

Офицер, руководящий выборкой якоря, контролировал состояние выходящей из воды якорной цепи и постоянно докладывал по телефону на ходовой мостик о её направлении, натяжении, выборке. Боцман, управляя брашпилем, сообщал звонками прохождение очередной смычки якорной цепи. Количество звонков указывает, сколько смычек прошло через брашпиль. Офицер на баке также сообщал на ходовой мостик прохождение количества смычек. Матросы следили за правильностью укладки якорной цепи в цепной ящик, за чистотой обмыва якорной цепи в клюзе и при необходимости дополнительно промывали её в якорном клюзе из брандспойта. Когда якорная цепь заняла вертикальное положение, то есть такое положение, когда нос корабля встал точно над якорем и начал подниматься шток якоря, боцман дал частые звонки (а должен был часто бить в рынду - автор). Это был момент сигнала -доклада: "Якорь встал!". С момента отрыва якоря от грунта, корабль перешёл из состояния "на якоре" в состояние "на ходу". В этот момент на штоке на баке спускается якорный шар (в тёмное время суток выключают якорные огни и освещение палубы) и включают ходовые огни.

Акватория якорной стоянки у мыса Скаген в проливе Каттегат в понедельник 23 июля 1973 года была очень благоприятной - штиль, слабый ветер, слабое течение, поэтому пока якорь не вышел из воды, ход БПК "Свирепый" не давали, так как якорь мог быть "нечист", то есть весь в налипшем иле, донной грязи. Поэтому якорную цепь усиленно чистили струями забортной воды из брандспойта, о прохождении смычек и состоянии якоря офицер докладывал на ходовой мостик, в том числе и так: "Якорь вышел из воды, чист". После выхода "чистого якоря" из воды его хорошенько промыли мощной струёй воды и подняли на своё место в якорном клюзе. После этого боцман сообщил об этом событии на мостик тремя четкими звонкам и доложил офицеру на баке: "Якорь на месте". Офицер репетовал этот доклад на мостик. Кстати, "подрывать" зацепившийся якорь самым малым ходом вперёд не пришлось, дно якорной стоянки у мыса Скаген песчано-гравийное илистое, очень удобное для безопасной якорной стоянки.

Маневр съёмки БПК "Свирепый" с якоря командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров выбрал таким, чтобы к моменту окончания съёмки с якоря корабль занял наиболее выгодное положение для начала движения в сторону от берега, от мыса Скаген. Таким образом нам не пришлось круто поворачивать и БПК "Свирепый", сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее пошёл к новой точке нашего боевого похода первой БС (боевой службы) - в обход остроконечного мыса Гренен в район на границе пролива Каттегат и Скагеррак, разделяющий Балтийское и Северное моря. Мыс Гренен (Grenen) - это самая северная точка Дании, находящаяся невдалеке от маленького города рыбаков, туристов и курортников Скаген (Дания).

С выходом с якорной стоянки якорь закрепили по-походному, то есть боцман и матросы обжали ленточный стопор, разъединили механизм брашпиля и звёздочку, закрепили винтовые и дополнительные стопора, удерживающие якорную цепь и шток якоря в клюзе. Палубный клюз поднятого левого якоря на время перехода морем закрыли металлическими крышками. Брашпиль и его пульт управления зачехлили. Кстати, съёмкой с якоря с ходового мостика руководил сам командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров.

Понедельник - это первый день недели и день рабочий, то есть наполненный работой, службой, ответственными занятиями и делами. Тоже самое в ВМС НАТО, в частности, Дании и ФРГ. Поэтому с утра над БПК "Свирепый" и рядом с нашим кораблём появились в воздухе и на море патрульные натовские самолёты и шпионские суда. Наш БПК проекта 1135 типа Буревестник" (по натовской классификации - Krivak I, II, III) был практически новейшим и самым современным противолодочным кораблём в мире (первый в серии боевых кораблей пр.1135 - БПК "Бдительный" начал боевую службу в 1970 году), поэтому интерес разведки ВМС США и НАТО к нам был интенсивный.

Погода в этот понедельник 23 июля 1973 года в проливе Каттегат Балтийского моря была прекрасная, лётная, прогулочная, поэтому над нами летали самолёты, а "шпионы" с самых разных судов фотографировали наш корабль. Мы вышли в акваторию пролива Каттегат достаточно далеко, почти на международный фарватер движения танкеров, грузовых и пассажирских судов, обогнули остроконечный мыс Гренен, пересекли границу вод Северного и Балтийского морей (лоб этом расскажу в другой новелле подробнее), а затем вновь выполнили все необходимые мероприятия и элементы выбора места для якорной стоянки. Фактически БПК "Свирепый" вернулся к мысу Скаген, только с другой (северной) стороны и встал на якорь напротив двух куполов Скагенской радиолокационной станции ВМС Дании.

Что мы знали о Скагенской радиолокационной станции? Те, кому положено было знать о таких станциях, знали всё, что нужно, но мне об этих двух шарообразных белых куполах, расположенных рядом, на одинаковых основаниях, только разной высоты, и высокой ажурной антенне было известно только одно - это Skagen radar base. Denmark / Nordjylland / Skagen, её координаты: 57°44'36.0"N, 10°36'08.0"E или 57.743333, 10.602222 и это военный объект ВС Дании.

По секретному справочнику кораблей и самолётов США и НАТО выходило, что в 85 км от этой Скагенской радарной станции располагалась Aalborg Air Base (Дания: Авиакомпания Ольборг) - военная база для датских ВВС (IATA: AAL, ICAO: EKYT) с раздельной ВПП (взлётно-посадочной полосой) для военных и аэропорта Ольборг (57°5'40"N, 9°51'4"E). В состав подразделений Королевского датского ВВС входит авиаотряд 721, который является эскадрильей воздушного транспорта, оснащенной самолетами «Локхид С-130J-30» Hercules и CL-604 Challenger. Aalborg Air Base является также базой для элитного подразделения специальных сил Дании "Jaegerkorpset". Кроме этого на авиабазе Ольборг до 10 января 2006 года будет располагаться 726-я разведывательная эскадрилья, которая оснащена истребителями-бомбардировщиками, самолётами Lockheed F-16MLU Fighting Falcon. В 2006 году самолёты этой эскадры будут отправлены на авиабазу Skrydstrup.

В 135 км от Скагенской радиолокационной станции в месте Hevring skydebane Denmark / Arhus / Auning / с координатами 56°31'17"N, 10°24'56"E также рапоолагался какой-то военный объект ВС Дании. В 199 км от Скагена располагается город Holstebro kaserne Denmark / Ringkobing / Holstebro / Dragonkasernen (Дом Ютландского драгунского полка в Холстебро). Здесь базируются все танки датской армии. Казармы в случае войны должны были использоваться в качестве американского военного госпиталя. В 240 км к северу от Скагена на полуострове Листа в Фарсунде (Норвегия) располагается аэропорт Фарсунда, Листа (58°6'5"N, 6°37'42"E), который оснащён выровненной бетонной взлётно-посадочной полосой шириной 290 футов (88,392 м). 281 км разделяет Скаген от военной части гражданского аэродрома Осло Гардермоен, здесь размещались военно-транспортные самолёты C-130J Hercules.

В этот понедельник я был настроен "по-боевому", потому что нас регулярно облетали натовские патрульные самолёты на разных высотах и к нам приближались натовские разведывательные суда, переоборудованные из рыболовецких сейнеров. Мне очень интересно было узнать побольше о военно-морских силах Дании, ФРГ, НАТО, об их возможностях и о наших возможностях им противостоять. Воспользовавшись моментом затишья после постановки на якорь в новом месте, после того, как спало общее напряжение и возбуждение, сфотографировав через окуляры корабельного перископического визира ВБП-451М купола Скагенской радиолокационной станции, я решился и вслух спросил у вахтенного офицера: "А каково значение этой станции для нас, для флота, для войны с нами?".

После того, как "гости" - старшие офицеры и флагманские специалисты "разобрали" на части и на сувениры всю мою первую корабельную стенгазеты с фоторепортажем о подготовке БПК "Свирепый" в БС и о первом дне БС (боевой службе), я невольно полностью "игнорировал и не замечал" этих офицеров, они для меня просто "потерялись", я их "в упор не видел", но с их стороны, наоборот, я стал вдруг "замечаемой фигурой" на ходовом мостике. Теперь, например, мне не надо было ждать момента, чтобы протиснуться между гостями-офицерами - они сами давали мне дорогу, когда мне надо было с фотоаппаратом быстро отскочить от визира и выскочить на крыло мостика. Теперь все знали, что я не случайный матрос на ходовом мостике, а визуальный разведчик, фотограф, фотолетописец корабля.

Мой вопрос вахтенному офицеру остался без ответа, но чуткий второй командир БПК "Свирепый" капитан 2 ранга Михаил Владимирович Суханов через некоторое время отреагировал на мой вопрос и завёл с командиром корабля капитаном 3 ранга Е.П. Назаровым и с кем-то из гостей - флагманских специалистов разговор о значении ВС Дании на ТВД (театре военных действий) в Балтике.

- Конечно, - сказал капитан 2 ранга М.В. Суханов, - вооружённые силы Дании не сравнимы с нашими вооружёнными силами, но стратегическое положение Дании в Проливной зоне, несомненно, очень важное. Здесь можно разместить множество военных объектов, которые легко могут "запереть" Балтику.
- Наш Генштаб ВС СССР и Минобороны постоянно занят тем, чтобы найти адекватный ответ всем попыткам США и НАТО нарушить баланс сил в Проливной зоне, изменить условия и правила прохода наших кораблей, особенно, новых подводных лодок Датскими проливами. Швеция пока нейтральна к НАТО, но королевство Дания, хочет она этого, или не хочет, уже в НАТО и в любой момент может быть занята и усилена американскими войсками.
- Так что эти купола Скагенской радиолокационной станции - это форпост, "глаза и уши", США и НАТО на мысе Скаген, который является естественным сторожем входа-выхода в Балтику и из Балтики.

- Я думаю, - сказал капитан 3 ранга Е.П Назаров, - что значение Дании, как ключевого игрока НАТО на севере Европы, не ограничивается её сторожевыми функциями в Проливной зоне. Дания формально владеет островом Гренландия, а это естественная важнейшая военная база в Арктике. Там будут самые главные события будущей войны...
- Если ВМС Швеции и Дании сейчас больше заняты боевыми задачами противодействия нашему Балтийскому флоту России, то в будущем они начнут активно действовать на Арктическом ТВД, вот увидите.
- Да, вы правы, - подтвердил слова командира БПК "Свирепый" второй командир корабля. - Королевство Дания владеет Гренландией, которая наиболее близка к Северному Полюсу, и является крупнейшим атлантическим островом. В Гренландии размещается американская РЛС системы предупреждения о ракетном нападении AN/FPS-132 EWR и другие военные объекты, о которых многое ещё неизвестно.

- Военная политика Дании агрессивнее военной политики, например, ФРГ, - продолжал М.В. Суханов. - ВВС Дании выполняет сотни регулярных вылетов своей патрульной и разведывательной авиации, а ВВС ФРГ летает только по поводу, по приказу, по случаю. Дания не может физически осваивать Арктику, но её "заявка" на арктический континентальный шельф перекрывает часть наших арктических территорий, а это, в будущем, нефть, ресурсы, возможности.
- Дания хочет иметь все выгоды и прибыли от своего положения на условной линии контроля разграничения между Балтийским флотом ВМФ России и океанской зоны, входящей в ОВМС НАТО в Северном море и Атлантическом океане. Так что в глазах США королевство Дания - это важный партнёр, которого надо поддерживать, ублажать, защищать.
- Военная доктрина Дании может измениться в любой момент с нейтральной на агрессивную либо по просьбе командования ВС США-НАТО, либо при изменении военно-стратегической обстановки на Северо-Европейском ТВД. Датчане веками "стригли купоны" с пошлин за проход через их террводы, это их "хлеб с маслом".

Командиры корабля и гости-офицеры ещё долго обсуждали вопросы противодействия Балтийского флота ВМС Дании, Швеции и ФРГ, но я уже перестал прислушиваться к этим разговорам. Кроме этого пора было заняться своими делами в ленкаюте, потому что после того, как мы встали на якорь со стороны мыса Скаген, открытой ветрам и волнению из Северного моря, интерес к нам утих, нас оставили в покое и жизнь на корабле под надзором близкой к нам Скагенской РЛС ВМС Дании пошла обычным корабельным распорядком. Однако интерес к нашим "вероятным противникам" у меня не пропал, а наоборот, усилился. Я вернулся в ленкаюту и перелистал все имеющиеся в корабельной библиотеке журналы "Морской сборник" и "Зарубежное военное обозрение", но ничего о ВМС Дании не нашёл. Тогда я обратился к замполиту и капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин отослал меня к единственному офицеру из экипажа БПК "Свирепый", который серьёзно интересовался подобными вопросами и читал "от корки до корки" все журналы и газеты, который мы выписывали в библиотеку, - к начальнику РТС и парторгу капитан-лейтенанту Константину Дмитриевичу Васильеву.

Константина Дмитриевича Васильева я "поймал" на верхней палубе средней надстройки, где он проверял надёжность крепления брезентовых чехлов на РЛС и оборудовании РТС. Он серьёзно и терпеливо выслушал мой сбивчивый вопрос и объяснение необходимости знать состав и вооружение военно-морских сил наших "вероятных противников" и обещал зайти вечером ко мне в ленкаюту, чтобы обстоятельно поговорить на эту тему. Увы, дальнейшие события БС (боевой службе) помешали, но зато отныне на всех политзанятиях и занятиях по боевой подготовке командиры боевых частей и офицеры - руководители групп и команд - начали рассказывать личному составу о вооружении и боевых кораблях флотов НАТО и США. Причём эти рассказы были не только "научно-популярными", но профессиональными, то есть с анализом ТТХ и возможностей кораблей и самолётов, которые кружили над нами и могли потягаться с нами в морском бою. Вот почему мы на нашей первой БС (боевой службе) не страшились всяких там британских эсминцев, германских фрегатов и американских ударных авианосцев, а воспринимали их "по-деловому", как реальных и доступных нашему оружию противников.

Только сейчас, работая над книгой "О службе на флоте. Легендарный БПК "Свирепый", я узнал из материалов журнала "Зарубежное военное обозрение" и из других открытых источников реальный состав ВМС Дании 1973 года, количество и тактико-технические данные кораблей, подводных лодок, судов, самолётов и других военных объектов. (Далее цитатное изложение данных о ВМС Дании из открытых источников 1975-2014 годов - автор).

"В апреле 1973 гида датский парламент (фолькетинг) принял новый военный закон, определяющий предназначение и задачи вооружённых сил страны, а также основные пути их дальнейшего строительства в соответствии с требованиями командования блока НАТО, участником которого является Дания. Следуя в фарватере агрессивной политики НАТО, правящие круги Дании активно поддерживают мероприятия блока по дальнейшему наращиванию военных расходов и гонке вооружений. Эта цель и определяет строительство датских военно-морских сил".

ВМС Дании состоят из военно-морского флота и береговой обороны. Командование оперативных сил ВМС Дании (штаб оперативного соединения флота) находится в Орхусе. В нём пять эскадр боевых кораблей и катеров (подводных лодок, фрегатов, торпедных катеров, минных заградителей, тральщиков) и дивизион кораблей охраны рыболовства. Остальные боевые корабли и часть вспомогательных судов включены в состав пяти военно-морских районов: Каттегат (штаб в ВМБ Фредериксхавн - недалеко к югу от городка-порта Скаген), Большой Бельт (Корсёр), Зунд (Рёдвиг), Лангеланн (Багенкоп), Борнхольм (Рённе). Гренландия и Фарерские острова имеют отдельные командования, подчинённые в оперативном отношении командующему оперативными силами ВС Дании. Система управления ВМС Дании построена по принципу повседневной и оперативной организации. Административное руководство осуществляет командующий через штаб ВМС (расположен в Копенгагене), а оперативное управление — главнокомандующий ВС Дании через штаб обороны.

В условиях мирного времени ВМС Дании находятся в национальном подчинении, за исключением кораблей, приписанных к постоянному соединению ВМС НАТО на Атлантике. В случае угрозы возникновения вооружённого конфликта или начала военных действий командование оперативных сил с подчинёнными ему соединениями кораблей передается в состав объединённых ВМС НАТО в зоне Балтийских проливов. В 1973 году в ВМС Дании было около 60 боевых кораблей и катеров, до 10 вспомогательных судов и 15 вертолётов поисково-спасательной службы. Численность личного состава ВМС Дании колеблется в пределах 6000 человек. Большинство боевых кораблей ВМС Дании построено до 1965 года и имеет устаревшее вооружение и оборудование. Ядро флота составляют подводные лодки и фрегаты.

ВМС Дании имеют шесть подводных лодок: четыре типа «Дельфинен» и две типа «Нарвален». Последние являются наиболее современными, они построены в 1970 году. Водоизмещение надводное 370 т, подводное 450 т; длина 44,3 м, ширина 4,6 м, осадка 3,8 м; скорость хода надводная 12 узлов, подводная 17 узлов; вооружение: восемь носовых 533-мм торпедных аппаратов. Экипаж 22 человека. Подводные лодки типа «Дельфинен» построены в 1958-1964 годах. Водоизмещение надводное 595 т, подводное 643 т; длина 54 м, ширина 4,7 м, осадка 4 м; скорость хода (надводная и подводная) 15 узлов; вооружение: четыре носовых 533-мм торпедных аппарата. Экипаж 33 человека.

Из шести фрегатов, находящихся в составе флота, два корабля типа «Педер Скрам» были построены в 1966-1968 годах. Их водоизмещение стандартное 2030 т, полное 2720 т; длина 112,6 м, ширина 12 м, осадка 3,6 м; энергетическая установка мощностью 44 000 л. с. обеспечивает максимальную скорость хода 30 узлов, экономическую 18 узлов; вооружение: две спаренные 127-мм артустановки, четыре 40-мм зенитных автомата и бомбосбрасыватели. Экипаж 112 человек. Четыре фрегата типа «Хвидбьёрнен», введённые в строй в 1962-1963 годах, имеют водоизмещение стандартное 1345 т, полное 1650 т; длину 72,6 м, ширину 11,6 м. осадку 4,9 м; мощность энергетической установки 6100 л. с.; скорость хода 18 узлов; дальность плавания 6000 миль при скорости хода 13 узлов; вооружение: 76-мм артустановка и многоцелевой вертолёт типа «Алуэтт» 3. Экипаж 75 человек. В составе ВМС Дании имеется три противолодочных корабля типа «Альбатрос» (по датской классификации типа «Тритон») и девять малых противолодочных катеров типа «Дафне».

Малые противолодочные корабли типа "Альбатрос" построены в Италии и переданы ВМС Дании в 1955-1957 годах. Водоизмещение стандартное 760 т, полное 873 т, длина 76,3 м, ширина 9,6 м, осадка 2,7 м; энергетическая установка мощностью 4400 л. с. обеспечивает максимальную скорость хода 20 узлов; дальность плавания 3000 миль при скорости хода 18 узлов; вооружение: две 76-мм артустановки и 40-мм зенитный автомат, два бомбомёта «Хеджехог» и четыре одноствольных бомбомёта. Экипаж 10 человек. Противолодочные катера типа "Дафне" построены в 1961-1965 годах, их полное водоизмещение 170 т, вооружение: 40-мм автомат, два бомбомёта, а также глубинные бомбы. Экипаж 23 человека.

ВМС Дании имеется 10 торпедных катеров (шесть типа «Сёлёвен» и четыре типа «Фалькен») и около 20 сторожевых катеров (используются главным образом для охраны рыболовства в военно-морских районах). Торпедные катера типа «Сёлёвен» построены в 1964-1967 годах, полное водоизмещение каждого 114 т, вооружение: два однотрубных 533-мм торпедных аппарата и два 40-мм автомата. Большая часть сторожевых катеров построена в 1961-1969 гочах. Они имеют водоизмещение по 130—190 т и вооружены 40-мм, 37-мм или 20-мм автоматами.

Минно-тральные силы ВMC Дании состоят из четырёх минных заградителей типа «Фальстер», минного заградителя типа «Лангеланд» и восьми тральщиков типа «Сунд». Наиболее современными кораблями минно-тральных сил являются минные заградители типа «Фальстер», построенные в 1963-1964 годах (полное водоизмещение 1900 т, вооружены двумя спаренными 76-мм артустановками, могут принимать до 400 мин). Также ВМС Дании имеют вспомогательные суда: плавучую базу подводных лодок, танкеры, ледоколы и транспорты различного предназначения.

Береговая оборона ВМС Дании входит в состав сил военно-морских районов; она включает форты, артиллерийские батареи и береговые посты наблюдения, оснащённые РЛС и другой радиотехнической аппаратурой (например. РЛС Скаген). Сконцентрирована береговая артиллерия в основном на подходах к Копенгагену. Форты Стевнс, Лангеланн и батарея Съелландс-Одде являются действующими, но имеют устаревшую материальную часть и вооружение. Форты Миддель-Грунд, Драгёр, Бангсбо и батарея Боргстед находятся в консервации.

Общее руководство службой тыла ВМС возложено на материально-техническое командование (МТК). Командующий МТК непосредственно подчинён главнокомандующему вооружёнными силами Дании. Для обеспечения повседневной и боевой деятельности военно-морских сил МТК имеет в своем распоряжении текущие и мобилизационные запасы сырья и продовольствия, порты и военно-морские базы, оборудованные причалами, доками, мастерскими, хранилищами и складами с необходимым комплектом предметов материально-технического снабжения. МТК располагает также подвижной системой тылового обеспечения, включая плавбазы, транспорты снабжения, плавучие судоремонтные мастерские и другие вспомогательные суда.

Подготовка личного состава осуществляется централизованно как в масштабе ВМС, так и вооружённых сил в целом. Офицеры флота готовятся в военно-морском училище (находится в Копенгагене), начальник которого подчинён непосредственно главнокомандующему вооружёнными силами Дании. Училище ежегодно выпускает до 60 офицеров. Офицеры резерва проходят подготовку в школе офицеров резерва ВМС (в ВМБ Фредериксхавн), которая подчинена командующему ВМС Дании. Срок обучения один год. Другими учебными заведениями ВМС являются: унтер-офицерская, тактическая и техническая школы, школа оружия, учебный отряд. Все они готовят матросов и унтер-офицеров по различным морским специальностям. Срок обучения от двух месяцев до года.

Считается, что ВМС Дании малочисленны и поэтому они не способны вести самостоятельные активные боевые действия на море. В случае войны планируется использовать их в тесном взаимодействии с ВМС других стран блока НАТО (прежде всего с военно-морскими силами ФРГ) в составе объединённых ВМС НАТО в зоне Балтийских проливов. Оперативно-тактическая и боевая подготовка этих флотов, судя по опыту проводившихся учений, направлена на отработку задач блокады Балтийских проливов и предпроливной зоны, нанесения ударов по кораблям и конвоям противника, постановки и траления мин, защиты своих коммуникаций и противодесантной обороны. Конечно, все перечисленные задачи отрабатываются по единым планам в составе многонациональных корабельных соединений ВМС стран НАТО. Также считается, что слабым местом ВМС Дании является отсутствие в их составе необходимого количества боевых кораблей, имеющих высокие мореходные качества и способных действовать в любых погодных условиях. Другим существенным недостатком считается отсутствие на вооружении кораблей ВМС Дании управляемого ракетного оружия.

В современное время (2014-2018 годы) быстрыми темпами осуществляется программа перевооружения ВМС Дании. Основные направления этой программы:
- модернизация имеющихся и строительство новых кораблей и катеров;
- оснащение кораблей современным оружием, и в первую очередь ракетами класса «корабль — корабль» и «корабль — воздух»;
- совершенствование береговой обороны, оснащение фортов и батарей новыми боевыми средствами, в том числе ракетным оружием.

Сейчас ВМС Дании имеют шесть современных подводных лодок, шесть фрегатов, два минных заградителя, три тральщика — искателя мин, шесть тральщиков, 24 торпедных и патрульных катера, а также несколько судов специального назначения. Всего в составе ВМС Дании 45-50 боевых кораблей и катеров, 10-12 боевых вертолётов, которые способны решать принципиально новые по сравнению с выполняемыми в 1973 году задачи, например:
- поддержка боевых действии надводных кораблей;
- проведение операций по уничтожению мин противника;
- несение патрульной службы.

Конкретно в 1971-1973 годах военно-морской флот королевства Дании состояли из следующих кораблей и судов: (Источник: Коваленко В.А., Остроумов М.Н. 'Справочник по иностранным флотам' - Москва: Военное издательство министерства обороны СССР, 1971 - с.688):

Дизельные торпедные подводные лодки 6
Сторожевые корабли                10
Торпедные катера                16
Сторожевые катера                24
Минные заградители                8
Базовые тральщики                8
Рейдовые тральщики                4
Плавучие базы                2
Транспорты                2
Танкеры                2
Ледоколы                4
(в постройке - 1)

Дизельные торпедные подводные лодки (Undervandsbade)
S 320 Нарвален, S 321 Нордкаперен - 2 ед. (69-70). 370/450 т, 10/17 уз, 1200 л. с. диз, 1500 л. с. элдв, 44,0;4,6;3,8 ц, 8 ТТ, 21 чел. Тип Дельфинен - 4 ед. (56-63). S 326 Дельфинен, S 327 Спэкхуггерен, S 328 Тумлерен, S 329 Спрингерен. 550/643 т, 13/12 уз, 4000 миль (8 уз), 1200 л. с. диз, 1200 л. с. злдв, 53,9;4,7;4,5 м, 4-533-мм ТТ, (4Н;), 33 чел.

Сторожевые корабли (Fregater)
F 352 Педер Скрам, F 353 Херлуф Тролл - 2 ед. (67-68). 2200 м, 28 уз, 4800 л. с. диз, 37 000 л. с. газ. турб 2 вин, 110,9;11,0;4,3 м, 2;2-127-мм ун. ор, 4-40-мм авт, 1;3-533-мм ТА ПЛО, бомбомет, 200 чел.
Тип Хвидбьёрнен - 4 ед. (62-64). F 348 Хеидбьёрнен, F 349 Веддерен, F 350 Ингольф, F 351 Фюлла. 1345/1650 т, 18 уз, 6400 л. с. диз 1 вин, 73,0;11,5;4,7 м, 1-76-мм ун. ор, 1 верт, 85 чел. Оборудованы для плавания в северных широтах.
Тип Тритон - 4 ед. (55-57). F 344 Беллона, F 345 Диана, F 346 Флора, F 347 Тритон. 760/873 т, 20 уз, 2400 миль (18 уз), 4400 л. с. диз 2 вин, 100 т топ, 76,0;9,5;2,7 м, 2-76-мм авт, 1-40-мм авт, 2 бомбомета "Хеджехог", 4 бомбомета, 110 чел. Построены в Италии.

Торпедные катера (Motortorpedobade)
Тип Сёлёвен - 6 ед. (64-67). Р 510 Сёлёеен, Р 511 Сёриддерен, Р 512 Сёбёрнен, Р 513 Сёхестен, Р 514 Сёхунден, Р 515 Сёулъвен. 90/114 т, 54 уз, 12 750 л. с. газ. турб 3 вин, 30,2;7,8;2,1 м, 4-533-мм ТТ, 1-40-мм авт или 2-533-мм ТТ, 2-40-мм авт, 29 чел. Представляют комбинацию английских торпедных катеров типа Брейв и Феросити. Р 510 и Р 511 построены в Англии.
Тип Флювефискен - 6 ед. (55). Р 500 Флювефискен, Р 501 Хайен, Р 502 Хаекаттен, Р 503 Лаксен, Р 504 Макрелей, Р 505 Свэрдфискен. 110 т, 40 уз, 7500 л. с. диз 3 вин, 36,6;5,5;1,8 м, 2-533-мм ТТ, 1-40-мм авт, 1-20-мм авт, 22 чел.
Тип Фалкен - 4 ед. (62-63). Р 506 Фалкен, Р 507 Глентен, Р 508 Гриббен, Р 509 Хёген. 119 т, 40 уз, 9000 л. с. диз 3 вин, 36,0;5,4;1,8 м, 4-533-мм ТТ, 1-40-мм авт, 1-20мм авт. 23 чел.

Сторожевые катера (Fiskeriinspektions FarUjer)
Тип Дафне - 9 ед. (61-63). Р 530 Дафне, Р 531 Драйден, Р 532 Хавманден, Р 533 Хавфрун, Р 534 Нанден, Р 535 Нимфен, Р 536 Нептун, Р 537 Ран, Р 538 Рота. 170 т, 20 уз, 2700 л. с. диз 2 вин, 37,0;6,1;2,0 м, 1-40-мм авт, 2 бомбомета, 23 чел.
Тип Моген - 2 ед. (01). У 384 Моген, У 385 Маллемукен. 175/190 т, 11 уз, 385 л. с. диз 1 вин, 27,0;6,6;2,9 м, 1-40-мм авт. Оборудованы для плавания в северных широтах.
Тип MHV - 3 ед. (58). MHV70, MHV71, MHV72. 76 т, 10 уз, 200 л. с., l-20-мм авт.
Y 383 Тейстен - 1 ед. (51). 130 т, 9 уз, 180 л. с. диз 1 вин, 25,0;6,2;2,9 м, 1-37-мм авт.
Тип Ольхольм - 3 ед. (45). У 369 Ольхольм, У 370 Биркхояьм, У 371 Эртхольм. 70 т, 10 уз, 120 л. с. диз, 21,0;5,2;2,7 м, l-20-мм авт. Используются в качестве сторожевых катеров.
Тип Фюрхольм - 2 ед. (44-45). У 372 Фюрхольм, У 374 Линдхольм. 68 т, 9 уз, 120 л. с. диз, 20,0;5,1;2,3 м. Используются для учебных целей.
Tип Аскё - 4 ед. (41). MHV 64 Фанё, MHV 81 Аскё, MHV 82 Энё, MHV 83 анё. 74 т, 11 уз, 350 л. с. диз 1 вин, 24,0;6,4;1,5 м, 1-20-мм авт, 11 чел. Бывшие рейдовые тральщики.
Тип Барсё - 6 ед. (69). У 300 Барсё, У 301 Дрехё, У 302 Ромсё, У 303 Самсё, У 304 Туре, У 305 Вехрё. 155 т. 11 уз, 25,5;6,0;2,8 м.

Минные заградители (Minelaeggere)
Тип Фальстер - 4 ед. (63-64). N 80 Фальстер, N 81 Фюн, N 82 Мен, N 83 Сьелланд. 1800 т, 16,5 уз, 4800 л. с. диз 2 вин, 77,0;12,5;3,0 м, 2;2-76-мм ун ор, 400 мин, 120 чел. Приспособлены для плавания в северных широтах.
N 42 Лангеланд - 1 ед. (51). 310/323 т, 11,6 уз, 385 л. с. диз 2 вин, 40,7;7,2;2,2 м, 2-40-мм авт. 2-20-мм авт, 4 бомбомета, 37 чел.
Тип Лоланд - 2 ед. (46). N 40 Лоланд, N 41 Лоуген. 240/260 т, 10 уз, 350 л. с. диз 2 вин, 32,2;6,5;2,0 м, 2-20-мм авт, 31 чел.
N 39 Линдормен - 1 ед. (40). 604/645 т, 12 уз, 950 л. с. пар. маш 2 кот 2 вин, 35 т топ, 53,5;8,8;2,4 м, 2-40-мм авт, 2 пул, 150 мин, 66 чел.

Базовые тральщики (Minestrygere)
Тип Сунд - 8 ед. (54-56). М 571 Орёсунд, М 572 Альсунд, М 573 Эгернсунд, М 574 Грёнсунд, М 575 Гульдборгсунд, М 576 Омёсунд, М 577 Ульвсунд, М 578 Вильсунд. 350/376 т, 13 уз, 1200 л. с. диз 2 вин, 43,9;8,2;2,5 м, 1;2-20-мм авт, 35 чел. Американской постройки типа Блюбёрд, получены в 1955-1956 гг.

Рейдовые тральщики (Minesveipere)
Тип Виг - 4 ед. (60-61). М 579 Асвиг, М 580 Мосвиг, М 581 Сандвиг, М 582 Сёльвиг. 180/250 т, 13 уз, 550 л. с. диз 2 вин, 15 т топ, 34,6;6,8;1,9 м, 2-20-мм авт, 18 чел.

Транспорты (Troppetransporter)
Тип Холлендердюбет - 2 ед. (35). А 554 Холлэндердюбет, А 555 Конгедюбет. 158 m (полн), диз, 45,7;5,8;2,2 м.
Плавучие базы (Depotskibe)
А 563 Ельперен - 1 ед. (45). 1170 m (полн), 12 уз, 3500 миль (12 уз), 2800 л. с. диз 2 вин, 62,0;10,5;2,5 м, 2-40-мм авт, 60 чел. Бывший американский десантный корабль типа LSM, переоборудован в плавучую базу торпедных катеров.
А 542 Хенрик Гернер - 1 ед. (36). 2200 т (станд), 15 уз, диз, 77,0;12,2;5,5 м, 6-40-мм авт, 230 чел. Переоборудована из пассажирского транспорта.

Танкеры (Tankfarojer)
А 568 Римфакс, А 569 Скинфакс - 2 ед. (44). 422 т (порож), 1390 m (полн), 10 уз, 560 л. с. диз, 53,0;9,8;4,0 м, 23 чел. Американской постройки, получены в 1962 г.

Ледоколы (Tsbrydere)
Тип Данбьёрн - 2 ед. (1 - в строю, 65, 1 - в постройке). Данбьёрн, Исбьёрн. 3685 т, 14 уз, 11 880 л. с. диз-электр 4 вин, 75,3;17,3;6,0 м, 34 чел.
Эльбьёрн - 1 ед. (54). 893/1400 т, 12 уз, 3600 л. с. диз-электр. 47,7;12,6;4,4 м.
Стуребьёрн - 1 ед. (31). 2540 т, 60,0;15,0;5,8 м.
Лиллебьёрн - 1 ед. (26). 1000 т, 44,0;11,1;5,5 м.

Поздно вечером в понедельник 23 июля 1973 года я записал кратко в свой дневник-ежедневник:
23 июля 1973 пн
Прекрасная погода. Летают самолёты, шпионы фотографируют корабль. Снялись в море. Куда идём – неизвестно. Покрутились в море и стали на якорь обратно у этих двух куполов (на берегу).

Фотоиллюстрация: 23 июля 1973 года. Балтийское море. Пролив Скагеррак. Мыс Скаген. Якорная стоянка БПК "Свирепый". Острый мыс - это мыс Гренен - граница вод проливов Каттегат (слава на снимке) и Скагеррак (справа). В правом верхнем углу снимка - два купола Скагенской радиолокационной станции ВМС Дании. Первый раз БПК "Свирепый" встал на якорь 22 июля 1973 года на якорной стоянке Скаген (слева напротив маяка, он виден в левой верхней части снимка). В понедельник мы перешли в акваторию пролива Скагеррак и встали на якорь напротив Скагенской РЛС (справа на снимке). Воды Балтики и Северного моря резко отличаются по уровню солёности и плотности, поэтому имеют разный оттенок цвета. Об этом природном явлении будет следующая новелла...


Рецензии