Школьники и английский язык. Уроки в жизни

  Женщина быстро шла по асфальту, наклонив голову, чтобы смотреть куда идти. Асфальт  был мокрый, в лужах. На ней был плащ, закрывающий её тщедушную полнеющую невысокую фигуру, показывающую, что она не любила собираться, а любила чай, кофе, полежать. Плащ был розового цвета не в цвет туч, дождя и асфальта. Она шла, всматриваясь, чтобы не попасть в лужу. Лужи расположились везде, и надо было славировать, проскочить, места без луж было мало на мокром асфальте, и в конце перехода она попала туфлями в лужу, лужа умела маскироваться под асфальт. Её обогнала тётя ещё круглее, она размахивала правой рукой, но это никак не помогало ей быстрее идти, хотя она перегнала ту, которая попала в лужу.
    Марыся невольно наблюдала за ними, так как шла сзади. Она шла учиться в Институте Иностранных языков и уже не первый год и усваивала языки: испанский и английский. И всё мечтала. Неожиданно написал на почту Санчес, они попереписывались, и он предложил приехать Марысе в Мадрид, но билет на самолёт за свой счёт. Она посоветовалась с мамой, то есть добавят ли ей они денег. Ей добавил папа и она на три дня улетела в Мадрид.
    Мадрид ослеплял осенним Солнцем и настроением, и то и другое заполняло всё в людях. Они с Санчесом прошлись по улицам Веласкеса и Гойя, Гойя её утомил. Санчес куда-то пошёл, не объяснив, куда, и она вырулила в парк Ретиро. Увидела, как там катаются на лодках люди в пруду, над которым возвышался ансамбль с центральным памятником Альфонсо II Миротворцем. И вдруг к ней подошёл Зантодом.
 - Когда надо одни люди исчезают, а другие появляются, - сказал Зантодом.
- Ой, Вы здесь! – удивилась Марыся.
- Как тебе el Parque de Bueno Retiro? – спросил он.
Марыся и не думала: как он ей,  и была в замешательстве.
- Мне нравится в Мадриде, - наконец, сказала она.
- Конечно, нравится, - сказал Зантодом.
-  Пойдём, - предложил Зантодом. Они прошли какое-то расстояние.
- Закрой глаза, - предложил Зантодом. Она закрыла, и он вёл её за руку куда-то, потом остановил.
- Как тебе здесь? – спросил Зантодом. – Глаза не открывай, а почувствуй.
   Сперва Марыся конечно ничего не чувствовала, но потом она заметила, что её настрой изменился, она же ни на что не смотрела, закрыв глаза. Появилось новое ощущение, оно стало наполнять её внутри и наполнило всю, она не знала, что делать с этим ощущением и признала его. Она стала в нём разбираться, если до этого было ощущение, что её предали, это было всегда в присутствии Санчеса, то теперь было ощущение подъёма, волны радости переполняли. Она была счастлива, она никогда не была в таком состоянии, никогда его не знала. Она открыла глаза. Зантодом посмотрел не неё и показал рукой на место рядом.
 – Это место, как оно тебе? – спросил он.
   Марыся посмотрела: люди прогуливались по песочным дорожкам, о чем-то говорили, бегали дети, спортсмены отжимались, невдалеке стоял оформленный источник питьевой воды, стояли высокие южные сосны с ветвями только на самоё верхушке.
- Место…я счастлива, - сказала Марыся и заулыбалась. – Никогда у меня не было такого состояния.
- Вот такое вот место в парке Ретиро, - сказал Зантодом.
Они стояли на месте, и Марыся улыбалась и улыбалась.
- Не могу и не хочу остановиться, - сказала она и не узнавала свой голос, он стал наполненным и весёлым, искрящимся.
- Какая разница с тем, что я чувствую постоянно, с родителями ещё тяжелее, - заметила она. - Так бы и стояла тут. Что делать по жизни не знаю, надо же как-то где-то работать, чтобы деньги были.
- И какие мысли? – спросил Зантодом.
- Да, никаких, - задумалась Марыся, - наверно, надо репетиторством заняться, но это не моя мысль, просто так делают и я так буду. Не знаю что получиться.
- Репетиторство – это хорошо, - сказал Зантодом. – А методика у тебя есть?
- Нету, - опустила голову с копной светлых волос Марыся. Волосы упали на плечи и скатились с них.
- Так сделай через чеки, - сказал Зантодом.
- Через чеки? – удивилась Марыся. – Это как?
- Нарисуй себя в Youtube и проси, чтобы тебе пересылали чеки на покупки, - сказал Зантодом.
- На покупки! – удивилась Марыся и заморгала ресницами.
- Да, пусть тебе высылают копии чеков от вещей, которые покупают будущие ученики, - сказал Зантодом. – Тебе же нужны ученики?
- Да, - продолжала удивляться Марыся. – Но как это, ученики-то появятся.
- Конечно, появятся, - сказал Зантодом. – На обычного репетитора мало будет желающих, все представляют как это скучно и усилия надо прилагать, чтобы усвоить язык. Ты публикуешься в Youtube, но не какая ты есть, а с 3D-анимацией. Надо найти компьютерщика-аниматора, 3D-моделлера, сетапера, который из тебя сделает привлекательную девушку с похожими на тебя чертами лица и фигуры, но привлекательней и ты будешь просить высылать чеки на покупки с того момента как ученик захочет у тебя обучаться языку.
- Что же здесь такого? – удивлялась Марыся.
- Такого, то, что обучение будет не таким, как представляют, - сказал Зантодом.
- Сперва найди аниматора, - добавил он.
   За деньгами для аниматора Марыся обратилась к папе. Но папе она не сказала, что это для аниматора, а на курсы повышения квалификации. Папа дал денег. Стали искать аниматора и нашли. Парня звали Йонг. Он был наполовину корейцем и хорошо занимался анимацией. Изначальным был вид Марыси. Её снял Йонг с двух разных смартфонов и внёс в программу. Её фигуру корректировали, изгибы над коленями и под коленями сузили, также сузили ахиллесову пяту и икры стали стройнее, всей фигурке придали привлекательную обольстительность, выразили талию, лицо стал интереснее, живой рот всё время что-то говорил или хотел говорить. Волосы стали растрёпанные и тем привлекали внимание. И что она просила: только высылать чеки. Марыся в виде персонажа учителя вышла в Youtub с заголовком: «Шлите чеки ( или как научиться разговаривать на английском языке)». Слева было её красивое изменённое лицо, которое подмигивало и двигалось и смотрело с полуоборота шеи влекуще и с надеждой.
Ей заинтересовались. Писали: как Вас зовут, учительница?
- Этот вопрос тоже не так высветим, - сказал Зантодом. – Скажи им, что по - началу тебя будут звать «Нефинтите», потому что ты, ученик, хочешь выкрутиться и меньше усилий прилагать, так как их нет (усилий-то). Поэтому первый период обучения будет называться: «Найди себя». Ведь ученик себя не очень чувствует, а когда что-то освоил, появляется чувство удовлетворения, чувство удовлетворения возникает от усилий, приведших к результату.
   И ученики пошли…писать письма и отправлять чеки. Ученики стали искать, чтобы такое купить, отсылался чек, его показывала Марыся в on-line и брала красивыми пальчиками с синим маникюром и перебирала ими по нему, держа над столом.
- С момента как Вы выслали мне чек, Вы начинаете со мной разговаривать на английском языке, - говорил яркий голос Марыси. – Ваши предложения будут видеть все участники и могут их обсуждать on-line.
   И ученикам очень хотелось теперь  разговаривать на английском. Было трудно, но больше было интересней. Слова она после усилий учеников подсказывала и писала с транскрипцией на доске мелом. Грамматику, правильные и неправильные глаголы шли в роликах с учителем-персонажем.
   Одним из учеников стал Кеша ни то школьник, ни то так просто гуляющий по улицам, в общем серая личность. И вот этот Кеша завёлся от вида Марыси и решил подарить ей юбку, но в размерах он ничего не понимал, как и во многом другом, так что купил размер меньше. Списались, и Марыся получила юбку через абонентский ящик. Она продемонстрировала, что юбка мала и сказала, что если её будут огорчать ученики, то она будет меняться не только в лице, но и в фигуре, а одежду могут слать на абонентский ящик №130333. Тогда появилась такая тенденция: ей стали слать  длинные юбки и блузки, безвкусные, так как вкуса не было ни у парней их покупающих, ни в Московских компаниях их закупающих, так как менеджеры там не отличались вкусом. Но слали их они с целью, чтобы другие не видели, как она привлекательна, когда «нарядится» в такое шмотьё. Чувство собственности оживало. Марыся шмотки одевала, и ученики видели on-line как она в этих шмотках выглядела. Марыся предлагала обсудить вид одежды, который ей прислали на английском языке. Это вызвало большой интерес, учеников стало от занятия к занятию в десятки раз больше.
   Чеков соответственно становилось всё больше и больше. Занятия, которые шли ранее не более 14 минут, стали длиннее до 50-ти, ведь там обсуждались одежды и соответственно те, кто их высылал, и не всем нравились оценки, которые давали другие их покупкам и пояснения, зачем они это делали.
  Николай из СОШ очень взвинтился, когда увидел в  Youtubе Марысю. Она там выглядела и учительницей, и привлекательной девушкой и голос у неё был располагающий и говорила не о английском языке, а о чеках. Он стал думать: что купить, чтобы переслать ей чек. Книжки, вроде бы, должны быть по английскому языку, их у него не было, так как он последовательно не собирался развить в себе способность хотя бы говорить на английском языке, хотя и учился в школе с уклоном на английский язык, но что это за уклон, никакого интереса, учительница говорила со школьниками, были картинки, но не захватывало. Но тут в Youtubе, такое, что он только это и представлял, впрыгивая в трамвай. Купил он себе торт Птичье молоко и кожаный ремень. Он давно хотел приобрести и то и другое, но не решался, надо было ехать и за тем и за другим в разные места. Отправил он фото чеков по Whats Ap у и уставился в Youtub.
Через несколько минут появилась Марыся и спросила:
- Сколько лет, как зовут и чего хочет?  При этом она показала чеки и держа их в руке над столом постукивала по ним ноготками в синем лаке. При этом её движения притягивали внимание. Марыся сказала, что теперь она будет вести диалог только на английском языке, а он должен подстраиваться и пытаться говорить и отвечать.
Марыся сказала всей аудитории, это оказалось 7 человек, что есть Николай, которого прошиб пот, что он купил кожаный ремень и торт Птичье молоко.
- Он долго решает прежде чем действовать, - сказал на английском парень Юра.
- Не решителен, - сказал парень Саша, - больше мечтает, чем действует.
Николай хотел оправдаться, чтобы выглядеть сносно в глазах учительницы, но слов не знал, судорожно полез за переводом в Pront и пролепетал:
- Как-то мне надо было получить чеки. А теперь я хочу заниматься обучением английскому языку.
До этого он вёл себя уверенней, хотя не очень учился, не мог долго готовиться в урокам, но тут с него всё это слетело, он это чувствовал и не знал, что с этим делать, здесь, видимо, не посачкуешь.
- Что тебе интересно? – спросила Марыся.
Опять неожиданный вопрос для Николая.
 - Интересно выглядеть лучше в глазах окружающих, тогда я лучше выгляжу и чувствую себя в своих глазах, - сказал Николай, после того как перевёл предложение в Promte.
   Марыся сказала как «выглядеть лучше в своих глазах» на английском. Эти слова были невероятных размеров и заполнили весь мозг Николая. Никакой предмет изучения у него не занимал так много места в голове ранее, его, вообще, было там трудно найти. Потом Марыся-учитель сказала, что к ней надо обращаться как к «Нефинтите» и первый период в обучении будет называться «найди себя», что и начал показывать Николай.
- Я не даю домашнее задание, так как они могут быть не интересны вам, - сказала Марыся, - но далее вы будете говорить о том, что вам интересно.
Конечно, большинство стало придумывать на эту тему предложения и пытались их запомнить.
   На следующем занятии через три дня, чтобы прошла кристаллизация того, что увидели ученики на предыдущем занятии, Марыся просила дать характеристику участникам, которые описали тему: что им интересно.
  А что же оказалось интересно? Один мальчик Саша сказал: …Неопределенность, меня интересует как с ней быть? Я не понимаю на чём основаны действия родителей? Мама как скажет: это тебе знать не надо, как взаимодействуют родители,  да вспомнил, всё думаю как я сдам ЕГЭ?
Другой Коля сказал:  не знаю, что люди в книгах находили, я там ничего не могу найти, что там писал Лев Толстой и почему он лев? Я знаю что Башар Асад президент Сирии – его имя Асад – означает лев. А нас в школе кто ходит назвали Колями, Сашами, Сергеями и учителей тоже: Евгений Иванович… Или Христофор Колумб – это христианин завоеватель. Странно?
  Сергей сообщил:  меня интересует, что я буду делать в жизни? Мне совершенно не понятно как взаимодействуют люди? Вот взять, к примеру, учительницу классного руководителя и моих родителей. Классный руководитель говорит папе на родительском собрании: надо денег внести на поход, он говорит: «Хорошо». Поговорил с мамой, мама говорит: ему ещё рано в походы, не дадим денег. Но дети другие идут – говорит папа. Хорошо, - говорит мама и обзванивает родителей. Часть сагитировала не отправлять своих детей в поход, другие итак не хотели. В результате – все пошли в поход. И родители денег дали.
Один Денис сказал: хочу быть сильным как Ван Дамм и красивым как Сергей Воронцов. Изучаю After Effects. Про него сказали:
 - Вольнонаёмник какой-то.
- А, ты учишься на чужих ошибках.
- А для чего взаимодействуют парни и девочки? Я не видел, чтобы это было взаимодействием. Они не ценят, что говорит другой, как бы и не замечают.
- Я очень хочу справедливости, когда отец орёт на меня за тройки, но когда я оказываюсь на улице, мне сразу не хочется об этом думать.
- Значит, справедливость возникает у тебя, когда перед тобой возникает ответственность в виде папы, а когда его нет, то и не надо думать о справедливости, - сказали ему.
   Сперва те кто учился хорошо не обращали на ролики с Марысей внимания в Youtoubе, хотя в школах это обсуждалось. Я итак освою английский язык, - думали они, - зачем мне такой экстравагантный подход. Некоторые пытались заниматься с теми, кто за рубежом хотел усвоить русский язык: усвоение языка шло у того русского, а здесь английского. Но к разговорам других школьников прислушивались и в Youtoub заглядывали.
Любители играть в компьютерные игры и разбираться в компьютерных программах никак не реагировали на обучение иностранному языку.
   Юра, ученик 11 класса СОШ, решил вообще не тратиться на что-то, чтобы получить чек, а стал их искать в больших магазинах. И нашёл чек от «итальянских» женских кожаных сапог и выслал его фото электронной почтой.
Марыся посмотрела и спросила в on-line:
- А это для кого сапоги-то?
Юра не ожидал такого вопроса, так как если бы подумал, то задумался бы, что школьник приобретает за 23000 рублей кожаные сапоги, в оценке которых он должен разбираться, они должны были быть полезными и с приятным дизайном и кому они предназначались?
- Своей знакомой, - не подумав, ответил он.
- Знакомой понравились? – спросила Марыся.
Юра опять растерялся.
- Да, - сказал он через длинную паузу.
- Это он женился уже, - написал Сергей.
- Да. он где-то этот чек взял, - написал Саша, - кто из школьников будет покупать в подарок такие сапоги! Если есть такие деньги, он их на себя скорее потратит, на крутой смартфон, хотя бы.
   Парень попал, он краснел, его бросило в жар, он даже не понимал, что его не видят и что ему стыдно или не стыдно.
   Марыся одевала шмотки, которые ей высылали школьники, и если они ей не нравились, то она становилась менее обаятельной, включался персонаж учительница и она на глазах становилась хуже, что делал аниматор с её внешностью. Это не нравилось школьникам и они едко нападали на того, кто высылал такие неудачные шмотки и шли конфликтные разговоры. А так как всё это шло только на английском языке (другие просто отсеивала Марыся), то требовало от участников хотя бы массы мастерства, чтобы вывернуться и писать, отвечая.
  Марысе во время сессий подсказывал ответы Зантодом, которого не было видно при трансляции в Youtubе, а в начале после сессий оставалось только выдыхать, она не могла даже в себя придти, как ей надо было быстро реагировать на написанные предложения школьников. Она даже не понимала, верно ли она отвечала. Она лежала в темноте наступившей ночи, подогнув ноги под одеялом, и не могла думать и что-то придумывать. В голове был сумбур из разных образов и фраз и от них не было ничего, они не вызывали никаких чувств.
Она про это рассказала Зантодому.
- Если человек не вызывает никаких чувств, значит, у него внутри никаких чувств и нет. – сказал Зантодом.
- А мне вот парень понравился, даже какие-то чувства всколыхнулись, а потом всё ушло и стало скучно, - заметила Марыся. – Как тогда?
- Если не в искренности и без усилий идут слова, они ничего не несут, и слышащий их ничего не чувствует, - сказал Зантодом.
Марыся не училась на своих ошибках, так как не признавала их ошибками. Её понимание не несло оценку как ошибку.

   Первый этап прошёл за три недели. Было более ста откликнувшихся вначале, но поняв, что они не тянут усваивать, более половины отошло, но как оказалось, они слушали уроки Марыси, так как были подписаны на блог. Устоявшимися были три группы, распределённые по приблизительно одинаковому уровню знаний языка и способностью усвоения, конфликтных отстранили, получилось по 10 и 12 человек в группах. Это, конечно, было тяжело, почти каждый хотел высказаться, и Марыся едва успевала отвечать и объяснять всей группе. На других у неё просто не хватало внимания. Месяц был забит.

Теперь Марыся сообщила им номер своей банковской карты и попросила выслать столько денег сколько они считают стоят занятия с ней. Те хитрые, что выслали небольшие суммы обсуждались on-line и их критиковали.
- Если ты усваиваешь здесь уроки, - сказал ученик Сергей, - то ценить надо за это преподавателя, а если ты выдал мизерную сумму, то, значит, ты хочешь ничего не заплатив учиться. Молодец! Представь, что тебе за твою работу тоже будут платить немного, ты будешь недоволен?
Другой ученик сказал:
- Если ты не ценишь преподавателя, значит, ты не усваиваешь язык, так тебе надо найти другого преподавателя, такого с которым ты усваиваешь, или ты не уважаешь так же и себя.
Один из тех, кто отдал маленькую сумму, ответил:
- Я не уважаю себя.
- Вот, для того, чтобы уважать себя, надо, в том числе усвоить частично и иностранный язык, - ответили ему.
Некоторые потом дополнительно выслали деньги, но потом всё равно отошли, возможно, им было тяжело себя воспринимать мелочным, всё равно же здесь это выявиться позже, так думали они.
В группе почти всем хотелось находиться и действовать с Марысей, они сравнивали её с другими on-line преподавателями,   действовавшими через Skype, и хотели остаться с Марысей.
 Марыся вывела среднюю величину, отсеяв самые низкие суммы и самые высокие, и вывела среднюю сумму, сложив все деньги и поделив на количество участников, получилось 2030 рублей занятие.
   Марыся сообщила всем об этом и спросила что не так, что и как надо изменить. Некоторые просили больше времени, потому что они не могут усваивать (на самом деле переводить в переводчиках и придумывать темы), другие спрашивали таблицы применения будущего и прошедшего времени. На что Марыся спрашивала, как лучше это преподносить.  Вот были решения: представить, что ты в прошлом и чтобы перенестись в настоящее нужно усвоить прошедшее время глаголов. Из этого многие поняли, что они в настоящем редко участвуют, им всё время надо что-то делать для будущего и всё равно это будущее не наступало: опять надо было что-то делать.
   А что же девочки? Девочки, конечно, тоже  подписались на канал, им было интересно, чем берёт «училка», а потом и вовсе ревновали своих парней, так как за не имением другого, все разговоры смещались на Марысю. Девочки ничем не могли заинтересовать парней, кроме пустых уверенных действий и походов на тусовки и р-е-едко в клубы, у них не хватало воображения, а Марысю они критиковали.
   Новый этап занятий начался с того: как каждый оценивал другого в группе и как он понимает английский язык. Марыся предложила подумать и обсудить, как легче усвоить язык. Все эти идеи предлагал Зантодом. Одним из ходов была тема: текст о том, как школьник попал в магазин «Next» и никак не мог оттуда выйти, так как его мобилизация в составлении английских фраз тормозила понимание и активизировала отчаяние, он не хотел находиться в неопределённости, а как выйти не знал.
На это один из подписчиков написал:
- Я, задумываясь об этой ситуации, стал мало курить.
На что Марыся ответила:
- Я ещё меньше.
А этот подписчик ответил:
- А я ещё меньше.
- Помогло? – спросила Марыся.
- Ушёл в другой магазин, - написал подписчик.
- Так там будет то же самое, всё равно надо решать, - написала Марыся. – Если не будешь решать останешься с этой проблемой. Нравится тебе так?
   Занятия шли по нарастающей усвоения и языка, и понимания. После занятий Марыся вначале чувствовала усталость, едва доползала до дивана, ела всё что попадалось, не чувствуя, что ест. Потом усталость перешла в какое-то бодрое состояние, но потом усталость усилилась. Марыся хотела отпуск. Но вот куда ехать отдохнуть?
Тут стали проявлять интерес студенты, которые до этого никак не проявлялись. По крайней мене они так себя назвали. Один «студент юридического факультета» спросил:
- Я вспомнил, что меня родители всё время заставляли думать об оценке. И я думал и видел…что она никакого отношения ко мне не имеет, но она действовала на меня. Теперь я не думаю об оценках, но оцениваю окружающих. Это верно?
Это был вопрос. Марыся не оценивала окружающих, те парни, которые с ней встречались разговаривали с ней, но они не взаимодействовали: поговорили, как-то друг друга почувствовали и разошлись. Она посмотрела на Зантодома. Он дал ей текст, она быстро просмотрела его и зачитала:
- Ребенок идет в школу. С какими настроениями он туда идет? Это зависит от того как к нему относятся родители, от того как относятся к нему преподаватели и от того как относятся к нему ученики. Вот со всеми этими отношениями он и идет в школу. Это главные составляющие его состояния. Он знает, что отношение к нему – это оценка. У него ещё нет оценки окружающих, есть только ощущение, зависящее от перечисленных окружающих и ощущение себя от этих отношений. Он не задумывается, почему к нему так относятся, у него нет критериев отношения.
   Откуда взялась эта оценка, эта пятибалльная или десятибалльная оценка? Вы не задумывались? Почему она взялась и может быть можно без нее обойтись? И насколько она важна? Она взялась из бихевиоризма или еще раньше. Бихевиоризм – это первое направление в психологии оформленное в Америке. Американцы рассуждали прямо и просто: нужен какой-то результат, значит к нему нужно какое-то усилие. Нужен какой-то предмет, значит, нужен человек, который бы этот предмет сделал с помощью инструментов, нужны тебе деньги, ты идешь на работу, за затраченные усилия во время работы, ты получаешь деньги. За затраченные усилия на усвоение заданий, дающихся в школе, ученик получает оценки: если плохо усвоил, то слабую оценку, если хорошо усвоил и ответил, то высокую оценку. Это правильно? Конечно, кивнете вы. Конечно, это правильно, вы же не думаете.
Потом она задумалась и добавила:
- Уверенней ты становишься от своих оценок или нет?
- Не знаю, надо подумать, - ответил студент.
- Я не знаю ответа, - сказала Марыся.
Когда трансляция закончилась, Марыся сказала Зантодому:
- Я об этом не думала, оценки людям не давала.
 Зантодом сказал:
- Это хорошо, что ответа нет, пусть думают, так как если давать ответы, они не будут пытаться думать.
- Я не оценивала себя в школе, - сказала одна студентка во время следующего on-line занятия. -   Почему к школьникам по-разному относятся в школе?   Школьник об этом не задумываться.
- Это может затянуться и до десятого класса школы, или до окончания института или еще позже, - подсказал Марысе Зантодом. -  Он не является ещё личностью, которая имеет самостоятельную оценку происходящего, а в лучшем случае провоцируется другими и реагирует на них своим внутренним настроем.
 - Ну вот, школьник дошел до школы, думая об оценках. И мы подумаем с вами о них же, - вынуждена была сказать Марыся.
   - В школе существует пятибалльная система оценки ученика. Верно? Ну, можно сказать отметка. А то оценка охватывает прямо всего ученика. По этой системе преподаватели оценивают ученика. А они оценивают что? То как ученик подготовился к данному предмету? Задают ли они себе вопрос: почему этот ученик подготовился плохо? Не я ли ему так плохо объяснил предмет. А дома? Не имеются ли дома авторитеты, например, родители, которые не любят школу, этот конкретно предмет и не высказывают это вслух. Разве это не может повлиять на отношение к предмету?
    Если преподаватель не заинтересован в обучении учеников или его не знает, то у такого не будет никто ничего усваивать ни в школе, ни дома.
   Тут задумалась Марыся:  меня мама не оценивает, поэтому я не оцениваю других. А как верно – не знаю. Вот это задача. Но маму я уважаю, хотя и вижу её недостатки, и что она не может ничему научить, ничему не учит. Эта мысль не давала ей спать, но Марыся ни к чему не пришла.
На следующем on-line включении студентка Оксана задала вопрос:
- Так оценки нужны или нет?
- А ты оцениваешь? Ты оцениваешь себя? – спросила Марыся.
Та замолчала, потом сказала:
- Нет, ни себя, никого.
- Как же мы живём? – сказала Марыся. – Если мы не оцениваем, на что же мы опираемся в жизни?
- На то, что даёт нам опору, работа, которую мы делаем, и которая приносит деньги и уважение окружающих, - сообщал один парень, похоже, студент.
Этот ответ пыталась Марыся как-то приобщить к себе и ничего не выходило. Она не чувствовала, что она так думает, она поняла, что ей всё равно: делает она хорошо, ей это было не важно. А что же важно?
Все молчали. Чтобы пауза не затянулась, Зантодом дал Марысе шпаргалку, которую она озвучила:
  -  Откуда взялась эта оценка?    Если давать оценку ребенку, то он зажимается этой оценкой и не всегда решает ситуацию освобождения от этой зависимости. И ходит с таким состоянием. Пример? Пожалуйста: преподаватели в университетах и Вузах страны требуют от студентов выучить иностранные тексты и правильно произносить. Если они видят, что студент ошибается, они начинают давить на него, срываются, ставят низкие оценки…так как их так «учили», а своих самостоятельных мыслей у них нет и они повторяют это уже со своими учениками. Те, кто поумнее предлагают какие-то другие подходы к обучению, и они могут создать увлеченность предметом у студентов. То есть, преподаватели требующие учить, натаскивают студентов, вырабатывают у них навык. Навык появляется тогда, когда запоминаются бездумно одни и те же действия. Например, распространенный навык говорить пустые фразы. Ну вот, студент запомнил, и угомонился преподаватель. Так вот студент не запомнил и преподаватель не угомонился. Почему? Навык из-за отсутствия самостоятельной оценки держится не долго, поэтому иностранный - такой ценный язык- забывается. Бихевиористы не учли такой фактор как оценка, понимание. То есть, преподавателю в школе надо самому понимать предмет, преподнести его так чтобы ученик был заинтересован понять. А то он будет объяснять первокласснику предметы шестого класса.
     Как трудно будет ученику освобождаться от оценок далее. Он в них ходит как в ограниченном пространстве. Если он решит эту задачу, освободиться, то у него будет ощущение вольности, с которой он не знает что делать.
     Ученики, получающие хорошие оценки имеют приятные ощущения от этого, то есть их состояние зависит не от хорошего уровня понимания, а от оценки. Так же как ученики, получающие плохие оценки приобретают плохое настроение, но и те и другие получают зависимость от оценок, и поэтому неуверенны в себе. Им никто про них не говорил. А оценки уже в них, внутри них. Родители про себя ничего не знали и поэтому детям  ничего не сказали и теперь они сами, те кто выросли и сами стали родителями, не задумываясь это повторяют со своими детьми. Оценка – это расстояние, но не от себя, а от другого.
     В оценках есть плюс, она оживляет соревновательность, некоторые дети хотят считать себя лучше других и стараются понимать предметы. В так называемом «взрослом состоянии» мы видим, что люди, которые знают, как специалисты, больше, с превосходством относятся к другим.
     Есть обучение без оценок. Оно проводится и в зарубежных школах. Лучше объяснять причину и смысл оценки ребенку, чтобы он как-то понимал ее маленькое или большое значение, а не был ею скован. Это же выход, главное, что он виден и чувствуешь, что реально можно из него выйти.
     Когда неверную оценку ставит преподаватель, это чувствует ученик и недоволен и не согласен с этим. Это зависит, бывает, от отношения, скорее взаимоотношения, ученика и преподавателя. Это преподаватель как бы создает себе комфорт. Это, конечно, видят другие ученики, и о преподавателе возникает устойчивое мнение, что он делает ошибки. А ошибаясь в одном, он может ошибаться и в другом.
- Может, учитель сам не понимает, как объяснить свой предмет? – задумалась другая школьница.
- Значит, он не учитель, - сказала другая школьница Марина.
После занятия дома Марыся спросила маму:
- А что значит «взрослый», чем он отличается он «невзрослого»?
- Будь умнее, обращай всё в шутку, - сказала после паузы мама.
- Скажи ещё: «терпи», - заметила Марыся. – А что значит: «будь умнее»?
- Ну, терпение должно выработаться, как без него взаимодействовать с людьми, - сказала мама. – А быть умнее – это промолчать.
- Оно потом свыкнется, человек свыкнется с мыслью, что ответа не получит, - заметила Марыся. – Это как ты мне не отвечаешь?
- Я же тебе отвечаю, - сказала мама.
- На вопросы мои ты не отвечаешь, - сказала Марыся.
Марыся написала Зантодому:
- А кто такой «взрослый»? Мама не отвечает на такие вопросы.
- Взрослый – это тот, кто прорешал ситуацию, он её понял. Поэтому у него есть на счёт этого мысли, - ответил Зантодом. – например,  есть люди, преклоняющиеся перед настойчивостью не замечать себя. Независимость возникает от отсутствия ощущения влияния родственников.
Девушки чаще не сориентированы ни в жизни, ни в правильном (т.е. удовлетворяющим её) определении:  какой мужчина им нужен рядом. Идёт не цельное восприятие мужчины, а качествами: хочу защиты, добрый, умный. Эти качества идут от ситуаций: услышала от подруги, что её парень не умный, злой, вот она и хочет доброго, это механическая реакция. Цельного восприятия человека нет. Может быть, цельного восприятия и не будет, от людей часто ускользает главное в человеке, что его ведет, его подход к жизни. Его может и не быть, он реагирует на ситуации и на девушку тоже ситуативно. Его разум не исправленный заблуждениями таял от установок.
- Я заметила, что всё время делаю не то, что мне нравится, - задумалась Марыся. – Я не хочу разговаривать с мамой, так как не получаю от неё ответов, она не отвечает на вопросы. Я общаюсь с «подругами» и с кем работаю, но я не хочу с ними общаться, это общение мне не даёт позитива, я чувствую от них скуку.
-  Человек делает то, что ему не нравится, так как не знает на что это заменить, - сказал Зантодом.-Ещё человек пытается изменить другого, то есть, сделать его негармоничным с собой.  Мне интересен человек, особенно, если он интересен себе. Значит, он что-то о себе узнал.
- Если не отвечать ребёнку, на его вопросы, у него не будет формироваться понимание, - добавил Зантодом. – Он не будет становиться взрослым.
- Я даже боюсь делать выводы и о людях оценки не делаю, - задумалась Марыся.
На следующем занятии написала своё мнение школьница Аня:
- Когда есть оценка, то ученик думает о ней, а не о предмете. Для него значимой становится только оценка. Это плохо, так как он не концентрируется на получении знаний. Он не может выбрать из большого объема информации то главное, что ему пригодиться в жизни навсегда. Он учит для хорошей оценки все подряд, что гонит преподаватель. Потом это благополучно забывает, так как это для него не важно.
На самом деле, плохая оценка действует на психику ученика, и у него может пропасть желание заниматься. Кроме того, не всякий может усвоить много и быстро. Это натаскивание.
- Если человек хочет учиться и ему интересен этот предмет, то он и без оценки будет его учить. Зачем ему концентрироваться на каких-то баллах ненужных ему? – сказала другая слушательница.
- Учителю может не нравиться этот ученик, и он ставит ему оценку хуже, - заметила школьница Юля. – Как это объяснить, завуч не вмешивается в это?
- Да, это вызывает внутреннее возмущение и недовольство у ученика, - сказала Марыся.
- А если это продолжается долго, - сказала другая школьница Ира, - то интерес у ученика пропадает к обучению.
- А ещё это значит, что родителям не важно, что происходит с их детьми, интересно почему? – сказал Владик. - Ведь они не приходят в школу и не разговаривают с этим «учителем» и завучем.
- Есть такие учителя, которые свои чувства и оценки ставят важнее обучения, то есть важнее того за что им, собственно, платят деньги. Такие «учителя» могут только вызвать оценку у человека, что он вредный, стервозный. Вот где начинает колебаться уважение к таким «учителям».

   Оживились родители. Одна родительница написала:
- Что же будет критерием, если не ставить оценки?
- Как люди растут? – задумалась Марыся. – Они растут, но что в них прибавляется? Знания? Знания о программах, инструментах? Но эти знания их не меняют.
Она это написала родительнице и спросила:
- А Вы чем руководствуетесь в жизни?
- Я оцениваю ситуации и людей, - ответила она.
- Эти оценки Вам помогли? – спросила студентка.
- Иногда да, - ответила родительница.
- Вот, в Норвегии, вообще, до 8 класса не ставят оценок - это не правильно? – спросила её Марыся.
- Не знаю, но мы не в Норвегии, мы в России, - быстро нашлась, но невпопад родительница.
- А в чём разница? – спросила Марыся.
 Родительница не знала, что сказать. Потом сказала:
- Разное мышление, наверное.
- Это догадки, - подсказал  ответ Марысе Зантодом. – Мышлению учат в школах в России?
- Учат, - сказала опять невпопад родительница.
- Чему Вы научились? Какому способу мышления? – спросила Марыся по подсказке Зантодома.
Не зная, что ответить, родительница вскричала:
- Уважать старших! Родителей.
- Бывает, что родители, старшие ведут себя не по-взрослому, у них отсутствуют взрослые мысли, они не отвечают на вопросы школьников, как школьники будут формироваться, их мышление? – спросила Марыся по подсказке Зантодома.
Эта родительница отключилась от on-line переписки. Марыся подумала:  взрослые ведут себя как дети.
После таких тем Марысе захотелось отдохнуть, куда-нибудь уехать. Мысли не собирались, так как было раньше.
Она ходила по городу два дня, и ни одной мысли не пришло к ней. И вдруг ей стали сообщать её студенты, что они лучше понимают английский язык и у них получается. « Да, это не то, что отвечать на вопросы, встающие в жизни», - подумала Марыся.
Она сказала Зантодому, что не соображает во время урока и хочет отдохнуть. Зантодом предложил поехать на речку на Север.
Марыся сообщила маме, что хочет отдохнуть, не соображает во время урока, и что Зантодом зовёт её на Север, на речку. Мама давно хотела познакомиться с наставником дочки и предложила Марысе пригласить его домой к ним. Зантодом пришёл. Мама внимательно посмотрела на него: это был высокий мужчина с выразительными чертами овального лица и внимательным взглядом.
- Мне дочь сказала, что Вы хотите повезти её на Север? – спросила она Зантдома.
- Да, там красиво, - сказал Зантодом.
- Хотите чаю? – спросила мама.
- Нет, спасибо, я чай не пью, - сказал Зантодом.
- Почему? – спросила мама.
- Да мне не нравится, от него хуже становится, - ответил Зантодом.
Мама выставила на стол витаминный салат из овощей, по ходу сделала тушёное мясо с картошкой и перцем, рулет из курицы.
- Как вы там будете жить? – спросила мама.
- У меня есть хорошая палатка, - сказал Зантодом. – Но нужен хороший спальник, я покажу какой нужен в Интернете.
- Вы это место знаете? – спросила мама.
- Был там один раз, а рядом на озёрах был часто, - ответил Зантодом.
За всё это время Марыся не сказала ничего, молчала. Про согласие или не согласие на то, чтобы отпустить дочку в поход мама ничего не сказала, а мужа её не было при встрече.
- Я оставлю Марысе список вещей, которые надо с собой взять, резиновые сапоги и хороший станковый рюкзак я дам, - сказал Зантодом. – Кружка металлическая нужна, вилка, ложка, комбинезон и куртка из хлопка. По этому поводу мы поедем в спортивный магазин, посмотрим, что там, ещё съездим на рынок «Садовод».
   Они действительно съездили в «Садовод» и там купили дёшево тёплую хорошую куртку и комбинезон Марысе, он по цвету её ещё и эффектно выделял. Потом Марыся заказала и купила хороший синий спальник.
Примечания
3D-моделлер создаёт 3D-модели персонажей.
Нужен ещё художник по текстурам, рисующий текстуры.
Сетапер создаёт твёрдую основу создаваемому персонажу: поворот головы, растрёпанные волосы от порыва ветра, движение взгляда больших красивых глаз, моргание ресниц…
После сетапера начитает действовать 3D – аниматор, обеспечивающий своеобразные движения персонажа. Это при объемной работе. А так это может сделать один специалист.


Рецензии