336 Нептун летит! 24 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

336. "Нептун" летит! 24 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Вторник, 24 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 10.0°C, средняя: плюс 15.9°C тепла, макс.: плюс 21.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 03:56, заход солнца – 20:51 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 77%, Давление 763 мм. рт. ст. Скорость ветра - 3 м/с.

Подводя итоги дня, я записал в свой дневник-ежедневник:
24 июля 1973 вт
Делал сатирическую газету «Ну, погоди!». Делал комсомольскую газету. Сегодня смотрели детектив. Так себе. Настроение не ахти. Самолёты летают типа «Нептун». Нахалы.

Действительно. Всё верно. Делал сатирическую стенгазету. Делал комсомольскую стенгазету. Смотрели какой-то советский детектив (по моему, "Круг"). И настроение было не ахти... Странно, вроде и веселились все, хвалили, хлопали ощутимо по моей костлявой спине, а настроение было какое-то усталое, сумрачно-скованное. Может быть погода менялась? Давление?

Самолёты летали, точно. Типа "Нептун". Локхид P-2 «Нептун» (англ. Lockheed P-2 Neptune, до 1962 - P2V) - американский базовый патрульный самолёт. Так было записано в секретном справочнике силуэтов кораблей и самолётов США и НАТО. Ошибиться было невозможно, потому что в справочнике была фотография этого самолёта, а теперь он вот - прямо передо мной летел на низкой высоте над морем вдоль борта БПК "Свирепый" и я мог рассмотреть его и сфотографировать "во всей красе". В носовой части фюзеляжа чуть впереди под кабиной двух лётчиков белой краской была выведена цифра "216". В хвостовой части фюзеляжа под рулями высоты надпись "kom marine", а на киле (руль поворота) большая буква "V", а над ней цифра "16". Всё это я добросовестно сфотографировал и потом, когда этот самолёт прилетал к нам, я его больше не снимал.

По бортовому номеру "216" я записал в отчёте визуального разведчика, что "в такое-то время такого-то числа с такого-то направления по курсу такому-то прилетел к якорной стоянке БПК "Свирепый" и барражировал вдоль бортов кораблдя на высоте 30-35 метров над уровнем моря в течение такого-то времени патрульный самолёт Локхид P-2 «Нептун» (бортовой номер 216) Королевского Флота Нидерландов, предположительно с военно-морской авиабазы Валкенбург (Катвейк, Нидерланды). Кроме моих отчётов в разведотдел штаба нашего соединения на БПК "Свирепый" делались и другие документы, например, радиотехнической разведки, но что было в отчёте РТС я не видел и не знаю, потому что он поступал в сейф разведданных в запечатанном конверте. По прямой от мыса Скаген до городка Катвейк, где располагалась авиабаза Валкенбург, 702 км. Далеко...

К нам прилетал Lockheed SP-2H Neptune (7269) Koninkliijke Marine бортовой номер 214, за ним другой, третий, четвёртый... Все они взлетали с аэродрома военно-морской авиабазы в Валкенбурге (Нидерланды; владелец/оператор: Королевский Флот Нидерландов; место расположения: Катвейк/Лейден; высота над уровнем моря: 0 м; координаты: 52°10'00" с. ш. 004°25'09" в. д.; разнонаправленные дорожки ВВП: 05/23 и 16/34, длина - 8006 и 4920 м, бетон/асфальт). Военно-морская авиабаза Vliegkamp ("лагерь полётов") располагается к югу от города Валкенбург, который является частью города Катвейк и недалеко от города Лейдена. Эта база будет использоваться Королевскими ВМС Нидерландов до 2006 года. На этой авиабазе ВС НАТО содержались самолёты Локхид Р-3 "Орион", Локхид P-2 «Нептун» и другие. Строительство военно-воздушной базы Vliegkamp в Валкенбурге было начато в 1939 году, но не завершено до начала Второй мировой войны. После оккупации Нидерландов Германией, строительство авиабазы было завершено и использовалось немецким Люфтваффе до 1943 года. Потом здесь размещались Королевские ВВС Нидерландов, а в 1947 году - Королевский Флот Нидерландов.

Что мы знали о самолётах Локхид P-2 «Нептун» из секретного справочника 1973 года? Лётно-технические данные (ЛТХ):
Модификация   P2V-7
Размах крыла, м   31.65
Длина самолета, м   27.94
Высота самолета, м   8.94
Площадь крыла, м2   92.90
Масса, кг
пустого самолета   22651
нормальная взлетная   33167
максимальная взлетная 36240
Внутреннее топливо, л   15936.5
Тип двигателя   2 ПД Wright R-3350-32W + 2 ТРД J34-WE-36
Тяга, л.с и кН   2 х 3500 и 2 х 15.12
Максимальная скорость, км/ч   648
Крейсерская скорость, км/ч   333
Перегоночная дальность, км   7000
Практическая дальность, км   5930
Боевой радиус действия, км   3540
Практический потолок, м   6705
Экипаж, чел   9
Вооружение:   две передние 20-мм пушки; два 12.7-мм пулемета (446 патронов) или 20-мм пушка; две 20-мм пушки сзади
Боевая нагрузка - 5444 кг в отсеке оружия и 8 узлах подвески
В отсеке оружия:
4х 907-кг Mk.84, или 8х 454-кг Mk.83, или 16х 227-кг Mk.82 бомб, или  2х 907-кг мины Mk.55 или 12х 147-кг глубинные бомбы или  2х 982-кг торпеды Mk.35 или 4 торпеды Mk.44 или Mk.46
На узлах подвески:
16х 127-мм НУР, или 4х 127-мм НУР HVAR или
4х 227-кг Mk.82 бомбы, или 4х 147-кг глубинные бомбы.
(указанное вооружение использовалось на самолётах Локхид P-2 «Нептун» разных модификаций).

Модификации самолётах Локхид P-2 «Нептун»:
- P2V-5 (Р-2Е) - модификация 1951 года, с дополнительными топливными баками и 2 20-мм пушками в носовой части. Самолет поставлялся в ВВС Великобритании и Австралии под обозначением Neptune MR Mk.I.
- SP -2E - поисковая модификация с поисковой системой AQA-3 Jezebel.
- P2V-6 (Р-2F) - модификация с увеличенным фюзеляжем для использования более тяжелых торпед и мин. Некоторые самолеты использовались в роли фоторазведчиков.
- P2V-6B - противокорабельный вариант P2V-6 с ПКР Fairchild AUM-N-2 Petrel.
- TP-2F - тренировочная версия P2V-6.
- P2V-7 (Р-2Н) - вариант 1954 года с 2 двигателями R-3350-32W  и 2 ТРД J34-WE-36. В ВВС Великобритании - Neptune MR Mk.IV.
- LP-2J - вариант со снятым вооружением, в роли наблюдении с фотографическим оборудованием.
- AP-2H - ударный вариант с 20-мм пушкой, 40-мм гранатометом и контейнером с 7.62-мм шестиствольным пулеметом GAU-2B/A под крыльями.

Что известно о самолётах Локхид P-2 «Нептун» сейчас? (Далее цитатное изложение данных из различных современных источников):

В середине 1944 года фирма "Vega" (подразделение «Локхид», занимавшееся патрульными самолётами) получила контракт ВМС США на постройку 2 прототипов и 13 предсерийных патрульных самолётов под шифром P2V. Прототип самолёта XP2V-1 17 мая 1945 года совершил тестовый первый полёт в Бербэнке (Калифорния, США). Весной 1946 года испытания были закончены, в июле 1946 года прототипы были представлены заказчику, а в сентябре 1946 года началось изготовление предсерийной партии из 13 самолётов. Это был "первый американский самолёт наземного базирования, предназначенный для патрулирования над морем". «Нептун» должен был взлетать с небольших аэродромов, неся значительную нагрузку в виде запаса топлива, средств обнаружения и уничтожения подводных лодок. Для патрульного самолёта ВМС требовалась высокая максимальная скорость - около 480 км/ч, дальность 8000 км и 3600 кг бомбовой нагрузки и ещё 1000 кг радиотехнического оборудования.

Первый "Нептун" был вооружён шестью 12,7-мм пулемётами с боезапасом 466 патронов каждый, которые располагались в трёх турелях — на носу, сверху в средней части фюзеляжа и в хвосте. Кроме того должны были быть 298-мм ракеты «Tiny Tim» и 16 стандартных 127-мм ракет HVAR на направляющих под консолями. Бомбовая нагрузка (максимально 3630 кг) состояла из 4 ; 2000-фн бомб или 8 ; 1000-фн бомб или 16 ; 500-фн бомб или 12 ; 325-фн глубинных бомб или 2 ; 2165-фн авиационных торпед. Экипаж в количестве 7 человек состоял из пилота, второго пилота, радиста, штурмана-бомбардира (который также был стрелком носовой турели), оператора системы радиопротиводействия, а также стрелков средней и хвостовой турели. Максимальная автономность полёта составляла 36 часов. Предусматривалось спальное место, хранилище для продуктов, подогрев пищи.

Самолёты Локхид P2V «Нептун» почти 40 лет служили ВМС США и НАТО, до сих пор находятся на вооружении в других странах. Первой в марте 1947 года получила эти самолёты патрульная эскадрилья VP-ML-2 ВМС США. Последний «Нептун» был списан в апреле 1982 года. Всего фирмой «Локхид» было выпущено 1229 самолётов P2V "Нептун" различных моделей, в том числе 193 для иностранных государств и организаций (Данные Википедии).

К БПК "Свирепый", стоящему на якоре у мыса Скаген, в июле 1973 года прилетали разные модификации самол1та Локхид Р-2 "Нептун":
- P2V-2 - с улучшенными двигателями Wright R-3350-24W мощность 2500 л.с. каждый и шестью 20-мм противокорабельными и противолодочными пушками AN-M2 (Тип E) в передней турели (вместо двух 12,7-мм пулемётов). Под крыльями были подвески для 16 ракет HVAR (High Velocity Air Rockets) калибра 127 мм. На P2V-2 впервые появились средства для сброса гидроакустических буёв;
- P2V-2S и P2V-3W - самолёт ДРЛО, оснащённый обзорным радаром AN/APS-20 в обтекателе под фюзеляжем (смотрите фотоиллюстрацию). Эти самолёты использовались "для ведения тайной электронной разведки";
- P2V-4 - более мощный самолёт, полностью предназначенный для борьбы с подводными лодками. Этот самолёт прилетал позже - осенью 1973 года в Северном море и Северной Атлантике.

Самолёт Локхид P2V-4 "Нептун" имел 20-мм авиационные пушки M24 (шесть пушек были жёстко закреплены в нижней носовой части самолёта, и ещё две - подвижно в хвостовой турели). Боезапас М24 - 700 выстрелов на ствол. В средней части P2V-4  располагалась турель с двумя 12,7-мм пулемётами (боезапас 466 выстрелов на ствол). Дополнительные топливные баки на концах крыльев при необходимости могли сбрасываться. В передней части правого бака был установлен мощный прожектор. Под фюзеляжем в обтекателе имелся обзорный радар AN/APS-20. Самолёт был оснащён гидроакустическими буями систем Julie/Jezeb и предназначался для борьбы с дизельными подводными лодками, осуществляли океанское патрулирование в Северной Атлантике.

Кстати, в 1946 году специально подготовленный самолёт "Truculent Turtle" (Свирепая черепаха) модели Локхид P2V-1 "Нептун" при плохой погоде полёта над Тихим океаном установил мировой рекорд дальности беспосадочного перелёта, преодолев 11 236 миль (18 083 км) со средней скоростью 327 км/ч от Перта (Австралия) до Коламбуса (США, шт. Огайо)... и не долетев до Вашингтона 560 км. При посадке в его баках оставалось всего 450 л горючего на 240 км полёта. Длительность полёта 55 часов 17 минут. Международная авиационная федерация установила, что дальность полёта составила 10 700 миль (17 200 км). Этот рекорд продержался до 1962 года, когда самолёт B-52H ВВС США совершил беспосадочный перелёт с острова Окинава (Япония) до Мадрида, преодолев 12 532,3 мили (20 177 км). В настоящее время «Truculent Turtle» выставлен в Музее морской авиации в Пенсаколе (Pensacola, шт. Флорида, США). (Данные из Википедии).

Почему моряки БПК "Свирепый" называли самолёты Локхид Р-2 "Нептун" нахалами? Это понятно, взглянув на фотоиллюстрацию (снимок из ДМБовского альбома Юрия Казённова) - эти патрульные разведывательные натовские самолёты "жужжали" (ревели) своими двигателями в непосредственной близи от корабля, пролетали над нами или рядом с нами на низкой высоте, практически на "бреющем" полёте, пролетали с креном (поворотом) над кораблём, рассыпали вокруг нас гидроакустические буи, но... ни разу не имитировали атаку своими пушками, бомбами или торпедами. Видимо, знали, что БПК "Свирепый" оснащён таким оружием, которым может в любой момент сбить самолёт Локхид Р-2 "Нептун" (тем более, что в 50-е годы на Дальнем Востоке мы их сбивали и не раз...). Кроме этого, эти самолёты нахально летали в самое неподходящее время, мешали мне, потому что я, как визуальный разведчик, обязан был выскакивать на ходовой или сигнальный мостик, когда мне в ленкаюту звонили и орали в телефонную трубку: "Нептун летит!"...

Фотоиллюстрация: 24 июля 1973 года. Северное море. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген. БПК "Свирепый". Постоянные и регулярные облёты самолётами Локхид Р-2 "Нептун". Фото из ДМБовского альбома радиотелеграфиста БЧ-4 Юрия Васильевича Казённова (призыв 16.11.1970). То как был сделан этот снимок показывает, что самолёт Локхид P-2 «Нептун» (бортовой номер 216) Королевского Флота Нидерландов летел низко над морем и близко к кораблю, потому что отчётливо видны все надписи, номера и обозначения на фюзеляже и даже внутренности кабины самолёта. Снимок сделан обычным фотоаппаратом "Смена-Символ". Хорошо виден под фюзеляжем обтекатель обзорного радара AN/APS-20.


Рецензии