Сенька

В пятом классе у нас появился новенький. Он привлекал внимание землистым цветом лица. Учился он неважно, но когда выяснилось, что он курит на него стали посматривать с любопытством. С наступлением весны Сенька, так звали новенького, стал пропускать первые уроки. Когда его воспитывали, он тупо смотрел в пол, а на его лице было раскаяние. На собрания и вызовы в школу родители не приходили. Классный руководитель пыталась несколько раз застать его родителей дома, но безуспешно. И тогда мне поручили заходить за Сенькой каждое утро, чтобы он не опаздывал в школу. На меня выбор пал как на хорошиста и недалеко живущего.

Дебют меня ошарашил. Утром я постучал в дверь, открыл Сенька. В однокомнатной квартире было накурено. Под люстрой стоял круглый стол. На нем стояли тарелки с закусками, а в центре чекушка водки. За столом сидел Сенькин отец в пиджаке. Едва отец потянулся за чекушкой, иконостас медалей на груди зазвенел как елочные игрушки. Увидев меня отец поздоровался и пригласил за стол:
- Мы тут с Сенькой завтракаем. Водку налить?
- Нет, - испугался я, - Сень, пошли в школу, а то опоздаем.
- А мы с Сенькой будем, - сказал отец и налил в стоявшую перед Сенькой рюмку на тонкой ножке немного водки, а свою наполнил до краев, – давай, Сенька, чтобы двоек сегодня не было!

Опрокинув стопку как заправский мужик, Сенька захрустел соленым огурцом.
- Сень, пошли! Опоздаем, - повторил я и с ужасом посмотрел на висевшие на стене часы с гирьками. До начала занятий оставалось меньше десяти минут.
- Какой ты беспокойный! – усмехнулся отец Сеньки, - наверно отличник?
- Нет, хорошист.
- Это как?
- На четверки учусь.
- Твой отец жив?
- Да.
- Воевал?
- Да.
- Где?
- Не знаю.
- Эх, потомки. Мы Родину защитили, а вы... «Не знаю» - передразнил меня Сенькин отец. А мамка жива?
- Да.
- Это хорошо. А вот Сенькина померла. Царство ей небесное! – задумчиво сказал отец и прокинул очередную стопку водки.
- Можно мы пойдем в школу? – жалобно спросил я.
- Можно, бегите пацаны!

Побежать в школу не получилось. Сенька шёл покачиваясь и часто останавливался, чтобы пожевать листья карагача.
- А зачем ты его жуешь? – спросил я, - ты же завтракал.
- Чтобы запах отбить, - ответил Сенька.

В этот момент я понял чем пахло из Сенькиного рта  в школе. В этот день  мы в школу опоздали. Первый урок вела классная, и когда мы вошли в класс в середине урока, она сказала с сарказмом:
- Я думала, что Буер повлияет на Боярчука, а вышло наоборот. Почему опоздали?
- Я слишком поздно вышел из дома и не рассчитал, что мне еще за Боярчуком заходить, - ответил я.
- Впредь выходи пораньше минут на десять! Садитесь на места!

Выходить из дома приходилось пораньше на целых тридцать минут. Сенька меня уже ждал одетым, но за столом. Его отец много говорил. Однажды я спросил у Сеньки, где его мама: «Померла. Вот батя и запил. Любил он ее сильно».

А на следующее утро я впервые в жизни попробовал водку. Как обычно я зашел утром за Сенькой и присел за стол. В этот раз Сенькин отец поставил передо мной стопку и налил немного водки, что называется: прикрыл донышко.
- Зачем? Я не буду! – испугался я.
- Сегодня обязан, - тихо сказал отец, - Любушке моей, Сенькиной мамке, сегодня годовщина со дня смерти. Пить не надо, ты пригуби.
- А как это?
- Крепко сожми губы и смочи их водкой. Слегка.

Я пригубил водку и облизнул губы. Язык обожгло. Я схватил с тарелки соленый огурец и съел его. «Правильно! Водку надо закусывать - усмехнулся Сенькин отец, - с почином тебя! Дай бог, не последнюю!»

По дороге в школу я жевал карагач вместе с Сенькой, отбивая запах водки. Мне казалось, что я пьяный и от меня разит как от моего отца под вечер. Все уроки Сенька смотрел на меня улыбаясь. Я впервые видел его таким. И на одной из перемен мы с Сенькой зашли за школу и он предложил мне закурить:
бери, папиросы «Север» крепкие!
- Я не курю.
- А ты попробуй! Водку ведь попробовал. Ты не в себя, просто почувствуй табачный аромат.

И я закурил. Я сразу задохнулся и начал кашлять, но папиросу не выбросил. В этот момент нас и застукали. Был большой скандал. Классная, видимо, поняла, что скоро Боярчуков у нее будет двое и освободила меня от шефства над Сенькой. Некоторое время  я по привычке заходил утром за Сенькой. А однажды утром дверь открыла незнакомая плачущая женщина в черном платке и узнав зачем я пришел, сказала: «Сенечкин отец упокоился. Сегодня Сеня в школу не пойдет. Передай записку классному руководителю. И не приходи сюда. Здесь сейчас горе».

Сеньку я больше не видел. Классная сказала, что его забрала к себе тетка. С тех пор, увидев кусты карагача я вспоминаю Сеньку и его смеющиеся глаза…


Рецензии
И смех и грех. Ой и попадали же вы Артур в передряги.Даже страшновато.У меня хоть отец не пил. Но дядя хорошо поддавал.И когда я бывал у него в гостях, а жил он в деревне, то он наливал мне почти полный стакан вина Агдам. Хорошее было вино. Но голова кружилась сильно, если пару стаканов выпьешь.Ну а больше если то и не помнишь что было. Меня спасла моя иммунная система, не был охоч к алкоголю. ну и наверно разум. К тому же после нескольких завалов , я выработал правило. Выпивал первую и потом под любым предлогом не выпивал последующие два тоста. Так как успевал кое что поесть, то потом не терял контроля за количеством выпитого.Сейчас много лет почти не пью крепкого . Винца хорошего итальянского или испанского , немецкого иной раз с удовольствием пару бокалов. Ну не больше пол бутылки.

Леонард Ремпель   29.07.2020 20:49     Заявить о нарушении