Сигрид Унсет и церковь в ее книгах

Люблю Сигрид Унсет.  Две самые знаменитые ее книги-"Кристин,дочь Лавранса" и "Улав,сын Аудуна". Великолепные скандинавские саги; сложные и тонкие психологические сюжеты о любви и дружбе; родственных отношениях; гордости и предательстве... Так, как я просто обожаю,- запутано и неоднозначно. Где нет "плохих и хороших" героев; где сочувствуешь каждому, всех понимаешь; где обманутый муж собирается убить соперника, но за время общения с тем мучительно понимает, что ему нравится этот человек, и он мог бы быть его лучшим другом; что он не виноват в содеянном,- не знал, что она чья-то жена; и жена не виновата тоже: она думала что муж к ней не вернется, или погиб... Где любящий отвергнутый жених становится другом семьи, и спасителем своего соперника... и вроде бы все давно позабыто…  А много  позже выясняется, с какой мучительной ревностью и любовью он жил все это время...

Что поражает в описании нравов той древней Скандинавии: казалось бы, - недавно они были викингами, язычниками; поклонялись Одину. Только приняли христианство... А  какие развитые, глубокие души  людей показаны автором...  Как они рассуждают о религиозных понятиях... Как обьясняют им ситуацию их священники...(Конечно,все это глазами Сигрид Унсет; но все же, я думаю, что она это брала из исторических матералов, и того, что видела своими глазами)...
   Я пыталась читать Библию, книги о религии; говорить с различными религиозными людьми,- но никогда не могла проникнуться верой. А читая рассуждения этих скандинавских братьев-монахов: необычные, простые и сложные одновременно; логичные и как-то доходящие до сердца... почти прониклась (Правда,это происходит  со мной только когда я перечитываю ее книги; потом забывается, но речь не о том...

Вот так поставленная Церковь, как в ее книгах; таких священников,- я понимаю и принимаю. Я б хотела, чтобы у нас было так. Там святой отец с младенчества знает своих прихожан; знает,кто чем живет, дышит, чувствует... Там запутавшийся человек может подойти к священнику, и действительно получить совет психолога, ибо те священники - лучшие психологи; и получить искупление греха. Это реально, это возможно, т.к.священник для них свой, знакомый, почти как мама.
   А вот нам сейчас захотеть пойти на ту же исповедь...боже мой, я бы даже не знала, с чего начать! Ведь не могу же я пересказать ВСЮ свою жизнь, на это жизни не хватит... И монастыри у них находятся рядом с жилыми местами; в них можно входить, получить трапезу и кров, не опасаясь, что на тебя косо посмотрят, выгонят; что не так одета, не туда ступила... Там имено Божьи люди, которые помогают бедным, больным, несчастным; ищущим совета... Вот если б у нас изначально все было именно так... Как в древней, дикой Скандинавии...

К Эрленду у меня неприязнь, из-за все-таки скользких его поступков: не сказал Кристин сразу, что у него была жена; что есть дети и многое другое... Симон, конечно, - воплощение ангела... Всю жизнь любить Кристин; страдать, глядеть, как она живет с другим, спасать заблудшего зятя, помогать Кристин... Жениться на ее младшей сестре, которая его обожала... но все же мучиться самому и мучить жену,- всем было ясно, что любит он Кристин... Она... не знаю даже... Добрая, стойкая, решительная, однолюбка... Пожалуй, видится мне несколько "жертвой", что ли, когда покоряется выкрутасам Эрленда, терпит выходки его дочери... Времена другие, понятно, но женскому сердцу все равно, - всегда хочется быть единственной... и не обманутой изначально...

Про Улава с Ингунн вообще сложно говорить...  настолько  все тяжело… Такие.сложные испытания даются людям, что  читаешь и ломаешь голову: вот как бы так сделать, чтоб вышло хорошо или правильно? а никак... Жизнь такая..


Рецензии
Алиса! Где вы были столько лет?! Я обожаю Сигрит Унсет! В данном случае «Кристин дочь Лавранса» «Улаф — сын Аудуна» к сожалению не читала, потому что есть вторая книга «Улаф — сын Аудуна и его дети» А её я не нашла в сети, как не искала! Если бы знала, где могу купить электронный вариант, купила бы прямо сейчас и начала читать! Вы абсолютно правы в характеристиках героев! И тот самый суровый северный колорит! Насчёт дикого язычества, порой мне казалось, что оно было не таким уж и диким, как нам порой представляется. Дело в том, что я читала те самые саги, от которых и пошло это слово, исландскую старшую и младшую Эдду, и вообще многое из европейского эпоса, от которого и берёт начало всё условно средневековое фэнтези. Так женщина язычница исландской саги имела больше прав, чем средневековая христианка или даже женщина восемнадцатого века. Отдельное отношение к людям с ограниченными возможностями. В исландских сагах полудокументального содержания нередко встречались умственно отсталые или хромые, которые, оказывается, жили в том обществе. А в поучении языческого бога Одина «речи высокого» Цитату дословно, конечно, не вспомню, но примерно. Глухой может быть воином, хромой пасти, от слепого тоже может быть польза и только смерть безвозвратна. Так что вполне возможно, что скандинавским священникам тоже приходилось соответствовать определённому уровню, после таких вот язычников! Кровная месть — главный признак дикости. Но попробуйте по-другому отрегулировать отношение в обществе, где нет централизованной власти, тюрем и каждый носит оружие. Конечно, была жестокость! Крови люди там не боялись! Но и до зверств Гитлера и прочих, поставивших смерть на конвейер никто не додумался. Надо же! Я встретила человека, который Сигрит Унсет читал! Простите за отзыв, больше похожий на рассуждение, но такую родную и горячую для меня тему зацепили! Что не удержалась.

Лидия Сарычева   27.04.2019 11:18     Заявить о нарушении
Алиса, следующее замечание я пишу во-многом не для вас, потому что в вас я не сомневаюсь! хотя и решила выставить его сразу после написанной мной рецензии. Я не в коем случае не призываю никого возвращаться назад во времени, возрождать во-многом жестокий и неподходящий нам языческий обряд и менталитет. Приведённый ниже вывод был сделан лично мной на основе чтения исторических источников, неадаптированных переводов своеобразных документов той эпохи, он не является полным и со всех сторон научным. Но читающий человек просто не может не рассуждать, особенно когда во время чтения он учится на историческом факультете пед университета. Моё образование светское и отношение к жизни тоже светское без углубления в мистику либо и эзотерические знания каких-либо направлений. Стараюсь жить в основном по принципу толерантности, пусть в последнее время она и стала ругательным словом.

Лидия Сарычева   27.04.2019 11:50   Заявить о нарушении
Огромное спасибо за отзыв, это же самое главное - когда встречаешь как раз такой эмоциональный отклик! Да, почему-то то Сигрид то ли незаслуженно забыли,то ли мало печатали. Хотя встречала людей, знающих и любящих ее,но редко. Как правило, большинство читали только Кристин. А вот продолжение Улава и я не знала, только от вас -спасибо! Отличные рассуждения Одина. Мне тоже очень близка эта тема, как вы понимаете, про людей с овз.

Алиса Тишинова   28.04.2019 01:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.