343 Большая приборка 28 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

343. Большая приборка. 28 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Суббота, 28 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 17.0°C, средняя: плюс 20.1°C тепла, макс.: плюс 24.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:04, заход солнца – 20:43 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 85%, Давление 755 мм. рт. ст. Скорость ветра - 4 м/с.

28 июля 1971 года была предпраздничная суббота, а это значит, что на флоте на всех боевых кораблях по Корабельному уставу и по давней флотской традиции с утра проводится «Большая приборка». Обычно на флоте два вида приборок: малая и большая. Малая приборка - это ежедневная уборка кубриков, жилых и общественных помещений, которая производится ежедневно по утреннему распорядку дня до подъёма флага. Большая приборка - это действительно большая, то есть объёмная, долгая, тщательная уборка всех помещений, в том числе боевых постов, мест вахты и дежурства, верхней палубы, надстроек и т.д. Большая приборка осуществляется периодически или накануне праздников и дней отдыха, а также после авралов, когда корабль загрязняется результатами работ, например, погрузки-выгрузки грузов, а также после длительных переходов морем, перед окончанием БС (боевой службы), перед возвращением в родную базу. Сегодня была предпраздничная суббота, а завтра мы должны были отмечать наш профессиональный праздник - День ВМФ СССР.

В море, во время ходовых вахт, подвахтенные, как правило, делают малые приборки по мере необходимости, то есть подметают помещения, совершают влажную уборку (протирают мебель, вещи и предметы, приборы и кожухи приборов от пыли, влаги, следов от грязных или жирных пальцев и т.д.). Особенно строго, то есть принципиально строго, соблюдается порядок и чистота в кубриках личного состава и каютах офицеров и мичманов, потому что неряшливость, забывчивость и лень тут же сказываются на атмосфере в помещениях, вызывают неприятные ощущения и напряжённость во взаимоотношениях моряков. Кстати, одна из форм комсомольских поручений - это как раз принципиальное, нетерпимое отношение к "флотскому беспорядку", то есть борьба с проявлениями "годковщины"... Например, на комитете мы решили, что настоящие комсомольцы принципиально не будут оставлять после себя неприбранные постели, неряшливо уложенные аттестаты в матросских рундуках, неубранный за собой мусор, не будут хранить вместе с чистым аттестатом (формой одежды) грязные не стираные робы, нательное бельё, носки, "протухшие прогары" ("Протухшие прогары" - это матросские рабочие ботинки, заражённые грибком).

Для производства приборок весь личный состав экипажа корабля распределяется согласно особым расписаниям по боевым частям. Эти расписания приборок основаны на корабельных расписаниях "по заведываемым частям", по заведованиям, по тем боевым постам и помещениям, в которых находятся места вахт и дежурств моряков по разным поводам (боевым и учебным тревогам, авралу, работам и т.д.). Например, если матрос стоит на вахте дневального по кубрику, то он прибирает кубрик, если бачковым в столовой - то столовую личного состава, а если, например, рулевой БЧ-1 стоит на вахте дежурным рулевым, то он прибирается в штурманской рубке. Все матросы на корабле расписаны по местам малой и большой приборок. Некоторые расписаны уборщиками в коридоре офицерского состава, в каютах офицеров и мичманов. Естественно, на ответственных местах корабля в расписание приборок обязательно включаются офицеры и командиры боевых частей и служб, которые организуют приборки, руководят ими и контролируют качество их проведения.

Малая приборка на кораблях ВМФ СССР начиналась в 7 часов 10 минут и заканчивалась не позже, чем за 5 минут до подъёма флага, то есть в 7 часов 55 минут. Общее руководство, надзор, контроль и наблюдение за малой приборкой входит в обязанности дежурного офицера по кораблю или вахтенного офицера. Непосредственным организатором и руководителем приборки является дежурный (мичман) по низам, а также корабельный боцман. Когда приборка делается на верхней палубе, то за ней непосредственно наблюдает (следит) вахтенный офицер, старпом или назначенные им свободные офицеры (помощники).

Малая приборка состоит из обязательных традиционных элементов:
- подметание палуб, жилых, служебных и проходных помещений;
- "выковыривание" из всех щелей и "пазух" мусора, в том числе и специально туда засунутого;
- протирка влажной чистой ветошью переборок (стен), жилых, служебных и проходных помещений, а также оборудования, размещённого на переборках (стенах);
- мытьё палуб, жилых, служебных и проходных помещений мокрой ветошью (руками или "машками" - швабрами) с мылом, щёлочью, каустиком или без оных (в зависимости от степени загрязнения палуб и их гигиенического состояния);
- скачивание (обливание забортной водой) и пролопачивание (удаления лишней воды после скачивания) или протирка мокрой ветошью верхней палубы и мостиков;
- скачивание (обливание забортной водой) надстроек и наружного борта;
- приборка камбуза, посудомоечного отделения, хлеборезки, пекарни и т.д.;
- мытьё, протирка и санитарная приборка умывальников и гальюнов.

В обязательные элементы малой приборки входят:
- обтирание мокрой и сухой ветошью орудий, торпедных аппаратов, шлюпок и вообще всех предметов, которые могут оказаться обрызганными или залитыми соленой водой во время скачивания палубы;
- чистка меди и железа (всего, что блестит и блещет полированными боками;
- сухая или влажная приборка в боевых постах (протирка палубы, переборок, оборудования).

Цель малых приборок - постоянное содержание внутренних помещений, верхней палубы, надстроек, особенно, трапов и лестниц, люков, дверей и иллюминаторов в надлежащем состоянии, то есть в чистоте и порядке, в "боевой готовности" к использованию. Горе тем, кто оставил после приборки мокрую грязную палубу, трапы или лестницы, на которых скользят ноги или грязнятся руки... Такое не прощается, потому что может привести к травме, потере работоспособности и боеготовности моряков, а это уже... пособничество врагу. Вот на чём основывалось наше комсомольское отношение к приборкам.

Непосредственно перед началом м алой или большой приборки старшины и командиры отделений должны были проверять наличие и исправность приборочного инвентаря и материалов, а также организовывали предварительное размещение этого инвентаря по помещениям, разносили и вооружали шланги и брандспойты там, где это было нужно. В этом деле "главную скрипку" играли боцмана...

В начале всякой малой приборки жилых помещений производится подметание палубы, "выковыривание" мусора из щелей, после чего палубу моют ветошью с водой. Мусор из щелей вытаскивают специальным инструментом - "крючком" - прутком, согнутым из толстой стальной проволоки с ручкой и "загогулиной" на конце. "Крючок" внешне похож на кочергу и бывает разной длины. Обычно офицеры, контролирующие качество приборок, вооружены такими крючками и умело ковыряют ими, выковыривают и достают на свет божий "захованные" вещи, картинки с красавицами, пачки сигарет, использованные носки и т.д. и т.п.

Мытьё палуб начинается с того, что палубу смачивают забортной или пресной водой, протирают специальными корабельными широкими щётками с короткой жёсткой щетиной (с мылом, спецсредствами или без) и лопатят, то есть руками и ветошью собирают грязную воду в обрез (ведро), либо специальными "лопатами" - швабрами с резиновыми перекладинами, сгоняют грязную воду в шпигаты (шпигат - отверстие в палубе или фальшборте судна для удаления за борт воды, которую судно приняло при заливании волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и др.). После этого остатки воды собирают ветошью, "машками" (швабрами), протирают плинтусы, забрызганные во время мытья палубы. Потом сырой ветошью протирают скамейки, рундуки, шкафчики, рамки, зеркала, иллюминаторы. Особенно тщательно протирают комингсы в дверях (комингс - выступающее над палубой ограждение в дверях и люках, чтобы вода с палубы не попадала в люк, за дверь, на трапы и лестницы).

Малая приборка заканчивается чисткой меди и железа. Чистка меди и железа - это чисто флотский стародавний термин-выражение, который возник во времена парусного флота, когда на кораблях использовалась медь, бронза, железо. Эти элементы конструкции корабля подвергались окислению солями морской воды и нуждались в постоянной чистке. Традиция чистить медь и железо сохранилась в современном флоте потому, что все металлические части, не защищённые особой краской или смазкой, также подвергаются воздействию атмосферных осадков, паров солёной морской воды, брызгами или потоками морской воды. Сталь ржавеет, медь и бронза темнеет, все полированные поручни и детали покрываются солёной патиной (налётом) или коркой соли, которая быстро разъедает металл. Если открытые блестящие металлические поверхности вовремя не очистить, не отполировать (полированная поверхность не имеет каверн, то есть царапин, выбоин или ямочек, в которых оседает морская соль и ржавчина), то неизбежно ржавчина "съест" не только открытые металлические части, но и весь корабль...

Во время приборки в любом прибираемом помещении имеют право находиться только те лица, которые назначены туда по "приборочному расписанию". Делается это для того, чтобы никто друг другу не мешал, не путался под ногами, не делал едких "руководящих" и "направляющих" замечаний. Ничего так не раздражает, как замечание и ли указание случайного зрителя, стороннего наблюдателя, свидетеля. При этом визиты контролирующих приборку офицеров и мичманов нужны, потому что взгляд со стороны может подметить какое-либо упущение, недостаток.

Палуба жилых помещений на корабле обычно выстилается линолеумом, поэтому мыть линолеум нужно не жёсткими щётками и не едкими моющими средствами, а щадящими - хозяйственным мылом и волосяными щётками. Для быстрейшего просыхания палубы на время приборки открывают световые люки и иллюминаторы. По окончании приборки старшины и командиры отделений проверяют качество приборки, проверяют углы, щели, пространство между трубами и пучками кабелей. После приборки старшины и старшие по приборке выносят ветошь, щётки и швабры наверх для просушки, после чего весь приборочный инвентарь убирается в отведённое для них место. Особенно тщательно промывается ветошь, которой мыли палубу.

При малой приборке верхней палубы сначала прибираются места, расположенные выше, например, подметание и скачивание начинается с мостиков (сигнального), так как они расположены выше и вода неизбежно будет стекать на нижнюю палубу. Палуба БПК "Свирепый" была сплошная металлическая (стальная), но неровная, с выступающими горловинами люков, патрубков, оголовков, комингсов, крышек больших грузовых люков, рельсами для транспортировки торпед и мин, с кронштейнами и площадками для крепления грузовых стрел, салютной пушки, пулемётов и т.д. Вся палуба и всё, что находится на палубе, выкрашено специальной водостойкой краской. Поэтому мытьё палубы начинается со скачивания её водой из шлангов, после чего уборщики протирают палубу щётками или "машками" (швабрами). Затем верхнюю палубу снова скачивают водой, для того чтобы согнать грязь, отмытую щётками, и только после этого приступают к лопачению.

Лопатят палубу быстро, потому что в тёплую солнечную погоду, палуба очень быстро подсыхает, и тогда отмытая грязь задерживается на палубе. Чтобы хорошо и быстро пролопатить палубу, уборщиков выставляют в ряд, и они в таком порядке дружно лопатят, то есть гонят грязную воду к шпигатам. За лопатящими идут уборщики со "машками" (швабрами), которыми они осушают палубу от остатков воды. После окончания мытья верхней палубы наружные борта корабля омывают забортной водой. После этого часть палубных уборщиков приступает к обтиранию ветошью орудий, торпедных аппаратов, стоек лееров, ограждений и иных палубных конструкций и оборудования.

В случае дождливой погоды приборка верхней палубы обычно не производится, но в таком случае сразу же по окончании дождя палубу всё же лопатят, для чего, по приказу старпома, используются свободные моряки вахтенной смены. В зимнее время верхнюю палубу и палубные устройства очищают от снега и налипшего льда. Приборка верхней палубы также заканчивается чисткой меди и железа.

Чистка медных предметов (предметов из цветных металлов) производится либо "чистолем" - специальной мазью, химически растворяющей окись меди, или веществами царапающими, то есть снимающими окись меди механически (чистящими пастами). В старину такими чистящими веществами веществам были - толчёный кирпич, мелкий песок и наждачная шкурка. Вычищенная "чистолем" поверхность металла приобретает зеркальный блеск и совершенно не портится от морских испарений (нет каверн). Иными чистящими веществами чистят железные (стальные) предметов, а также используют для первичной грубой чистки давно не чищенных, сильно запущенных медных ("цветных") предметов. Для придания меди наибольшего блеска эти предметы протирают толчёным мелом или пастой ГОИ. Если "железо" покрыто ржавчиной, её предварительно по возможности удаляют, протирают предмет керосином, и только после этого приступать к чистке "чистолем" или чистящими пастами.

По окончании малой приборки качество её выполнения проверяется в боевых частях и службах соответствующими командирами и начальниками, а в целом по кораблю - старшим помощником командира корабля, который в сопровождении дежурного офицера по кораблю, дежурного мичмана по низам, корабельного доктора (начальника медицинской службы) и боцмана обходит весь корабль (должен обходить). На практике, как правило, старпом обходит только ключевые места и помещения, по которым может пройти ком андир корабля, замполит или гости начальники и старшие командиры. Особенно тщательно проверяется приборка в умывальниках, в бане, парилке, на камбузе, в посудомоечном отделении, в столовой личного состава и в гальюнах. Примечательно, что об общей культуре личного состава экипажа корабля судят по чистоте и порядку в столовой, в коридорах личного состава, в умывальниках и гальюнах. Например, наш корабельный доктор старший лейтенант медицинской службы Л.Н. Кукуруза очень любил запах едкого каустика во всех общественных помещениях и гальюнах и не терпел мужские запахи "бытовок" в кубриках.

Большая приборка на корабле очень похожа на аврал, то есть на общие хозяйственные неотложные работы, в которых задействованы весь экипаж от матросов до командира корабля. Большая приборка на кораблях производится в нормальных условиях, например, во время стоянки в базе, один раз в шесть дней, накануне дня отдыха, то есть в субботу. В случае, если в этот день корабль нуждается в производстве каких-либо неотложных работ, допускается большую приборку переносить на утро выходного дня.

Большая приборка - это генеральная чистка и мытье всего корабля, всех без исключения помещений и для большой приборки отводится всё утреннее время. Обычно Большая приборка начинается в 14:00 и заканчивается к ужину, то есть в 17:30. Большая приборка состоит из элементов:
- полная приборка и мытьё всех корабельных помещений;
- мытьё палуб и лопачение;
- скачивание, протирка и смазывание жировыми веществами железных палуб;
- мытьё и приборка мостиков и надстроек;
- мытьё наружного борта, катера и шлюпок (иногда);
- чистка всех приборов, механизмов, предметов вооружения и т.п.;
- чистку меди и железа.

Общее руководство Большой приборкой осуществляет старший помощник командира корабля. Непосредственным помощником старпома по Большой приборке является боцман корабля. Систематический контроль над производством Большой приборки осуществляет дежурным офицер по кораблю, вахтенный офицер и начальник медицинской службы корабля. Как и при производстве малой приборки, распределение личного состава для производства Большой приборки осуществляется специальным корабельным расписанием.

В жилых помещениях корабля Большая приборка обычно начинается с того, что тщательно вычищаются шкафчики в рундуки от крошек и мусора, перекладывается аттестат флотской одежды. После этого проверяются все углы и щели на предмет спрятанных предметов и мусора. Кстати, во время Большой приборки, иногда, проводится "большой шмон", то есть проверка жилых и иных помещений на предмет обнаружения запрещённых журналов, предметов, вещей, продуктов питания, алкоголя, пожароопасных и взрывоопасных, а также вредных химических веществ и т.д. После "шмона" уборщики подметают палубу и приступают к мытью переборок.

Так как внутренние помещения, как правило, окрашиваются краской менее прочной, чем краска, которой окрашивается верхняя палуба и надстройки, то для мытья пользуются мягкие щётки и хозяйственное мыло. Для этого в обрезе (ведро, таз, кандейка) делается мыльный раствор, которым и моется палуба и переборки. По окончании мытья производится санитарная приборка палубы, которую поливают раствором соды (щёлочи), протирают щётками, смывают водой и начисто высушивают ветошью. Дальше приборка идет обычным порядком: палуба лопатится, просушивается "машками" (швабрами), затем чистятся медные и железные предметы. Подобным же образом производится приборка в служебных помещениях и на боевых постах.

Наружную Большую приборку корабля так же, как и во внутренних помещениях, начинают с мытья окрашенных поверхностей. Сначала сверху вниз, постепенно, моют мачты, надстройки, трубы, шлюпки и наружный борт. Здесь тоже для мытья обычно пользуются мягкими волосяными щетками и хозяйственным мылом, так как ежедневная малая приборка, если она выполнена честно и точно, оставляет мало трудно выводимой грязи. Вся вымытая поверхность сейчас же скачивается чистой водой чтобы мыльная пена не засыхала. Для этого в разных местах на верхней палубе вооружают шланги с наконечниками (брандспойтами). Если борта загрязнены, то вывешиваются беседки, на которых моряки длинными щётками чистят своды бортов, а затем скатывают борта чистой забортной водой. Иногда во время Больших приборок подкрашиваются бортовые номера корабля и герб СССР на крышке БУГАС "Вега". При мытье окрашенных поверхностей не применяют крепкие растворы соды, так как может быть смыта сама краска. После того, как надстройки и борта будут помыты, начинается мытьё верхней палубы.

Верхнюю палубу во время Большой приборки скачивают забортной водой, после чего сильно протирают жёсткими щётками, тем самым выявляя отслоившуюся краску (иногда это делается деревянными торцами, брусками). При этом палуба должна быть покрыта водой. Когда палуба (участки палубы) продраены, всё, что на ней образовалось скатывается (сгоняется) сильным напором воды из шлангов и лопатится щётками, после чего палуба лопатится и просушивается "машками" (швабрами). Большая приборка заканчивается, как обычно, чисткой меди и железа.

Загрязнённые корабельные деревянные палубные устройства (например, площадки на трапах) с вечера смазываются густо замешанной на воде хлорной известью. Это помогает отдраить деревянные настилы, решётки и площадки, а для придания деревянным частям палубных устройств "исключительной белизны" по окончании мытья их смачивают раствором щавелевой кислоты. Железную палубу моют только водой с мылом, тщательно скачивают и лопатят, затем насухо протирают "машками" (швабрами) или ветошью, смоченными в растворе отработанного машинного масла с керосином или в соляровом масле, чем достигается удаление с палубы ржавчины, мазута и т.п. Важно, чтобы палуба была абсолютно чистой и не жирной, не скользкой.

Покраска корабля, надстроек и верхней палубы - это очень трудоёмкое, ответственное и дорогое дело, которое требует хорошей организации, снабжения, профессионального мастерства и умения маляров. Организацией покраски и подкраски на корабля занимается боцманская команда. Во время Большой приборки, как правило, только подкрашивают те места, которые были выявлены во время мытья. Большую покраску осуществляют либо аврально, либо силами так называемой "годковской артели", то есть поручая покраску корабля самым опытным морякам, уходящим на ДМБ.

Рассказ о малой и большой приборках автор изложил по книге "Морская практика, часть IV. Борьба за живучесть и содержание корабля в исправности. Погрузка и выгрузка грузов". Авторы: Н.Ю. АВРААМОВ, Б.В. ПОДВЫСОЦКИЙ, А.А. ИОССЕ. ВОЕННО-МОРСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НКВМФ СССР. Москва, Ленинград. 1939 г. Тираж 25.000 экз. Заказ № 779. В действующем Корабельном уставе ВМФ РФ (2001) приборки на корабле описываются так (ст.ст. 306-316):

Приборки
306. Для поддержания чистоты и порядка на корабле в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и для содержания корабля в должном воинском порядке производятся большие и малые приборки.
Обязанности личного состава корабля при проведении приборок определяются расписанием по приборкам. В это расписание должны быть включены все офицеры, мичманы, старшины и матросы.
Лица, назначенные согласно расписанию по приборкам руководителями приборок (а при их отсутствии заместители), отвечают за своевременность проведения приборок и их качество. Расписанием должна быть предусмотрена приборка всех помещений, палуб, трюмов, надстроек и бортов корабля

307. Большая приборка производится при стоянке в порту или на рейде. По решению командира корабля она может производиться и на ходу.
При большой приборке производятся:
а) мытье всех корабельных помещений;
б) мытье верхней палубы, бортов, трапов, надстроек, труб мачт, шлюпок и катеров;
в) частичная чистка оружия и технических средств, уборка трюмов;
г) вентилирование и просушивание жилых и служебных помещений;
д) вынос из помещений постельных принадлежностей, обмундирования и личных вещей, осмотр их и проветривание;
е) профилактическая дезинфекция мест общего пользования (гальюнов, умывальников), а при необходимости дезинсекция и дератизация всех корабельных помещений.

308. Малая приборка (утренняя и вечерняя, перед обедом и ужином) производится в установленное распорядком дня время.
Перечень действий по этой приборке определяет ее руководитель в зависимости от степени загрязнения помещений, верхней палубы, оружия и технических средств, причалов, пирсов и имеющегося для приборки времени. При малой приборке, как правило, удаляются вода (снег) с верхней палубы, пыль и влага с механизмов, приборов и устройств, вентилируются помещения, моются загрязненные места, подметаются помещения и палубы, выносится мусор, чистятся и смазываются неокрашенные металлические части оборудования корабля.
В помещениях, которые в течение дня использовались для каких-либо работ или занятий, необходимо произвести приборку сразу после каждой работы (занятия).

309. При стоянке в портах и гаванях на якоре (бочке, швартовах) мусор выносится в специальные баржи или на стенку и складывается в установленных местах, при этом необходимо соблюдать требования пожарной безопасности. В открытом море мусор сжигается в специальных печах (топках) или собирается в контейнеры.

310. Помощник командира корабля руководит приборками на корабле и определяет их качество. Для проверки качества произведенных работ он привлекает начальника медицинской службы и главного боцмана.

311. По окончании большой приборки старший помощник командира корабля в сопровождении помощника командира, начальника медицинской службы и главного боцмана обходит корабль. Он проверяет качество приборки и докладывает о ее результатах командиру корабля. Командир корабля, когда сочтет необходимым, в сопровождении указанных выше лиц делает обход корабля.

312. Если на отдельных объектах приборка произведена некачественно, старший помощник командира корабля назначает дополнительное время для завершения приборки на них.

313. Поддержание чистоты на подводных лодках и малых надводных кораблях во время отсутствия личного состава возлагается на дежурную и вахтенную службу.

314. Помещения корабля (междудонные пространства, специальные цистерны и др.), ежедневная приборка которых не требуется, убираются периодически по мере надобности назначенным личным составом под руководством заведующих этими помещениями с соблюдением требований безопасности.

315. Помещения для хранения продовольствия, камбузы, бани, умывальники, прачечные, гальюны и мусорные рукава должны постоянно содержаться в чистоте и периодически дезинфицироваться.

316. Тщательная очистка всех корабельных помещений производится по мере надобности. В этих случаях помещения подвергаются дезинфекции, дезинсекции и дератизации с соблюдением мер предосторожности от отравления личного состава. Такая же очистка помещений должна производиться на кораблях перед вступлением их в строй после постройки (заводского ремонта).

В субботу 28 июля 1973 года всё, что накопилось за время аврала по подготовке БПК "Свирепый" к БС (боевой службе): усталость, напряжение, соль и пот, ошибки и обиды, всё-всё было смыто за борт солёно-едкой морской водой Северного моря и выстирано пресноватой водой Балтийского моря. Из кубриков вынесли на верхнюю палубу все матрацы для просушки, в прачечной выстирано всё постельное бельё. Матросы выстирали свои рабочие робы и впервые опробовали некоторые части тропической формы одежды (сандалии и пилотки), которую нам выдали для пребывания в южных краях Карибского бассейна и в Средиземноморье. Мне лично понравились кожаные дырчатые тапки-сандалии. В них было очень удобно, легко и ловко…

Для того, чтобы подробно рассмотреть внешний вид БПК «Свирепый» и состояние его корпуса, в воду спустили шестивёсельный ял. Я немедленно упросил вахтенного офицера направить меня в шлюпку «вперёдсмотрящим» и сделал, на мой взгляд, отличные фотоснимки нашего корабля. В этот субботний день с чудесной солнечной и тёплой погодой нас начали «облетать» реактивные самолёты НАТО. А мы дружно демонстрировали им свои самые мирные дела и намерения…

Погода была расчудесная, от вчерашнего дождя и ветра со стороны Северного моря в проливе Скагеррак не было ни следа, ни дуновения. Только водная акватория пролива медленно "дышала", как огромное животное, как рыба-кит, на котором плавно колыхался наш БПК "Свирепый". Надо признаться, что абсолютно прозрачная морская вода выглядела с борта нашей спасательной шлюпки бездонной, сине-жёлто-зелёной, омутной, жуткой и отдаление от махины корпуса корабля вызывало у меня некоторую оторопь. Гребцы гребли и им было не до страхов, боцмана переговаривались между собой, а я, вооружённый фотоаппаратом, поспешил сделать самые лучшие мои снимки БПК "Свирепый" в открытом море. И это было только начало моей бурной деятельности визуального разведчика и фотолетописца корабля в этот день и в День ВМФ СССР - 29 июля 1973 года. 

Фотоиллюстрация: 28 июля 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Якорная стоянка у мыса Скаген. БПК "Свирепый" - вид с воды пролива Каттегат из шестивёсельного яла, на котором дежурная команда боцманов обошла весь корабль для того, чтобы проинспектировать состояние бортов корабля, бортового номера, якорной цепи и... вообще.., для своего удовольствия. Мне повезло, что я был с ними. Кстати, на фотографии тот момент, когда на обрезе правого борта кормы стоит командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров в окружении полуголых из-за жары моряков экипажа БПК "Свирепый" и наблюдает за действиями (тренировками) водолаза нашей службы ПДСС (противодиверсионной службы).


Рецензии