Подкова на счастье Гл 2. Деревенские пейзажи

Глава вторая
                Деревенские пейзажи
            

      На следующий день Денис  проснулся рано, поднялся и начал готовить этюдник, закладывая  краски , кисти, масло и растворитель, положив отдельно флакон с тройником - это смесь в равной пропорции растворителя, льняного масла и дамарного лака.

 В багажнике машины ещё лежали грунтованные холсты на подрамнике и проклеенный картон.
 Художник оставил два холста и несколько картонов, остальное занёс в дом,
В это время проснулся и вышел на улицу Федор.
  - Доброе утро художник, ты рано встал.

 - И ты тоже, сегодня суббота, мог бы и поспать, трактор до понедельника тоже отдохнёт от безжалостного эксплуататора.
 - Мне скотину кормить нужно, животина с утра голодная страдает, - усмехнулся Федор, потирая давно небритый подбородок.

 - Это точно, - добавил Денис, - как и человек.
Я днем по делам отлучусь, ключ от дома внизу под дверью, под половицей, так, что можешь уходить, приходить в любое время, - сказал Федор, насыпая в миску зерно для птиц.

Художник посмотрел на небо, день обещал быть солнечным и безветренным.
 - Поеду  проедусь по деревне и за околицу, присмотрю места, которые можно перенести на холст.

Знаешь Денис, я как приличный хозяин , который тебя пригласил, должен сам показать,  подожди минут десять и я с тобой поеду, проведу экскурсию.
Что же Федя буду тебе признателен, гид со знанием местных законов мне не помешает.
   Выехав за околицу машину начало трясти, дорога в лес оказалась ухабистой, вся в рытвинах , поросшая местами бурьяном, но царящее разнотравье перемешанное с кустарником, переходящим в подлесок из белых берёзок так радовали глаз, что Денис засмотрелся и чуть не въехал в поваленное дерево.

 Федор вышел из машины, за ним художник.
Вместе они оттащили от дороги сломанный ствол дерева, раскинувший свои ветки с пожелтевшими листьями.
     За березняком начинался хвойник, это было царство сосны.

На окраине росли неровные одинокие стволы, покрученные, как крымский кедр, но чем дальше углублялись в лес , тем гуще росли деревья.
       Это была настоящая строевая сосна, она поднималась в высоту на десятки метров издавая запах хвои и создавая сказочное состояние русского леса.
    Гулко застучал дятел, белка перебежала дорогу и метнулась вверх по стволу дерева,
       Подул ветер и зашелестел в высокой кроне.

 Дорога раздваивалась.
 - Сверни направо ,- сказал Федор, так мы выедем к реке, обратно дорога пойдёт вдоль речки.
Через пятьсот метров открылась поляна, а за ней широкий плес .
В этом месте река изгибалась огибая скалистый берег.

 - Это замечательное место ! - с восторгом воскликнул художник, здесь можно неделю работать.
 Денис вышел из машины, достал фотоаппарат и сделал несколько снимков.
Только из-за одного этого места стоило сюда приехать.

Федор усмехнулся, - толи ещё будет, - проговорил механизатор и указывая рукой в направлении движения, сказал , - там за поворотом омут и мостик, думаю тебе понравится.
       Действительно , за поворотом выйдя из машины Денис ахнул.
 - Да мне сам Левитан будет завидовать когда я напишу это место, - Денис перевёл взгляд с мостика на Фёдора.

 - Федя, мне тебя Бог послал, и в какой красоте вы здесь живете !
 Фёдору было приятно это слышать, мужик оказался патриот своей родной земли и любил этот лес, речку и свою деревню.

 Бурков не одобрял молодёжь убегающую в город, но ведь он и сам таким был, только мало уехавших возвращаются в родные места, города,  как молохи поглощают сельских жителей, заставляя их приспосабливаться к новым  условиям проживания.

 Для многих уехавших наступает неопределенность , они зависают между небом и землёй, так до конца своих дней и не найдя своего места в жизни.
  - Давай Денис оторвись от фотоаппарата, поехали дальше.
     Дорога пошла по откосу, наклонив машину.

 - Хорошо, что сейчас сухо, иначе только на моем тракторе мы могли здесь проехать, но вот за тем поворотом будет ещё одно место, оно рядом с деревней, можно сказать - это наша набережная.
 Художник посмотрел на Фёдора

 - Федя, хочу тебя спросить, а откуда у тебя такой большой шрам на лице ?
 - А , что не нравится ?
 - Не могу сказать, что не нравится, шрамы украшают мужчину, мне просто интересно.
 - Да случай дурацкий со мной на охоте произошёл , на переходе от одной избушки к другой, срубил палку и шёл по тропе, ножом шкурил , нож за сучок зацепился, я дернул на себя, нож соскочил и рассек мне пол лица,
ну тут кровища хлещет, думал мне каюк, рубаху порвал, рану зажал, кое как до избушки добрался , теперь всем рассказываю, что медведя встретил, так, что смотри не проболтайся, - улыбнулся Федор.

     Денис проехал луг , открылся ещё один плес , в этом месте речка мелела и разливалась, а на другом  берегу подмывала скалистый берег с огромными соснами.
 - Это наш кедровник, - сказал Федор , указывая на сосны.
 - Так это не сосны, а кедр ? - удивился художник.

 - Да, туда мы за шишками ездим, хочешь посмотреть как шишкуют кедрач.
 - Конечно Федя, я слышал , как это делают но никогда не видел.
 - Значит увидишь, найдём время.

А где ты говорил у вас разрушенный Храм стоит ?- спросил Денис.
Да вон за тем поворотом, видишь вон уже видно полуразрушенный купол.
  Подъехав ближе Денис увидел частично разваленную старинную церковь.
Художник вышел из машины и перекрестился, его примеру последовал Федор.

Этот Храм построили ещё до революции, люди со всех ближайших районов несли куриные яйца и материал для изготовления кирпичей замешивали на них, потом обжигали, после революции был тут один комсомольский вожак, так вот он взял ключи от Храма и закинул в речку.

Баба Устинья ему сказала : « Будешь ты и твои дети искать эти ключи»
Так и случилось, у комсомольца было трое сыновей,  их отец утонул в реке, старший  и средний сын последовали за ним, а младший близко к воде не подходил, потом все таки покрестился.

 - Не могу, - говорит, - река тянет, по ночам не сплю.
Вот такая история, назидание для неверующих, - произнёс Федор, освятив себя крестным знамением.

      Денис обошёл Храм вокруг и остановился.
Целыми остались только пять стен, остаток центрального купола , в стенах зияли проемы окон, от разрушенной колокольни остались только окладные венцы.
 - Это была церковь Вознесения Господня, разрушили ее в тридцатых годах при Сталине, - сказал Федор.

  - Все равно Храм гордо стоит, - сказал Денис, - люди постепенно прозревают, хотя и не очень быстро.
 - Печально, - подумал художник, - сколько я в своей жизни видел разрушенных Храмов и каждый раз щемит сердце, где она правда, одни создают храмы, а другие их разрушают.

И все во имя чего ?  Как  правило во имя лучшей жизни, только чьей ? Вот вопрос, ответ вроде лежит на поверхности, а начнёшь копать - дна нет.

 Денис с Фёдором поехали дальше.
А вот наша больница, - сказал механизатор показывая на двухэтажное здание, Рядом  с которым была устроена кочегарка с высокой трубой, ожидающей начала зимы и приближающихся холодов.

На крыльцо вышли две женщины и двинулись в сторону центра деревни.
Остановись Денис, давай подвезём  Нину и Веру, похоже они с работы идут.
Это твои знакомые ? - спросил художник.
Мы тут все знакомые, - ответил Федор.
Машина поравнявшись с женщинами остановилась.

Женщины увидев Фёдора переглянулись, а одна подошла к машине.
А , что это вы Федор Иванович по селу ездите с незнакомым нам мужчиной , а к нам не заезжаете ? - спросила подошедшая женщина, выставив вперёд ножку и упершись кулаком в бедро.

А потому Нина Александровна, что ежели к вам попадёшь по какой надобности, так вы готовы начисто человека последнего здоровья лишить, а ещё способностей сопротивляться, - улыбнулся Федор и добавил, - залазайте в машину девки, мы вас мигом до дому домчим, лучше чем на ковре самолете, хотя и не с таким комфортом, как в скорой помощи, не в лежащем положении.

Все вы мужики только обещать готовы про лежащее положение, а как до дела доходит так скорую помощь вызывай, но в данном случае мы согласны, да Вера, - обратилась Нина к своей подруге, - залезай, коль Федор Иванович просит.
Нина и Вера сели в машину.

Ну и долго нам ждать, когда Федор Иванович соизволит представить двух молодых , незамужних девушек молодому человеку весьма приятной наружности.
 - Молодой человек, к твоему сведению художник и приехал красоту нашу срисовывать, - сказал Федор, - тебе Нинка ничего не светит, поскольку художник сам решает, с кем ему знакомиться.

Да ладно тебе Федор, меня зовут Денис, не могу сказать, что я бедный родственник, но Федя меня приютил, как добрый самаритянин.
Знакомься Денис, эта балаболка Нина, сестра- хозяйка нашей больницы, а Вера, к стати, ее одноклассница и врач, и не просто врач, а врач высшей квалификации, терапевт, лечит всех налево и направо , весь район на неё молится, Степана не давно соседский пёс за палец укусил, так Вера его спасла, сделала укол, Степка до сих пор живой ходит.

 - Ну Федя , лучше не попадайся Вере под горячую  руку, - грозно заявила Нина, а то она тебе вместо укола, от доброты душевной касторки нальёт.
 - А Вы Денис правда умеете рисовать ?  - спросила Нина художника.

 - Правда Нина, если уже кого начинаю рисовать, то не заканчиваю, пока не нарисую.
 - Ой как романтично, а можно я буду вашей второй натурой, - жеманно спросила Нина.
 - А почему второй? - спросил Федя.
 - Потому, что первая, это он сам, - ответила Нина.

 - Уверен Нина, из вас получится замечательная натурщица, только предупреждаю, позирование художнику, долгий и нудный процесс, Серов например писал «Девочку с персиками» девяносто сеансов по четыре часа.
 - Ах я на все согласна, мне даже персиков не надо , только взаимной любви в перерывах между сеансами.

       Все засмеялись.
 - Ну Нинка ты неисправима, - сквозь смех заявил Федор.
Так , что же вы собираетесь рисовать у нас ? - спросила Дениса Нина.
Пока начну с речных пейзажей.
Правильно, - сказала Вера , на рассвете река покрытая туманом очень красивая, и вот только первые лучи  нагревают  воздух и туман начинает подниматься и испаряться, этот момент восхитительно прекрасен.

Да Вы тоже художник, - сказал Денис, внимательно глядя на Веру, отмечая нежный овал лица, полные губы и красивые, темные глаза.
Нет, что вы, я просто очень люблю нашу речку, - стесняясь своего откровения, ответила женщина.

 - Вот мы и приехали , - сказала Нина, - милости просим на чай.
 -  Спасибо  Нина, отдыхай, вы с работы, а мы в следующий раз нагрянем,- сказал Федор.
Вместе с Ниной из машины вышла Вера.

 Нина повернулась к Денису
Завтра в воскресенье у нас в клубе вечером танцы, я вас приглашаю, - и повернувшись к Фёдору добавила, - тебя Федечка это тоже касается, а то сидишь дома сиднем под юбкой у кроликов, никуда тебя не вытащишь.

Иди уже, балаболка, - усмехнулся механизатор, - только танцы у неё на уме.
Не только танцы, теперь буду думать в каком виде мне художнику позировать, - парировала женщина.
 Но джип уже тронулся с места, оставив двух женщин одних , на дороге, на против дома, где живет Нина.

 - Ну как тебе художник ? - спросила Нина.
 - Художник как художник, - уклончиво ответила Вера.
 - А мне он сразу понравился, симпатичный мужчина, с детства люблю художников.
    Вера улыбнулась.
Ладно , я пошла домой, Настя скоро из школы прийдет, надо обед готовить.
Подруги разошлись помахав друг другу рукой, после чего Нина обратила внимание на свои ногти.

 - О Боже, как я с такими ногтями буду позировать художнику ! - женщина тронула руками свои волосы, - ужас, и в этом виде меня видел Денис ! Нет , срочно сегодня в парикмахерскую.

    Войдя в дом Нина побежала к зеркалу
Надо срочно худеть, кажется у меня наметился второй подбородок, а грудь, мне кажется у меня маленькая грудь.
 Нина расстроенная присела на стул и начала звонить Вере.
Верочка, скажи мне честно, у меня маленькая грудь ?!
Вера засмеялась

 - Успокойся Нина, в руке художника поместится.
 - Правда, а то я уже начала волноваться, Нина двумя руками приподняла свою грудь, ещё раз посмотрела на неё со всех сторон и успокоилась.



Продолжение
http://www.proza.ru/2018/10/20/1043


Рецензии
Валера, вполне недурно, но над стилем нужно работать.

"Выехав за околицу машину начало трясти, дорога в лес оказалась ухабистой, вся в рытвинах , поросшая местами бурьяном, но царящее разнотравье перемешанное с кустарником, переходящим в подлесок из белых берёзок так радовали глаз, что Денис засмотрелся и чуть не въехал в поваленное дерево. Федор вышел из машины, за ним художник.
Вместе они оттащили от дороги сломанный ствол дерева, раскинувший свои ветки с пожелтевшими листьями.
За березняком начинался хвойник, это было царство сосны.

На окраине росли неровные одинокие стволы, покрученные, как крымский кедр, но чем дальше углублялись в лес , тем гуще росли деревья.
Это была настоящая строевая сосна, она поднималась в высоту на десятки метров издавая запах хвои и создавая сказочное состояние русского леса."

Уф! Валера, напиши просто: " Дорога в лес, местами поросшая бурьяном, оказалась вся в рытвинах и ухабах - за околицей машину сразу начало трясти. Проехали поле, поросшее ароматным разнотравьем. За полем, уже на лесной опушке густо зеленели кусты, далее подымался подлесок из тоненьких белых березок. За ним начинался сосновый лес.
- Красотища-то какая - глаз радуется!
Денис повернулся к Федору и широко улыбнулся: - "Скажи, абориген бесчувственный!
- Осторожней! Смотри на дорогу, художник чертов! - закричал тот. Джип остановился, едва не въехав в поваленное дерево. Друзья вышли из машины и освободили проезд. Денис вздохнул полной грудью: - Хвоя! Чуешь, запах какой!
- Сосна, брат, настоящий мачтовый лес!
- Да! - сказал художник, оглядывая высоко уходящие в небо совершенно прямые стволы деревьев. - Русская сказка!"

Валера, текст нужно серьезно подредактировать перед тем, как отдавать в печать. Редактор кто? Опытный ли?

Александр Халуторных   17.11.2018 17:17     Заявить о нарушении
Спасибо Саша !
Предложенный твой вариант сразу выдаёт автора, тоесть тебя, таков
твой творческий почерк.
Когда я писал, видел картинку и описывал происходящее.
Наверно ты прав - коряво получилось, но такова моя манера письмя, я работаю
над этим. С текстом ещё предстоит повозиться, но и то, что я выставил
Здорово помогает увидеть ошибки.
Спасибо, что читаешь
Жму руку.

Валерий Олейник   18.11.2018 02:32   Заявить о нарушении
Валера, мне хочется, чтобы твоя проза была такого же качества, как твоя живопись и графика. Наверное, мне не стоит писать о неровностях текста здесь, где мои замечания открыты для всех. Творчество достаточно интимный процесс, его не нужно, как мне думается, выставлять его на всеобщее обозрение. Замечания буду писать в личку.

Нем не менее, хочу отметить, что прогресс у тебя, все-таки, явственно виден. Есть, конечно, длинноты и ненужные подробности, которые размывают текст, но глаз художника уже чувствуется в описаниях природы. Уйми зуд от потребности аккуратно и подробно описывать детали. Вот, кстати: "Вместе они оттащили от дороги сломанный ствол дерева". А слабо просто написать: "Они убрали с дороги упавшее дерево"? Если "они оттащили", то уже ясно, что трудились совместно, не нужно подчеркивать, что "вместе". А "сломанный" ствол дерева здесь зачем? Если упавшее дерево, мешает проезду, то, на мой взгляд, незачем отвлекать читателя от происходящего "сломанный ствол дерева, раскинувший свои ветки с пожелтевшими листьями". Выделяй главное, а второстепенное оставляй незаметным фоном. Ты же владеешь перспективой как художник. Язык - те же кисти и краски. Кому, как не художнику, работать с ним.

Не могу не восхититься, с каким терпением ты, дружище, выносишь мои шпильки. Правильно делаешь! Хороший человек должен быть не только сильным и умным, но и добрым. Как ты, Валера!

Жму лапу!

Удачи!

Александр Халуторных   18.11.2018 08:57   Заявить о нарушении
Спасибо Саша за откровенность.
У каждого человека своё видение происходящих событий.
Для меня в этой повести важны все детали, связанные с героями
Все они работают на образ, это как стилистический элемент моего
мышления, оттенок моего я , даже если бы я сильно захотел - себя
не переделаешь.
Кстати эпизод с поваленным деревом был в моей жизни не раз, я сам
часто выезжал на этюды и многое, что я написал состоит из моих личных
впечатлений и раздумий, поэтому эта повесть, или роман так близок мне.
Но сейчас трудно судить прочитав две главы, попробуй читать , не
Заморачиваясь ошибками, в конце концов не это главное, грамматические
Ошибки исправятся, а замысел, идея останется, жизнь героев продолжится
по своему, каждый читающий будет додумывать своё.

Жму руку

Валерий Олейник   18.11.2018 10:40   Заявить о нарушении
Разумеется, Валера! Текст должен сохранять индивидуальные особенности автора. У тебя уже есть собственный стиль, и было бы неправильно и даже глупо требовать от тебя писать как-то по-другому.

Читаю дальше.

Жму грабли!

Александр Халуторных   18.11.2018 19:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.