Тимур Мартынов

Мы встретились знойным майским днём 2018 года под гулкими сводами старинного здания петербургского музея Арктики и Антарктики. На улице солнце жарило не по-детски, поэтому Тимур в летних шортах и лёгкой тёмно-синей футболке незамедлительно прошёл через центральный вход внутрь помещения, прохлада которого почти соответствовала названию. Я тут же представил себе, как бы отменно звучала под высоченными сводами музея его сверкающая голосистая труба…
Об отце Тимура Равиле Энверовиче Мартынове я впервые узнал от своей мамы в 1978 году - за год до Тимурова рождения. Я тогда поступил в ленинградский горный институт, ныне - Санкт-Петербургский горный университет — один из крупнейших вузов мира по горному делу, и первое высшее техническое учебное заведение в истории России (основан в 1773 году). Моя мама - блокадница. Перед моим отъездом на учёбу она несколько раз напоминала мне о том, что в Ленинграде у нас есть родственники, что один из них – её троюродный брат, дирижёр Мартынов, об этом она знала от своего отца, моего деда, чьей двоюродной сестрой была мама Равиля Энверовича. Однако, его местонахождения в огромном городе на Неве она не знала, и я в годы своей юности, увы, не смог его найти. Много позже, когда уже появился интернет, мне удалось кое-что узнать, но было слишком поздно: в 2004 году Равиль Энверович скончался…
К сожалению, в детстве я не получил музыкального образования, хотя помню, как о моём врождённом музыкальном слухе школьные педагоги неоднократно сообщали родителям. Разумеется, по пению у меня всегда была «пятёрка». Петь я любил. Впрочем, музыкальный слух и чувство ритма очень помогают мне с той поры, как я занялся стихами. Говорят, что музыкальные способности передаются по наследству от предков. И вот, однажды, когда я всерьёз заинтересовался этим вопросом, то выяснил для себя некоторые, на мой взгляд, любопытные подробности из их жизни. Отец моей матери, то есть, мой дед - родом из большого татарского села Усть-Уза Пензенской области. Там, кстати, и поныне живёт часть нашей родни. И село это удивительно тем, что говорит на своём, особом диалекте татарского языка: они все слова произносят как бы нараспев, растягивая последний слог. По мнению крупных учёных-лингвистов точно такого же «особого» диалекта не встречается больше нигде в мире.
И ещё один нюанс. Публика привыкла к тому, что наиболее традиционным татарским сельским музыкальным инструментом является гармошка. Я раньше тоже всегда так думал, пока мама (а потом и дед подтвердил) не сообщила мне о том, что в дедовой Усть-Узе самым популярным народным татарским музыкальным инструментом издавна признавалась… скрипка. Да-да! Та самая, которая звучит в симфонических оркестрах! На всех сельских праздниках в Усть-Узе играли исключительно на скрипках! Поэтому, наверное, вполне логично, что в 1946 году у двоюродной сестры моего деда, находившейся в то время в Ленинграде, родился будущий основатель, художественный руководитель и первый дирижёр Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра Равиль Мартынов.
Несколько слов о нём. Мартынов начал восхождение к музыке в Хоровом училище имени Глинки, где его педагогами были по классу дирижирования Владимир Васильев, а по классу фортепиано - Лидия Вассерман. В консерватории он учился хоровому дирижированию у знаменитой Елизаветы Кудрявцевой, воспитавшей едва ли не всех ныне действующих мастеров. Окончил Ленинградскую и Московскую Консерватории. В 1982-84 годах он работал под руководством выдающегося дирижера - Евгения Александровича Мравинского в прославленном коллективе академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии. В 1986 году Мартынов становится художественным руководителем и дирижером Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. Кстати, именно он был инициатором создания концертно-выставочного комплекса «Аничков мост», впоследствии ставшего концертным залом дворца Белосельских-Белозерских.
Кроме работы в Санкт-Петербургском оркестре Мартынов дирижировал и другими лучшими симфоническими оркестрами России, принимал участие в осуществлении оперных и балетных постановок в различных странах мира, успешно гастролировал в США, Германии, Франции, Японии, Китае, странах Скандинавии. Помимо работы с оркестром Мартынов в должности профессора преподавал в Санкт-Петербургской консерватории…
Теперь вернёмся к Тимуру. Вот он приветственно машет мне рукой, мы подходим друг к другу и по-родственному обнимаемся. Сегодня, 14 мая, в музее Арктики и Антарктики торжественное событие: церемония вручения дипломов победителей и лауреатов международного конкурса «Север - страна без границ», на которой присутствуют и выступят с речами к виновникам торжества генеральный консул королевства Швеция господин Ханс Магнуссон, знаменитый почётный полярник России Виктор Боярский и другие известные официальные лица. Одним из «виновников» всего этого оказался и я. Тимур Равилевич пришёл очень вовремя. Церемония вот-вот начнётся. Мы сели рядышком и, пока была возможность, начали делиться друг с другом новостями и семейными историями.
Тимур, как и его отец, родился в Ленинграде. Когда я защитил диплом, ему уже было почти 4 года. Обучаться игре на трубе юное дарование начало в классе преподавателя Георгия Каминского. В 2002 году Тимур успешно окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова (класс профессора Юрия Большиянова). В 2000–2001 годах он стажировался в Люксембургской консерватории. Принимал участие в мастер-классах Мальте Бурбы, Конрадина Грота (Германия), Йоко Харианне (Финляндия). Со временем он стал лауреатом многих всероссийских и международных конкурсов, среди которых Международный конкурс им. Мориса Андре (2000), Международный конкурс им. Н.А. Римского-Корсакова (2000), Международный конкурс им. Раймо Сармаса (2002), а также дипломантом конкурса «Пражская весна» (2003).
В 1995–2000 годах Тимур работал солистом Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, в 2003–2005 годах – солистом Национального филармонического оркестра России, в 2005–2006 годах – солистом камерного оркестра Musica Aeterna Ensemble Новосибирского театра оперы и балета. С 2007 года - является солистом Симфонического оркестра и Брасс-ансамбля Мариинского театра. В составе труппы Мариинского театра принимал участие в различных гастрольных турах и международных фестивалях, таких как «Роттердам Филармоник – Гергиев фестиваль» (Голландия), фестиваль в Миккели (Финляндия), а также петербургский фестиваль «Звезды белых ночей» и московский Пасхальный фестиваль. Репертуар Тимура Мартынова в Мариинском театре включает сольные партии в оперных, балетных и симфонических произведениях.
В 2010 году на московском Пасхальном фестивале и фестивале в Миккели исполнил концерт для трубы Родиона Щедрина с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В том же году в составе Всемирного оркестра мира под руководством маэстро Гергиева участвовал в исполнениях Пятой симфонии Густава Малера в качестве первой трубы на музыкальном фестивале BBC Proms в Лондоне и Зальцбургском фестивале.
В феврале 2012 года на лейбле «Мариинский» вышел диск с записью Первого концерта Дмитрия Шостаковича для фортепиано (Денис Мацуев) и солирующей трубы (Тимур Мартынов) при участии симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Пока я вам всё это рассказывал, церемония награждения успешно завершилась, дипломы и ценные призы были розданы, но не завершилась моя творческая программа: через несколько часов мне предстояло выступить в знаковом месте Старого Петербурга - гостином зале отеля «Старая Вена» (улица Гороховая, дом 8 - напротив дома Пиковой Дамы). В начале ХХ века в этом месте находился ресторан «Вена», где часто выступали крупнейшие поэты Серебряного века. А моего дорогого Тимура ждала очередная репетиция в Мариинском. На прощание мы сфотографировались и обнялись. Теперь мы, хотя и изредка, но переписываемся, не теряем связи.
На этом рассказ о Тимуре Мартынове вроде бы завершился, но тема нашей с ним общей музыкальной родни - отнюдь. Помимо питерской ветви маминой родни музыкальной оказалась и московская! Двумя годами ранее, весной 2016 года после посещения московского планетария за несколько часов до вылета в Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро я со всей своей семьёй очутился в гостях семьи Сании Шакировой - дочери маминого двоюродного брата. Сания Рызадиновна - выпускница российской академии музыки имени Гнесиных (дирижёрско-хоровое отделение) , почётный работник образования Российской Федерации, почётный работник культуры города Москвы. Сания родилась в 1964 году. Её детство прошло в подмосковном Подольске, где она окончила среднюю школу №18. «Гнесинку» она окончила в 1991-ом. С тех пор более четверти века она посвятила преподаванию. В московской школе имени Фёдора Михайловича Достоевского её знают, любят и уважают. Она не только давала детям прочные знания по вокалу и сольфеджио, но, нередко чистым и красивым голосом пела сама. С ноября 2012 года Сания Шакирова - художественный руководитель, дирижёр и хормейстер народного ансамбля «Идель» татарского культурного центра города Москвы.
Мы посидели за гостеприимным и щедрым столом наших родственников, послушали музыкальные пьесы и песни в исполнении Сании. Потом сыграла на фортепиано и моя младшая дочь Руслана ( похоже, что ей передался папин музыкальный слух). А потом было общая семейная фотосессия: на памятной фотографии мамина двоюродная сестра Рашида, хозяйка дома Сания, её супруг Шамиль, их дети - сын Наиль и дочь Гузель, их будущие (тогда, а теперь уже настоящие) супруги Равиль и Наиля, мои дети - Роман, Мария, Руслана и Тимурчик, ну, и я. Супруги моей на снимке нет, потому что она фотографировала всех остальных, за что ей огромное спасибо..
Вот теперь музыкальная история о Тимуре Мартынове и всех-всех-всех вроде бы подошла к промежуточному завершению. Поэтому не будем ставить точку, обойдёмся многоточием…


Рецензии