Две судьбы. Очерк

Текст с иллюстрациями в книге "И все оставлю на земле":
http://samlib.ru/editors/j/jurowskij_jurij_georgiewich/
Написано в память якутских и дальневосточных экспедиций

 
             Тайга бывает разной. В Якутии она чаще всего однообразная, сплошь лиственница, с редкими островками сосен. В приполярных областях в виде "чахоточных сосен лиственниц и березок". На Сахалине выделяются участки великолепных строевых елей в долине р. Паронай.  Дальневосточную тайгу я впервые увидел в шестидесятых годах. Она поразила меня своим буйством флоры и разнообразием растений. Это особый вид тайги.

          Вспоминая её, я невольно думаю и о том, как прекрасно написал о ней В. К. Арсеньев. Его книгу "Сквозь тайгу" мне довелось прочесть еще в четвертом классе в Крыму. Мало что понял по малолетству, но тогда и представить не мог, что увижу дальневосточную тайгу своими глазами. Между тем, биографии Арсеньева и героя его произведений Дерсу Узала весьма примечательны. О судьбах двух этих людей мне хочется рассказать читателю.
   
             ВЛАДИМИР КЛАВДИЕВИЧ АРСЕНЬЕВ  родился в 1872 г. в многодетной семье железнодорожного служащего в Санкт-Петербурге. С 1892 по 1895 г. учился в юнкерском училище, одним из преподавателей которого был известный путешественник Г. Грум-Гржимайло. Видимо он и зародил в юноше интерес к путешествиям. После окончания училища Арсеньева отправили служить в Польшу. Через три года он подал рапорт о переводе его на Дальний Восток и с 1900 г. он служит в городе Владивосток.

              В первых экспедициях Владимир Клавдиевич участвует в качестве военного топографа. На реке Лефу в 1902 г. знакомится с Дерсу Узала. В работе Арсеньев не ограничивается маршрутной съемкой (как военный топограф) и собирает материалы о геологии, рельефе, флоре и фауне региона, ведет подробный дневник. Включающий кроме топографических и многие другие наблюдения.

          Рабочих, и тем более проводников, набирает исключительно из "туземцев". Как пишет он сам: "Кроме научных сотрудников в состав экспедиции еще входили туземцы. Я умышленно взял только одних орочей, потому что они знали хорошо окрестности и служили одновременно рабочими и проводниками, умели долбить лодки и управляться с ними на перекатах, снабжали рыбой и мясом всех участников экспедиции. Ныне, оглядываясь назад, в прошлое, я вижу, что поступил правильно. Во время наводнения многие экспедиции потерпели аварии, только в моем отряде не было несчастий". И винить Арсеньева за слово туземцы не следует, ибо так принято было в то время называть все население окраин Российской Империи. Туземцами называли и жителей средней Азии и Кавказа и Крайнего Севера. Да и в толковом словаре Ушакова: "Туземец - коренной житель какой-нибудь местности или страны". Практически такое же толкование термина туземец приводится и в словаре Ожегова. Называя так местных жителей, Арсеньев отнюдь не стремится их унизить или оскорбить.

              По результатам первых своих исследований Арсеньев публикует отчет в двух томах с названием "Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского Края", написанный прекрасным литературным языком. В 1909 г. его избирают действительным членом Императорского Русского Географического Общества (ИРГО). Рекомендации ему дали секретарь ИРГО А. А. Достоевский и ротмистр А. Н. Гудзенко. Кроме того, еще двадцать научных российских обществ избирают его своим членом. Он также принимается в Вашингтонское национальное Географическое общество. Владимир Клавдиевич увлекается краеведением в рамках Общества изучения Амурского края. Продвижение по службе тоже идет вполне успешно

            Широкий круг научных интересов позволил Арсеньеву многое сделать в разных областях знания. В географии - первые описания рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня. В гидрографии - нашел ранее не известные истоки самых крупных рек Приморья и привел сведения об их глубинах, режимах течения. В метеорологии Приморья - выделил две зоны с резко отличающимся климатом и разделил их на подзоны с четкими характеристиками. В этнографии - рассказы о быте и нравах местного населения. Он доказал, что нанайцы, удэгейцы, орочи - потомки древнего и исконного населения Дальнего Востока и Сибири. Кроме того, Арсеньев изучал зверей, птиц, рыб, растения.

             Научные сведения в большинстве своем быстро стареют. Быстрее всего тезися, статьи и чуть медление монографии. Гораздо дольше живут литературные произведения. И тут Бог талантом Арсеньева не обидел. Он умел ладить с самыми разными людьми и оставил нам великолепные зарисовки типажей местного населения. С Дерсу Узала его связывала настоящая дружба. Вот как он об этом говорит:
         
           "Каждый раз, когда я оглядываюсь назад и вспоминаю прошлое, передо мной встает фигура верхнеуссурийского гольда Дерсу Узала, ныне покойного. Сердце мое надрывается от тоски, как только я вспоминаю его и нашу совместную странническую жизнь... Трудно перечислить все те услуги, которые этот человек оказал мне и моим спутникам. Не раз, рискуя своей жизнью, он смело бросался на выручку погибающему, и многие обязаны ему жизнью, в том числе и я лично". В дневнике В. К. Арсеньва сохранилась запись о его спасении на озере Ханка в 1902 г.

               Из посвященной старому гольду книге Арсеньева я приведу только один эпизод. С небольшими сокращениями он выглядит так:

            //Должно быть, вы раньше встречали друг друга? - спросил я старика.

   - Как же, как же! - отвечал старовер. - Я давно знаю Дерсу. Он был молодым, когда мы вместе с ним ходили на охоту. Жили мы в то время на Даубихе, в деревне Петропавловке, а на охоту ходили на Улахе, бывали на Фудзине и на Ното.

   Гольд отвечал и смеялся от души. Старик угощал его медом и калачиками. Мне приятно было видеть, что Дерсу любят. Старовер пригласил меня присесть к огню, и мы разговорились.
   Дерсу не дождался конца нашей беседы и ушел, а я еще долго сидел у старика и слушал его рассказы. Когда я собрался уходить, случайно разговор опять перешел на Дерсу.

   - Хороший он человек, правдивый, - говорил старовер. - Одно только плохо - нехристь он, азиат, в бога не верует, а вот поди-ка, живет на земле все равно так же, как и я. Чудно, право! И что с ним только на том свете будет?
   - Да то же, что со мной и с тобой, - ответил я ему.
   - Оборони, Царица Небесная, - сказал старовер и перекрестился. - Я - истинный христианин по церкви апостольской, а он что? Нехристь. У него и души-то нет, а пар.
   Старовер с пренебрежением плюнул и стал укладываться на ночь. Я распрощался с ним и пошел к своему биваку. У огня с солдатами сидел Дерсу. Взглянув на него, я сразу увидел, что он куда-то собирается.

   - Ты куда? - спросил я его.
   - На охоту, - отвечал он. - Моя хочу один козуля убей - надо староверу помогай, у него детей много. Моя считал - шесть есть.

           "Не душа, а пар", - вспомнились мне слова старовера. Хотелось мне отговорить Дерсу ходить на охоту для этого "истинного христианина по церкви апостольской", но этим я доставил бы ему только огорчение - и воздержался.

              На другой день утром Дерсу возвратился очень рано. Он убил оленя и просил меня дать ему лошадь для доставки мяса на бивак. Кроме того, он сказал, что видел свежие следы такой обуви, которой нет ни у кого в нашем отряде и ни у кого из староверов. По его словам, неизвестных людей было трое. У двоих были новые сапоги, а у третьего - старые, стоптанные, с железными подковами на каблуках. Зная наблюдательность Дерсу, я нисколько не сомневался в правильности его выводов.
   Часам к десяти утра Дерсу возвратился и привез с собой мясо. Он разделил его на три части. Одну часть отдал солдатам, другую - староверам, третью - китайцам соседних фанз.
   Стрелки стали протестовать.

   - Нельзя, - возразил Дерсу. - Наша так не могу. Надо кругом люди давай. Чего-чего одни люди кушай - грех.

   Этот первобытный коммунизм всегда красной нитью проходил во всех его действиях. Трудами своей охоты он одинаково делился со всеми соседями независимо от национальности и себе оставлял ровно столько, сколько давал другим//.

            В этом отрывке из книги, кроме откровенной симпатии автора к Дерсу, примечательно его рассуждение о душе. Именно родственные души, их доброта сблизили таких двух разных общественному статусу и интеллекту людей.

              Когда на Дальнем Востоке установилась Советская власть, Арсеньеву пришлось не сладко. В чем-то наивный, как и герой его книги, он не мог принять жесткость по отношению к "врагам революции". А местные органы ОГПУ тщательно за ним следили. Его считали не просто царским полковником и классово чуждым, а главным японским шпионом. Его неосторожные высказывания в разговорах с коллегами тщательно записывались. Каждый месяц, как поднадзорный он должен был отмечаться в комендатуре. Естественно ни о какой работе речи не шло. В этот период Арсеньев, используя свои дневники, начинает писать свои художественные произведения.

            Наконец, в 1924 г. ему разрешают уехать в Хабаровск, где он становится директором местного краеведческого музея. Он и раньше им заведовал с 1910 по 1915 гг. и имел квартиру в этом городе. Поскольку явных улик в антисоветской деятельности Арсеньева не было, в книге регистрации лиц, стоящих на учёте во Владивостокском ОГПУ за 1924 г., перед фамилией полковника В. К. Арсеньева появилась следующая запись: "30.03.1924 г. комиссия постановила с особого учёта снять как лояльного по отношению к Советской власти".

                В конце 20-х годов остро стал вопрос об экономическом развитии Дальнего Востока страны. Хороших специалистов на месте не хватало. Управление Уссурийской железной дороги предложило Арсеньеву работу по специальности. Он согласился и 7 января 1930 г. подписал договор о проведении изыскательских работ. Его назначили начальником сразу четырех экспедиций. В июне Арсеньев выехал во Владивосток для проведения инспекции полевых отрядов. Работы было много, с частыми переездами, ночевками в палатках, и Владимир Клавдиевич сильно простудился. Началось воспаление легких, от которого он 4 сентября скончался в возрасте 57 лет. Похоронили его во Владивостоке сначала на одном кладбище, а затем после его закрытия перезахоронили на другом.

            Начало репрессий в Сталинский период коснулось практически всех коллег и семьи Арсеньева. Его, уже покойного, обвиняли в связях с японцами и китайцами на основании того, что по заданию того же ОГПУ он написал книгу "Китайцы в Уссурийском крае". Его жену Маргариту Николаевну судил военный трибунал Особой Краснознаменной Дальневосточной армии в 1935 г. и признал виновной. 21 августа 1938 г. её расстреляли. При её аресте чекисты изъяли практически весь архив Арсеньева, в том числе рукопись неоконченной книги "Страна удэге", над которой он работал много лет. Рукопись так и не нашли до сих пор. Представляется мне, что Владимир Клавдиевич очень вовремя умер сам в кругу семьи и близких ему людей. Иначе его бы тоже непременно расстреляли.

              ДЕРСУ УЗАЛА . Он был старше В. К. Арсеньева более чем на 20 лет. Биографы предполагают, что он родился в 1849 г. в Уссурийском Крае, который до 1860 г. входил в состав китайской империи Дай-Цин-Го и именовался Манджурией.

          Свою национальность Дерсу определял так: "Моя гольд". Некоторые современные исследователи считают, что гольды - устаревшее название нанайцев. Другие полагают, что Дерсу был удегейцем. В общем, путаницы с этим вопросом много. Гораздо больше сведений об образе его жизни. После смерти жены и детей от оспы, Дерсу жил один в тайге круглый год. Зимой он сооружал себе подобие юрты из жердей, крытых корой или берестой. Питание себе добывал охотой. Добывал также пушных зверей (соболь), обменивая их на необходимые ему в тайге припасы: соль, порох, патроны, ткани и другие. Для обмена использовал и найденный корень жень-шеня. Сохранились фотографии Дерсу, сделанные Арсеньевым.

               В 1907 г. полуслепого Дерсу Арсеньев уговорил жить у себя дома в Хабаровске. Как пишут биографы, Дерсу очень любил своего "капитАна", однако жизнью в городе тяготился. Ему было душно и непривычно жить в городских условиях. Ранней весной он пешком двинулся в родные места к истокам реки Сунгари. Его нашли убитым у потухшего костра около станции Корфовская вблизи Хабаровска.

              Убийство произошло 13 марта 1908 г. Видимо застигнутый ранними сумерками, Дерсу разжег свой последний костер вблизи дороги, чтобы скоротать мартовскую ночь. Убийца позарился на его ружье, представлявшее для него определенную ценность. Убийцу нашли: им оказался каторжник, некий Козлов. В настоящее время на месте гибели Дерсу установили гранитную глыбу, а школьники посадили сосны.

                Вот такие судьбы этих достойных людей, прошедших бок обок многие сотни верст сквозь Уссурийскую тайгу. Оба этих человека оставили после себя добрую память. Один из них написал серию книг ("По Уссурийскому краю", "Дерсу Узала", "В горах Сихотэ-Алиня", "Сквозь тайгу", "Китайцы в Уссурийском крае", "В кратере вулкана", "Дорогой хищник", "Искатели жень-шеня", "Быт и характер народностей Уссурийского края"). Второй спас жизнь первому, без которого эти книги никогда не были бы написаны.

              На мой взгляд, книги Арсеньева представляют собой огромный вклад в русскую приключенческую литературу. Они правдиво, без лишнего украшательства описывают дальневосточную тайгу, быт её первых исследователей, таежные племена. На них выросло не одно поколение молодежи, будущих специалистов, топографов, геологов, ботаников, зоологов и просто любителей природы, путешественников. До сих пор они не утратили своей привлекательности для молодых и взрослых читателей. Потомки высоко оценили наследие писателя и его героя. В честь В. К. Арсеньева названы:

   - Город на Дальнем Востоке, ледник на северном склоне Авачинской сопки:
   - В Приморском крае река Арсеньевка (бывшая Даубихе);
   - Его имя носит центральная улица посёлка Кавалерово (Приморский край);
   - Дом Владимира Арсеньева во Владивостоке сейчас является музеем, открытым для публичного посещения;
   - В 1956 г. выпущена почтовая марка;
   - В 1990 г. имя Владимира Клавдиевича Арсеньева было присвоено пассажирскому теплоходу - флагману Амурского речного пароходства;
   - В честь Арсеньева назван представитель бокоплавов, обитающий в источниках долины реки Хор, - Crangonyx arsenjevi;
   - В память об Арсеньеве названы род травянистых растений Арсеньевия (Arsenjevia Starod.) из семейства Лютиковые, включающий пять видов, и один из видов мятлика - Мятлик Арсеньева (Poa arsenjevii Prob.), найденный в 1984 г. в верховьях ключа Белого (бассейн реки Рудной) возле посёлка Краснореченский Дальнегорского района.

           В честь Дерсу Узала названы:
   - астероид (4142) Дерсу Узала, открытый чешским астрономом Зденькой-Вавровой в обсерватории Клеть 28 мая 1981 г.
   - Дерсу - село в Красноармейском районе Приморского края.
   - Sikhotelumpia dersuuzalai - жук.
   Обоим в 1970 г. сооружены памятники в городе Арсеньев


           Но это не все. По роману "Дерсу Узала" снято два художественных фильма с таким же названием. Первый снял советский режиссер Агаси Бабаян в 1961 г. Второй фильм снял знаменитый японский режиссер Акира Куросава в 1976 г. Последний завоевал престижную премию "Оскар", как лучший иностранный фильм и прошел в прокате по всему миру. Кроме того, издательским домом "Комсомольская Правда", при поддержке Географического общества снят документально-игровой фильм "Владимир Арсеньев. Капитан тайги" (2011).

             //Предприняты меры для переиздания книг Арсеньева. В 2007 г. издательство "Краски" выпустило в свет первое полное несокращённое собрание сочинений В. К. Арсеньева по текстам дореволюционных прижизненных книг автора. Одновременно издательство "Альманах "Рубеж"" начало выпуск собрания сочинений В. К. Арсеньева в шести томах, где (независимо от издательства "Краски") восстановлены полные тексты книг Арсеньева, в том числе по неопубликованным рукописям. Все ранее изданные книги Арсеньева были сильно сокращены цензурой: из них был удален ряд упоминаний Бога, термины "инородцы", "инородческий". И то, что к ним относилось, и которые впоследствии приобрели негативный смысл, были заменены на "туземцы", "туземный"; слова "солдаты", "солдатики" заменены на "стрелки" и даже "казаки", удалены "старорежимные" офицерские звания, исключены "собственнические" выражения "мои люди", "мои солдаты", и тому подобное//. (материал абзаца из Википедии).

                В настоящее время сложилась обширная мемуарная литература об Арсеньеве и Дерсу. Это все правильно: о судьбах таких людей стоит писать статьи и книги, говорить и снимать фильмы. Уж лучше поздно... А мне книги В. К. Арсеньева близки еще тем, что сам я немало верст прошагал по глухой тайге. И могу свидетельствовать, что таежный быт геологов, геодезистов практически не изменился за последние сто лет. Отличие состоит лишь в доставке и эвакуации полевых отрядов с помощью вертолета. Все остальное: палатки, костры, пешие маршруты, переправы через реки и многое другое происходит так же, как это описано в книгах В. К. Арсеньева.
 
   Май 2015 г., Симферополь

 


Рецензии
Интересно... Понравилось. Я хорошо помню то время, когда мы зачитывались этой книгой.... Ярких вам дней.

Александр Аввакумов   24.10.2018 10:14     Заявить о нарушении
Благодарю Александр! Приятно получить одобрение от автора, творчество которого мне тоже нравится.
Доброго здоровья

Юрий Юровский   24.10.2018 13:31   Заявить о нарушении
Это то, что нужно сегодня, когда общество поглощённое материальным широкими шагами идёт к своей гибели...
С уважением

Аскольд Де Герсо 2   27.10.2018 20:28   Заявить о нарушении
Благодарю, Аскольд!
Успехов в творчестве

Юрий Юровский   27.10.2018 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.