Сулейман Рустам

Это случилось весной 1986 года, но никак не осенью, потому что осенью меня в Баку уже не было. На дачу моего наставника в мире поэзии Владимира Кафарова, где я в это время находился с его сыном Ровшаном, приехал народный поэт Азербайджана, Герой Социалистического труда, председатель Верховного Совета Азербайджана с 1971 по 1989 годы и соавтор гимна советской республики, живая легенда азербайджанской литературы - Сулейман Рустам. Почему я столько рассуждаю о дате? Потому что во всех энциклопедиях датой рождения Сулеймана Рустама указывается 27 (по старому стилю 14) ноября 1906 года. Во всех, кроме автобиографии самого новорожденного, где он честно написал, что родился 10 марта. В отдельных источниках я находил указание на 12 марта 1906 года.
Однако моя память сохранила три дня. Поскольку все эти три дня я находился на даче, значит, они были нерабочими, ведь я работал. Открываю календарь 1986 года и вижу, что выходными и праздничными были 8,9 и 10 марта. Значит, именно 10 марта, в свой реальный день рождения, Сулейман Рустам и посетил дачу Кафарова. Других вариантов нет.
Владимир Абдул-Азимович и Сулейман Али-Аббасович сидели в центре накрытого праздничного стола и беседовали, как поэты, как друзья и как старшие за столом. Мы с Ровшаном находились с краю. О чём они говорили между собой - я скромно не прислушивался. Единственное, что было, естественно, когда вошли старшие, я поздоровался с легендой азербайджанской поэзии, он пожал мою руку и ответил на приветствие.
Кто-то сообщал на одном из сайтов интернета о том, что Сулейман Рустам не любил музыку. Могу засвидетельствовать, что это - неправда. Вскоре после появления именинника на дачу приехали музыканты с народными инструментами - таром и кяманчой. Мэтр слушал их игру с превеликим удовольствием. Было много речей и тостов. Всё это происходило не внутри дома, а на площадке перед ним под сенью виноградных лоз на даче в Шувелянах. Была великолепная солнечная погода. Где-то вдали шумел Каспий. Когда с ответным благодарственным словом выступал Сулейман Рустам, голос его звучал негромко, но было так тихо, что все слышали каждое слово. Поэту в тот день исполнилось восемьдесят лет. Его величественная лысая («по Котовскому»), как биллиардный шар, голова, сверкающая на солнце, хорошо запомнилась мне в тот погожий мартовский день…
Потом я узнал, что он всю жизнь был дружен с Али-Агой Вахидом, который в свою очередь дружил с Сергеем Есениным в ту пору, когда великий русский поэт жил здесь же неподалёку - в селении Мардакяны. Узнал и другие интересные моменты биографии Сулеймана Рустама, родившегося в Новханах - другом селении, находящемся невдалеке от Баку. Например, о том, что его отец, работавший кузнецом, был не азербайджанцем, а курдом. О том, что поэт, переводивший на азербайджанский произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Исаковского, Смелякова, создавший в 1941 году знаменитый впоследствии цикл стихов о Южном ( Иранском) Азербайджане «Тебризские стихи» (Тебриз - столица Южного Азербайджана), был участником второй мировой войны - предприняв, подобно Велимиру Хлебникову, свой военный «поход в Персию» в августе 1941 года, в разгар боёв под Киевом…
Мне кажется, что хотя о биографии Сулеймана Рустама, председателя Верховного Совета социалистической республики, написано достаточно много, в ней ещё имеются неизвестные и неожиданные страницы, требующие дальнейших научных исследований. Сулейман Рустам скончался 10 июня 1989 года.  Это моё юношеское воспоминание - дань глубокого уважения памяти великого восточного поэта, которого мне посчастливилось видеть однажды воочию.
На фотографиях Сулейман Рустам в последнее десятилетие своей жизни и я такой, каким был в марте 1986 года.


Рецензии