Письмо философу

Борис Родоман

ПИСЬМО ФИЛОСОФУ

20 – 24 октября 2018 г.

Уважаемый Игорь!
        Ещё раз благодарю Вас и Вашу супругу за гостеприимство; за то, что Вы уделили почти весь день (19 октября 2018 г.)  беседе со мной, которая, как мне кажется, не обогатила Вас новыми идеями. Вопреки моему самонадеянному ожиданию, это было не взаимное доение мозгов, не плодотворный обмен информацией между равными учёными, а нечто похожее на интервью, взятое малоопытным журналистом у маститого писателя. В том, что Вы говорили, для меня не было ничего нового, потому что я с Вашей точкой зрения давно знаком, а перед визитом ещё раз её изучил. Всё, что сказал я Вам, включая даже разговоры за обедом, развлекавшие вашу жену,  – у меня тоже многократно опубликовано в официальных бумажных изданиях и в Интернете с копирайтом.
        Я обратился к Вам потому, что для  меня Вы – типичный девиационист – верующий в то, что наша страна сошла с правильного пути и должна на него вернуться. Меня волновало не столько содержание Ваших концепций о России, сколько Ваш метод постижения её истории. Я хотел понять: тот роковой срыв, тот ужасный сдвиг нашей страны, тот пагубный перерыв преемственности, который, как Вы полагаете, произошёл  в результате большевистского переворота 25 октября 1917 г., – уникальное явление или нередкий случай в истории многих стран? И вообще, насколько допустима в исторической науке такая модель? Я её не отрицаю, но отношусь к ней скептически. Ответа на эти вопросы я от Вас не получил; наверно, потому, что не сумел их правильно задать.   
        Как автор множества статей на такие темы, как анизотропия российского пространства, внутренняя периферия, тоталитарный ландшафт, целостность России, сопротивление ландшафта реформам, векторы пространственного развития, реверберация колониализма*, механизм сецессий, причины распада СССР, судьба СНГ, мораль личности и мораль государств, «патриотизм против шовинизма» и т.п., я был не прочь  сравнить свои взгляды с Вашими, но это не получилось.
        При беглом взгляде на Ваш кабинет и библиотеку, а также в беседе с Вами, меня удручило безнадёжное непересечение областей моей и Вашей деятельности. Разные журналы, разные симпозиумы, разные имена и личности…
        Я сожалею, что в беседе с Вами не успел затронуть многие сюжеты, например, А.И. Солженицына, но не ГУЛАГ и вольготную жизнь писателя в нём, не «Колесо», «200 лет…» и т.п., а «обустройство» постсоветской России. Проектов, «озвученных» этим «Пророком отечества», испугался сам Н.А. Назарбаев и перенёс столицу Казахстана из Алма-Аты в Акмолинск, ставший Астаной.
          Я с интересом и с удовольствием прочитал подаренную мне книгу «Как нам понимать свою страну. Русская идея и Российская идентичность: прошлое, настоящее, будущее. – М.: ArsisBooks, 2014, 96 с. + 3 вкл., 6 п.л., 2000 экз.». Меня подмывало желание написать на неё подробный ответ, но это заняло бы  несколько недель и несколько авторских листов текста; такая работа мне уже не по силам, ограничусь немногими замечаниями.
        Как Вы уже знаете, я не разделяю Вашей любви к царской России и Вашу неутолённую жажду её победы в Первой мировой войне. Я полагаю, что и советский, и постсоветский этапы нашей истории – закономерные пульсации одного и того же российского общественного строя, характерными чертами которого являются: 1) постоянная служебно-раздаточная экономика, периодически оздоровляемая и обновляемая  кратковременной  рыночной терапией; 2) частная собственность условна и растёт главным образом для последующей экспроприации, инструменты которой известны: реформы, революции, войны; 3) «коррупция» – не порок системы, а сама система (особая разновидность рынка); 4) государство не служебное (аппарат, нанятый налогоплательщиками), а господствующее (имение государя); 5) сакральный этатизм, декоративной оболочкой которого может быть любая (квази)религия, навязанная властью, при сохранении всех бытовых верований; 6) империя держится не на экономических связях, а на общности государственного языка (этот фактор действует при всеобщей грамотности) и на силовой угрозе сепаратистам; при ослаблении центральной власти империя периодически рассыпается, а потом склеивается в несколько ином, более (пока) жизнеспособном  виде.
        Ужасное, невыносимое кое для кого предположение, что такой общественный строй может исчезнуть (или даже обречён на исчезновение) только с исчезновением всего русского этноса или российского народа, я не отстаиваю, а, наоборот, напрашиваюсь на опровержение. Но возражение я хотел бы услышать не как выкрик невежественного студента, оболваненного школой для детей, а от значимого для меня оппонента.
        Дореволюционную (до 1917 г.) Россию я в целом не осуждаю; я, как и Вы, вижу в ней много хорошего, но вижу и роковые ошибки.
        1. Хорошо, что Российская империя не ломала, а сохраняла прежний уклад на присоединённых землях. Это началось ещё при Петре Первом, когда на завоёванной части Финляндии  (Gamla Finland) были обеспечены все прежние порядки (язык, законы, привилегии, собственность). То же в Эстляндии и Лифляндии. О Кавказе и Средней Азии и говорить нечего. Однако к концу ХIX века такая неоднородность империи стала казаться русским националистам нетерпимой. Началась повсеместная русификация, унификация законов, администрации и т.п. Это был первый важный шаг Российской империи к своей могиле.
        2. Хозяйственные стимулы освоения Сибири (пушнина, золото)  сменились геополитическими. Великий Транссиб, предмет и моего восхищения, был построен для завоевания Китая и Японии. Тот факт, что правители России верили в такую возможность, для меня свидетельствует, что они  потеряли рассудок в пылу амбициозного соперничества с Британской империей. Вам эти амбиции ничего не напоминают – из того, что наблюдается сегодня? Результатом российской экспансии стал 1905 г. с Кровавым воскресеньем и новая Смута.
        3. Транссиб построен для хозяйственного освоения Сибири? Но он же опустошил и сжал всю Сибирь, собрал её в своей прижелезнодорожной полосе. Экономисты подсчитали, что было бы гораздо дешевле и выгоднее, если бы  товарные вагоны на этой железной дороге тянули не паровозы а…  Вы думаете,  лошади? Нет – люди!!! Местные русские мужики и буряты. Так проще и дешевле. Правда, пришлось бы покрыть шпалы досками. Но и это бы окупилось. Но мудрое царское правительство мыслило стратегически. Вагоны на рельсах нужны для перевозки пушек и солдат.  И то, с какой скоростью была построена эта величайшая в мире железная дорога, и как она поспела к войне с Японией – это, конечно, почти чудо, которым можно восхищаться.
        4. Захватив Приамурье и Приморье, укрепив Владивосток (аванпорт Харбина), но не удержав Маньчжурию и Харбин (хинтерланд Владивостока), ущемлённая Россия повисла на  Кругоамурской дуге. Здесь первый мост через Амур из России в Китай (если) будет построен (,то) только в 2019 г. (*). Растянувшись, подобно США, от Атлантики до Великого океана, Россия не стала биполярной страной, не сделала тихоокеанское побережье своей Калифорнией. Российский Дальний Восток похож на заброшенный военный городок, сараи которого используются для хранения подержанных японских автомобилей.  Вот уже почти 120 лет нашу страну  одолевает  фобия потери Сибири и Дальнего Востока.
        5. Хваля царскую Россию, Вы с гордостью отмечаете, что на стройках Петербурга охотно работали  гастарбайтеры из Западной Европы. Но может быть, их нанимали из-за «низкой трудовой этики» русских рабочих? Тогда это не аналогия с нынешними таджиками в Москве, а противоположное явление. В царской России богатые помещики нередко выписывали слуг из-за границы, даже из Англии,  – не только управляющих, дворецких, гувернёров, бонн, но даже лакеев и горничных. На самом сложном участке Транссиба – Кругобайкальской ж.д., применялись иностранные рабочие из Европы. В 1990-х годах на дорогих стройках широко использовались турки.
        6. Рабочий в Петербурге и в Москве в царское время зарабатывал больше, чем в «советское». – Не спорю. Но это хорошо, если парень не пьёт, не курит, не играет в азартные игры. Но сохраниться таким в коллективе – нелегко. Фабрикант-заводчик С.И. Мальцов считал, что русскому рабочему вообще нельзя давать деньги: он их сразу пропьёт и работать не будет. И этот предприниматель (отставной генерал-майор) решил, что сам, безденежно, будет снабжать своих работников всем необходимым. Костюмы, кожаные сапоги, карманные часы, отрезы на платье для жён, перерывы в работе для купания в пруду – всё предусмотрел рачительный хозяин. В конце концов его объявили сумасшедшим, заводы передали наследникам, а останки благодетеля рабочие вырыли из могилы и осквернили. Фабричный социализм, похожий на патриархальное крепостничество и на доброе, гуманное рабовладение, рухнул, сменился социализмом лесоповала. На советские лесоразработки дважды в месяц приезжал грузовик. В нём везли ящики с водкой, а ехали кассир и продавщица. Всеобщая пьянка продолжалась двое суток. Затем грузовик отправлялся обратно с пустыми бутылками и с теми же деньгами, возвращёнными государству при помощи его алкогольной политики, в общих чертах неизменной с допетровских времён до наших дней. Размер зарплаты значения не имеет. Когда она мала, пьют боярышник. Если будет велика – начнут пить и коньяк стаканами и ковшами, купаться в шампанском.
       Что касается советского периода в истории России, то в его оценке я согласен с Вами не менее, чем на 80%. Мне кажутся убедительными усвоенные Вами представления о начале войн в 1939 и в 1941 г., об осаде Ленинграда, о массовом коллаборационизме и т.п. – всё то, за что Вам после выступлений на центральном ТВ рано или поздно набьют морду в метро и тем самым вынудят ездить в автомобиле по центру Москвы, запасшись бутылкой для мочи при стоянии в многочасовых пробках. Отмечу только пять Ваших тезисов, которые меня удивили, оказались неожиданными и новыми.
       1.  Мощный удар сталинизму нанесён в 1953 г. революцией заключённых – восстанием ГУЛАГа во главе с бывшими власовцами и «бандеровцами». – О восстаниях зэков слышал, но такое толкование… ой, даже не знаю, что сказать…
        2. Отказавшись от сталинского массового насилия, кремлёвская власть «взамен» (!) усилила цензуру. – На самом деле наибольшая цензура была при Сталине в 1935 – 1953 гг. После его кончины началась «оттепель» и появилась возможность ругать правительство на кухне, не опасаясь доноса собеседников. К 1956 г. стали возможными настоящие политические дискуссии, оборвавшиеся после Венгерских событий. С тех пор цензура усиливалась и людей опять начали сажать по политическим мотивам, но не в таком же количестве, как при Сталине, и теперь за это не расстреливали. Это завинчивание гаек было не послесталинским, а послеоттепельным, в какой-то мере и послехрущёвским.
        3. Пятиэтажки-хрущёбы построены для того, чтобы расселить бывших зэков, вернувшихся из лагерей. – Ой-ой-ой! Я пожимаю плечами, поднимаю брови, выпучиваю глаза. Обсуждал с собеседниками. Реакция такая же.
        4. Подъём целины устроен не столько для выращивания зерна, сколько для того, чтобы убрать из городов потенциальных революционеров – активную молодёжь. – Эта гипотеза наименее фантастична – в ней «что-то есть». Такая акция – в духе «советского» режима, это его почерк. Нечто аналогичное – стройки в Прибалтике – применялось, чтобы русифицировать Эстонию и Латвию. Но были ли хрущёвцы в данном случае столь хитры  и дальновидны? Это может стать предметом исследований.
        5. Всю советскую историю можно рассматривать как непрерывное сопротивление существовавшему политическому режиму. – У меня опять «ой-ой-ой!». Непомерное преувеличение! Похоже, что желаемое выдаётся за действительность. В Москве в 1968 г. протестовать против оккупации Чехословакии вышло на Красную площадь пять или шесть человек; в Ленинграде, по Невскому проспекту, прошёл с плакатом один – Вы его знаете, потому что часто видите в зеркале.
        При всём отрицании советского периода надо признать, что при нём было осуществлено множество проектов, плохих и хороших, которые возникли в царской России. Многие инженеры, учёные, артисты, архитекторы, администраторы стали искренне служить «советской» власти потому, что надеялись с её помощью осуществить свои замыслы. И многим это удалось. Но, если не большинство, то минимум половина из них были репрессированы.
        Ликвидация неграмотности, наделение письменностью всех народов СССР, повышение уровня гигиены и мн. др. осуществлялось питомцами царской России, выпускниками дореволюционных университетов, гимназий, реальных училищ. И даже некоторые помпезные павильоны ВСХВ – ВДНХ – ВВЦ, ныне отреставрированные, построили в 1938 г. бывшие архитекторы дворцов хивинского хана и бухарского эмира.
        Всю историю советского периода можно рассматривать и как неуклонное возрождение ликвидированных большевиками норм, правил, символов, институтов. После разрушительного нигилизма времен Гражданской войны были восстановлены: прокуратура и адвокатура (1922), экзамены (1932), учёные степени и звания (1934), военные звания и чины, семидневная рабочая неделя (1940), погоны на мундирах, РПЦ(мп) (в виде филиала КГБ) (1943) и даже раздельное обучение мальчиков и девочек (только в больших городах, 1943 – 1954). В наши дни полным ходом идёт восстановление и смешивание многих атрибутов и СССР, и царской России. Недалеко то время, когда новые поколения перестанут отличать Сталина от Ивана Грозного. И куда мы втиснем между этими двумя товарищами нашу Русскую идею?
        Царский режим был безусловно гуманнее советского и постсоветского: Ваш 41 казнённый по политическим мотивам в XIX веке и несколько десятков миллионов – при «советской» власти – это впечатляет. Но всё относительно. Если бы дореволюционные революционеры предвидели, что их ожидает после устроенной ими революции, то наверно её бы не затевали. Но они же считали Россию отсталой, а её монархический режим – прогнившим, диким и архаичным.
        Некоторые специфические злодеяния советского режима были задуманы и предложены задолго до большевистского переворота. Российский военный разведчик, генерал-майор Н.М. Пржевальский на своей карте, виденной мною в его музее, пометил, какие племена в Монголии надо переселить, а какие истребить физически. Другой российский путешественник, исследователь Дальнего Востока, подполковник В.К. Арсеньев, разработал план депортации корейцев, как потенциальных японских шпионов,   из Приамурья и Приморья вглубь России, что и было осуществлено «советской» властью в 1937 г. Автор затеи до её воплощения не дожил, а его вдову в 1938 г. расстреляли, как «японскую шпионку» (В.К. Арсеньев был объявлен «японским шпионом» посмертно). В результате в СССР сформировался особый этнос «русские корейцы», не пригодные для  «репатриации» ни в КНДР, ни в Республику Корея, 100%-но вписанные в русскую культуру, но не признаваемые русскими из-за расовых отличий (вот недавно стулом по башке стукнули), а «советский» Дальний Восток лишился сельского хозяйства.
        Первый настоящий природный заповедник был устроен до революции 1917 г., но в советское время возникла огромная сеть таких заповедников, прекрасно выполнявших свои функции. В наши дни это наследие разрушается.
        Незаслуженно забыт «Великий Сталинский план преобразования природы» – только потому, что он назывался Сталинским. Но он же придуман  не большевиками, а задолго до революции. Это были настоящие мелиорации (улучшения), а не псевдомелиорации послесталинского периода, когда были осушены болота и рылись канавы там, где их удобно рыть для выполнения плана.
        Выдающийся почвовед, М.А. Глазовская (1912 – 2016), на одном из заседаний, в моём присутствии, отметила нерациональность, энергетическую неэффективность и даже тупиковость сложившихся после неолита человеческих пищевых цепей. Вместо того, чтобы распахивать чернозёмы, выращивать зерно, кормовые травы и душевнобольной скот, лучше было сохранить степь, охотиться и ловить полудиких копытных – получили бы больше калорий и витаминов.
        В ХIX веке русские помещики и крестьяне за несколько десятилетий уничтожили в Причерноморье и в Поволжье Великую степь, распахали почти всю, отдав в жертву суховеям, а потом потащились по пыльным шляхам с иконами, моля о ниспослании дождя в засуху. Экспериментально проверенный и  оправдавшийся в Каменной степи план В.В. Докучаева был подхвачен и в значительной мере (конечно же, с неизбежными извращениями) осуществлён при Сталине. Тоталитарный режим для этого – не скажу, что понадобился, но очень пригодился.
        За фантастически короткое время бывшие лесостепные и степные зоны Украины и Юга России покрылись сетью широких лесных полос между полями и вдоль дорог, в этих зарослях поселились птицы и мелкие звери, там  собирают грибы. Унылый до того пашенный ландшафт стал ячеистым, куртинно-бокажным, хотя и не в той мере, не с теми геометрическими формами, которые (увы, уже задним числом) предлагались учёными. И этого великого, в самом деле настоящего, полезного  преобразования (но не природы, а испорченного антропогенного ландшафта) в наши дни почти никто не помнит.
        Я сомневаюсь в правомерности  разрыва, вносимого в историю девиационистской моделью. Как ни характерны для России многократные разрывы преемственности и сокрушение традиций, многое у нас продолжается далеко не случайно и достаточно естественно. 
*  *  *
         Сформулированная Вами Русская идея – «православие, собирание земель и общинный коллективизм» (с. 15) в первом приближении выглядит не как историческое наследие, к которому надо вернуться, а как ныне действующая доктрина, как лозунг того политического режима, которым Вы недовольны. Но тогда можно подумать, что Вы ломитесь в открытую дверь.
        1. Православие навязывается, оно стало фактически государственной религией.
        2. Собирание земель возобновилось: во внешней политике России сегодня господствует реваншизм, экспансионизм, ирредентизм. Присоединён Крым, фактически, в том или ином виде, в Россию вошли Донбасс, Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия. Белоруссия будет поглощена, если  уйдёт её нынешний правитель. В Москве проповедуется «многополярный мир» и «Русский мир», евразийство (нео-СССР), раздел сфер влияния между сверхдержавами с превращением соседних малых стран в сателлитов России (второе издание соцлагеря).
        3. Общинный коллективизм процветает в негативной форме: единогласное голосование, 85%-ное большинство, подавление инициативы, боязнь понять голову и выделиться – «Мы бздим, и ты бзди!». Такого ли коллективизма Вы хотите? Конечно, не такого. Но позитивный  коллективизм у русского народа к концу ХХ века окончательно исчез, люди разрознены, общество атомизировано. Неспособность к солидарности, кооперации и некриминальной самоорганизации очевидна. Общинность есть у нерусских этносов, преимущественно у мусульманских, но она основана на многодетности, на родственно-клановом устройстве, с которым славяне неконкурентоспособны.
         Вы, как и Юрий Самодуров, считаете, что России нужно новое Учредительное собрание, и, как Ваши идейные предшественники, Деникин и Колчак, выступаете как честный непредрешенец, т.е. допускаете, в частности, и реставрацию  монархии. Но современная Россия и так уже похожа на абсолютную монархию. В большинстве стран СНГ правят несменяемые, пожизненно-наследственные президенты, и Россия – не исключение. Она стала на этот путь не сразу, а только в 2000 г., вслед за Белоруссией, Казахстаном и Туркменией. В Азербайджане зреет третье поколение династии, в Белоруссии – второе. И нынешний хозяин России давно уже стоит в шаге от того, чтобы провозгласить себя императором. Народ будет не против, уверяю Вас, народ взвоет от радости и простит царю-батюшке всё, даже полную отмену пенсий – процесс, начало которого проглотили безропотно. (Причисление к лику святых при жизни, провозглашение имамом и бодхисатвой последует). Вы, конечно, скажете, что диктатура и богом данная монархия – антиподы, но это такая тонкость, которую массы не поймут. Им нужен не декоративный царь, а крутой хозяин, способный навести порядок. И Вы в такой ситуации будете приглашать какую-то глупую тётку из Дома Романовых? Ха! Смешно…
        Некоторые российские императоры не были диктаторами не только по врождённому складу своего характера, но и, между прочим, потому, что их власть была ограничена многочисленными родственниками. Таковы Александр Второй и Николай Второй. Последний ничего не смог поделать с убийцами Распутина. К концу  царствования расплодилось так много великих князей, что кто-то из них даже возомнил себя  революционером, нацепил красный бант. Самых мягкотелых и относительно гуманных царей как раз и убили. И даже советских генсеков, не стеснявшихся своих жён (Хрущёва и Горбачёва) свергли. Отвергнутую фаворитку Хрущёва, Екатерину Фурцеву, довели ло самоубийства. К сладкой парочке, Михаилу и Раисе Горбачёвым, относились без всякого почтения, Раису Максимовну поливали грязью.
        Неприемлемое для Вас сваливание российских царей и советских генсеков в одну кучу давно осуществлено российским народом. В книжном магазине или киоске можно купить плакат или календарь «Правители России» от Рюрика до Путина.  И с каждым годом в сознании масс стирается различие между Россией и СССР. Да Вы и сами то и дело допускаете неявную подмену этих понятий, когда рассуждаете о том, что «мы» потеряли после  1917 и после 1991 г. Но кто такие «мы»? Россия (РСФСР) вышла из СССР, не потеряв ни одного квадратного дециметра своей территории.
        Вы, так же, как и прочие патриоты, печётесь о целостности России. Но современная Россия не целостна, потому что состоит из двух частей – основной и Калининградского анклава. Чтобы  вернуть России утраченную целостность, есть два пути: 1) отказаться от Калининградской области; 2) аннексировать Литву и Белоруссию. Этого ли Вы хотите? Уверен, что нет.
           Но «вернёмся к нашим баранам» – к царям. Народ не уважает правителя, который находится под влиянием женщины. Толпа её презирает, на неё клевещет, требует убрать. Тираны часто избавлялись от своих жён. Напомню, что самые страшные диктаторы ХХ века не очень обременяли себя семейными узами. Идеальному вождю не нужна жена. Он женат на  своей стране. Он её любит. Он её имеет. Страна – его имение. Государство – имение государя.  И такого государя мы имеем. И (потенциально) все девушки в нашей стране – его. 
        Я не случайно соскользнул с политической темы на гендерную. Я полагаю, что главная проблема России (в меньшей степени – других стран и всего мира) – ролевая несостоятельность, нарастающая никчёмность  мужчин. Современный мир не требует такого резкого различия мужчин и женщин. Традиционная роль мужчин пошатнулась. От того они и трепыхаются, расшатывая общество. Наша страна, патриархальная, патерналистская, маскулинная – стала на путь всестороннего регресса, погружается в ею же выдуманное Средневековье (Святая Русь с ядерным оружием), но мир не стоит на месте, плоды технического прогресса проникают и к нам. Лет через десять люди будут летать по городу индивидуально, как ныне разъезжают по асфальту на самокатах и сигвеях. Трансгуманисты надеются переписать человеческую психику на более надёжные носители, а традиционных людей  из костей и мяса сохранять в резервациях и зоо(антропо)парках. Города-спутники Земли выстроятся в ближнем космосе на орбитальных кольцах. Земля, освобождённая от лишних людей и сооружений, может стать музеем-заповедником «Биосфера» и  «Колыбель человечества», её будут посещать экскурсанты с других планет. Это может случиться уже в нашем календарном столетии, если  маньяк, завладевший ядерным оружием, не взорвёт весь земной мир в ближайшее время. В этой ситуации во что же мы можем вписать Русскую идею?      
        На вопрос, поставленный заглавием Вашей книги «Как нам понимать свою страну», отвечаю по-своему. Для меня Россия – не только государство и его граждане – люди, но и прочие животные, а также растения, и земля, на которой они живут. Они  имеют право на жизнь наряду с людьми. Главное богатство России – её природный ландшафт, а миссия России – охрана природы ради сохранения жизни на Земле. Байкал – достояние всего человечества, а России, в составе которой оказалось это озеро и другие подобные объекты, надлежит их беречь.
        Признанным символом России является медведь.  Но ему, так же как волку, дикому кабану и прочим крупным зверям, требуется для жизни на порядки более крупная площадь, чем человеку. Не надо опять пытаться размазывать «производительные силы» по всей Северо-Восточной Евразии. Чем больше людей сосредоточится в городах – тем больше места останется для зверей.
       Медведи – наши родные российские граждане. Их любят люди с разными политическими убеждениями. Так сплотимся же на почве любви к этим и к другим зверям, ко всей родной природе, а если для сплочения обязательно нужна ненависть, то можно  ненавидеть браконьеров, истребителей наших лесов, загрязнителей наших озёр. Такова у меня, Бориса Родомана, сверхценная идея –   Русская или Российская,  национальная или  интернациональная.
        Меня порадовало и умилило наличие в Вашей книге трёх географических карт на вклейках: 1) «Карта расширения границ России с XV по XIX века»; 2) «Карта ГУЛАГа»; 3) «Приблизительная карта-схема утраты и изменения территории СССР – России в ХХ веке». Конечно, у меня есть  замечания и по картосхемам, и по употреблению Вами некоторых географических терминов, но я не хочу засорять это письмо такими непринципиальными мелочами. Карты эти весьма  уместны, очень полезны! Я буду их изучать, рассматривать много раз.
*  *  *
        Уважаемый Игорь! Если Вы в самом деле ещё хотите со мной общаться, то я этому очень рад. но встречаться очно нам не стоит. Это нерациональная трата времени для Вас и утомительно для обоих, но особенно – для меня. Ещё и потому, что я глуховат. Я лучше слышу Вас в телефонной трубке, чем сидя за одним столом. Мы можем всё обсуждать по моему домашнему телефону. Я готов разговаривать с Вами хоть целый час или до первого окрика моей жены. Но инициатива этих разговоров должна исходить от Вас.
        Однако я должен Вас предостеречь. Чуть ли не на каждое Ваше высказывание я могу ответить залпом из моих публикаций. И не  библиографическими ссылками, а полновесным текстом, посланным по электронной почте. Вы, конечно, не станете читать все мои статьи, но даже если будете их бегло просматривать, то попадёте в положение ветеринара, который сделал клизму слону, но не успел отскочить в сторону.
        Я Вас предупредил. Берегитесь!
         
       Примечание

        * Реверберация колониализма – отражение колониальной волны от границ империи в её ядро. Выражается, в частности, в захвате пригородных земель под садово-дачные и коттеджные посёлки, в  расширении городской черты и т.д.
        В этом процессе наш уважаемый Игорь замешан двояко.
        1. Как хищник – соучастник захвата земли, её безвозмездного отнятия у прежних пользователей. В том числе и у меня, Бориса Родомана, гулявшего по этой земле пешком и ходившего на лыжах со своими девушками. Лишившись прекрасного ландшафта для прогулок, мы, большинство москвичей, не получили за это никакой компенсации.
        2. Как жертва (вследствие  волюнтаристского асимметричного расширения Москвы), когда рядом с домом Игоря вырастет небоскрёб, а на соседнем лугу появится станция метро. И кому же тогда продаст Игорь свой прекрасный домик, куда переселится? Уж не в настоящую ли русскую избу в глубине Костромской или Вологодской области? Но все хорошие избы давно куплены творческими интеллигентами из Москвы и Питера, а те, кто их продал, полученные деньги пропили и умерли от алкогольного отравления. Но если даже найдёт наш философ подходящую избушку и вставит в  неё евротуалет, её всё равно сожгут хулиганы. Приедут зимой на снегоходах, когда хозяев не будет дома. Уединённое поселение в Средней полосе России невозможно. Это не Норвегия, не Исландия. С комфортом жить в собственном доме можно только в городе или в посёлке, окружённом стенами, с сигнализацией и охраной.
         
        Подготовлено для «Проза.ру» 24 октября 2018 г.

        (*). Насколько мне известно, железнодорожный мост через Амур около Благовещенска до сих пор не построен. Китай свою половину соорудил, а Россия -- нет. -- Б.Р. 8.11.2020.      
       
         
       
          


Рецензии