351 Лейтенант В. Г. Бочковский в День ВМФ 29 июля

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

351. Лейтенант В.Г. Бочковский в День ВМФ. 29 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Воскресенье, 29 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 18.0°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:06, заход солнца – 20:41 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 85%, Давление 754 мм. рт. ст. Скорость ветра - 2 м/с.

Командир нашего корабельного катера лейтенант Валерий Геннадьевич Бочковский мне нравился как человек, как личность, как офицер. Он отличался от остальных корабельных офицеров очень спокойным, выдержанным, немного флегматичным, но стойким характером. Валерий Геннадьевич не кичился своим офицерством, как некоторые, не грубил, не хамил, не ругался, но говорил со всеми одинаково ровно, вежливо, с достоинством. Валерий Геннадьевич Бочковский родился 17 августа 1948 года и почти ровно на один год был моложе моего старшего брата Юрия Сергеевича Суворова, поэтому я машинально или инстинктивно воспринимал Валерия, почти как ровесника моего брата, то есть старшего по возрасту и жизненному опыту, но не очень авторитетного человека (у нас с братом были братские, но сложные отношения). Однако от моего брата Юры Валерий Геннадьевич отличался рассудительностью, спокойствием, выдержкой и немногословностью.

С 1967 по 1972 года Валерий Геннадьевич Бочковский был курсантом Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова (ТОВВМУ). Сразу после окончания училища молодой лейтенант В.Г. Бочковский в августе 1972 года прибыл на на Балтику на БПК "Свирепый" и вступил в должность командира зенитной батареи ЗБ-3 артиллерийского комплекса АК-726 ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2). Для Валерия это был первый в жизни боевой корабль, на котором ему пришлось вместе с командой батареи и экипажем корабля пройти азы корабельной жизни, службы, заводские и ходовые испытания, сдавать курсовые задачи "К-1", "К-2", ПВО, ПЛО и ПДСС, жить и работать на боевых постах, изначально обживать корабль. Вероятно, поэтому Валерий Геннадьевич относился к личному составу батареи и экипажа корабля с пониманием, по-братски, но без подхалимажа, на определённой молчаливой дистанции.

Валерий Геннадьевич Бочковский сразу же включился в общее дело достройки, оснащения и освоения корабля, досконально изучил его устройство, не отказывался от разных работ и поручений, одинаково хорошо выполнял свои непосредственные служебные обязанности и всё, что требовала обстановка, ситуация и необходимость. Он был одним из лучших дежурных офицеров по кораблю, командиром команд и групп на хозработах, на покрасочных работах, на погрузке и разгрузке грузов, продовольствия и боезапаса. В короткое время Валерий сдал все экзамены на допуск к ходовой вахте и стал одним из лучших вахтенных офицеров БПК "Свирепый". Более того, его терпение, выдержка и желание помогли стать ему вторым штурманом корабля, заменять во время боевого похода на БС командира БЧ-1ё старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова. Вот почему командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров назначил лейтенанта В.Г. Бочковского командиром корабельного рабочего катера.

Надёжный и стойкий характер лейтенант В.Г. Бочковского проявился во время аврального составления корабельных боевых расписаний, когда надо было в короткие сроки оформить должностные и боевые инструкции всем и каждому на корабле. Объём работы был большой, а времени - мало. Тех офицеров, кто не справился вовремя, командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров запер после отбоя в кают-компании офицерского состава со словами: "Кто не напишет инструкцию - не выйдет. Кто будет готов - звоните, приду, проверю, выпущу". Валерий Геннадьевич не стал возмущаться "волюнтаризмом" командира корабля, он молча выполнил приказ, позвонил командиру и вышел победителем этого "состязания". Добросовестность - вот чем отличался лейтенант В.Г. Бочковский в экипаже БПК "Свирепый".

Сейчас 29 июля 1973 года Валерий Геннадьевич так же спокойно и уверенно, как всегда, молча вёл свой катер, ничуть не смущаясь, что отдаляется от надёжного и безопасного корабля в морскую даль пролива Каттегат по направлению к стоящему на якоре в отдалении танкеру СМТ "Шексна". Он досконально знал свой "пузатый" стеклопластиковый катер, был уверен в нём, в своей микрокоманде, состоящей из матроса (боцман-плотник В.В. Баранов), моториста (В.П. Фёдоров) и радиста БЧ-4. Поэтому на фотографии он улыбается своей обычной спокойной и доброжелательной улыбкой. Моряки БПК "Свирепый" с уважением и признанием относились к лейтенанту В.Г. Бочковскому, хотя за его скромность и сдержанность (те, кто его не знал хорошо) считали немного "рохлей"...

На самом деле впоследствии лейтенант В.Г. Бочковский покажет себя самым настоящим боевым офицером ВМФ СССР, командиром, профессионалом своего дела, отважным и мужественным человеком. Например, в Атлантическом океане при передаче двух флотских офицеров-медиков с БПК "Свирепый" на танкер сопровождения, катер Бочковского попадёт в сплошной туман и потеряет ориентировку в пространстве. Радист на катере связался с кораблём. На БПК "Свирепый" начали подавать звуковые сигналы ревуном. Ориентируясь на еле слышные в тумане звуки, командир катера сумел выйти, практически "вынырнуть" из плотного тумана прямо к трапу-сходням. Это было, как чудо, как в сказке, а у Валерия Геннадьевича на лице даже морщинки озабоченности не было...

Второй случай, без сомнения, подвиг, произошёл с командой нашего корабельного катера под командованием лейтенанта В.Г. Бочковского тоже в Северной Атлантике во время сильной штормовой зыби, когда и катер и его команда подвергались смертельной опасности, но хладнокровие, опыт и слаженные действия Валерия Геннадьевича, офицеров и матросов экипажа БПК "Свирепый" сумели преодолеть последствия ЧП с кран-балкой на корабле, поднять катер на борт корабля и спасти его команду. Об этом я расскажу в своё время в отдельной новелле...

Тогда лейтенант Валерий Геннадьевич Бочковский только 4 часа сумел поспать, чтобы пережить ужас грозящей опасности в штормовом море, а затем опять встал на штурманскую вахту, потому что был незаменимым вторым штурманом во время боевого похода на первой БС (боевой службе) БПК "Свирепый". А сейчас он такой же полуголый, как и мы, спокойно рулил своим катером и наслаждался прекрасной погодой, прекрасным видом гладкого, как стекло, моря пролива Каттегат, прекрасным солнечным и жарким днём, переходом по морю от корабля к танкеру, всем происходящим во время нашего профессионального праздника День ВМФ СССР.

В декабре 1974 года лейтенант В.Г. Бочковский перейдёт служить в должности командира батареи М3А сначала на крейсер "Железняков", затем на учебный крейсер "Комсомолец", а затем на эскадренный миноносец "Спешный" - командиром ЗБ. Затем по состоянию здоровья В.Г. Бочковский будет списан на берег: станет преподавателем, потом старшим преподавателем и заместителем начальника учебного отдела 46-й ЭМШ. Через некоторое время В.Г. Бочковский станет помощником, а затем старшим помощником начальника отделения штаба Лиепайской ВМБ (ЛиВМБ); помощником начальника штаба Лиепайского района тылового обеспечения (ЛиРТО) и в конце службы на флоте в звании капитана 2 ранга - начальником 1981-го объединённого склада вооружения и имущества (ОСВИ) в городе Плунге (Литва). В 1994 году капитан 2 ранга В.Г. Бочковский по болезни будет уволен в отставку.

А пока лейтенанта Валерия Геннадьевича Бочковского, моториста Виктора Фёдорова, боцмана-плотника Владимира Баранова и меня, грешного, ждали новые приключения, танкер СМТ "Шексна", возвращение на БПК "Свирепый" и продолжение празднования незабываемого Дня ВМФ.

Фотоиллюстрация. 29 июля 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". День ВМФ СССР. На корабельном рабочем катере под командованием лейтенанта В.Г. Бочковского удаляемся от БПК "Свирепый" по направлению к танкеру СМТ "Шексна". Скоро по этому маршруту будет курсировать наша корабельная спасательная шлюпка - шестивёсельный ял, а команды гребцов из разных боевых частей будут состязаться в гонке на яле на время за главный приз - большой праздничный яблочный пирог.


Рецензии